Министр здравоохранения неожиданно присел
В рамках борьбы в правящем тандеме
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
НОВОСТИ из Кыргызстана еще раз показывают, что правящие тандемы крайне неустойчивы. Не зря в народе говорят, что 2 бараньи головы не варят в одном казане. Поделившие власть стороны готовы в любой момент сцепиться друг с другом, чтобы бороться за свои сферы влияния и получить монополию на принятие решений в государстве. Очередной громкий арест, скорее всего, лишь эпизод в этой бесконечной борьбе. А кроме этого, в республике особо похвастать нечем - дан старт еще одному крупному водно-энергетическому проекту, «имеющему региональное значение», однако это было сделано в отсутствие крупных инвесторов, без которых завершить строительство объекта невозможно.
Горькая судьба кыргызского чиновника: утром Алымкадыр Бейшеналиев (с усами) открывает объект здравоохранения вместе с президентом Садыром Жапаровым (слева), а вечером его заковывают в наручники сотрудники ГКНБ КР
Министр задержан, генпрокурор отстранен
В день защиты детей утром 1 июня очень шумно открылся центр «Алтын балалык» на берегу Иссык-Куля. Торжественную церемонию сдачи в эксплуатацию долгостроя времен Аскара Акаева провели министр здравоохранения Алымкадыр Бейшеналиев и глава государства Садыр Жапаров. Они резали красную ленту, говорили о важности проекта для лечения детей страны. А вечером того же дня, группа спецназа Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) со следователями Генпрокуратуры пришли в здание Минздрава и прямо в рабочем кабинете задержали главу ведомства. Его заковали в наручники и увезли в следственный изолятор ГКНБ. Об аресте министра сообщили все СМИ Кыргызстана.
В Генеральной прокуратуре КР по этому делу нарисовали такую картину: с декабря 2020 года по сентябрь 2021-го Кыргызстан получил 451 тысячу 560 доз вакцин в виде безвозмездной гуманитарной помощи от международных организаций России, Китая, Азербайджана и Казахстана. Кроме того, в рамках договоренности с президентами Китая и России стране было выделено 6 миллионов доз вакцин в качестве гумпомощи. По личному указанию министра здравоохранения Бейшеналиева в апреле, июне, июле и сентябре 2021 года от иностранных частных компаний поступило 1 миллиард 581 миллион 474 тысячи 315 сомов. Безосновательно было куплено 2 миллиона 460 тысяч доз вакцины. Деньги были перечислены на офшорные счета. Из-за того, что больше 3 миллионов доз вакцины были лишними, у оставшихся препаратов заканчивается срок годности. По мнению надзорного органа, государству причинен ущерб на сумму 1 миллиард 581 миллион 474 тысячи 315 сомов (около $20 миллионов – «ДН»). Против министра и трех высокопоставленных чиновников его ведомства возбуждено семь уголовных дел.
Сам министр все обвинения в свой адрес опроверг и сказал, что это генпрокурор Курманкул Зулушев, который в свое время угрожал «посадить» его, просто выполнил свою угрозу. Об этом чиновник рассказал в суде, где избиралась для него мера пресечения. Решением суда Бейшеналиев был арестован и водворен в следственный изолятор Госкомитета нацбезопасности (СИЗО ГКНБ) на один месяц.Было видно, что все это стало крайне неприятным сюрпризом для главы государства, потому как в тот же вечер он организовал специальную комиссию, которая должна проверить деятельность министра и обоснованность обвинений в его адрес. Считается, что глава Минздрава - креатура президента. Состав этой спецкомиссии не разглашается. Одновременно с этим, Садыр Жапаров тоже показал зубы: он своим приказом просто отстранил на время следствия генпрокурора Зулушева на основании «конфликта интересов и личных взаимоотношений».
За данный шаг глава государства повергся критике со стороны отдельных юристов и неправительственных организаций (НПО). Один из экспертов, Нурсултан Акылбек, заявил прессе, что «прокуратура — наивысшая инстанция по надзору за исполнением законности», и так делать нельзя. «Глава государства пояснил, что вынужден был отстранить Зулушева, потому что между ним и Бейшеналиевым есть личная неприязнь. Но Жапаров — не суд. Как он может давать такие оценки? Пусть суд доказывает, имела ли место личная неприязнь или министр здравоохранения действительно нарушил закон? А создание комиссии, вообще, за гранью следования закону. Получается, что президент напрямую вмешивается в ход следствия и демонстрирует недоверие надзорному органу и свое сомнение в компетентности его сотрудников. Прокуратура — не частная лавочка президента», — сказал эксперт. Он также добавил, что если глава государства не доверяет генпрокурору, зачем тогда он его вообще держит? Можно было инициировать отставку, согласовав это с парламентом.
Пришлось пресс-секретарю главы государства Эрболу Султанбаеву дополнительно объяснять ситуацию для граждан страны. Ему пришлось осторожно обходить все острые углы. «Поскольку генпрокурор не освобождается от должности, то и согласия Жогорку кенеша (ЖК КР) для этого не требуется. Соответственно, решение о временном отстранении от должности на срок следствия не противоречит Конституции. При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с нормой пункта 1 части 7 статьи 17 Закона «О конфликте интересов» меры по устранению потенциального конфликта интересов могут включать в себя и отстранение лиц, занимающих государственные должности, от выполнения должностных обязанностей, в ходе выполнения которых возникает конфликт интересов», - подчеркнул пресс-секретарь главы государства.
