Миротворчество по-пекински
Иран и Саудовская Аравия помирились благодаря Китаю
Пока ненавидящие друг друга противники не могут найти между собой общего языка, им предлагается помириться по-китайски
Юрий Сигов, Вашингтон
Много разных домыслов и догадок традиционно высказывается по любому поводу о Китае. Причем везде: и в Азии, где вроде как китайское нутро проще и быстрее понять и на себе непосредственно прочувствовать. И в Африке, где нет уже такой страны, в которой бы 30-40 тысяч китайцев не стали бы «по бизнес-случаю» местными гражданами. И в Латинской Америке, где китайские горнодобывающие компании вытаскивают из тамошней земли все, что только может переварить ненасытная китайская промышленность.
Про постсоветские страны и разговора нет. Для одних (страны Центральной Азии потому, как они - ближайшие соседи КНР) взаимодействие, получение кредитов и поставка сырья – суть экономического существования и гарантия от «территориального ненападения». Для других (та же Белоруссия) – источник инвестиций, которые были очень к месту пока Пекин пробивал в Европу из Азии свой «Один путь». Но теперь, видимо, они надолго потеряли свою актуальность.
А уж для России и ее нынешнего руководства Китай и вовсе какое-то божество, которое на фоне полного развода с коллективным Западом – чуть ли не спасение от всех бед и напастей (одно поведение российских властей во время недавнего визита в Москву товарища Си чего стоит). Хотя если присмотреться повнимательнее, то выясняется очень даже банальная прагматика со стороны китайских товарищей в первую очередь. Раз у Москвы нет других вариантов на Западе, так надо ее полностью «повязать Востоком». Даром, что российские власти считают это «взаимовыгодным сотрудничеством, которому нет никаких границ».
Больше всего непонимания и полнейшего невежества в отношении Китая проявляют Соединенные Штаты. Причем, так бывало в истории и прежде, когда вроде как у руля в Вашингтоне стояли куда более грамотные и изворотливые президенты. Так продолжается и сегодня, когда нынешний обитатель Белого дома и его ближайшее окружение довели отношения с Пекином чуть ли еще до прямой конфронтации. При этом если бы сегодня американцы перестали пакостить Китаю, то той же России пришлось бы очень даже туго.
Миру - мир. Но только – на китайских условиях
Поскольку принято если уж запугивать Китаем, то ссылаться на его внешнюю экспансию и всемирное экономическое проникновение, то главное, что советуют большие эксперты и знатоки Поднебесной - это проявлять в отношениях с Пекином предельную осторожность. Потому как даже если подпишешь какое-то с китайцами соглашение, те непременно смогут трактовать его (особенно в тот момент, когда это будет выгодно китайской стороне) исключительно в собственную пользу. Да и во всех остальных сюжетах за тем, что и как предлагает китайская сторона, нужен глаз да глаз.
И вот сравнительно недавно Китай стал выступать на мировой арене не как «экономический грабитель» и кредитор, от которого никак и ничем не отвяжешься, а как миротворец. И ладно бы о чем-то официальный Пекин беспокоился вдоль своих границ или, скажем, по поводу существования острова Тайвань как некоего «почти независимого» государственного образования. Так нет же: речь идет о странах, до которых от Китая путь не близок. Но где у Пекина появляются важные как политические, так и экономические интересы и запросы.
Само по себе миротворчество – дело по крайней мере внешне благое. Насчет пользы – не уверен в большинстве случаев, но показать себя борцом за мир, да еще во всем мире – политический капитал наработать себе можно неслабый. Что, собственно, в Пекине после того, как товарищ Си окончательно закрепил за собой место у руля страны на следующие пять лет, и решено было сделать. И хотя у КНР довольно много предложений по нормализации отношений межу теми, кто так или иначе, но находится в весьма наряженных отношениях, можно проанализировать как минимум два последних случая – попытку Китая «помирить» Украину и Россию и нормализовать (что будет дальше пока никто предположить не в состоянии) отношения между Саудовской Аравией и Ираном.
Так вот о российско-украинском конфликте. Ситуация там, как выяснилось за прежний год - тупиковая. Расчет на быструю капитуляцию Украины со стороны российского руководства явно не сработал. А даже самая массированная военная помощь Украине со стороны коллективного Запада вряд ли приведет к поражению Россию и смене там первых лиц. И вот в этой тупиковой, и во многом патовой ситуации в отношениях Москвы и Киева на сцену выходят китайские дипломаты, и предлагают обеим сторонам вроде как «пойти на мировую».
Сначала китайцы на уровне спецпосланника своего руководства заверяют Европу в своем желании «продолжать совместный бизнес, как это было до российско-украинского конфликта». Затем появляется некий миротворческий план из многих пунктов, которые если обе стороны решатся соблюдать (якобы), то воевать им, и убивать друг друга не будет уже точно никакого смысла. Все это резко контрастирует с воинственными заявлениями официальных лиц США и Европы о том, что они готовы поддерживать военным путем Украину до ее «неминуемой победы».
