Ложка дегтя в бочке интеграции | Деловая неделя
11 декабря 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Ложка дегтя в бочке интеграции

12.11.2021 09:36:26
№: 42 (1445)
или Статья Лаврова, как предупреждение

«ДН»

НА ЭТОЙ неделе министр иностранных дел РФ Сергей Лавров опубликовал в правительственной «Российской газете» большую статью, посвященную российско-казахстанским отношениям и оценке ситуации в нашей стране глазами Кремля. При дежурных экивоках о вечной дружбе, добрососедстве и стратегическом партнерстве, в бочке меда содержалась и ложка дегтя – министр Лавров отметил, что в Казахстане «в последнее время мы стали свидетелями ряда резонансных проявлений ксенофобии в отношении русскоязычных граждан Казахстана», которые якобы реализуются по «методикам извне» (читай – с Запада). Нур-Султан на эти шпильки отвечать не стал, а отдельные политики, которых журналисты попытались опросить на этот счет, даже пожаловались на «атаки» со стороны СМИ. Судя по всему, казахстанский истеблишмент старательно избегает любых острых углов в отношениях с бывшей метрополией, которая старательно педалирует интеграцию в рамках ЕАЭС по своему сценарию.
Для того, чтобы рассматривать статью главы российского МИДа, важно не только содержание, но и контекст. А он получился весьма знаковым: одновременно с выходом статьи про казахстанско-российские отношения Россия и Беларусь подписали аж 28 программ интеграции в рамках их Союзного государства (СГ). А еще за неделю до этого западная пресса вновь увидела сосредоточение российских войск на границах Украины. Но давайте начнем с Беларуси.

Будучи дипломатом, Лавров, тем не менее, часто совсем не дипломатичен, или, наоборот, дипломатичен там, где от него ждут четкой позиции. Однако, казахстанское руководство этого дипломатично старается не замечать.

Если раньше Лукашенко довольно очевидно тормозил интеграцию, настаивая на сохранении суверенитета своей страны, то теперь все выглядит так, будто Минск «ныряет» в сотрудничество, как в прорубь. Так, в рамках принятых дорожных карт будет принято более 400 новых законов и постановлений, в том числе запускается разработка символики Союзного государства РФ и РБ. Лукашенко даже предложил создать единый медиахолдинг СГ, чтобы не «раскладывать деньги по разным тарелкам». Поскольку речь, очевидно, идет об объединении, прежде всего, пропагандистского ресурса, одной из главных скреп авторитарных режимов, то ясно, что речь идет о глубочайшем уровне интеграции Минска в общегосударственный проект с Москвой.

Напомним, ранее Лукашенко не раз высказывался против того, чтобы в рамках СГ создавались какие-то наднациональные органы. То, что он готов отдать свой пропагандистский ресурс Кремлю (масштабы российской информационной структуры в разы больше, и объединиться «на равных» невозможно чисто технически), является отражением ситуации, сложившейся в его стране после прошлогодних президентских выборов. Лукашенко, уже четверть века правящий своей страной, шел на них с чуть ли не антироссийскими лозунгами, но столкнулся с резким протестом населения против его бесконечного президентства, которое не приняло на веру официальные результаты голосования, и начало проводить массовые акции протеста. В центр Минска выходили десятки и, по некоторым данным, даже сотни тысяч недовольных, требовавших отставки Лукашенко, который окружил себя вооруженной охраной, сам ходил под камеру с автоматом, и немедленно поспешил обратиться за поддержкой к Москве.

Владимир Путин ее оказал и Лукашенко удалось выстоять, протесты сошли на нет перед лицом жестокого преследования их участников, суды десятками осудили активистов протеста, журналистов и сочувствующих им. В ответ Запад включил против режима Лукашенко различные санкции, усилившиеся еще после того, как Минск перехватил пролетающий над его территорией самолет с одним из ключевых активистов протеста в интернете. В ответ Минск начал регулярные рейсы в Багдад, привозя на свою территорию сотни иракцев, афганцев и других жителей Ближнего Востока, желающих пересечь европейские границы и получить в ЕС убежище. Однако, шантажировать миграционным кризисом Запад не удалось, более того, теперь там собираются вводить санкции уже против российского «Аэрофлота», который и возил беженцев в Минск. По мнению независимых аналитиков, ситуация, создавшаяся на границе Польши и Беларуси, возникла усилиями уже не Лукашенко, но Путина, получившего благодаря проблемам своего больше уже не «ершистого» партнера, более жесткий контроль над соседом с целью продолжения интеграции с ним по своему сценарию.

