Лояльный курултай
прошел не по плану
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
НА ФОНЕ роста недовольства действиями властей при разделе приграничной территории с Узбекистаном власти Кыргызстана пытаются установить контакт с населением путем проведения курултаев – собраний представителей «простого народа». Правда, вместо коллективного одобрения на курултае власти получили очень жесткие замечания и требования от казалось бы тщательно отобранных делегатов.
Одна из давних традиций кочевых народов – это проведение собраний-курултаев для принятия тех или иных важных решений. Как правило, аксакалы и другие уважаемые люди собирались в одном месте и не расходились, пока не придут к определенному мнению. Или не придут – зависело от повестки. Курултаи в Кыргызстане до сих пор были своеобразной «фишкой» оппозиции. На неофициальные «народные сходы» собирались оппоненты того или иного президента со всех регионов, принимали свою резолюцию и шли вперед – «раскачивать» действующий режим. Поэтому власть, как обычно, всегда старалась нейтрализовать эти собрания: мол, представители народа – это депутаты, наделенные определенной властью, полномочиями и они выбираются прямыми выборами, а все эти курултаи в чистом поле – не более чем политическая самодеятельность.
Правда, второй президент Кыргызстана Курманбек Бакиев попытался провести свой курултай, чтобы изобразить поддержку своей деятельности на всех уровнях от населения республики. Однако, не успел – его свергли участники предшествовавшего курултая оппозиции.
Курултаям активно сопротивлялся и участвовавший в свержении Бакиева четвертый глава государства - Алмазбек Атамбаев: мол, я ж вам дал партийную систему, работайте в рамках нее. Впрочем, злые языки говорили, что свергнувший «авторитариста» Бакиева «демократ» Атамбаев тоже грешил избыточным контролем и утверждение составов фракций от партий проходили через личное участие президента страны и предварительный отсев силовиками. В общем, курултаи были под негласными запретами.
Впрочем, и партийная система в Кыргызстане себя, судя по всему, тоже дискредитировала. Слишком заметны были в партсписках местные олигархи, слишком заметны стали региональные кланы в политических раскладах в парламенте и правительстве. А поскольку не было механизма отзыва мандатов у парламентариев, то любой «кошелек» вначале покупал себе место в первой пятерке у «проходной» партии, а затем мог легко из фракции выйти и вести жизнь «вольного» депутата, делая все, что ему заблагорассудится. Хороши, правда, и лидеры партий, многие из которых устраивали из выборов настоящие аукционы по продаже мест в Жогорку кенеше, благодаря чему вместо продвижения демократии и парламентаризма банально набивали свои карманы деньгами. В итоге и «качество кадров», которые победившие партии устраивали в различные органы власти (все-таки республика была парламентской), было крайне низким.
Апофеозом партийной системы стали выборы октября 2020 года, на которых семья президента Жээнбекова и семья их сватов Матраимовых создали две партии и на пару устроили гонки за властью. На этом фоне и смог свергнуть Жээнбекова, а потом и вернуть Кыргызстан к президентской форме правления Садыр Жапаров. Но теперь и его обвиняют в произволе и утрате чувства реальности. Хотя последние четыре созыва парламента уже были выдрессированы Белым Домом, как и действующий, Жапаров, видимо, решил показать, что его поддерживает и народ тоже. Теперь против проведения курултая выступали уже представители гражданского сектора и оппозиция: мол, власти набирают «дежурных аксакалов» и будут «упиваться народной поддержкой».
Как бы то ни было, курултай решили собирать, и непосредственной его подготовкой руководило даже не правительство, а аппарат президента. В итоге, 25 ноября в Бишкек приехали 1074 делегата, из которых было лишь 150 женщин. Но именно они смогли задать высокий градус дискуссии на собрании.
Отличилась особенно экс-депутат Жылдызкан Жолдошева. Она в свое время очень много времени провела в борьбе за свободу действующего президента Садыра Жапарова, преследуемого Атамбаевым. Именно Жолдошева и напомнила Жапарову об обещаниях, данных им во время предвыборной кампании. «Президент должен выполнить все, что обещал людям, которые присутствовали на стадионе в городе Оше. И призываю вас избавиться от подхалимов во власти. Иначе страна не будет развиваться», - громко заявила она под аплодисменты зала.
