Медиумы Астаны
Власти сами вызывают призрак Кантара
Где нет справедливости (правосудия), нет и государства.
Аврелий Августин, епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик, II-III в. н.э.
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ события в центре Астаны вновь напомнили всем казахстанцам, как недалеко мы, как страна, находимся от того, чтобы страшные, трагические и кровавые события Кантара-2022 повторились вновь. Для этого нужно, оказывается, совсем немного: проигнорировать пришедших к чиновникам людей, а потом начать их массово задерживать у всех на глазах и на фоне резкого роста цен на горючее. Мгновенно в том же Жанаозене на улицы вышли люди, а власти – отключили интернет, после чего начали арестовывать заметных активистов уже по всей стране (Орал, Алматы, Астана). Судя по всему, настроения в стране быстро почувствовали и в Акорде: задержанных нефтяников отпустили, начали вести переговоры с их представителями, а активистов из числа недавних кандидатов в мажилисмены пока арестовали лишь на 15 суток. Впрочем, в целом ситуация в стране далека от разрешения – рассерженный Запад еще не почувствовал повышение цен на бензин, да и для остальной страны этот фактор в виде роста цен на товары и услуги только-только начнет свое негативное воздействие. Если нам еще мало совпадений, то буквально на днях в Алматы прекратили очередное дело о гибели очередных невинных жертв января 2022 года: власти постановили, что расстрелявшие их автомобиль военные действовали без нарушения законности, а непосредственного убийцу пассажиров установить нет никакой возможности. О чем все это говорит? Никто наверху, похоже, не учел главного урока трагедии Кантара: пока жизнь большинства казахстанцев качественно не улучшится, массовый протест, способный сотрясти основы государственности, может вспыхнуть в любой момент.
Как часто нам приходится чувствовать то, что, видимо, обуревало легендарную Кассандру из Трои – она предсказывала события, которые действительно произойдут, но ей никто не верил. Точно также про то, что резкое повышение цен на бензин, санкционированное самими же властями страны, может спровоцировать новый Кантар, мы писали не далее, как на прошлой неделе. Впрочем, для того, чтобы это предвидеть (ну, или указать на рост подобного риска) не нужно обладать специальными талантами – тут достаточно просто складывать дважды два. Обиднее всего, что рост цен на топливо правительство объяснило самым беспомощным способом, какой возможен: «С текущими ценами, сколько бы мы ни увеличивали производство ГСМ, его всегда будет не хватать. С такой разницей в ценах переток в соседние страны как был, так и будет продолжаться. При этом его объемы будут только увеличиваться. Никакие ограничительные меры не дадут должного эффекта. Сохранение диспаритета цен на ГСМ создает стимулы для работы теневого рынка и наносит ущерб национальным интересам Казахстана. Низкие цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу». По сути, расписавшись в том, что границы страны – «дырявые» - и пресекать контрабанду наши власти не могут или не хотят. О том, что «не хотят» мы судили по тому, что из-за серых схем по пропуску «своего» транспорта на Хоргосе встали все остальные – законопослушные – перевозчики.
Ну, а дальше мы видим, что бессилие – реальное или мнимое – власти мгновенно порождает следующий конфликт, правда, уже с недовольными жителями страны. Чего хотят люди? Работать, кормить своих детей, строить планы на будущее, достойно жить. И вот это бессилие власти защитить их интересы – хотя бы в виде цен на топливо – оно вступает в противоречие с желанием населения страны. Вдвойне циничным выглядит то, что повышение цен на топливо власти объяснили «национальными интересами», несмотря на то, что это очевидным образом противоречит интересам абсолютного большинства населения страны. Хотя, с другой стороны, это может более ярко показать другую проблему – то, что просто нахождение в ЕАЭС (если оно заставляет нас осознанно поднимать цены для нищающего населения) негативно влияет на социально-экономическую обстановку в стране.