В рамках новых карт интеграции Москвы и Минска, очевидно, речь идет уже о преодолении национального суверенитета Беларуси, например, в виде общей военной доктрины. Также разрабатываются единые принципы миграционной, таможенной политики и налогообложения, речь идет об интеграции валютных и платежных систем. И тут мы переходим к казахстанско-российским отношениям: ведь Нур-Султан тоже всегда старался обозначить границы, за которые он уже не хотел бы переходить ни в каком виде. К примеру, Казахстан жестко выступает против введения единой валюты ЕАЭС, не только физической, но и электронной. Так, к примеру, в 2018 году пра-предшественник (после него был еще Руслан Даленов) Асета Иргалиева на посту главу МНЭ Тимур Сулейменов говорил: «Мы не поддерживаем [введение единой электронной валюты]. Это и моя личная позиция, и позиция как политического человека. Я считаю, что национальная валюта - это символ нашего суверенитета, почти такой же, как гимн, флаг и герб. И мы должны ее всячески беречь, развивать и сохранять. И каких-то других возможных квази-, проксивалют и так далее допускать не должны». Точно также Казахстан негативно относится и к идее общего евразийского парламента, которую не раз вбрасывали из Кремля, каждый раз говоря, что «ЕАЭС является сугубо экономическим объединением».

В условиях, когда Нур-Султан старается «держать дистанцию», которую Кремль все время стремиться «разорвать», между ними возникают различные инциденты, наподобие прошлогодних высказываний депутатов российской Госдумы Никонова, Федорова и Жириновского, которые открыто предъявили нашей стране территориальные претензии, представив дело так, что Республика Казахстан получила от СССР какие-то «подарки», которые надо вернуть. Даже без обсуждения откровенной глупости и противоречия историческим фактам этих слов, важно отметить, что тот же министр Лавров официально так и не осудил депутатов. В интервью «Хабару» он ограничился тем, что назвал целью таких политиков привлечение внимания, отделив их от официальной позиции Российской Федерации. «Главное только, чтобы такого рода высказывания, которые не укрепляют нормальные отношения между нашими народами, чтобы они ограничивались дискуссионными клубами. И никогда, я вас заверяю, никогда подобного рода высказывания, которые подрывают имеющуюся международно-правовую базу наших отношений, не будут облечены даже в подобие реальной политики», — заверил Лавров. Извинений за них, напомним, никто Казахстану не принес. Даже пресс-секретарь Путина Песков выразился на соответствующий вопрос агентства КазТАГ в таком же смысле, что политику России определяет ее президент, а не указанные депутаты, и все.

И вот теперь, после этого, тот же самый Лавров находит в нашей стране какие-то проявления ксенофобии, которые в исполнении российских официальных лиц его сильно не смущали. «К сожалению, в последнее время мы стали свидетелями ряда резонансных проявлений ксенофобии в отношении русскоязычных граждан Казахстана. Отдельные случаи во многом являются продуктом применения извне специальных информационных методик, направленных на культивирование местечкового национализма и дискредитацию сотрудничества с Россией», - пишет он. При этом речь идет о том, что некие активисты записывали и размещали в интернете ролики, на которых требовали от продавцов оказывать им услуги на государственном языке, а не о территориальных претензиях или о том, что российского государства не существовало, как говорили депутаты Госдумы. В самой России требования знать русский язык, предъявляемые к иностранцам (для них знание русского языка вообще является обязательным условием для получения разрешения на работу и проживание в РФ) или ее жителям «не титульной» национальности также довольно часты и никогда представителями Кремля не осуждались.

Кстати, в отличие от них власти Казахстана успели однозначно и жестко осудить языковых активистов, назвав их деятельность «пещерным национализмом». Но зато мы дождались включения подобных примеров в его статью. «Разве можно по неадекватным поступкам двух-трех человек судить о положении дел в стране с 19-миллионным населением? Думаю, что нет», — говорил по этому поводу заместитель руководителя администрации президента Казахстана Даурен Абаев. Сергей Лавров, как оказалось, думает иначе. Еще раньше подобную позицию оглашала официальный представитель Министерства иностранных дел (МИД) России Мария Захарова, которая заявила несколько дней назад, что «отношения России и Казахстана носят особо привилегированный союзнический характер, однако Москва тщательно следит за любыми проявлениями нетерпимости по национальному признаку в республике».

Что характерно, Нур-Султан никогда не позволял себе таких прохладных высказываний. После откровенно ксенофобских высказываний российских депутатов наши чиновники всего лишь выразили российским дипломатам «недоумение», а также сообщили, что ожидают «адекватную оценку российской стороной подобных высказываний» и призвали «принять меры по недопущению впредь заявлений такого рода от государственных деятелей Российской Федерации». Никакие меры приняты не были – в августе этого года лидер ЛДПР вновь допустил провокационные высказывания: «В Казахстане может начать зреть свой собственный «Талибан» во главе с людьми из глухой провинции, которые не знают истории, не готовы к цивилизованному миру, которые хотят жить по средневековым заветам предков, которым ближе степная конница, чем технологии». Адекватной оценки высказываний Никонова, Федорова и Жириновского также не было. На этом фоне претензии за действия рядовых лиц, высказываемые министром иностранных дел РФ, выглядят как минимум крайне неуместно.

