Можно ли бороться с религией? | Деловая неделя
25 ноября 2020 | выходит по пятницам | c 1992 года

Можно ли бороться с религией?

Карикатурство журнала Charlie Ebdo — типичное мракобесие

02.11.2020 12:39:58
№: 38(1395)
Религия не делает нас лучше,
но она мешает нам стать гораздо хуже

Французский философ Луи де Бональд

Александр Нефёдов, Германия

Все религии основывались и основываются на том, что наша действительность не самостоятельна и не самодостаточна. Она носит производный характер, по своей сути — вторична. Она — результат истинной реальности — Бога или богов. Религия, апеллируя к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чувства — любви, веры, надежды, благоговения перед жизнью, бытием), необратимым образом разводит земное и сакральное на два противоположных полюса. Религии указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами.

Религия не делает нас лучше,

но она мешает нам стать гораздо хуже

Французский философ Луи де Бональд

Александр Нефёдов, Германия      

Все религии основывались и основываются на том, что наша действительность не самостоятельна и не самодостаточна. Она носит производный характер, по своей сути — вторична. Она — результат истинной реальности — Бога или богов. Религия, апеллируя к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чувства — любви, веры, надежды, благоговения перед жизнью, бытием), необратимым образом разводит земное и сакральное на два противоположных полюса. Религии указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами.

        В разных религиях, как я считаю, по-разному отражена боль социального мира, его несовершенство. Все мировые религии формировались в условиях противоречивого социального мира. Негативы противоречивого социума (тенденция гниения, распада или вырождения, которую Платон ошибочно обозначил как закон исторического развития) пугающим и убеждающим образом отражались в общественном сознании. Жестокий и алогичный социальный мир неизбежно множил и множит деяния людей, которые с точки зрения религиозного сознания воспринимаются как грешные. Человечество идёт по нисходящему пути развития, она саморазрушается, и именно в человеческих взаимоотношениях яснее всего проявляются признаки такого саморазрушения — это эгоизм, как личный, так и государственный, это неслыханное падение нравов, стремительное нарастание преступности, наркомании и разврата, это бездушная музыка, абстракционизм в искусстве, распад семьи и многое, многое другое.   Религии предлагают различные пути спасения от такого мира. Они выбирают пути преобразования не внешнего, а своего духовно-нравственного внутреннего опыта. Все религии не от Бога (Создателя), а от человека, его выдумок. Христианство всю свою историю вынашивало одну главную идею — идею «второго пришествия», конца света, конца истории. Грешное человечество, по христианскому писанию, ждет Страшный суд, который определит посмертную судьбу каждого. Тот, кто хочет получить бессмертие в раю, должен следовать нравственным канонам христианской церкви, твердо верить в основные положения христианства, молиться Христу, вести праведный и добродетельный образ жизни, не поддаваясь искушениям плоти и гордыне. В буддизме центральная идея — «нирвана», означающая «угасание», «затухание жизни и стремления к ней». Прекращение желаний, согласно учению этой религии, единственный путь и к прекращению страданий, ибо жизнь и страдания всегда неразрывно связаны между собой, неотделимы друг от друга. Эта религия уверяет людей, что причиной гибели мира всякий раз становятся накопленные грехи живых существ.

      Таким образом, в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Религиозная вера позволяет надеяться, что несправедливость на этом свете будет компенсирована на том свете (существование которого ни доказать, ни опровергнуть невозможно). То есть поиск решения земных проблем религии подменяют пропагандой определённого образа жизни, праведность которого определялась различными сочинителями по-разному. Для решения земных проблем религия абсолютно неэффективна. Она помогает людям, но не спасает их. Она придаёт силы переживать жизненные невзгоды с ощущением продвижения к воображаемому миражу своего счастья. Она даёт людям возможность самим заряжать свои души надеждой на спасение, осознать мнимость которой не каждый способен. Религия — это форма самоуспокоения. Религия   облегчает жизнь людям, но не    устраняет причины, из-за которых люди страдают.   Религия сдерживает нравственную деградацию общества, но остановить её и, тем более, повернуть вспять — не в силах. Религия — это своего рода духовный костыль хромого человечества. Нет смысла спорить, какой костыль лучше: христианский, исламский или буддийский. Человечеству требуется не суперудобный и в высшей степени оригинальный костыль, а реальное выздоровление. Любой религии, как и другим придуманным мировоззрениям, свойственно бесконечное дробление. Множественность религий является признаком отдалённости от рационального мышления. Каждый, кто распространяет религию, тот невольно разобщает людей, усложняет и, соответственно, ухудшает общественную жизнь. Росту религиозности населения способствует ненаучность общественных „наук“, популизм правителей.  

