Магия дат и цифр
или Прощание с парламентаризмом
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ, в среду, 7 апреля в республике отметили 11 годовщину апрельской революции/переворота (нужное – подчеркнуть). Бишкекские аналитики говорят, что эти даты – это своего рода завершение цикла, после которого должен начаться новый виток в развитии/стагнации (нужное – подчеркнуть) страны. И с ними сложно спорить: буквально на днях ожидается оформление закрытия либерального проекта «парламентаризм» на «островке демократии в Центральной Азии» путем проведения референдума по новой Конституции страны.
Символизм цифр
Что интересно, что через 11 лет после переворота и накануне голосования новой версии Конституции, которое состоится опять же 11 апреля, с большой долей вероятности, можно говорить, что граждане Кыргызстана скажут «нет» парламентаризму и без подначивания со стороны президента Жапарова. То, что в Кыргызстане реанимируется сильная президентская власть, когда почти все полномочия и ответственность сосредотачиваются в руках главы государства, встречает поддержку у большей части жителей республики. Если более десяти лет назад люди выходили на улицы с призывом «ограничим власть одного человека», то сегодня кыргызстанцы в своем большинстве не удовлетворены деятельностью Жогорку кенеша в формате: «120 депутатов и коллективная безответственность».
11 лет назад тогдашний президент (второй по счету в истории Кыргызстана) Курманбек Бакиев расставил на все ключевые посты своих родственников и союзников, пугая недовольных, что будет «отстреливаться до последнего патрона». Что и случилось 7 апреля – пока свергали его власть, погибли 87 и ранили около 300 человек. Затем последовал суд над бойцами спецназа «Альфа», обвиненными в массовых расстрелах митингующих, над чиновниками администрации Бакиева, длившийся несколько лет. Сам беглый президент и его родня были приговорены с длительным срокам заключения и конфискации имущества, но почти все ушли от наказания и припеваючи живут на чужбине. Курманбек Бакиев теперь гражданин Беларуси, его младший сын Максим – резидент Великобритании.
Все эти и другие события явились фоном, на котором впервые на территории Центральной Азии был провозглашен парламентаризм, а также появилась женщина– президент переходного периода Роза Отунбаева. Тогда же состоялось и назначение первой женщины–генерального прокурора Аиды Саляновой. Конституция 2010 года была принята на фоне еще и жутких межнациональных столкновений в Ошской и Джалал-Абадской областей. Та редакция Основного закона запрещала ее изменения в течение ближайших десяти лет. Тем не менее, ставший четвертым президентом Алмазбек Атамбаев «продавил» через тот же парламент проведение референдума в 2016 году (то есть уже через 6 лет) и принятие новой редакции Основного закона, вроде как еще более усилившего полномочия правительства, где теперь можно было даже совмещать депутатское и министерское кресла. Казалось бы, еще больший триумф парламентаризма. Но в планах у Алмазбека Атамбаева, судя по всему, была не демократия, а бессрочное пребывание себя по власти через спикерство в ЖК, при котором президент становился уже декоративной фигурой. Но этим планам не суждено было сбыться. Протеже Атамбаева – Сооронбай Жээнбеков – вышел из-под его контроля и сломал схему с атамбаевским парламентом, положив под себя и Жогорку кенеш, и Атамбаева, который оказался в тюрьме, хотя и тоже отстреливался почти до последнего патрона. Экс-президент уже осужден на 11 лет лишения свободы за коррупцию. Впереди у него еще почти полтора десятка судов по другим тяжким и особо тяжким обвинениям. Правда, самому Жээнбекову это не сильно помогло, в октябре прошлого года его, фактически, тоже свергли (после того, как он провел выборы в парламент так, что там остались только его друзья и друзья его друзей). Из страны он не убежал и для порядка немного поупирался, хотя и, к его чести, не отдавал приказа стрелять по людям.
В прошедшую же среду, 7 апреля 2021 года, три президента – Роза Отунбаева, Сооронбай Жээнбеков и Садыр Жапаров вместе возложили венки к памятнику погибшим 11 лет назад. Они были вместе на мемориальном комплексе Ата-Бейит, но дальнейшая их жизнь, скорее всего, пойдет порознь, и даже совсем по разным тропинкам. Отунбаева, как главный апологет либеральных ценностей в Кыргызстане, вряд ли смирится с упразднением парламентаризма. Жээнбеков больше всего озабочен тем, как избежать самому тюремного срока. А Жапаров, видимо, получит то, что хотел – почти неограниченную президентскую власть.
Либералы атакуют
Но неограниченная власть, это еще и неограниченная ответственность, и не только за себя, но и за все, что происходит в стране. Поэтому по Жапарову будет теперь бить все, что происходит плохого в Кыргызстане. И тут, как на зло, случилось кое-что громкое и нехорошее.
