Лопнувший нарыв | Деловая неделя
20 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Лопнувший нарыв

07.05.2021 10:36:08
№: 17(1420)
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек

Именно так можно сравнить трагические события на кыргызско-таджикской границе, приведшие к гибели, более 50 человек и ранению нескольких сотен. Что это – операция контрабандистов с двух сторон, попытки властей двух стран консолидировать свое население или вмешательство третьих сил?Национальное информационное агентство Таджикистана «Ховар» 5 мая опубликовало совместное заявление правительственных делегаций Таджикистана и Кыргызстана по делимитации и демаркации границ по итогам переговоров 1-2 мая в городе Баткен

Заранее готовились?

В марте месяце кандидат на пост премьер-министра КР Улугбек Марипов заявил с трибуны в парламенте, что водозабор «Головной», получающий воду из реки Ак-Сай, перешел под юрисдикцию таджикской стороны. Данный объект находится в нескольких десятках метрах от спорной территории, а река питает сразу три государства – Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан. Это заявление сразу вызвало напряжение в кыргызском обществе, баткенцы даже вышли на пикеты с требованием не отдавать этот стратегический узел соседям и обвинили власти в предательстве национальных интересов. Немногим погодя уже утвержденный на посту главы кабмина Марипов извинился «за неточную информацию». К тому времени своеобразную эстафету у него принял уже глава Госкомитета нацбезопасности и по совместительству руководитель Госкомиссии по демаркации госграниц Камчыбек Ташиев. Тогда главный чекист Кыргызстана был окрылен успехом на переговорах с Узбекистаном и бил себя в грудь, заверяя, что это он решил проблемы страны, которые не разрешались на протяжении последних 30 лет. Тогда же Ташиев заявил, что проблему таджикских анклавов Чорку и Ворух он готов решить путем обмена территорий с соседями. С отповедью выступил экс-министр иностранных дел РТ Хамрохон Зарифи, который сказал, что «Ворух никогда не был анклавом», а уровень подготовки у главы ГКНБ КР Ташиева «не соответствует» деликатности темы госграниц. Два чиновника обменивались посланиями весь апрель.

Потом оказалось, что стороны использовали не только слова, но и готовили более тяжелые аргументы. Кыргызская сторона провела армейские учения на полигоне Бужум в Баткенской области, а президент Таджикистана Эмомали Рахмон лично посетил Ворух, дабы поддержать моральный дух своих сограждан. Уже тогда в риторике чиновников Таджикистана стали звучать претензии, мол, вся Баткенская область – это территория Таджикистана, смотрите карты 1920-х годов. На это в Бишкеке не обратили особого внимания.

Не стали там заострять внимание и на том, что таджикская сторона стала готовиться к конфликту и начала подтягивать к границе бронетехнику, солдат, вывозить женщин, стариков и детей из своих сел, рыть окопы и готовить огневые позиции, о чем рядовой состав Госпогранслужбы (ГПС) ГКНБ КР ставил в известность свое руководство. Даже если эти бумаги и рапорты дошли до самого Ташиева, тот он никак не отреагировал. Он был больше занят обещаниями оторвать головы и языки своим критикам, которые подвергли его обструкциям за условия соглашений с Узбекистаном, согласно которым соседи получали равные права за доступ к нескольким водохранилищам на территории Кыргызстана.

В ночь перед нападением таджикской стороны 29 апреля он вообще покинул страну и вылетел в Европу. До сих пор непонятно, он действительно собирался в Германию, «на плановое обследование после ранее перенесенной операции на сердце» или летал в Испанию, где у одного из его сыновей накануне справляли день рождения. Отпрыск чекиста намерен строить карьеру профессионального футболиста. Как бы то ни было, когда следующий ход сделала таджикская сторона, с кыргызской стороны место игрока было пустым…

Пули и реактивные снаряды вместо камней

Утро 29 апреля вошло в историю Кыргызстана следующим трагическим образом. Еще в середине апреля встречались между собой губернаторы Согдийской области Таджикистана и Баткенской области Кыргызстана. Они договорились, что таджикская сторона уберет видеокамеры, которые начали монтировать на столбы, прилегающие к водозабору «Головной». Однако мэр города Исфара Баховаддин Баходурзода отказался выполнить решение вышестоящего начальника; более того, отправил людей, чтобы они охраняли видеокамеры. Также исфаринский начальник направил технику и людей для ремонта канала рядом с гидротехническим узлом.