Но и тут казахстанская политическая элита старательно избегает конфронтации. Депутат мажилиса Дарига Назарбаева, дочь пожизненного председателя Совета безопасности, откровенно уходила от комментариев по этому вопросу, заданному журналистом американского «Азаттыка». В интервью другому сайту она постаралась снизить градус, заявив, что «фраза вырвана из контекста», хотя и постаралась ее нежно опровергнуть. «Миллионы русских казахстанцев не видят вокруг себя никакой «ксенофобии». Как не видят её вокруг себя казахи, узбеки, украинцы, уйгуры, татары, немцы и многие-многие другие народы Казахстана. А что касается «резонансных проявлений ксенофобии», то каждое из них получает самую серьёзную оценку со стороны правоохранительных органов и со стороны казахстанского общества. Так было, есть и будет», – заявила Назарбаева. Она справедливо отметила, что и в самой России периодически случаются «ксенофобские проявления», вызывающие значительный общественный резонанс и заставляющие российское государство на них соответственно реагировать.

«Мне искренне жаль, что на самом высоком уровне из России звучит такая реакция на отдельные проявления бытового национализма, которые в нашей стране, как впрочем и во многих других странах мира, иногда случаются. Эта реакция удивляет и огорчает очень многих казахстанцев. Сергей Викторович пишет: «Отдельные случаи во многом являются продуктом применения извне специальных информационных методик». Мне видится, что российская официальная реакция на такие случаи как раз и доказывает, что диверсионная работа иноагентов, если такая имеет место, достигла своей цели. И вот это печально вдвойне», – резюмировала Дарига Назарбаева. То есть она воспользовалась оставленной Лавровым «калиткой» - мол, это деятельность «иноагентов», хотя и посетовала: можно было бы и не замечать, раз вы все понимаете. И еще что характерно в сложившейся с письмом Лаврова ситуации, это то, что остальные представители нашего государства – депутаты, чиновники и политики - вовсе отмолчались.

И тут можно вспомнить вторую часть политического фона для статьи Лаврова: новое сосредоточение российских войск на украинской границе. Примерно неделю назад Минобороны Украины сообщило, что фиксирует концентрацию примерно 90 тысяч российских военных вблизи своих границ. Об этом из своих источников сообщили также западные средства массовой информации, такие как The Washington Post. Так, эксперт вашингтонского Центра военно-морского анализа (CNA) Майкл Кофман заявил, что российская 41-я общевойсковая армия после завершения российско-белорусских учений в сентябре не вернулась в места своей дислокации, а заняла позиции у границы с Украиной. Затем сайт Politico опубликовал спутниковые снимки района возле населенного пункта Ельня в Смоленской области, возможно, подтверждающие информацию о концентрации подразделений российской армии в этом районе. Западные эксперты уверены, что Кремль таким образом провоцирует «войну нервов» и демонстрирует свое недовольство сближением Украины с НАТО.

За пару недель до этого соратник Владимира Путина, экс-президент России Дмитрий Медведев тоже выпустил статью – но о российско-украинских отношениях под заголовком «Почему бессмысленны контакты с нынешним украинским руководством». В ней он обвиняет президента Украины Владимира Зеленского (упомянув его этническое происхождение и факт работы в российском шоу-бизнесе) в служении «наиболее оголтелым националистическим силам Украины», сравнивая его с представителями еврейской интеллигенции Германии, которые «по идейным причинам попросились бы на службу в СС». Далее он утверждает, что Украина – «вассал» США, и что теперь Кремль будет ждать смены власти в Киеве на тех, кто признает аннексию Крыма и фактическое отторжение части территорий Донецкой и Луганской областей и будет выстраивать с Москвой те отношения, которые ей нравятся. В итоге все это наводит на мысль, что в послании Лаврова содержится намек на то, что если Нур-Султан не пойдет на поводу планов «по углублению интеграции» - по белорусскому сценарию, то Кремль может счесть, что там тоже сидят подчиненные Западу «оголтелые националисты» - по «украинскому» сценарию со всеми вытекающими – Крымом, Донбассом и прочими.

В самой России статью Лаврова тоже оценили, как скрытое послание, но сигнал больше не для Нур-Султана, а «для своих» и «для Запада». Сайт Lenta.ru цитирует политолога Павла Салина, который считает, что глава МИД РФ «преследовал две цели — вновь запустить внутри страны кампанию по консолидации населения и дать сигнал Западу о том, что Россия сдерживает напряженность в сопредельных государствах». «Власть таким образом шлет сигнал вовнутрь России. Летом уже была попытка запустить внутрь страны кампанию по консолидации населения перед лицом внешней угрозы, назовем ее так: «наших бьют за рубежом». В частности, в августе появлялась информация о притеснении русскоязычного населения за границей. Тогда запустить волну не удалось, сейчас господин Лавров пытается сделать это по второму разу, — отметил политолог. - Вторая цель этой статьи — запустить сигнал вовне о том, что Россия пытается сдержать напряженность в сопредельных государствах для того, чтобы получить определенные бонусы от Запада. В основном это идет в украинском направлении, но и про Казахстан не забывают, видимо, по остаточному принципу». Но даже если так, то это не менее обидно – выступать в роли эдакой боксерской груши, на которой можно показать мускулы, пока она стоически выдерживает все очевидно несправедливые и недипломатичные высказывания. С другой стороны, а что остается, если в списках стран, где размещена иностранная недвижимость, официально задекларированная казахстанскими чиновниками, на первом месте стоит именно Россия?

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...