Но тут вот какие интересные подробности «мирного плана» КНР по Украине выясняются (это если план этот почитать внимательно, а не просто поддерживать и нахваливать Пекин за его миротворческие усилия – что уже не так открыто делает лично президент РФ). Так вот в этом документе практически по всем позициям китайские товарищи (а их по какой-то странной логике российские руководители считают чуть ли не своими союзниками в противостоянии с коллективным Западом) попросту призывают Москву… сдаться.
То есть ради мира и спокойствия в Европе, чтобы китайские товары, как раньше, беспрепятственно попадали на рынки этих стран России предлагается вернуть все (включая Крым), что она отвоевала у Украины, подписать с ней некое мирное соглашение под китайским, получается, присмотром. И больше никогда, и ни в чем на то, что лежит за ее нынешними границами, не претендовать. Оно с точки зрения «миротворчества по-китайски», может быть, и правильно. Но для России принять такой с позволения сказать «мирный план» - это просто прекратить свое нынешнее существование.
Понимают ли подобное китайские «миротворцы»? Думаю, что очень даже хорошо. Предполагают ли они, что Россия на такой план не может пойти никак – даже при полной смене власти в Кремле? Наверное, тоже догадываются. Но важен здесь сам факт мирного предложения, чтобы показать окружающему нас миру: вот какой Китай, как он заботится о мире в центре Европы. Не поставляет ни той, ни другой стороне оружия и боеприпасов. И соблюдает полный нейтралитет. Хотя если те же американцы будут и дальше давить на Пекин и обвинять его в том, чего он не делает, и не собирается, то все еще может много раз измениться.
Подобное миротворчество очень хорошо «заходит» и всем тем странам, которые в российско-украинский конфликт вмешиваться не хотят и не планируют. Зато как видят, что китайская сторона там проводит линию на «мир во всем мире», значит у Пекина будут появляться новые сторонники. А его действия на территории твоей собственной страны будут восприниматься куда спокойнее, нежели опасения относительно «неприкрытой китайской экспансии в экономике, торговле и добыче природных ресурсов».
Поражает меня, честно говоря, недалекость позиции коллективного Запада относительно «мирных китайских инициатив по Украине». Если бы их Запад поддержал, то это создало бы России кучу новых, и очень серьезных проблем. Но Китай за его миротворчество – и в первую очередь американцы осудили. Соответственно, той же России нет смысла пенять китайским товарищам на то, что все их «предлагаемое миротворчество», по сути дела, работает полностью в поддержку Украины.
Кто у нас тут главный в мусульманском мире? А какая, в принципе, разница?
Еще один пример китайского миротворчества – объявленная недавно нормализация отношений двух закадычных «врагов» в регионе Персидского (Арабского) залива – Саудовской Аравии и Ирана. После многих лет вражды и даже угрозы начать друг против друга боевые действия они договорились восстановить дипломатические отношения в рамках сделки, предложенной им Китаем. Причем оформляли они свое «возвращение к нормальным отношениям» в присутствии высокопоставленных китайских товарищей. И с развевающимися позади переговорщиков китайскими флагами.
Объявлено, что Эр-Рияд и Тегеран планируют возобновить работу своих посольств в рамках подписанного при посредничестве Китая соглашения. По факту этот пекинский диалог Саудовской Аравии и Ирана открыл новую страницу в их двусторонних отношениях. Причем, как было объявлено, стороны достигли консенсуса по ключевым проблемам, которые раньше их делали непримиримыми врагами.
Дело даже не только в том, что при китайском посредничестве Иран и Саудовская Аравия договорились возобновить работу посольств в ближайшие два месяца, а в том, что еще вчера соперничавшие в районе Залива страны, имеющие огромный экономический и сырьевой потенциал вместо угроз и запугивания друг друга переходят к нормальным, спокойным отношениям. Где любые споры и разногласия могут без проблем решаться путем переговоров и поиском взаимоприемлемых компромиссов.
Показательно, что китайцы настояли в итоговом документе по окончанию переговоров на фразе «обе стороны соглашаются уважать и соблюдать суверенитет и невмешательство во внутренние дела друг друга». Замечу, что ранее саудовцы и иранцы проводили предварительные переговоры о нормализации отношений в Омане. Но то, что главным миротворцем в этом процессе в конечном итоге стал Китай, для очень многих стало полной неожиданностью.
Напомню, что Саудовская Аравия разорвала дипотношения с Ираном в 2016 году после того, как протестующие взяли штурмом саудовское посольство в Тегеране после казни шиитского священнослужителя Нимра аль-Нимра в Саудовской Аравии. С тех пор обе страны фактически перманентно находились в состоянии войны (прежде всего через территорию Йемена, а также в Ливане и Ираке), и пару раз находились буквально на грани прямого вооруженного конфликта.
