Морская блокада дала течь | Деловая неделя
26 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Морская блокада дала течь

04.11.2022 10:25:18
№: 40 (1890)

Генерал Михаил Забродский, бывший командующий десантно-штурмовыми войсками Украины, один из самых опытных украинских военачальников, предупреждает о том, что падение Херсона может означать переброску освободившихся сил армии РФ на другие направления

Кремль попытался заблокировать украинское зерно, но не смог

«ДН»

ЗА ПРОШЕДШИЙ с прошлого номера «ДН» отрезок времени самыми громкими новостями с полей российско-украинской войны стали события на воде. В субботу Киев нанес удар по российскому Черноморскому флоту на военной базе в Севастополе, в ответ россияне попытались перекрыть экспорт украинского продовольствия в рамках «зерновой сделки» с Турцией и ООН, но были вынуждены отозвать свой выход из соглашений. Кремль попытался сохранить лицо, объяснив свое решение некими дополнительными гарантиями того, что Киев не будет нападать на Черноморский флот, но Украина отрицает, что брала на себя какие-то дополнительные обязательства в рамках зерновой сделки, более того, она отрицает, что вообще использовала зерновой коридор для атаки на российский флот. На остальных направлениях военных действий продолжается вязкая схватка – пока украинцы медленно подбираются к Сватово и Херсону россияне штурмуют позиции ВСУ в районе Бахмута и Авдеевки. Также продолжаются российские атаки на энергетику Украины, которые уже вывели из строя порядка 40% ее мощности (считается, что атака на Севастополь была своего рода ответом на почти ежедневные атаки против городов Украины), и угрожают создать стране тяжелые гуманитарные проблемы наступающей зимой.

Атака на Севастополь

Если сравнивать стиль военных действий двух сторон, то российская армия напоминает молотобойца, который использует массированные, хотя и неточные удары, стараясь причинить максимальный ущерб противнику, неважно – военной или гражданской инфраструктуре или объектам. Украинцы же похожи на фехтовальщика, который старается нанести не массированный, а точный укол в наиболее уязвимые места противника, таким образом, вынуждая его отступать, а не упираться там, где это возможно. Точно также и в субботней операции. Атака гавани Севастополя полутора десятками дронов-камикадзе – воздушных и морских – была скорее обозначением удара, чем реальным стремлением нанести массированный ущерб Черноморскому флоту.

И в этом плане совершенно неважно, правы ли в оценке ущерба россияне (они признали попадание с «незначительным ущербом» по одному тральщику) или украинцы (они предполагают, что поразили фрегат «Адмирал Макаров», сменивший утопленную ими «Москву» в качестве флагмана Черноморского флота). Куда более важно то, что гавань Севастополя, крупнейшей морской базы для россиян на Черном море, перестала быть безопасным укрытием для ВМС РФ. Оказалось, что скученные в бухте военные корабли крайне уязвимы для атаки дронов-камикадзе, обнаружить которые россияне заранее, очевидно, не сумели. Все это – стратегический удар по позициям Кремля, для нанесения которого не нужно было проливать реки крови и превращать города в руины. В условиях постоянного риска повторения атаки на Севастополь наиболее безопасным вариантом для россиян было бы отвести свои корабли в Новороссийск, а это означало бы сильное сокращение возможностей российского флота угрожать украинскому побережью от Николаева до устья Дуная.

Оппозиционный российский блогер Анатолий Несмиян также считает, что атака на Севастополь может иметь большие последствия для способностей России давить на Украину со стороны моря. «Сегодняшняя атака на Севастополь показала, что есть вполне рабочие решения, как кошмарить противника, прочно засевшего в 19-20 веках. Беспилотные подводные и надводные дроны в сопровождении воздушных даже в разовом исполнении создали сложности, которые решались в течение целого дня. В том случае, если подобные атаки станут систематическими, Черноморский флот будет вынужден перебазироваться в Новороссийск, оставив в Севастополе медийную группу для съемок каких-нибудь духоподъемных репортажей на тему «всё идёт по плану», - считает он.