Султанбаев отметил, что межличностные отношения, сложившиеся между министром здравоохранения и генеральным прокурором, — это есть очевидный конфликт интересов. «Конфликт между общественно-правовыми обязанностями и личными интересами, при котором личные интересы должностных лиц влияют или могут повлиять на выполнение им должностных обязанностей, приводит или может привести к нарушению прав и интересов граждан, в данном случае Бейшеналиева», - отметил пресс-секретарь. Он также сослался на то, что статьей 11 вышеназванного закона при наличии конфликта интересов установлены ограничения для должностных лиц, осуществляющих надзор и контроль — им запрещается осуществлять эти функции. «Следовательно, решение президента Жапарова о временном отстранении генерального прокурора Зулушева от занимаемой должности на период следствия по причине сложившихся личностных отношений между ним и министром здравоохранения полностью соответствует действующему законодательству», - отметил его представитель.
В этой связи надо пояснить, что и генпрокурор, и министр здравоохранения считаются членами команды Садыра Жапарова. И что они не поделили, пока, сказать трудно. Почему для ареста министра Зулушев обратился к ГКНБ, хотя это можно было сделать и силами МВД? Впрочем, возможно, в вопросе уже содержится ответ. ГКНБ – это ведомство партнера по правящему тандему Жапарова – Камчыбека Ташиева. Если его люди арестовывают человека, перерезающего красные ленточки с президентом, то возможно это знак того, что Зулушев переметнулся в лагерь Ташиева. Плохая новость для президента Жапарова – открытый переход его сторонника на такой ключевой должности к главному конкуренту в борьбе за власть – это признак слабости. А слабость правитель на Востоке показывать не должен, иначе быстрее будет расстаться с властью (а возможно, также свободой и жизнью), нарисовав на спине мишень и поехав на стрельбище. Возможно, чтобы нивелировать все это президент торопится с демонстрацией хоть каких-нибудь успехов…
Еще один проект века
А речь идет о крупном по кыргызским меркам проекте странового масштаба. К ранее упомянутым планам по железным дорогам Балыкчи – Кара-Кече и Китай – Кыргызстан – Узбекистан, добавилась подготовительная работа по строительству Камбаратинской ГЭС-1. Старт работам и первый взрыв случились в среду, 8 июня. Президент Жапаров, также открывавший этот старт, рассказал, сколько выделено средств на эту часть проекта. Так, на сегодняшний день из бюджетных средств на исследования, ТЭО и другие работы выделено 412,8 миллиона сомов. В связи с началом работ на Камбарате был пересмотрен государственный бюджет: из него выделили около 1,5 млрд сомов. Впрочем, это лишь капля в море. Полтора миллиарда пойдут на строительство транспортного тоннеля к месту строительства, моста, соединяющего два берега реки Нарын, высоковольтных линий электропередач, автодорог и рабочего городка. А дальше нужны большие деньги, которых внутри страны просто нет.
По этой причине глава государства призвал инвесторов присоединиться к проекту. «Выполнение подготовительных работ повысит интерес инвесторов и партнеров к основной строительной площадке. Пользуясь случаем, хотел бы сообщить заинтересованным партнерам, что мы готовы сотрудничать в реализации этого проекта. Соседние страны, такие как Казахстан и Узбекистан, заявили о своей готовности инвестировать. На самом деле мы используем только 10% реки Нарын в качестве поливной воды. Остальное используется соседними странами. Если они будут инвестировать и вносить свой вклад, мы будем только рады», - сказал Жапаров.
По его словам, ожидается, что новая ГЭС будет вырабатывать 5,6 млрд кВт⋅ч электроэнергии в год, у нас будет возможность продавать каждый произведенный кВт⋅ч по 5,15 цента США в рамках проекта CASA-1000. Это, по словам президента Жапарова, «внесет значительный вклад в экономику Кыргызстана», а годовая чистая прибыль бюджета составит $234,64 млн.
Однако, по разным данным, на строительство самой ГЭС потребуется как минимум $2,9 млрд. В прошлом еще Госплан СССР отложил строительство Камбаратинской ГЭС-1 напоследок, в виду его большой затратности. Всего в советские годы планировалось построить в республике не менее 27 ГЭС. Это должна будет быть одна из самых высоких плотин среди гидроэлектростанций Кыргызстана. Чтобы ее построить и установить оборудование, потребуется как минимум 5-6 лет. Примерно столько же уйдет на ее заполнение водой. С чем последние годы откровенно трудновато – объемы стоков рек уменьшаются.
При этом одновременно за счет бюджета уже реализуется еще один проект: стоимость упомянутой железнодорожной ветки Балыкчи – Кара-Кече оценивается в $1 миллиард. Насколько это много, судить можно по тому факту, что весь госбюджет Кыргызстана на текущий год может составить при благоприятных условиях лишь чуть менее $5 миллиардов или 400 миллиардов сомов. Кроме того, замерла работа на золоторудном Кумторе, где обнаружились подвижки бортов карьера, глубиной более двух километров. Восстановление его работы тоже потребует несколько десятков миллионов долларов, если не сотни миллионов. И где изыскать такую прорву денег?
Старт проекта по Камбарате без денег уже вызвал критику Жапарова, которого обвинили в не владении ситуацией и стремлении изображать бурную деятельность вместо реальных дел. Недостаточно просто найти деньги на плотину, до сих пор не отрегулированы правовые вопросы по статусу ГЭС, воды и электроэнергии. А это негативно скажется на поставках поливной воды соседям – Узбекистану и Казахстану – то вопрос о потенциальном инвесторе в проект просто зависнет в воздухе, где может провисеть многие годы. Тогда вместо актива президентская команда получит пассив, непопулярность которого станет самым настоящим подарком для того же г-на Ташиева. Так что в ближайшие месяцы в Кыргызстане может вновь стать горячо не только в прямом, но и в переносном смысле.