    Идею сверхчеловека, главным идеологом которой был Ф.Ницше, провозгласивший бунт против Бога, борьбу против христианства, я считаю интеллектуально ничтожной. А слова Ленина: «В борьбе с религией не следует пренебрегать помощью даже нематериалистов — буржуазных ученых, способных дать и дающих ценные научные исследования в области фактического материала» считаю полнейшей чушью. Бороться с религией, во-первых, абсолютно бессмысленно, во-вторых, глупо. Карикатурство журнала Charlie Ebdo — типичное мракобесие. Борцам с религией нужно бороться, прежде всего, со своей интеллектуальной недоразвитостью. Нужно не отбирать у хромого костыль, а лечить социальный мир от присущих ему бед. Хромой сам отбросит костыль, когда станет здоровым. Религиозные (и мистические) компоненты опыта познания окончательно потеряют значение тогда, когда общественные науки, преодолев полосу псевдонаучного понимания действительности и ориентируясь на природную разумность, докажут на практике эффективность участия человеческого сознания в конструировании разумного социального мира. Спасти человека может только сам человек. Бог не явится к людям, не станет исправлять то, что они навыдумывали, и указывать путь построения рационального общества. Возможность консолидировать человечество на основе духовно и нравственно обоснованного мировоззрения дана только разуму человека. Не господь Бог, а человек — единственный творец социального мира. В какой степени человек интеллектуально созрел для выполнения этой важной задачи, в такой и будут продвигаться дела в плане создания непротиворечивого социального мира. Нынешнее состояние общественных наук столь убого, что только невероятного характера усилия смогут объединить и направить их в русло конструктивного поиска решений насущных проблем бытия.

       Взаимоотношения философии и религии в истории культуры не были однозначными. В средние века, когда духовная власть религии (и основанная на ней политическая власть церкви) над людьми была безраздельной, философии отводилась лишь роль «служанки» богословия. В Новое время, особенно в эпоху Просвещения, философия заявила о своей «эмансипации» от религии, но вместо того, чтобы занять рациональную позицию, предприняла — в лице наиболее радикальных атеистов — настоящую атаку на религию. Такая позиция философии не может вызывать уважительного к ней отношения. Какого мнения заслуживает врач, если он не лечит больного, а только преследует знахарей, которые в меру своих способностей пытаются излечить больного? Вряд ли положительное. Отсюда и те «успехи», которых добилась нищая философия, несмотря на свои усилия в течение тысячелетий. Она могла выдавать только такие ничтожные результаты, как секулярное мировоззрение — так называемый «научный гуманизм». Эта идеология не могла быть альтернативной по отношению к религии, поскольку, в сущности, была и не научной и не гуманной. Ни национализм, ни, тем более, социализм не могут быть альтернативными по отношению к религии.

       Философия и религии не должны быть противоборствующими мировоззрениями. Они делают единое благое дело, но с разными результатами. Верующие люди молятся Богу, а философы   внедряют (должны внедрять) божественную мудрость в сферу человеческого бытия. Философия реального рационализма способна повысить авторитет общественных наук, не унижая религий. Для такой философии верным является путь, который ориентирован на постепенное практическое, предметно-деятельностное воздействие на социальный мир с целью его усовершенствования. Это путь вовсе не бунтов и революций. Если религии, как и ненаучные общественные науки, разделяют людей на враждующие общности, внося разногласия, умножая общее непонимание и раздор, то реально рациональной можно считать ту философию, которая своими конкретными усилиями будет активизировать обратный процесс: растворение и примирение ранее организованных по различным критериям общностей; расширение перечня признаваемых универсальных общественных идеалов. Научная философия должна вобрать в себя множество жемчужин человеческой мудрости, которые имеются во всех религиях и науках. Ислам более близок к «третьему – рациональному – пути» развития, поскольку отвергает как ущербный капитализм, так и ошибочный социализм. Учение Агни-Йоги совершенно верно провозглашает принцип сотрудничества между людьми и государствами.

         Религии, чтобы повысить авторитет своих традиций, пытаются адаптироваться к светской культуре. Реакцию организованной религии на проблемы, вставшие перед традиционными обществами, являет собой фундаментализм. Он, обращенный к повседневным социальным и религиозным потребностям масс, возникает и успешно развивается в основном потому, что дремлют общественные науки, особенно философия. Общественные науки не проявляют активности в направлении рационального мышления, не демонстрируют способность к решению удушающих общество проблем. Пустоту и бесплодность общественных наук восполняют религиополитики. Они разрабатывают новые стратегии выживания, воинственно выступают против эрозии уродливого (противоречивого) общества и ориентации традиционного образа жизни на чуждые или внерелигиозные ценности. Религиозные фундаменталисты совершенно правы в том, что презирают коррумпированное общество, выступают против элитарности и секуляристского движения.

         Сегодня мировые религии предлагают признать духовное возрождение человечества в качестве высшей цели, достижение которой   обеспечит устойчивое и гармоничное развитие земной цивилизации. Мировые религиозные конфессии считают демократические принципы единственно адекватной основой для становления духовности.   Это великое заблуждение. Верующие, как и идеалисты, отрицают обусловленность морального сознания общественным бытием. Даже усовершенствованная   демократическая система не создаст такое бытие, которое будет способствовать становлению духовности. Только в условиях непротиворечивого общественного бытия становится возможным достичь согласованность духовного и материального мира.   Не религии, а только возрождённая философия способна распротиворечить социальный мир и вывести его на духовно-нравственный вектор. Философия реального рационализма способна шаг за шагом совершенствовать общественное бытие по лекалам Создателя природы (или Бога). Из нашей производной эмпирической   действительности она будет создавать природно-рациональную (или, как будет угодно религиозникам, божественно-рациональную) общественную конструкцию. То есть возрождённая философия сделает то, что   не могут    сделать религии. Люди должны сами решать, что для них важнее: тешить себя призрачными надеждами или заниматься реальным решением реальных проблем.

         Вице-президент США Майкл Пенс как-то призывал молиться за США. Я считаю, что это абсолютно   бессмысленно. За свою страну нужно думать.   Нужно учиться быть Богом. Это   значит учиться, мыслить и действовать как Он – рационально.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...