Ментальные войны | Деловая неделя
18 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Ментальные войны

опять задели Казахстан

01.04.2021 19:02:30
№: 12(1415)
опять задели Казахстан

«ДН»

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ вновь неожиданно ожила геополитическая повестка для нашей республики, правда, опять в отрицательном ключе. Пока в формате онлайн проходил саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств, на котором говорили о тюркском мире, тюркской цивилизации, в верхней палате российского парламента беседовали о «ментальных войнах» России с Западом и почему-то о том, что в состав Казахстана входят некие «великоросские земли».

Помощник президента Путина, экс-министр культуры РФ, Владимир Мединский

Заявил об этом не абы кто, а помощник президента Путина, экс-министр культуры РФ, Владимир Мединский. Причем, выступил он всего через 10 дней после того, как на концерте посвященном аннексии Крыма, сам президент РФ опять заявил про «щедрые подарки России» своим соседям, имея в виду некие «колоссальные территории и геополитические пространства», которые «Россия утратила», поскольку большевики передали их «квазигосударственным образованиям». Таким образом, Путин вновь вернулся к своим скользким намекам о территориях, которые бывшие советские республики якобы должны отдавать России, если они вышли из СССР и не хотят дружить с Кремлем. Самое неприятное, что все это происходит в ситуации, когда Киев и страны Запада говорят о новой угрозе эскалации в зоне конфликта на Донбассе, где к украинской границе вновь стягиваются подразделения российских войск. 

Саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств первоначально планировалось провести в Туркестане с участием президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Чтобы понимать, как это воспринимается в Кремле, не нужно быть семи пядей во лбу. Вот как, к примеру, комментировал эти планы российский блогер Анатолий Несмиян, известный как el-Murid: 

«Победа Турции в Карабахе активизировала действия Турции в восточном направлении. Она уже не скрывает, что ее целью является создание тюркоязычной зоны доминирования, и в значительной мере это означает, что Турция намерена «вырвать» этот регион из-под влияния России. У России практически нет ресурса противостоять этой экспансии. Кремлю нечего предложить Средней Азии и Закавказью. А с учетом все более агрессивной и неадекватной риторики впадающего в слабоумие руководства желания иметь что-то общее с ним испаряется как дым. Парадокс в том, что Турцию сложно обвинить в агрессивной политике в регионе - она просто приходит туда, откуда уходит Россия. Кризис в Карабахе позволил Эрдогану сдвинуть равновесие и ускорить неизбежный уход Кремля из региона, однако сама по себе тенденция распада системы балансов с участием России является объективной. Нет политики - нет влияния. А жить фантомными болями о былом единстве долго невозможно». 

Видимо, даже перенос формата саммита в онлайн из-за новой вспышки коронавируса не слишком обрадовал Москву. Иначе странно слышать от советника Путина в Совете Федерации предложение подумать, «как так получилось, что великоросские земли оказались на территории Украины, Казахстана и даже Белоруссии». Появилось это высказывание в рамках обсуждения в верхней палате российского парламента «ментальных войн» с Западом, который якобы «продолжает борьбу за делегитимацию России в мире» (и даже намерен действовать «более агрессивно») путем «искажения исторической правды». По мнению Мединского, «фальсификация истории - это не цель, а средство» для «навязывания западных ценностей», направленных на то, чтобы россияне сами захотели «отдать обратно Курилы, Калининград, Карелию и Выборг». Что интересно, присутствовавшая на этом заседании представитель МИД РФ Мария Захарова не стала поправлять Мединского, который высказал совершенную околесицу не только с точки зрения истории, но и с точки зрения юридических обязательств своей страны, с которой у Казахстана вообще-то есть договоренности о взаимном признании границ и отсутствии каких-либо территориальных претензий. Но г-жу Захарову не смутили противоречащие договорам слова Мединского, ее больше беспокоило то, что российские школьники больше знают о египетских пирамидах, чем о Великой отечественной войне. 

Не смутил Захарову и Мединского и тот факт, что еще недавно первый зампредседателя думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий был вынужден пытаться как-то сглаживать скандал из-за аналогичных одиозных высказываний депутатов российской Госдумы, которые в конце прошлого года точно также начали предъявлять нашей стране территориальные претензии. Напомним, в конце прошлого года депутат российского парламента Вячеслав Никонов в эфире государственного российского телеканала заявил, что «Казахстана просто не существовало, северный Казахстан вообще не был заселен». «Они существовали, но гораздо южнее. И, собственно, территория Казахстана – это большой подарок со стороны России и Советского Союза», - уточнил он. 