Кыргызская сторона попыталась снять видеокамеры и попала под град камней с таджикской стороны. Градус был высоким еще и потому, что накануне стычка гражданских лиц в этом районе завершилась выстрелом из ружья со стороны Таджикистана, что привело к ранению в глаз одного из кыргызстанцев. Позже, раненый скончается в больнице.

Еще одна группа таджикских граждан подошла к кыргызским селам у границы и забросала камнями их дома. Камни кидались через границу до 14.05 местного времени, когда с таджикской стороны раздались выстрелы из минометов и автоматического оружия. Стреляли по гражданам Кыргызстана. Все это было зафиксировано кыргызскими пограничниками. Позже около границы найдут тела 25 убитых кыргызстанцев. Но перестрелкой все не закончилось. Одновременно таджикская сторона атаковала десяток пограничников, охранявших водозабор, имея численное и огневое превосходство. У кыргызских пограничников были только автоматы, единственный крупнокалиберный пулемет заклинило в начале боя. Однако, кыргызские военнослужащие не дрогнули.

Чуть позже, таджикские военные подняли в воздух несколько боевых вертолетов Ми-24 с которых пулеметным огнем и реактивными неуправляемыми снарядами открыли огонь даже не по пограничникам Кыргызстана, а по его населенным пунктам. Одновременно в атаку пошли вооруженные автоматами пограничники и милиционеры Таджикистана, при поддержке вооруженного ополчения, оперативно получившего оружие тем утром. Почти сразу были атакованы сразу три погранзаставы Кыргызстана, но в интернете таджикские силовики первыми заявили: мол, на нас напали кыргызы. Таджикские сегменты социальных сетей заполнились всякого рода патриотическими роликами, в которых звучали призывы идти войной на Кыргызстан, «освобождать исконно таджикские земли и убивать кыргызов».

Бой у «Головного» длился несколько часов, прежде чем к пограничникам Кыргызстана подоспела подмога. Прибывший спецназ ГПС ГКНБ не только отбросил таджикских силовиков, но и, в свою очередь, атаковал уже заставу на сопредельной стороне границы, около села Ходжаи Аъло. Подошедшая бронетехника, БМП и БТР, помогла нивелировать эффект неожиданности со стороны таджикских силовиков. Единственное, что кыргызская сторона не делала – не подняла в воздух свои боевые вертолеты. Потеряв несколько человек, спецназ «Бору» захватил таджикскую погранзаставу. На кыргызской территории в этот момент полыхали здания нескольких кыргызских застав, подожженных огнем таджикской стороны. Перестрелки и столкновения происходили в различных местах на границе Баткенской области, в десятках километров друг от друга.

Чуть позже, на дороге Ош – Исфара будут найдены расстрелянные и раздавленные автомашины с кыргызскими номерами, среди них - карета скорой помощи. Таджикская сторона захватила водителей и пассажиров в заложники, позже их передали обратно после переговоров. Кроме людей, таджикские пограничники захватили несколько приграничных сел. В них под присмотром таджикских силовиков оперативно сносились дома кыргызстанцев, их рушили строительной техникой. Так было разрушено около 120 домов кыргызстанцев, две школы, два десятка автозаправок, фельдшерско-акушерский пункт.

Видимо, именно тем, что таджикская сторона легко пошла на эскалацию и заранее подготовила вооружение и технику и объясняется соотношение потерь. В Кыргызстане зафиксировали 36 человек убитых, из которых лишь трое – силовиков, а остальные – гражданские, среди которых дети 4 и 12 лет. Ранено около двух сотен и эвакуировано более 40 тысяч. С таджикской стороны официально погибли 19 человек, но уже половина из них военные, а часть официально гражданских могли быть вооруженными. Правда в кыргызских соцсетях пишут, что таджики потеряли около сотни человек только убитыми, но никаких независимых подтверждений этому нет.

Вечером стороны вроде бы договорились прекратить огонь. Однако, как сообщали очевидцы, таджикские силовики продолжили уничтожение имущества в кыргызских селах. Они целенаправленно уничтожали инфраструктуру, видимо, чтобы лишить соседей надежду на возвращение в свои дома.