Что касается самой атаки, то она, очевидно, была организована согласно тактике «роя», рассчитанной на то, что как минимум часть дронов сможет приблизиться к мишеням и взорваться рядом. Россияне настаивают, что украинцам этого не удалось. В министерстве обороны РФ заявили, что «нападение было отражено, и незначительные повреждения получил один из кораблей» - тральщик. Клубы черного дыма над бухтой Севастополя военные объяснили плановыми учениями, а отключение открытого доступа к видеокамерам города – необходимостью скрыть от противника возможность наблюдать за военными маневрами и оценивать результативность своих атак. По информации пророссийского губернатора Севастополя Михаила Развожаева, корабли Черноморского флота РФ отбили атаку беспилотников непосредственно в акватории Севастопольской бухты, и это нападение - самое масштабное с начала войны: в нем принимали участие девять дронов и семь автономных морских беспилотных аппаратов. На просочившихся в интернет кадрах с морских дронов видно, что как минимум один из них достиг борта крупного корабля – фрегата класса «Адмирал Григорович» (таких, кроме самого «Григоровича» в ЧФ еще 2 – «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров»).


Нападение на Черноморский флот в Севастополе производилось и подобными морскими дронами-камикадзе, которые проникли непосредственно в бухту морской базы

«В ходе отражения террористической атаки на внешнем рейде Севастополя [...] уничтожено четыре морских беспилотных аппарата, еще три аппарата уничтожены на внутреннем рейде. Незначительное повреждение получили морской тральщик «Иван Голубец», а также боносетевое заграждение (плавучие заграждения из бревен, тросов и других металлических конструкций для защиты входов в порт) в бухте Южная», - заявили российские власти о результате своих оборонительных действий. В организации атаки на Севастополь Москва обвинила британских военных, которые, по ее мнению, также взорвали трубы российского газопровода «Северный поток» в Балтийском море несколько недель назад. «Чтобы отвлечь внимание от собственных провальных действий в ходе незаконного вторжения в Украину, российское министерство обороны прибегает к распространению ложных заявлений в невероятных масштабах, - ответили в минобороны Великобритании. - Эта придуманная история больше говорит о спорах, которые идут в российском правительстве, чем о Западе».

Что касается украинского командования, то оно очень сдержанно прокомментировало атаку на Севастополь. Так, глава пресс-центра Оперативного командования украинской армии «Юг» Наталия Гуменюк расплывчато заявила: «Пока официального подтверждения нет, но есть понимание, что при такой боязни «боевых комаров» (речь идет об обвинения России против Украины и Запада в ООН, которых она обвиняет в военном использовании комаров) и использовании против них агрессивной системы ПВО может быть абсолютно обратная реакция. Поэтому когда по «комарам» бьют С-300, например, то эти ракеты имеют очень большую разрушительную силу и разрушают они то, что действительно виновато в создании этой ситуации». Более определенно высказались в официальных аккаунтах Службы безопасности Украины: «It's BAVOVNA o'clock!». «Бавовна» - это хлопок по-украински, и украинцы используют это, как сарказм в пику россиянам, которые заменяют слово «взрыв» термином «хлопок». Таким образом, сообщение можно перевести, как «наступил час хлопка». «А это значит, что российская техника и позиции оккупантов снова будут пылать. Работаем дальше до полной победы», - пообещали представители главной спецслужбы Украины. Российское руководство трактует нападение на военные корабли, участвующие в нанесении ракетных ударов по Украине, как «теракт», в то время как очевидно, что это абсолютно законные военные цели во время войны.

«Зерновая сделка» устояла

Первым ответом на выпад против Севастополя со стороны Москвы стало решение приостановить участие в «зерновой сделке» - пропуску украинских торговых кораблей из Одессы на внешние рынки с целью вывоза на экспорт зерна и кукурузы. «Мы не говорим о том, что мы прекращаем участие в этой операции. Нет, мы говорим, что мы приостанавливаем, - заявил президент России Владимир Путин. - Сотрудники ООН принимают активное участие в этой работе, за что мы им благодарны. Но пусть они тогда проведут работу с Украиной, и Украина должна гарантировать, что угроз для гражданских судов и для судов обеспечения РФ создаваться не будет». Судя по всему «судами обеспечения» российский лидер назвал военные корабли ЧФ, с которых ежедневно выпускаются ракеты, уничтожающие украинскую гражданскую инфраструктуру. Путин также описал некий «подводный робот-подрывник», которым украинцы собираются взорвать корабль с зерном, чтобы обвинить потом Россию.