В Бишкеке рано утром 5 апреля произошло, увы, нередкое явление – похищение девушки с целью вступления в брак. В объектив уличной видеокамеры попал кадры, как пятеро молодых людей перехватывают на пешеходном переходе девушку и силой тащат в машину. Потом пара из них садится в одну машину, остальные – еще по двум другим и разъезжаются. Прохожие и проезжающие мимо не вмешались в происходящее. Одна свидетельница позвонила в милицию, где ей ответили, что мол, без заявления родственников или пострадавших принять меры не могут. Мать безуспешно пыталась дозвониться до единственной дочери. Она смогла обратиться с заявлением в правоохранительные органы лишь ближе к вечеру, после чего начались уже более осмысленные поиски ее дочери - Айзады. Но время было уже упущено. Спустя 2 дня машина, увезшая несчастную, была обнаружена, ее еще накануне приметил пастух одной из деревень рядом со столицей, но подойти к автомобилю он решился лишь на следующий день. Внутри машины он нашел два тела – девушки и ее похитителя. Айзада была задушена, а похититель – горе-жених с тремя порезами истек кровью. Судя по всему, разгневанный отказом женщины выходить за него, мужчина убил ее, а потом – осознав, что натворил – и себя.
Естественно, что милиция подверглась шквалу критики и ненависти за свою бездеятельность. И за то, что машину похитителя нашел пастух, а не оперативный работник. И за то, что милиция не пользовалась современными техническими средствами пеленга и поиска. Мол, в августе 2019 года сына заместителя министра внутренних дел Курсана Асанова с помощью камер отследили, как он забирает пакет с уликами у водителя экс-президента Алмазбека Атамбаева, а сегодня, несмотря на камеры, видимые номера машин и открытые лица похитителей – не смогли ничего сделать. Или не захотели: девушка была всего лишь единственной дочерью обычной женщины, которая состояла в разводе и в одиночку поднимала своих детей.
В итоге в четверг несколько сотен активистов – главным образом сотрудников неправительственных организаций – вышла на акцию протеста около зданий Центрального аппарата МВД и Дома правительства. Толпа скандировала «Позор!» и требовала отставки начальника ГУВД Бишкека Бакыта Матмусаева и министра Улана Ниязбекова. Люди в погонах свою вину признали и попросили прощения у родителей девушки за ее смерть, но уходить в отставку категорически отказались. За что глава МВД Кыргызстана сразу был вызван «на ковер» в парламент. Пришлось отдуваться и премьер-министру Улугбеку Марипову. Он вышел к митингующим, когда толпа пришла к Дому правительства. Люди встретили его свистом и криками «Позор!». Слушать оправдания чиновника никто не хотел. Часть депутатов ЖК заговорили о том, что необходимо менять правительство или, как минимум, всех руководителей силовиков. Градус напряжения в обществе накануне голосования по Конституции резко вырос.
Последние козыри
На этом фоне у властей остается совсем мало козырей, которые могли бы убедить население в своей эффективности. Поэтому они продолжают заходить с одной и той же карты: борьбы с коррупцией. На неделе Государственный комитет национальной безопасности (ГКНБ) обнародовал данные по очередному проворовавшемуся судье. В ГКНБ начато досудебное производство по статье «Незаконное обогащение» УК КР в отношении судьи Бишкекского городского суда Миры Джеенбековой.
Уточняется, что Джеенбекова, не имея соответствующих законных источников дохода, приобрела многочисленные объекты имущества, в том числе элитную недвижимость и ряд коммерческих объектов. У служительницы Фемиды нашлось 74 элитные квартиры, 19 коммерческих помещений, 10 парковочных мест, а также дорогостоящие земельные участки, расположенные в так называемом «золотом квадрате» Бишкека. По информации чекистов, для сокрытия следов преступно нажитой недвижимости судья Джеенбекова оформляла договора купли-продажи на близких родственников и других подставных лиц, которые не имели каких-либо подтвержденных законных источников дохода. Сейчас правоохранители ищут другие незадекларированные объекты недвижимости, принадлежащие судье Джеенбековой.
В ведомстве отметили, что по результатам соответствующих проверок и экспертиз необходимые материалы уголовного дела будут направлены в Генпрокуратуру КР для внесения представления в дисциплинарную комиссию, которая должна дать согласие на привлечение к уголовной ответственности.
Пикантность ситуации придает тот факт, что эта судья является родной сестрой бывшего председателя Фонда управления госимуществом (ФУГИ) и экс-депутата парламента Равшана Джеенбекова. Того самого, кто проходит подсудимым по делу о массовых беспорядках 7-8 августа 2019 года и является соответчиком вместе с экс-президентом Алмазбеком Атамбаевым. То есть, вроде бы и борьба с коррупцией, а вроде как и стреляют по тем, кто не мил нынешней власти. Поэтому доверие к таким делам, пускай и громким, остается невысоким, а усиление президентской власти народ поддерживает, кажется, не от души, а от безысходности. Свергать одного президента в Кыргызстане давно уже умеют…