Мир, который построит БРИКС?
10.06.2024 11:27:03
№: 21 (1563)
После личного отсутствия в ЮАР, Путин планирует провести саммит БРИКС в этом году в Казани
Какое дело обычным гражданам любой страны до того, кто там кого обогнал по никому неведомым показателям?
Юрий Сигов, Вашингтон
Так уж построена человеческая жизнь, что одни странами, регионами, целыми народами управляют, а все остальные им подчиняются (в той или иной степени). Для того, чтобы управлять себе на радость и для обогащения прежде всего именно правящих кругов те, у кого власть, делают все возможное для убеждения подчиненных в собственной правоте. При проведении внутренней и внешней политики, стремясь доказать, что они заботятся не только о себе, но и якобы о других. И самое главное - обязательно ежедневно твердить о том, что они все делают правильно.
И политику правильную проводят (иногда даже утверждают, что гениальную), и якобы уровень жизни рядовых граждан при них регулярно повышается. И все другие страны твоей вроде как только и делают, что завидуют. А по различным данным еще более различных ооно-похожих структур то государство, где тебе довелось проживать, уже всех в мире то ли обогнало, то ли вот-вот выйдет в абсолютные лидеры. И чем агрессивнее такая медийная кампания ведется, тем, как кажется правящим элитам, народ должен в сказанное или транслируемое на телеэкранах верить.
И вот за последние лет 15-20 устоялась практика, при которой что самые различные политики, что специалисты по всем в мире существующим наукам, твердят о якобы четком размежевании всего мира на два лагеря. С одной стороны – так называемый «коллективный Запад», почти что «золотой миллиард», то есть те, кто правит всеми, и ни за что не намеревается от такого положения дел отказываться.
Другую группу представляют из себя некие государства «мирового большинства». Термин, придуманный в России относительно всех «не западных государств», которые на поводу у этого самого Запада идти не желают, а объединившись, могут ему вполне навязать уже свою повестку дня. И как бы этот самый коллективный Запад не пыжился- не тужился, время его вроде как либо уже прошло, либо вот-вот истечет. А значит нас всех ждет какое-то таинственное «не западное» светлое будущее?
Мировое большинство слишком разъеденено, а коллективный Запад действует везде дружно и заодно. Почему же так происходит?
С момента начала украинско-российского военного конфликта весь мир, согласно российским внешнеполитическим постулатам, якобы разделился на две четко обозначенные группы. С одной стороны – все те недружественные страны коллективного Запада, которые желают России погибели и развала. С другой - все те, кто того России не желает (по крайней мере публично). Теоретически есть еще группа «ситуативных союзников» Москвы, но она крайне малочисленна и существенного влияния на мировые процессы фактически не оказывает.
В Америке же эксперты уверены, что на самом деле весь мир – это именно Запад и те, кто его поддерживает. Это на самом деле для них и есть мировое большинство. А вот Россия – она в одиночестве, а поддерживающая ее Белоруссия сама себе, дескать, на голову приключения ищет. При этом как минимум половина стран, которые приписываются Россией к сочувствующим ей, Соединенными Штатами рассматриваются как их союзники. Которым просто надо помочь соблюдать антироссийские санкции - и та вскоре под тяжестью экономических проблем обвалится.
Поскольку ООН якобы уже давно и прочно «лежит» под коллективным Западом и Соединенными Штатами в частности, страны «мирового большинства» по российской иерархии должны как можно активнее объединяться в различные региональные организации, противостоящие американскому давлению. На практике же получается следующее: организаций таких по всему миру много, но так, чтобы они проводили единый антизападный курс – нет такого, и вряд ли в обозримом будущем случится.
Там же, где подобные организации находятся под управлением или при доминировании одной страны, антиамериканская действительность и вовсе нереальна. Достаточно в этом контексте упомянуть все постсоветские объединения, в каждом из которых существенна единоначальная роль Москвы. Однако при всем ее влиянии – что политическом, что экономическом, что финансовом ни о какой единой позиции противопоставления себя Западу не может быть даже речи. Да Россия на подобном курсе своих «союзников», в принципе, и не настаивает.
В то же время все единые коллективные структуры Запада действуют чрезвычайно скоординировано, никакого диссидентства не допускается. А те робкие попытки привлечь внимание к своей позиции, которые время от времени демонстрируют Венгрия, Словакия, или входящая в НАТО, но не входящая в Евросоюз Турция ровным счетом никакого существенного влияния на общий подход западных государств к взаимоотношениям с Россией не оказывают.
Показательно, что раздрай между «всемирным большинством» и его самыми активными сторонниками с каждым днем все усиливается. Не случайно, Россия не получает поддержки своей позиции по Украине ни от одной региональной и международной организации. В лучшем случае для нее та или иная страна может выразить «понимание» поведению Москвы – но не более того. И хотя то же голосование в Совете Безопасности ООН с точки зрения какого-то реального, практического веса не имеет, наличие у РФ всего 6-7 союзников, нажимающих в ее поддержку кнопки при голосовании весьма красноречиво.