Правда, простейшие математические вычисления показывают, что российский президент представляет себе этого «робота» как-то странно. На это справедливо указал российский оппозиционный блогер Анатолий Несмиян: «Прямая цитата Путина: «Но это же не шутки – эти подводные аппараты шесть метров длиной, по-моему, 500 тонн там взpывчaтки. Попадёт – там ни от зерна, ни от корабля ничего не останется. А виноваты будем мы». Стандартный автомобильный 20-футовый контейнер, который возят дальнобойщики - 6 метров, объем 37 кубических метров. Номинальный вес, кстати, который рекомендован для такого контейнера - 22 тонны. Как в объем 37 кубических метров может поместиться 500 тонн взрывчатки - известно только Путину. Предел для такого объема - 60 тонн прессованного гексогена (удельная плотность 1,8 г/куб.см). А у подводного аппарата еще двигатель там есть, всякие другие нужные железяки. Топливо опять же - то есть, чтобы впихнуть 500 тонн взрывчатки, такая страхолюдина должна иметь габариты метров в 50-70, а это опять масса, и опять - совсем другой двигатель и количество топлива. В общем, либо 6 метров, либо 500 тонн. Но по отдельности».

В итоге, хозяин Кремля подвел к тому, что военная активность Украины – это угроза для «зернового коридора» и она должна гарантировать ненападение не Черноморский флот РФ. «…Минобороны [России] правильно ставит вопрос, чтобы провести дополнительную работу с ООН, а те, в свою очередь, - с Украиной, чтобы Украина гарантировала безопасность этого коридора», - заявил он. При этом движение судов по коридору, прикрываемому турецким флотом не остановилось, а после того, как в середине недели с руководством Минобороны РФ и Турции поговорили по телефону, Москва и вовсе сделала вид, что получила необходимые ей гарантии безопасности от Украины. По словам Владимира Путина, Украина гарантировала, «что гуманитарные коридоры не будут использоваться для военных целей», и теперь Россия возобновляет участие в «зерновой сделке», хотя и оставляет за собой право выйти из нее в случае «нарушения Украиной своих обязательств». В Киеве же заявили, что никаких новых гарантий Москве Украина не давала.

Херсон почти пал?

Тем временем, вчера в интернете появились фотографии областной государственной администрации города Херсон, с которой был спущен российский флаг. Судя по всему, это означает открытый уход российской армии с Правобережья Днепра, откуда в последние недели пророссийская администрация призывала эвакуироваться и местным жителям. Сама она уже довольно давно покинула город и переехала на Левобережье, дополнительно объявив зоной эвакуации и 15-километровую полосу вдоль самого Днепра. Это может означать, что план с подрывом плотины гидроэлектростанции в Новой Каховке действительно может быть реализован. «Скорее всего, наши войска будут уходить на левобережную часть Херсонской области и те люди, которые не успели перебраться из Херсона, должны максимально быстро уходить из города на левый берег. Мы до сих пор работаем в этом направлении», — сказал замглавы администрации региона Кирилл Стремоусов.


Реакция на происходящее со стороны украинских вооруженных сил скептическая. Глава пресс-центра Оперативного командования украинской армии «Юг» Наталия Гуменюк вчера вечером заявила, что снятие российского флага в Херсоне это «российская провокация» с целью заманивания украинских военных в Херсон. По ее словам, в Херсоне остаются регулярные подразделения, которые переодеты в гражданских. «Они продолжают заселяться не только в областном центре, но и в других населенных пунктах в дома людей, которые уехали. Россияне это делают для создания картинки, что якобы по гражданским открывается огонь со стороны ВСУ», - считает украинское командование. При этом, по украинским же данным, именно в районе Правобережья Днепра россияне в последние дни несли тяжелейшие потери в технике. По информации украинских военных, всего за пять дней конца октября украинские вооруженные силы и ПВО сбили уже семь разведывательно-ударных вертолетов Ка-52. «Большинство из них были уничтожены в Бериславском районе Херсонской области, где продолжается украинское наступление».

Поэтому некоторые другие комментаторы считают, что россияне могут действительно покинуть Херсон, чтобы сосредоточить оставшиеся боеспособные силы в Запорожской области и в Беларуси. Так, к примеру, генерал-лейтенант ВСУ Михаил Забродский, первый заместитель комитета Верховной Рады по обороне, опубликовал статью, в которой смоделировал вероятные действия россиян после оставления ими Херсона. По его мнению, переброшенные в Беларусь и Запорожье российские войска, сохранили боеспособность, а получив пополнение, смогут угрожать окружением вооруженным силам Украина на Донбассе. «Результатом короткого периода формирования и подготовки, а также – переброски выведенных с Херсонского плацдарма российских войск, может стать создание двух мощных ударных группировок, - считает украинский генерал. – Одна из них может быть развернута на Запорожском, другая – на Сумском направлении». Они могут нанести концентрические удары через Сумы и Полтаву с севера и на Запорожье – с юга. Сойтись две группировки могут в районе города Днепр (бывший Днепропетровск), и это означало бы «заветное стратегическое окружение ВС Украины на левом берегу реки Днепр», которого добивались россияне с начала лета.