Стоит учесть и тот факт, что объекты нефтедобычи как в Саудовской Аравии, так и в Объединенных Арабских Эмиратах неоднократно подвергались нападениям со стороны боевиков, которых вроде бы поддерживает Иран. Однако было бы наивно думать, что Пекин просто так воспылал дипломатической любовью к странам этого региона. На самом же деле Китай объединил двух ключевых игроков Залива для снижения региональной напряженности и расширения экономических связей именно КНР с обеими этими государствами.
Мировой гегемонизм по-китайски взамен бывшего американского?
Тот факт, что Тегеран в последнее время оказывается во все большей изоляции со стороны Запада на мировой арене также повлияло на активизацию миротворческих усилий Пекина в Заливе. Как известно, давно уже ведущиеся переговоры о возобновлении ядерного соглашения Ирана с ведущими мировыми державами от 2015 года заморожены. Плюс западные государства продолжают критиковать Иран за жесткое подавление протестов в стране осенью прошлого года.
Думаю, что бессмысленно надеяться на то, что теперь Китай будет рулить внешнеполитическими интересами обеих этих государств после того, как Саудовская Аравия и Иран согласились нормализовать между собой отношения (пока – восстановить дипломатические). И в Тегеране, и в Эр-Рияде очень свято блюдут собственный суверенитет, и вряд ли кому-то (не только Китаю) позволят давить на себя и поучать, что, и как делать в отношениях с другими странами.
Между тем на примерах китайского миротворчества стоит учесть несколько очень показательных факторов, с которыми всем странам, так или иначе имеющим дело с КНР, придется в ближайшем будущем считаться. В первую очередь хотел бы отметить, что двумя вышеупомянутыми конфликтами и стремлением КНР якобы помирить враждующие стороны дело явно не ограничится. Наиболее важные шаги КНР будет предпринимать, как мне видится, по Тайваню (считая его своей, но пока еще отколовшейся территорией) и Северной Корее.
Постоянные напоминания о том, что Пекин якобы вот-вот нападет на Тайвань, которые раздаются в основном из Соединенных Штатов, мало что имеют под собой конкретного и реально осуществимого. Дело в том, что в Пекине – да еще при очередном мандате на правление товарища Си есть четкое и прагматичное понимание ситуации. Тайвань нужен «воссоединенный» Китаю, что называется, целым и невредимым. Какой смысл его Пекину разрушать и завоевывать силой, если все это можно воссоединить мирно, и в интересах всего китайского народа?
По Корее, как и по Тайваню, сам факт миротворчества со стороны КНР и вовсе очевиден и понятен. Не будь в Южной Корее американцев с 35-тысячным воинским контингентом, две Кореи давно бы нашли между собой общий язык и общие интересы, которые в любом случае их бы объединили. А не привели бы к братоубийственному военному конфликту. Но тот же Пекин вполне может на себя взять – и без всяких американцев – миротворчество и на Корейском полуострове под свой контроль.
Особенно если учесть географическую важность и близость этой территории к китайским границам. И если принять во внимание, что на сегодняшний момент именно Соединенные Штаты делают все возможное, чтобы, во-первых, самим оставаться на территории Южной Кореи со своими войсками, а, во-вторых, договориться с Северной Кореей по каким-то вариантам мирной жизни в регионе под силу только Пекину. Больше ни у кого таких отношений с Пхеньяном в мире нет, и вряд ли они появятся.
В то же время надо понимать, что любыми миротворческими позывами Китай пытается сконцентрировать именно на себе внимание тех, кто действительно устал от постоянного международного напряжения, всех этих террористов, агрессоров, авторитарных лидеров и прочего, что мешает обычной нормальной жизни миллиардов людей на нашей планете. Другой вопрос, что на фоне накачивания, скажем, той же Украины оружием, любые инициативы коллективного Запада выглядят во многом лицемерными и явно обманными.
А вот Китай, выдвигая мирные инициативы, да еще пытаясь их пропагандировать на широком международном информационном поле, вроде как выглядит выигрышно. Но это если подобные инициативы внимательно не анализировать. А этим большая часть тех, для кого они транслируются, оценить их междустрочную суть и не стремятся. Хотя по факту все эти якобы мирные инициативы КНР на практике совершенно невыполнимы, и заведомо направлены на поражение и окончательный разгром одной из сторон конфликта.
Поэтому, как и во многих других случаях, любые мирные инициативы, предложения, планы из десятка пунктов, которыми китайские руководители будут и дальше время от времени создавать громкие информационные поводы, под собой будут всегда иметь только одну цель. А именно: укрепление внешнеполитических позиций КНР, усиление экономических и торговых связей с теми странами, которые китайскими мирными предложениями будут заинтересованы. И тем самым достижение в конечном итоге выгодных для Пекина международных завоеваний, которых куда проще добиться именно миротворческим путем, нежели военными угрозами и запугиванием других государств.