Летний штиль | Деловая неделя
25 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Летний штиль

14.08.2020 10:32:28
№: 26(1383)
Нигмат РАМАЗАНОВ
Воздействие эпидемии коронавируса не закончилось, оказалось более продолжительным, чем ожидалось несколько месяцев назад. Поэтому пока рано давать оценку последствиям продолжающегося распространения вируса. Ясно, что оно будет очень тяжелым как для глобальной, так и отечественной экономики и финансового рынка.

Нигмат РАМАЗАНОВ

Воздействие эпидемии коронавируса не закончилось, оказалось более продолжительным, чем ожидалось несколько месяцев назад. Поэтому пока рано давать оценку последствиям продолжающегося распространения вируса. Ясно, что оно будет очень тяжелым как для глобальной, так и отечественной экономики и финансового рынка.

Август - традиционно малоактивный период. Это время отпусков. Поэтому активность на фондовых и товарных площадках будет снижаться, так как большая часть инвесторов покинет рынок. И даже тот факт, что в этом году из-за пандемии закрыты границы, не снижает вероятность того, что они предпочтут отдохнуть. Возможно на этих ожиданиях, начало месяца выдалось спокойным. На фондовых и товарных рынках сохранялось движение, хотя конкретные торговые идеи в настоящее время отсутствуют. Индикаторы рынка демонстрировали разнонаправленное движение, менялись в узком коридоре, оставались вблизи показателей, зафиксированных в конце предыдущего месяца.

На прошлой неделе были озвучены новости о состоянии платежного баланса страны. По заявлению заместителя главы Национального банка, в первом полугодии текущего года сложилась интересная ситуация в платежном балансе. В первом квартале отмечался профицит текущего счета баланса, за полугодие профицит сохранился, даже немного увеличился и составил 2,1 млрд. долларов. Причина такого результата в условиях падения мировых цен на сырьевые товары связана, по его словам, с рядом факторов.

Так, «экспорт товаров в первом полугодии сократился всего на 10,7%» до 25,6 млрд. долларов. Это результат относительно высоких цен на нефть в начале года, а также роста поставок нефти и газа на 7,7%. То есть сокращение добычи в рамках ОПЕК+ еще не в полной мере отразилось на цифрах экспорта. Профициту способствовал и сократившийся на 9,7% импорт товаров. Что обусловлено снижением объема ввоза инвестиционных товаров на 15,8% или 1,1 млрд. долларов США. Сокращение объема и экспорта, и импорта было связано в первую очередь с распространением вируса, введением карантинных мер, падением спроса и покупательной способности бизнеса и населения.

Улучшение состояния текущего счета, по его словам, обусловлено также с двукратным снижением доходов прямых иностранных инвесторов, работающих в сырьевом секторе отечественной экономики. Так, в первом полугодии прошлого года доходы к выплате составляли 10,6 млрд., в целом за год - 20,8 млрд. долларов США. За 6 месяцев этого года выплаты сократились до 5,4 млрд. долларов, что обусловлено падением цен на нефть. Вместе с тем подчеркивается, что эффект указанных факторов в основном иссякнет во второй половине года. Экспорт Казахстана остается преимущественно сырьевым, что отражается на крайней чувствительности экономики к мировым ценам на нефть и металлы. Доля этих товаров в экспорте страны занимает около 90%. Поэтому в условиях пандемии и замедления экономической активности по итогам года ожидается дефицит текущего счета соразмерный с показателем прошлого года или даже более.

Структура отечественной экономики практически не меняется, ее зависимость от ценовой конъюнктуры на энергоносители остается высокой, и поэтому именно мировые цены на нефть по-прежнему будут оказывать, основное влияние на состояние платежного баланса, курс национальной валюты и экономику страны в целом. Следует отметить, что новости с рынка нефти в последние месяцы изменилась в пользу экспортеров. Падение мировых цен в апреле до многолетнего минимума, начиная с мая, сменилось движением вверх. И котировки нефти пусть и не быстро, но устойчиво повышаются уже четвертый месяц подряд.

В начале июня стоимость барреля нефти марки Brent на Лондонской товарной бирже поднялась до психологического уровня в 40 долларов за баррель и после этого практически не опускалась ниже. Торги в августе открылись в районе выше 43 долларов, а через пару дней протестировали рубеж в 46 доллара за бочку. Повышение котировок было поддержано данными о запасах нефти в США, ослаблением курса доллара на международных валютных рынках, а также новостями о взрыве в Бейруте. После этого цены скорректировались немного вниз и до конца прошлой недели нефть торговалась в районе 44-45 долларов за баррель.

Ситуация на рынке нефти не изменилась и в начале текущей недели. Котировки несколько повысились в ожидании восстановления спроса на сырье. Участники рынка обратили внимание на слова генерального директора Saudi Aramco о том, что спрос на сырую нефть в Азии почти вернулся к уровню до начала пандемии. Кроме того, Ирак заявил о намерении сократить добычу на 1,25 млн. баррелей в сутки, что на 400 тысяч превышает текущие обязательства страны в рамках соглашения ОПЕК+. Таким образом, цены на рынке нефти в настоящее время держатся в разы выше прогнозов казахстанского правительства на текущий год (20 долларов за баррель). Но при этом остаются ниже, чем в предыдущие годы.