В ответ МИД РК передал ноту протеста, в которой говорилось: «Участившиеся провокационные выпады некоторых российских политиков в отношении Казахстана наносят серьезный ущерб союзническим отношениям между нашими государствами. МИД Казахстана ожидает адекватную оценку российской стороной подобных высказываний и призывает принять меры по недопущению впредь заявлений такого рода от государственных деятелей Российской Федерации». После этого Никонов попытался сделать вид, что он говорил вообще про другое, и всего лишь имел ввиду, что «интересы Казахстана были в полной мере соблюдены при определении границ Казахской ССР». Чтобы немного сгладить эффект он даже выразил «самые теплые чувства в адрес братского народа Казахстана». 

Но его неожиданно поддержал его коллега, Евгений Федоров, тоже думский депутат, тоже член путинской «Единой России», который в обострении отношений с Казахстаном пошел еще дальше. Комментируя слова Никонова и реакцию казахстанского МИДа, он заявил: «Вообще-то говоря, Никонов ничего не сказал нового, кроме того, что до этого говорил Путин. Только Путин не называл Казахстан как субъект подарка. Но понятно, что там Украина, и даже был какой-то комментарий от какого-то чиновника в Казахстане, что Путин имел ввиду Украину. Почему чиновник в Казахстане за Путина решает, что Путин имел ввиду, я не знаю». Далее Федоров заявил о территориальных претензиях к Казахстану в ответ на ноту протеста после слов Никонова: «Одно дело, добрый русский человек вам подарил, и вы это цените и дружите с ним, а другое дело, что вы взяли и плюнули, как в данном случае сделал МИД Казахстана. Когда мы поднимаем вопрос о возврате территории и восстановлении незаконных решений 91 года, на самом деле ограничение у нас одно – моральное ограничение. То есть последний аргумент морального плана упал после заявления казахского МИДа. Это означает, что Россия должна потребовать, раз вы не признаете это подарком, тогда отдайте. Потому что вы взяли незаконно. Потому что в 90-м году был принят закон, подробно прописанный, за которое голосовали в Казахстане, Конституционный закон Советского Союза. Там много чего, что нарушено. Но в данном случае, мы говорим о вопросах, связанных с территорией. Кому какую территорию как бы иметь в результате выхода из СССР. И там русским языком прописано, что в случае выхода из территории Советского Союза республики отдают СССР территорию, полученную при ее вхождении в Советский Союз». После этого он перешел на личности: «Хотите уходить, товарищ Назарбаев, Токаев, МИД, хорошо, берите чемоданчики, отдавайте территорию, город Верный – Алма-Ата и все остальное и уходите. Они скажут: «А у нас не остается территории». А мы-то здесь причем?». 

Естественно, что не смог промолчать еще один известный российский политик – еще один депутат Госдумы Владимир Жириновский. «Он все правильно сказал. Никонов очень грамотный человек, занимается этим, был бы жив дедушка его – Молотов Вячеслав Николаевич – он бы подтвердил это. Там Россия: Уральск, Семипалатинск, Петропавловск. Причем здесь Казахстан?» - заявил Жириновский, комментируя слова Никонова. «Казахские племена кочевали там, в Средней Азии… И там все было перепутано – где киргизы, где казахи, где каракалпаки, где там туранцы-муранцы и так далее. Но государства с границами, с правительством не было – это все создала искусственно советская власть, так они продолжают обвинять Никонова. Ну что, еще заставите его извиняться за то, что живете на русских землях? А русские там как появились, что они там, с неба прилетели что ли?», - сказал Жириновский. 

Любопытно, что Кремль не стал как-то публично одергивать своих сторонников, демонстрируя официальную линию партии. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков ограничился следующими словами: «По конституции Российской Федерации внешнюю политику страны определяет президент». Мол, не беспокойтесь, не Никонов, Федоров и Жириновский, решают, какой будет повестка дня в российско-казахстанских отношениях. Сглаживать ситуацию поручили откровенно второстепенному персонажу – уже упомянутому первому зампредседателя думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктору Водолацкому, который всего-то и выразил надежду, что «инцидент будет исчерпан». «Российская Федерация признает суверенитет Республики Казахстан в тех границах, в которых она существует. Самое главное, что для нас Казахстан - это дружеское государство, с которым у нас очень много подписано соглашений, договоров, - сказал Водолацкий. - Поэтому я думаю, что этот конфликт будет улажен, а то, что произошло во время обсуждения с политологами (с участием Никонова), интерпретировать можно по-разному». Как именно еще можно интерпретировать такие слова он не сказал, но предположил, что «Никонов не подразумевал, что могут возникнуть какие-то последствия» из-за обсуждения вопросов истории. 

Проблема тут в том, что именно обсуждение вопросов истории в Совете Федерации РФ и называют войной нового типа – «ментальной». Сенатор Алексей Пушков, например, заявил, что чтобы «защитить Россию на мировой арене», необходимо «реагировать на законодательном уровне на попытки искажения исторической правды». Тот же Мединский сказал, что «войны памяти, схватка с историей происходили и происходят во все времена». «Ментальные войны» со стороны стран Запада, по мнению советника министра обороны РФ Андрея Ильницкого, ставят своей целью «ментальное исчезновение России». То есть сами россияне не считают отвлеченные разговоры с политологами об истории – это что-то неважное, наоборот, они называют это элементами хоть и «ментальной», но именно войны.