При этом Забродский предлагает не отсиживаться в обороне, а, наоборот, перейти в наступление раньше россиян. По его мнению, ВСУ «могут не ограничиваться только обороной по существующей линии соприкосновения». «При определенных обстоятельствах удары, например, на Луганск и Мариуполь могут кардинально изменить оперативную обстановку, что уже было доказано смелой и успешной операцией на Востоке в сентябре», - считает генерал.

Правда, и россияне не готовы просто так сидеть в обороне. Как минимум на двух направлениях, в районе Авдеевки и Бахмута, они продолжают упорное наступление на украинские позиции. На последний город наступает даже не российская армия, а силы «частной военной компании «Вагнер» близкого к Путину бизнесмена Евгения Пригожина. Сам он предельно откровенно описывает характер боев и потерь. Отвечая на критику со стороны тех, кто обвиняет его в нарушении законов РФ, используя на войне наемников, он заявил, что «за Россию-матушку воюют десятки тысяч тех самых наемников», а затем предложил надеть на себя и на бойцов «Вагнера» наручники, как только «десятки тысяч критиков возьмут автоматы в руки». «Есть комментарии? Нет? Обоссались? Тогда закройте свои рты! Десятки моих парней гибнут каждый день, потому что твари, которые недовольны наемниками, сидят с розовыми жопами на теплых диванах и разглагольствуют перед телевизором. Давайте, дерзайте смельчаки! Берите автоматы и убивайте!», - сказал он. Ранее Пригожин признавал, что даже после таких кровопролитных боев его силы продвигаются вперед лишь на 100–200 м в день, что, по его словам, «нормально для современной войны».

Украинцы также признают ожесточенный характер противостояния на Донбассе. Заместитель украинского министра обороны Анна Маляр заявила, что «наиболее интенсивные бои» в эти дни идут в районе Бахмута и Соледара, а также на всем донецком направлении. «Там стоит сказать, что враг осуществляет за сутки десятки атак, и мы их отбиваем, - сказала Маляр. - Там, фактически, происходит взаимное движение обеих сторон. Какие-то населенные пункты, если удается врагу там немного продвинуться вперед, то мгновенно есть реакция сил обороны Украины, и мы возвращаем мгновенно все территории».

Что касается иных оценок военных планов России, то с ними выступили на этой неделе эксперты Американского Института изучения войны (ISW), считающие, что президент России готовится к долгой войне, правда, с применением конвенционального (не-ядерного) оружия. «Он заплатил за эту мобилизацию очень высокую внутриполитическую цену в виде бегства сотен тысяч россиян в другие страны, беспрецедентных протестов и столь же беспрецедентной критики действий российских военных и российских властей. Платить эту цену имело смысл, если Путин намеревается продолжать войну и понимает, что в Украину нужно немедленно отправить подкрепление, чтобы удержать позиции до того, как подоспеет новый призыв и развернет ситуацию в его пользу», - уверены представители ISW. По их мнению, Путин рассчитывает, что ныне мобилизованные резервисты удержат позиции в Украине до окончания весенней распутицы, а к тому времени пройдут начальную подготовку длиной в четыре-шесть месяцев срочники начинающегося сейчас призыва - и их можно будет отправить на войну, в новые наступления. По мнению американцев, «холодная зима и дефицит топлива заставят какие-то из европейских страны сократить помощь Украине и стать покладистее в отношениях с Россией». Сами эксперты пессимистично оценивают реализм планов Путина. Прибытие на фронт уже трети резервистов (это около 100 тысяч солдат) «существенных изменений… не принесло». Точно также и поступление «наскоро подготовленных срочников тоже вряд ли приведет к перелому». «Но Путин, похоже, не хочет признавать эти факты и, наоборот, надеется, что собранные такой неожиданной ценой резервы по-настоящему изменят ситуацию», - считают в Институте изучения войны.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...