Лицо на камне | Деловая неделя
26 марта 2025 | выходит по пятницам | c 1992 года

Лицо на камне

18.07.2024 16:40:53
№: 26 (1568)

случайно нашли в Акмолинской области

Аман Абаев

17 ИЮЛЯ на сайте министерства по чрезвычайным ситуациям РК появилась любопытная новость: «Археологический артефакт обнаружили сотрудники ДЧС Акмолинской области». К тексту прилагаются несколько фото, на которых артефакт можно разглядеть во всей красе. «Артефакт представляет собой человеческое лицо, высеченное в камне», - лаконично отчитываться спасатели. На фотографиях мы видим крупный камень или кусок скалы, сбоку которой, перпендикулярно земле, на котором примерно на уровне полуметра над ней, действительно явно проступает заросшее мхом лицо, глубоко высеченное на поверхности.

В пресс-релизе МЧС говорится, что «на историческую находку натолкнулись сотрудники ОЧС Сандыктауского района при проведении профилактического мероприятия «Орман». Этот район Акмолинской области находится к северо-западу от Астаны, в 300 километрах. Ранее этот регион не был особенно знаменит археологическими находками и согласно государственному списку памятников истории и культуры местного значения, там найдены курганы и могильники эпохи бронзы и раннего железного века, а также остатки нескольких поселений бронзы и стоянок неолита… И в этом смысле найденный артефакт представляет собой двойную археологическую мини-сенсацию, поскольку не только найден в нехарактерном месте, но и не похож на традиционные памятники материальной истории, распространенные на территории Казахстана. Из похожих археологических артефактов чаще всего в Казахстане можно встретить либо петроглифы - рисунки, процарапанные на камнях и скалах, либо балбалы - антропоморфные фигуры, с вырезанными на камне чертами лиц, одеждой, оружием. Как правило балбалы держат в руках чаши, хотя встречаются и архаичные экземпляры вовсе лишенные деталей, кроме лица. При этом назначение балаболов в зависимости от времени и региона было разным, где-то это были фигуры предков, которым делали жертвоприношения и подношения, где-то - фигуры поверженных врагов, отмечающие доблесть и воинственность владельцев этой земли. С петроглифами найденный артефакт роднит тот факт, что изображение нанесено прямо на скалу или камень, а не вырезанную фигуру, а с балбалами - само лицо и техника его изображения методом вырезания камня. В итоге, мы получаем совершенно нехарактерный для нашей территории артефакт, что делает его уникальным. По информации спасателей, о находке было сообщено в департамент по ЧС Акмолинской области и в местный краеведческий музей. Но информация о находке разнеслась так быстро, что о ней стало известно не только ученым-историкам и археологам из Астаны, но даже и дальнего зарубежья. Судя по всему, археологи уже успели посетить место обнаружения артефакта. «Сотрудники ЧС провели гостей к памятнику из прошлого», - говорится в пресс-релизе МЧС. Судя по всему, краткий анализ, который также приводится в сообщении от госоргана, представляет собой краткую выжимку из предварительных выводов ученых: «На сегодня, утверждать к какой именно из эпох принадлежит изделие древнего скульптора невозможно. Мнения ученых разделились. Одни утверждают, что этот камень здесь еще с бронзового века, другие относят его к более позднему, тюркскому периоду. Даже, по мнению одного из ученых есть сходство с находками, обнаруженными в Сибири. Какое из мнений правильное, решит дальнейшее изучение, но уже сейчас можно сказать, что открытие несет большую историческую ценность. На данный момент артефакт взят под охрану». При сопоставлении изображений, лицо из Сандыктау действительно в общих чертах напоминает голову Кюль-Тегина (она, кстати, попала на купюру 1000 тенге), тоже видны монголоидные скулы и разрез глаз, хотя новая находка, конечно, выполнена несколько более примитивно парадной статуи. Да, и скульптура Кюль-Тегина, это полноценная объемная фигура, а не небольшое изображение на скале. Впрочем, это не исключает, что Сандыктауское лицо могло быть просто наброском, черновиком, на котором древний резчик просто оттачивал свое мастерство, требуемое для обработки полноценно отделенных и обработанных под фигуру человека кусков камня. Это логично объясняет, почему изображение нанесено на статичный объект - не нужно тратить усилия на выделку фигуры, а также почему там только лицо при том, что мастерства резчика явно достало бы и на другие детали - просто древний художник отрабатывал изображение лица. Также техника Сандыктауского лица напоминает изображение на оленном камне (вертикальные каменные стелы, чаще всего покрытые узорами в виде оленей и других зооморфных мотивов) из местности Ушкийн-Увэр в Хубсугульском аймаке Монголии, где высечен похожий портрет. Оленные камни - предшественники балбалов, в Казахстане встречаются только в ВКО и в этом смысле если связь Сандыктауского лица с этой культурой будет доказана, это значительно расширит ее ареал.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...