Главный ее вывод совсем не мог понравится президенту: «Кыргызстану стоит вернуться к парламентской форме правления, так как кто бы ни пришел на эту должность, потом превращается в монстра, даже несмотря на пройденные трудности». На этом месте некоторые делегаты форума попытались прервать ее, но безуспешно. «Кто придет после вас, Садыр Нургожоевич? Куда он приведет страну? По недрам, насколько мне известно, 33 компании купили месторождения за 300 сомов. Сейчас наши полезные ископаемые уходят за границу. Вы говорите, что наши дети болеют, но в таком случае нужно заботиться о здоровье нации. Если есть нация и народ, значит, есть и государство. Только сначала народ, а уж потом идет власть и президент. Еще открыто скажу, что в Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областях территория наших земель уменьшилась после того, как стали якобы решать вопрос границ. Тысячи километров уходят!», — эмоционально заявила она.
Жолдошова также напомнила, что глава кабмина Акылбек Жапаров работал и с прежней властью, при нем сменились несколько президентов. «С кем вы только не работали, сколько президентов вы пережили? Я считаю, что если строительство ГЭС «Камбар-Ата-1» будет вестись вместе с другими странами, то мы потеряем свою независимость. Вода и энергетика дороже золота. Вы говорите о борьбе с коррупцией. Вот тут сидит министр энергетики Таалай Ибраев. Он допустил ущерб больше чем на 20 миллионов, и он работает министром. Из-за Доскула Бекмурзаева мы зимой будем мучиться. Если боретесь с коррупцией, тогда не пугайте депутатов, лучше со своей команды начните, Садыр Нургожоевич, и не крышуйте их», — обратилась она к президенту. После чего ушла под овации зала на свое место. Согласно правилам курултая, выступающих нельзя прерывать, но что будет с ними после – обычно история умалчивает.
Свидетелями столь жестких обвинений стала практически вся властная элита. Возможно, экспромт Жолдошевой не был запланирован, и ее просто вывел из себя елей, вылитый на главу государства Жапарова премьером Жапаровым (они однофамильцы) в своем выступлении. По словам последнего, за десять месяцев 2022 года от «Кумтора» поступило 26,5 миллиарда сомов. «А за 11 лет от золоторудной компании поступило всего 5,3 миллиарда сомов. Если в 2021 году получили 10 тонн золота, и оно осталось в стране, то в 2022-м в стране останется еще 17 тонн золота. Президент посвятил свою судьбу «Кумтору», но не соблазнился золотом. Давайте поблагодарим его за это. Садыр Нургожоевич никому не дает воровать и все собирает в казну», — угодливо сказал Жапаров про Жапарова. Все его выступление было выдержано в этом духе: «За два года мы зажгли погасшую надежду народа».
По его словам, государственное управление работает на улучшение жизни народа: «Команда Садыра Жапарова работает профессионально, с терпением и умом. Несмотря на пессимистические прогнозы международных институтов, рост экономики составил 7%. Раньше над нами смеялись, когда мы заявляли о строительстве Камбаратинской ГЭС за $1 миллиард. Теперь соседи пишут письма президенту с просьбой их тоже включить в проект. Бюджет страны вырос в 2-3 раза. Такое редко бывает даже в странах с «экономическим чудом», — заявил Жапаров-премьер-министр.
Досталось на, как оказалось, плохо подготовленном курултае и второму участнику правящего тандема – главе Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Камчыбеку Ташиеву. Ему прилетело не только от Жолдошевой, как руководителю Госкомиссии по устройству государственных границ, но и от ряда других делегатов. Те поругали Ташиева за прессинг оппозиции, за массовый арест активистов, а также за недостойное поведение в парламенте днем ранее, когда он обматерил одного из депутатов. Сапарбек Аргымбаев, известный своей борьбой еще с режимом Курманбека Бакиева, прямо пристыдил Ташиева на публике за матерные слова и потребовал извинений перед женщинами. Но чекист так и просидел молча, и только зыркал на выступающих грозным взглядом.
В день открытия курултая молодежь, преимущественно из неправительственных организаций, устроила марш в поддержку демократии и свободы слова. Около двухсот-трехсот человек намеревались прийти и к зданию национальной филармонии, где проходил курултай и также выступить на нем. Однако, милиция не дала этого сделать, заранее предупредив, что ходить по городу можете сколь угодно долго, но при попытке проникнуть в здание филармонии, будет разгон с последующим арестом. В итоге, весь негатив был выплеснут в социальных сетях.
Что касается самого курултая, то после нескольких критических выступлений он все же дал наказ депутатам парламента к маю следующего года разработать законопроект «О курултае». Кроме того, делегаты рекомендовали принимать законы, «исходя из интересов общества, а не отдельного индивида». На том и разошлись…