Муфтий высказался в защиту хиджабов
но не в школе
«ДН»
РУКОВОДИТЕЛЬ Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), муфтий Наурызбай кажы Таганулы, на этой неделе вновь огласил позицию официального ислама по поводу ношения религиозной одежды. Остроту этой теме придают сразу две вещи – начало учебного года, вновь вызвавшее споры вокруг запрета на ношение мусульманских головных уборов для школьниц, а также законопроект о регулировании ношения религиозной одежды в общественных местах, анонсированный одним из его разработчиков – депутатом Ермуратом Бапи в июле. Еще одним фактором в этом вопросе стало то, что семьи некоторых девочек, защищавших свое право посещать школы в головных платках, сумели выиграть суды в некоторых регионах республики. На этом фоне слова муфтия, которого журналисты со своими вопросами подстерегли и буквально атаковали после президентского Послания (на котором глава государства, кстати, высказался против любой дискриминации в Казахстане), вызвали дополнительный общественный интерес.
Поскольку муфтий Наурызбай кажы Таганулы принципиально говорит только на казахском языке (журналисты задавали вопросы и на русском), то в новостных лентах есть несколько немного отличающихся друг от друга цитат с переводами его слов, которые по-разному интерпретируются медийщиками. Постараемся привести цитату, наиболее близкую к словам руководителя муфтията.
«ДУМК – это центральный орган проповедования ислама. Никабом называют одежду, которая закрывает полностью лицо. Мы сделали заявление по этому поводу. Шариат не обязывает носить никаб. Мы уже говорили об этом. Нас не волнует, как он будет регулироваться по закону. Мы свое слово сказали. ДУМК проводит разъяснительную работу с населением. Мы подчиняемся любому закону, который несет пользу народу. Шариат обязывает любую достигшую зрелого возраста верующую девочку носить платок. Поэтому такая девочка должна ходить в платке. Мы уже говорили об этом. Если молящаяся девочка хочет ходить в платке, почему её права должны быть ограничены?», - сказал Верховный муфтий.
По поводу действующего запрета на платочки в школах, глава ДУМК отметил: «Если школьница достигла половозрелости, то она носит платок. Но в стенах школы есть свои правила. И получение знаний — это такая же обязанность людей. Дети не должны быть безграмотными, это прописано Пророком».
В прошлом году ДУМК также выступал с разъяснениями по этому вопросу, подчеркивая, что «ношение платка также является национальной традицией». Водоразделом в вопросе ношения платка верующими девушками является половозрелость: шариат не обязывает девочек, не достигших половой зрелости, носить платок. Также в прошлом году в муфтияте сообщили, что «в рамках своей компетенции ДУМК предоставило соответствующие рекомендации государственным органам, ответственным за этот вопрос» и выразили «надежду на то, что мнение мусульманской общины будет учтено, и будет принято положительное решение по этому вопросу».
В Послании президента действительно есть определенные подвижки в пользу этого. Так, Касым-Жомарт Токаев в частности заявил: «Отличительными чертами нашего национального характера всегда были открытость и толерантность. Во многом именно эти качества лежат в основе единства и согласия – главных ценностей нашего народа. В Казахстане нет и не может быть никаких притеснений по какому-либо признаку, будь то языковому, конфессиональному, этническому или социальному». Также он отметил, что в нашей стране «ни на общественном, ни на политическом уровне не было, нет и никогда не будет никаких «фобий», что, видимо, может трактоваться и как официальная позиция по поводу неприятия и исламофобии в том числе.
Кроме слов президента есть и вполне конкретные решения судебной ветви власти – административные суды Карагандинской, Павлодарской, Алматинской и других областях отменили приказы об отчислении девочек из-за ношения платков. Суды мотивировали свои решения тем, что Конституция гарантирует получение бесплатного среднего образования и обязывает граждан страны его получать, что «возлагает на государство обязанность обеспечить безусловный доступ к получению среднего образования». Что касается отстранения от занятий за нарушение требований к установленной школьной форме, то таких наказаний законодательством Казахстана не предусмотрено, отмечается в судебных решениях.
Одной из причин таких решений может быть также и то, что существующий уровень запрета на религиозную одежду не соответствует Конституции. В ней указано, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». Приказы министра (а именно на таком уровне установлен стандарт школьной формы, не допускающий платочки) находятся ниже законов по уровню правоприменения, согласно закону «О правовых актах». В силу этого он даже формально не может перевешивать положение Конституции о том, что «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам».
На этом фоне ожидается рассмотрение законопроекта, который должен будет регулировать вопросы ношения религиозной одежды. В июле, один из мажилисменов, Ермурат Бапи, который анонсировал запрет ношения религиозной одежды в общественных местах, предложил тем, кто желает продолжать носить мусульманский хиджаб (то есть, фактически, всем практикующим мусульманкам), покинуть страну. Свои действия депутат оправдывает необходимостью защиты национальных традиций, хотя к ним историки относят и ношение хиджаба в форме кимешека половозрелыми девушками и женщинами.
Кроме того, для государства национальные традиции также не являются какой-то «священной коровой». Во всяком случае в июле этого года государственный советник Ерлан Карин в интервью телеканалу 24.kz. заявил, что наша страна находится в «процессе формирования новой системы ценностей в казахстанском обществе», а новые – формируются через диалог и открытость государства к обществу.
«Мы формируем новую политическую и общественную культуру, когда наиболее важные вопросы в стране решаются через диалог, через открытую дискуссию. Мы переживаем очень важный момент в нашей истории, мы являемся свидетелями не только каких-то институциональных изменений, в течение последних 4-5 лет принималось очень много новых законов, вносились изменения в Конституцию, которые существенным образом поменяли общую конструкцию системы государственной власти и в целом политической системы… То есть большие, масштабные институциональные изменения были осуществлены, но мы с вами наблюдаем еще один интересный процесс - процесс трансформации системы общественных ценностей, слом архаичных норм и ценностей, формирование новых прогрессивных норм и ценностей. Поэтому мы сейчас находимся на очень интересном этапе исторического развития», - подчеркнул госсоветник.
Сложно сказать, как восприняли и поняли слова президентского Послания в приложении к вопросам регулирования религиозной одежды в профильном министерстве и парламенте. По идее, сейчас ничто не мешает министерству просвещения привести свои внутренние приказы в соответствие с Конституцией, тем более, что на это ему уже указано в решениях судебной ветви власти. Кроме того, мы помним, что в 2021 году ведомство уже делало необязательным ношение школьной формы, а до этого – во время карантина из-за пандемии - Минздрав и вовсе обязывал все население страны носить на лице медицинские маски, которые точно также «усложняют идентификацию», как и мусульманские никабы. Многие казахстанцы до сих пор предпочитают носить медицинские маски в общественных местах, на транспорте, и невозможно ограничить использование религиозной одежды, закрывающей лицо, не ограничив и их. Либо придется отдельно прописывать, что под запрет подпадает именно религиозная одежда, и тогда мы будем иметь самую настоящую дискриминацию по религиозному признаку, потому что такое ограничение уже нельзя будет объяснить интересами безопасности. В общем – мяч на стороне правительства и парламента. Осталось только понять – за кого они будут играть?