Тем не менее, Россия не оставляет попыток каким-то образом привлечь это самое «мировое большинство» не просто на свою сторону, но показать любыми путями, что все те структуры, организации, объединения государств, находящиеся под контролем США, якобы всех остальных уже давно не устраивают. И чем быстрее страны и народы от американского диктата освободятся, тем больше шансов у них будет вместе с Россией построить некий новый глобальный мир.
Вместе с тем здесь наблюдается одна явная нестыковка. Оказалось (и так было всегда, но это не было особого желания до 2022 года замечать), что все без исключения ключевые международные организации, включая саму ООН, находятся под полным контролем коллективного Запада. Либо путем расставления собственных политических кадров на руководящих постах этих структур, либо назначениями во главе их по сути дела карманных персонажей-представителей других государств. Но которые в благодарность за свое назначение также верно поработают на коллективный Запад, как и его подлинные паспортные подданные.
Попытки России и Китая как-то увеличить свои квоты представительства в рамках этих организаций ровным счетом ни к чему не привели. Ведь от того, что в том же Всемирном банке или МВФ у этих двух стран будет не по три, а по пять процентов акций совершенно никакого влияния на конечные решения этих структур не оказывает. По-прежнему основные акции там, и в других международных организациях – у западных государств. А значит если и пытаться кого-то с кем-то «недовольных Западом» объединить, то это можно сделать только в рядах собственных аналогичных организаций.
Такие организации все последние годы активно создавались (ШОС, БРИКС, ОДКБ, СНГ, Азиатский банк инфраструктурных проектов и другие), но реально заменить влияние и возможности уже существующих международных организаций всем этим объединениям пока явно не под силу. Хотя именно на БРИКС и Россия, и Китай все же делают особую ставку.
Цифры, которые говорят обо всем и не значат ничего на практике. Так может быть?
Как известно, еще в 2006 году было создано весьма неформальное, и никого ни к чему не обязывающее объединение БРИК, в который входило тогда четыре страны. Позднее к ним добавилась пятая, а в октябре нынешнего года на встрече на высшем уровне этой организации в России БРИКС расширится уже до 10 членов. По последним данным, на «ближней очереди» к БРИКС – 27 стран, желающих в той или иной форме взаимодействовать с этой организацией, и в перспективе в нее вступить.
Если раньше это объединение функционировало больше как клуб по интересам, и о нем вспоминали, когда раз в году в его рамках встречались первые лица этой пятерки государств, то после начала российско-украинского военного конфликта БРИКС подается как чуть ли не альтернативная платформа для создания нового формата управления «мировым большинством». А поскольку в этом году саммит БРИКС пройдет осенью в России, то она стремится сделать все возможное, чтобы некие важнейшие для всего мира решения были приняты и одобрены именно там.
Особый упор делает Россия на укреплении контактов с представителями деловых кругов стран БРИКС. В общей сложности планируется провести порядка 250 мероприятий, включая министерское заседание с участием как полноправных членов, так и с приглашением целого ряда стран, которые представляют различные интеграционные структуры в мировом большинстве. И здесь начинается жонглирование цифрами, которые, с одной стороны, действительно производят сильное впечатление, но в основном на мало сведущего обывателя.
С другой эти цифры не значат ровным счетом ничего для рядовых граждан всех пока десяти стран, входящих в это объединение. Любимая тема для дискуссий – территории и численность населения. Так, после присоединения к организации с начала нынешнего года пяти новых членов БРИКС теперь занимает свыше 30 процентов земной суши. А в странах этого объединения проживает 45 процентов мирового населения. Вопрос конкретный: ну и что из этого? Какое кому дело в каждой из стран БРИКС, сколько будет народу у них, если все эти народы во всех странах суммировать наперекор Западу?
Или площадь земной суши. Разве занимаемое пространство определяет для населения нашей планеты уровень их материального и иного состояния? От того, что площадь, занимаемую Россией, присоединили к площади еще девяти стран, это как-то отразится на материальном благополучии российских граждан? Или он будет еще более горд по тому поводу, что он теперь считается в одном большом котле «мирового большинства» назло всяким американцам, европейцам и австралийцам?
Или вот совокупный Валовый Внешний Продукт по паритету покупательной способности у основной пятерки стран-основателей БРИКС якобы по цифрам давно обошел аналогичный показатель «Большой семерки», представленной исключительно странами Запада. А Россия недавно очень даже ненавистный ею МВФ вывел страну якобы на 4 место в мире по уровню покупательной способности населения. И что, это сделало жизнь и доходы рядовых граждан каким-то образом выше, и улучшило их благосостояние?