Заметным событием последнего времени стало ослабление курса американского доллара на мировых рынках по отношению к валютам развитых стран. Состязание основной пары валют также складывается в пользу евро. В последний день июля стоимость единой европейской валюты в моменте поднималась выше отметки 1,19 против порядка 1,12 доллара в начале месяца. Курс пары евро/доллар повышался до двухлетнего максимума. Валюта США, которая недавно извлекла выгоду из возросшего спроса на безопасные активы, начала падать. Усиление единой валюты к доллару США отразилось на повышении ее стоимости на внутреннем валютном рынке.

Затем доллару удалось отыграть часть потерь, и в первой декаде августа пара торговалась преимущественно в диапазоне 1,176 - 1,185 доллара за евро. Поддержку американской валюте в последние дни оказала новость о том, что президент США подписал указ о новых мерах поддержки американской экономики, включающих надбавки в размере 400 долларов в неделю к стандартным пособиям по безработице.

Тенденция снижения доллара сохранится и в следующем году, утверждают эксперты. Мотивируют они это ожиданиями инвесторов касательно проблем, ожидающих экономику Штатов. Тем обстоятельством, что восстановление экономики США замедлится по сравнению с Европой, что поддержит евро. Все чаще стали появляться новости о том, что эра господства доллара как основной резервной валюты медленно подходит к концу. Крупнейшие банки предрекают ему резкий спад уже в следующем году. Причинами обвала станут сокращающиеся сбережения населения, рост государственного долга США в долгосрочной перспективе и усиление Китая, заявляют известные западные экономисты и инвесторы

В этих условиях основным защитным активом в настоящее время стало золото. Цена золота в ходе торгов 4 августа достигла нового исторического максимума, превысила 2000 долларов за тройскую унцию. В конце июля ралли драгоценного металла забуксовало на подходе к этой психологически важной отметке, однако спады показали устойчивый сильный спрос к покупке. Аналитики говорят, что цены могут достичь 3500 долларов за два года, а некоторые называют даже цифру 8000. Одной из причин быстрого подорожания золота стало то, что доходность золота в следующие 12 месяцев ожидается выше по сравнению с низкой доходностью по казначейским облигациям США.

Что касается новостей на внутреннем валютном рынке, то повышение цен на нефть практически не отразилось на курсе тенге к доллару. Средневзвешенный биржевой курс доллара вслед за ростом котировок нефти 6 августа опускался несколько ниже 418 тенге, но уже на следующий день превысил эту отметку. Курс национальной валюты реагировал скорее на динамику пары доллар/рубль, чем на изменение котировок нефти. В то же время наблюдалось резкое повышение стоимости евро на внутреннем рынке. Официальный курс евро на прошлой неделе менялся в интервале 491,36 -496,08 тенге против 469,75 в среднем за июль.

Судя по всему, тенге и далее будет реагировать в первую очередь на изменение стоимости рубля к доллару. Поддержку национальной валюте может оказать существенное повышение котировок нефти, что маловероятно в нынешних условиях. Еще одним фактором влияния на курс тенге может стать рынок государственных ценных бумаг, считают в Национальном банке. Отмечается, что тенговые инструменты выглядят достаточно привлекательными для иностранных инвесторов из-за высокой доходности, что может стать дополнительным источником предложения валюты на внутреннем рынке.

Вместе с тем представитель регулятора заявил, что так называемый «сезон отпусков» не окажет традиционного влияния на стоимость тенге. В этом году из-за вируса многие страны по-прежнему остаются закрытыми для туристов. Поэтому спрос на валюту с их стороны значительно снизился и сезонный эффект влияния будет весьма ограниченным. Так же как и «налоговой недели». Дело в том, что в августе оплата налогов будет производиться за второй квартал, когда цены на нефть падали до многолетних минимумов. Следовательно, налоговые платежи и дополнительное предложение валюты на внутреннем рынке будет ограниченным.

Как эти и другие факторы влияния отразятся на стоимости тенге в августе, покажет время. На наш взгляд, ослабление тенге к основным мировым валютам продолжится, но более медленными темпами, чем в июле.

Девальвацию тенге по отношению к основным мировым валютам вряд ли можно считать сюрпризом, так как происходит это в условиях ухудшения ценовой конъюнктуры на наш основной экспортный товар - нефть. Конечно, котировки нефти остаются существенно выше прогнозов правительства, но в целом за истекший период они сложились значительно ниже, чем в январе-августе прошлого года.

Падение курса национальной валюты способно помочь экспортерам, сделать некоторые отрасли более конкурентоспособными, способствует росту поступлений в бюджет. Однако этот процесс имеет и негативные последствия. Оно основано на ложном представлении о том, что более слабый курс якобы дает устойчивое преимущество в продвижении экспорта, а рост экспорта и снижение импорта - секрет экономического успеха. Но при этом, в частности, конкурентные преимущества создаются за счет ускорения инфляции, снижения уровня благосостояния населения, падения доходов населения в долларовом измерении. Кроме того, возникает угроза возобновления процесса долларизации денежной массы.

Учитывая все за и против, можно предположить, что в краткосрочной перспективе власти не заинтересованы в заметном ослаблении курса национальной валюты. В противном случае могут возникнуть проблемы с удержанием инфляции в запланированном коридоре, снизятся доходы населения не только в реальном, но и долларовом измерении. Поэтому можно предполагать, что вряд ли вариант ускорения девальвации тенге рассматривается как способ поддержки экспортеров. Во всяком случае - в этом году. В то же время не стоит, скорее всего, рассчитывать и на то, что власти окажут поддержку тенге, если давление на него усилится.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...