Лишь к ночи прилетел из Европы Камчыбек Ташиев. В его отсутствие глава государства Садыр Жапаров призывал кыргызстанцев сохранять благоразумие и спокойствие, но в Баткен не ехал. В Бишкеке начали собираться волонтеры и гумпомощь пострадавшим. Караваны с едой, одеждой и медикаментами стали выезжать на самую южную окраину. В Бишкеке 30 апреля и 1 мая было тоже напряженно – около Дома правительства митинговали люди, требовали оружие и действий от президента Жапарова. Молодежь хотела прямо с митинга ехать на войну.

Лишь в ночь на 2 мая наступило полное затишье и обе стороны отвели войска, начав реальные переговоры.

Возможные причины

После начала перестрелок и военных действий в кыргызской прессе сразу пошли разговоры, что в событиях замешан лично Эмомали Рахмон, чьему окружению могло показаться не по нраву то, что в последнее время сильно уменьшились объемы контрабандных поставок горючего, продуктов питания и прочих товаров в Таджикистан. Вся эта теневая деятельность, по слухам, контролируется его детьми и зятьями.

Часть аналитиков стали обвинять Москву: «Владимир Путин руками таджиков строит Жапарова, который его ослушался осенью прошлого года и досрочно отправил бывшего президента Сооронбая Жээнбекова в отставку, не дожидаясь итогов выборов». Были и предположения, что через военный конфликт Рахмон пытается поднять свой упавший рейтинг и обеспечить поддержку своему наследнику. Большая часть критики досталась все же Камчыбеку Ташиеву, который своими действиями, подобно слону в посудной лавке, «спровоцировал всю ситуацию».

Пока в Кремле думали над реакцией по поводу перестрелок в Фергане, президенты Казахстана Касым-Жомарт Токаев и Узбекистана Шавкат Мирзиеев заявили о своей готовности стать посредниками в урегулировании конфликта. Немногим позже Турция выразила поддержку Кыргызстану и готовность выслать на подмогу своих добровольцев и беспилотники. Кажется, пограничный конфликт имел все предпосылки к разрастанию и переходу на международный уровень с вовлечением в него стран, далеких от мест событий. Появились даже сообщения, что с таджикской стороны видели афганских наемников, о чем, якобы сообщили источники в силовых структурах Кыргызстана.

Еще одну интересную деталь опубликовали коллеги из «24.kg»: К конфликту на кыргызско-таджикской границе может быть причастен бывший полевой командир Шох Искандаров. Информацию об этом накануне на своей странице в Facebook опубликовал советник мэра Бишкека Асхат Осмонов. В опубликованном им тексте, якобы, использованы данные из аналитической записки с фрагментами разведданных, указывающих на присутствие Шоха Искандарова вблизи границы. Сообщается, что в ночь с 29 на 30 апреля в местности Зумрад, возле санатория, расположенного рядом с селом Достук Баткенского района, бывший полевой командир Таджикистана Шох Искандаров по списку и военным билетам раздал оружие — 2400 автоматов Калашникова подконтрольным ему боевикам, ветеранам войны в Афганистане, прибывшим из разных регионов Таджикистана. После раздачи оружия боевики разместились в санатории. Сам Шох вместе со своим ближайшим окружением поселился в доме своего близкого друга Зайнидина Хажи, который в записке упоминается как бывший член его группировки, причастный к организации крупных каналов переправки наркотиков.

«Для подконтрольных Шоху лиц было организовано чаепитие, зарезаны бараны. В настоящее время они ждут указаний от Шоха. По предварительным данным, 30 апреля они должны были напасть на кыргызские села Ак-Сай, Кок-Таш, Таш-Тумшук, Орто-Боз, Кок-Терек, расположенные между анклавом Ворух и основной частью Таджикистана, тем самым соединить их», — говорится в сообщении. Отмечается, что отряды были собраны и должны были действовать с ведома официальных властей Таджикистана. В сообщении отмечается, что всеми процессами, в том числе нападениями на приграничные кыргызские села, руководит лично Шох Искандаров.