Может быть ни доллара США, ни евро скоро не будет. А, может быть, не будет чего-то совсем другого
Согласно недавно опубликованным МВФ цифрам, весь БРИКС (пять стран) имеет сейчас ВВП размером в 58,9 триллионов долларов (или 33,5 процента от мирового ВВП). А страны «Большой семерки» - только 52 трлн. долларов (или 30 процентов от мирового ВВП). А теперь скажите мне: кому, и какое дело до того, что получится, если сложить все страны «семерок», «двадцаток» или БРИКС что с новыми, что без них членами? От этого что – улучшится жизнь людей, или они вдруг ощутят себя безмерно счастливыми, и от радости выйдут на улицы и площади, восхваляя своих руководителей?
Символично, что в рамках БРИКС Россия в этом году уделяют повышенное внимание выработке рекомендаций о создании неких многосторонних механизмов, которые не зависели бы от Запада, и с перспективой выхода на общие договоренности о создании некой новой единой валюты для всех стран данного объединения. Правда, тут же международные эксперты отмечают, что подобная затея – больше пока из области фантастики. Уж слишком все остальные страны БРИКС без России завязаны на Запад, и на его финансовую систему.
Ведь даже при всем желании все те страны-члены этого объединения, которые хотели бы быть максимально независимыми от единого Запада, пока вряд ли могут себе это позволить. Напомню, что с начала нынешнего года к пяти странам-основателям БРИКС (Россия, Индия, Китай, Бразилия и ЮАР) присоединились еще пять государств – Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия. Аргентина, которая при прежней власти вроде как к членству в БРИКС благоволила, теперь в лице нового президента страны Хавьера Милея над этим объединением откровенно посмеивается, и показательно его игнорирует.
Но самое главное здесь, как мне видится, в другом. Изначально страны, стремящиеся быть более независимыми и не подчиняться в своей жизни интересам исключительно коллективного Запада, понимали: процесс этот может быть очень длительным, непростым, требующим очень сильной воли и желания сохранить свой национальный суверенитет у всех тех, кого подобный вариант дальнейшего развития человечества интересует. Желательно такие трансформации проводить мирно, эволюционно, не ломая дров и не отвергая полностью существование тех же государств коллективного Запада, нынче заправляющих всей основной мировой повесткой.
В рамках этого процесса они стремились постепенно, шаг за шагом, продвигаться в деле укрепления своих позиций в тех или иных регионах, и в рамках тех или иных организаций. Но тут начался конфликт России и Украины, и вдруг стало ясно ключевое отличие нынешней ситуации от всех предыдущих. А именно: ни одну страну, входящую сегодня и в БРИКС, и в ШОС, и в другие «не западные» структуры никто не собирается уничтожать. Как государство, и как геополитического игрока.
Да, попытаться перевоспитать, сменить там власть на более лояльную Западу, разложить тамошнюю молодежь, по возможности привить ей поклонение исключительно материальным западным ценностям. А через бизнес и финансы сделать так, чтобы граждане этих стран даже не помышляли отказаться от западных ценностей. Как бы, и чтобы им не диктовали их культурные коды, местные власти и существующая там система образования.
С Россией же ситуация полностью иная. Ей объявлена реально полномасштабная война, и основная задача ее – не просто сменить там власть, а развалить страну, чего никто не собирается делать ни с ЮАР, ни с Бразилией и Индией. Китай хотят просто немножко перевоспитать, не дать ему возможность каким-то образом взаимодействовать с Россией, и чтобы он ни в коем случае не претендовал на роль одной из ведущих мировых держав (по крайней мере ничего подобного в отношении тех же ЮАР или Бразилии, не говоря уже о новых членах БРИКС не заметно).
Обратите внимание также на то, что ни одна страна БРИКС с коллективным Западом, кроме России, сейчас не воюет. Другое дело, как такое можно было допустить (Украину в расчет здесь никто не берет, но ведь и она, как оказывается, кроме России со всеми остальными странами БРИКС поддерживает стабильные отношения, и никто из них сторону России в этом конфликте так и не взял – может быть, частично кроме Ирана как нового члена этой организации). И как теперь из этого положения выйти, в чем, кстати, что тоже символично, БРИКС точно Москве именно поддержку не окажет.
И, наконец, разговоры о том, что «мировое большинство» в конечном итоге непременно победит, потому что у коллективного Запада нет никаких шансов на выживание лично у меня вызывают большое недоверие и откровенный скепсис. И Америку, и Европу, и всех тех, кто с ними плывет нынче в единой «западно-коллективной лодке» давно уже хоронят.
Но у них еще очень даже много сил и возможностей. Причем не только поддерживать высокий уровень жизни своих собственных граждан, но и мешать нарабатывать его всем остальным. А вот что с этим делать, ни отдельно взятые государства мирового большинства, ни созданные ими многобуквенные объединения толком пока так и не ведают.
Комментарии
Загрузка комментариев...