Это вызывает у нас еще один приступ кассандрового горя – про то, что эта интеграция с бывшей метрополией до добра нас не доведет, «ДН» писала неоднократно. Правитель РФ доказал, что в своей политике он не учитывает экономических интересов не только стран-союзников, но и своей собственной страны. Как метко выразился российский писатель Виктор Пелевин, «проблема не в том, что Россия — страна бензоколонка, проблема в том, что Путин на этой бензоколонке закурил». Завоевав нефтегазовый рынок ЕС за годы, а то и десятилетия, Кремль полностью потерял его всего за 1 год своей войны в Украине, и теперь вынужден демпинговать и толкаться локтями с конкурентами в Азии, где у него нет никакой готовой инфраструктуры для транспортировки сопоставимых объемов углеводородов. Вот такой вот у нас главный экономический партнер, из-за которого наши власти (как они говорят) вынуждены поднимать нам цены на бензин. Хотя было бы логично вернуть таможенные посты и заморозить действие ЕАЭС в принципе, если вынуждаемые его порядками меры способны вызвать в стране новый социальный взрыв…
Впрочем, неправильно считать, что новый Кантар у нас вызывает исключительно «геополитическая конъюнктура», как политкорректно называют в Астане то, что наш экономический партнер напал на соседа и завяз в войне, попав под санкции Запада. Действия самих властей Казахстана также вполне себе способствуют росту протестных настроений. Вопреки заверениям провластных политологов и блогеров, парламентские выборы не снизили общую политическую температуру по стране. Слишком явно в парламент прошли те, «кто должен», а те, «кто не должен», - не прошли. Да, и сама явка показала рекордно низкий уровень доверия к институтам формальной демократии в стране со стороны граждан. В результате чего даже пропуск формальных оппозиционеров в мажилис никому ничего не дал. Да, и в ситуации с рабочими-нефтяниками в Астане появление вчерашних «народных защитников» ничего не дало – наоборот, они держали себя на камеру и с простыми людьми также холодно и высокомерно, как и те самые чиновники, кого они в своей прошлой политической жизни нещадно критиковали.
Вместо того, чтобы сыграть роль завершающего аккорда сложения нового стабильного политического расклада, недавние выборы, наоборот, оставили у всех недовольных повод для недоверия и разочарования во власти. Вместо действующих инструментов управления государством мы получили недовольных итогами одного тендера, которых массово хватает спецназ, в самом центре Астаны. Проблему не смогли предупредить или решить ни на местном уровне, ни в профильном ведомстве, понадобилось силовое вмешательство, и теперь ею будут заниматься на уровне правительства. «Властная вертикаль» не работает – а если и работает, то не в интересах населения, а исключительно своих, поэтому даже небольшая проблема способна вызвать системный сбой, а неспособность выполнять свои обязанности – постоянно порождает новые проблемы. Да, и эти инстинкты системы – вместо того, чтобы системно решать давно накопившиеся проблемы социально-экономического сектора тут же переходить к избирательным арестам потенциальных лидеров бунта – все это, извините: а) не работает: б) из практики «Старого Казахстана», от которой декларируется отказ.
Ну, и еще одна грань этого Бедлама заключается в том, что неспособность властей защищать реальные интересы граждан делает уязвимой всю систему нашей государственности. В итоге, если для того, чтобы Казахстан запылал, достаточно мелочи, то завтра свои «пять копеек» может вставить кто угодно. Например, тот кому покажется, что соглашение Казахстана с Китаем о безвизовом режиме – это вторжение в его «традиционную сферу влияния». Мало того, что «туристы» из Поднебесной – это сам по себе неоднозначный фактор для стабильности и безопасности Казахстана, так это еще и легкая мишень для провокаций. Не случайно же именно запрет им продажи земель в 2016 году стал лозунгом самых массовых акций протеста до Кантара-2022.
А теперь представьте, что не получив от Пекина столь требуемой ему поддержки по Украине Кремль видит, что Казахстан делает мощный гребок на Восток. А «купировать» это движение (например, тем же провоцированием массовых беспорядков) – для Москвы – дело абсолютно простое, даже без военной силы, исключительно силами своей агентуры и решений ЕАЭС. В свое время бытовал в России такой политический анекдот про лидера, «поднявшего ее с колен» с неожиданным продолжением по поводу той позы, в которую страна была поставлена после этого. Похоже, что 30 лет «Старого» и второй год «Нового» Казахстанов также заканчивается вполне откровенным сеансом политического шибари*.
* - японское эротическое искусство ограничения подвижности партнера путем связывания тела веревкой.