«Возможно, вылазки 29-30 апреля на территории Кыргызстана, сопровождаемые нападениями на пограничные заставы ПС ГКНБ, являются своего рода репетицией перед крупномасштабным нападением. А нападения по всему фронту кыргызско-таджикской границы в Баткенском и Лейлекском районах являются отвлекающим маневром и проверкой действий и слаженности войсковых частей и соединений Вооруженных сил Кыргызстана. Днем 30 апреля проходила непроверенная информация о возможности нападения на войсковую часть Министерства обороны КР в селе Бужум Баткенского района», — говорится в записке.

За комментариями 24.kg обратилось в пресс-центр ГКНБ. В ведомстве приведенную выше информацию не подтвердили, но и не опровергли. Сегодня обе стороны ведут войну в информационном пространстве, обвиняя друг друга в агрессии. Бывшие в заложниках кыргызстанцы отметили, что их били и пытали не гражданские лица, а таджикские силовики. К тому же, генпрокуратура этой страны первой заявила о возбуждении уголовного дела в отношении силовиков Кыргызстана по статье «Агрессия».

Переговоры

Однако пока, вопреки предсказаниям пессимистов, война не продолжилась. Наоборот, начались переговоры. «В духе взаимного доверия и добрососедства, ссылаясь на древнюю историю мирного сосуществования двух братских народов состоялся обстоятельный обмен мнениями по принятию безотлагательных мер, направленных на урегулирование ситуации на таджикско-кыргызской границе, возобновлению и активизации работы совместной комиссии», — говорится в сообщении об их проведении.

Главы делегаций Республики Таджикистан и Кыргызской Республики выразили полное взаимопонимание в вопросе о необходимости скорейшего описания линии кыргызско-таджикской государственной границы на оставшихся участках. По данным таджикского агентства «Ховар», стороны согласились для описания проектной линии государственной границы между Республикой Таджикистан и Кыргызской Республикой на участках от пограничной точки № 43 до пограничной точки № 61 и от пограничной точки № 135 до пограничной точки № 141 использовать документы и материалы национально-территориального размежевания 1924-1927 годов и паритетной комиссии 1989 года.

Топографическим рабочим группам поручено описать проектную линию таджикско-кыргызской государственной границы на вышеуказанных участках с 5 по 9 мая 2021 года.

Одновременно с этим на участках Овчи Калача Бабаджан-Гафуровского района, Чоркух, Сомониен, Ходжаи Аъло города Исфары Согдийской области Республики Таджикистан, а также населенных пунктов Максат, Кулунду Лейлекского, Коктош, Коктерек, Аксай Баткенского районов Кыргызской Республики рабочие группы сторон сроком до 17 мая 2021 года приступят к проведению топографических работ и описанию проектной линии таджикско-кыргызской государственной границы на вышеуказанных участках.

Сообщается, что достигнута договоренность о том, что до завершения процесса делимитации, демаркации и юридического оформления таджикско-кыргызской государственной границы, в целях беспрепятственного передвижения граждан, проезда транспортных средств и грузов Республики Таджикистан стороны совместно построят и таджикская сторона будет использовать и содержать автомобильную дорогу Ходжаи Аъло — Ворух в объезд по восточной стороне населенного пункта Танги (Капчыгай). Статус данной автодороги будет определяться отдельным государственным соглашением двух стран. Для скорейшего начала строительства указанной автомобильной дороги топографическим рабочим группам поручено совместно с проектными организациями произвести в срок до 1 июня 2021 года полевое обследование данного участка на землях практического использования Баткенского района.

Стороны согласились приступить к проектному описанию линии прохождения таджикско-кыргызской государственной границы на участке Ворух после завершения строительства автомобильной дороги Ходжаи Аъло — Ворух в объезд по восточной стороне населенного пункта Танги (Капчыгай).

Кыргызстанцев же больше всего в эти дни (за исключением смертей сограждан) поразили слова Камчыбека Ташиева, который пригрозил полностью остановить контрабанду на границе с Таджикистаном, если военные действия не прекратятся. На резонное замечание по поводу того, как вообще можно было пропускать ее раньше он ответил: «До этого к незаконным действиям с контрабандой относились лояльно, незаконные действия происходили, но теперь их не будет. Вот сейчас, например, в Таджикистан не проходит ни литра контрабандного дизтоплива, ГСМ. И из Таджикистана контрабанда тоже не будет проходить, теперь всё будет законно». Неужели для того, чтобы власти Кыргызстана, наконец, установили законность на границе, должны погибнуть люди, теперь вопрошают в Бишкеке… 
Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...