Ну, а сдержанная реакция Кремля тоже объяснима – ведь депутаты президентской партии всего лишь продолжают мысли самого Путина. В прошлом году он говорил о «подарках русского народа»: «При создании Советского Союза в договоре было прописано право выхода, а поскольку не была прописана процедура, то возникает вопрос: если та или иная республика вошла в состав Советского Союза, но получила в свой багаж огромное количество российских земель, традиционно российских исторических территорий, а потом вдруг решила выйти из состава этого Союза, но хотя бы тогда выходила с тем, с чем пришла. И не тащила бы с собой подарки от русского народа. Ведь ничего из этого не было прописано...». И в этом году, 19 марта на концерте в Крыму, он вновь продолжает эту же линию, связывая отсутствие территориальных претензий к соседям с лояльностью к политике Кремля: «В 20-е годы прошлого века большевики, формируя Советский Союз, по каким-то причинам, непонятным до сих пор, передали значительные территории, геополитические пространства в адрес квазигосударственных образований. А потом, развалившись сами, развалив свою партию изнутри, развалив Советский Союз, привели к тому, что Россия утратила колоссальные территории и геополитические пространства… Хочу сказать, что мы готовы жить в новых геополитических условиях. Более того, мы рассматриваем наших соседей не просто как соседей, близких по географии, мы рассматриваем народы этих стран как братский народ. Мы готовы подставить им плечо и локоть для того, чтобы обеспечить развитие, двигаться дальше вместе, идти вперед, используя наши конкурентные возможности. А их достаточно. Но мы никогда не согласимся только с одним - чтобы кто-то позволил себе использовать щедрые подарки России для нанесения ущерба самой Российской Федерации. Надеюсь, это будет услышано». 

Что именно вкладывает Путин в слова о «нанесении ущерба самой Российской Федерации» сказать, трудно, но как мы помним, украинский кризис начался с того, что в этой стране произошел раскол по поводу того, к какому внешнеполитическому объединению стремиться – Таможенному союзу с РФ или Евросоюзу. Сторонники Евросоюза победили, и президент Янукович бежал в Россию, которая посчитала себя свободной от каких-либо обязательств перед Украиной (например, не нарушать ее территориальной целостности) и аннексировала Крым, а затем, почти не скрывая, поддержала сепаратистский мятеж в Донецкой и Луганской областях. Его подавление было сорвано благодаря массовому участию в гражданской войне граждан и военной техники РФ, после чего на Россию были наложены многочисленные санкции, и она во многом стала изгоем для Европы и Запада. Сейчас Киев и западная пресса со ссылкой на чиновников в Вашингтоне сигнализируют о новом сосредоточении войск России на Донецком направлении. Главнокомандующий Вооруженными силами Украины (ВСУ) Руслан Хомчак заявил, что к границам страны стянуты российские войска: дополнительные воинские соединения переброшены в Брянскую, Ростовскую и Воронежскую области и Крым, где с последних учений десантников их не отвезли в места постоянной дислокации, а оставили на полуострове. 

30 марта Верховная Рада Украины приняла специальное постановление по поводу эскалации ситуации в Донбассе, в котором подчеркивается, что ответственность за обострение лежит на России. Депутаты Рады призвали мировое сообщество незамедлительно отреагировать на ситуацию в Донбассе. О наращивании группировки российских военных у украинских границ сообщает The New York Times со ссылкой на свои источники в Пентагоне и Би-Би-Си, которая задается вопросом в заголовке своего материала: «Российские войска перебрасывают к границе с Украиной. Ждать ли новой войны?». 

Для Казахстана ситуация складывается крайне неприятная. Наш крупнейший политический и экономический партнер не только входит в новый виток своего противостояния с Западом, но и демонстрирует агрессивные намеки на возможность непризнания уже казахстанской территориальной целостности. Все это происходит в условиях, когда Казахстан находится в крайне уязвимом положении и от того же Кремля зависит, когда в нашу страну попадут вакцины от коронавируса. Прибавьте сюда тяжелую социально-экономическую ситуацию в стране и риск превращения любого бытового конфликта в межнациональный (как это было год назад в Жамбылской области). В этой ситуации для Нур-Султана предстоит крайне суровый экзамен, правда, в его любимой дисциплине – маневрировании между центрами силы, а также избегания конфликтов и войн. Сможет ли Токаев провести корабль Казахстана между Сциллой и Харибдой геополитического противостояния, не давая втянуть себя в конфликт на одной из сторон, сохранить в стране межнациональный мир, территориальную целость, безопасность, восстановить на этом фоне экономику и социальный оптимизм, – это, возможно, самые тяжелые вопросы всего его президентства. И ответить на них, видимо, предстоит в самое ближайшее время…

 


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...