Мы наш, мы новый БРИКС построим | Деловая неделя
16 октября 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Мы наш, мы новый БРИКС построим

04.07.2022 10:41:56
№: 25 (1475)
Кто был никем, тот станет всем?

 Юрий Сигов, Вашингтон

При всех локальных сюжетах всемирного противоборства одних сил с другими (кто из них лучше и привлекательнее, думаю, не особо принципиально для абсолютно подавляющего большинства населения нашей планеты) налицо в последние несколько месяцев явно глобальное изменение вроде бы давно устоявшегося порядка, определенного одними, и явным несогласием тех, кто в этом порядке вынужден до сего момента проживать. При этом то, что так, как все складывается сегодня жить дальше нельзя согласны, наверное, почти все. А вот как нужно и можно достичь согласия в мировом масштабе на обозримую перспективу не предвидится.

Недавно вот состоялись сразу несколько встреч на высшем уровне, каждая из которых и имела некое значение для самих участников мероприятий, и служила одновременно сигналом для «противоположной стороны». Что, мол, не только на вас свет клином сошелся, но есть и другие, мыслящие и ведущие себя по-другому. При этом каждая из сторон в ходе этих встреч делала вид, будто мир по-прежнему зациклен именно на них и их интересах, а другая сторона над подобным поведением лишь иронически посмеивалась.

«Одна сторона» провела сначала ежегодную «сверку часов» (которые теперь работают исключительно по украинскому времени) на встрече «большой семерки», а затем в рамках встречи глав государств НАТО в Мадриде. Другая сначала провела в это же самое время саммит БРИКС (правда, из-за сохраняющегося карантина в Китае ее пришлось организовывать, как в преснопамятные ковидные времена, в виртуальном формате), а затем встречу в верхах по Каспийскому бассейну. В обоих случаях имели место заверения в поддержке и союзничестве одних против других, но самое интересное случилось в промежутках между этими мероприятиями.

После встречи «большой семерки» в Германии и виртуального саммита БРИКС в состав этой организации попросились на вступление Аргентина и Иран – страны большие и влиятельные не только по территории и численности населения в Латинской Америке и Азии, но и проводящие весьма независимую (насколько им это удается) политику относительно той самой «большой семерки», считающей себя по-прежнему единственными «рулевыми» современного человечества.

Клуб по интересам или «посторонних здесь не держат»?

Когда в Пекине в режиме онлайн проходил уже 14-й по счету саммит БРИКС, неоднократно подчеркивалось, что он по-прежнему носит характер неформального межгосударственного общения руководителей Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики. Напомню, что это самое объединение было создано по инициативе России в июне 2009 года, и у нее есть так называемый наблюдатель – Иран. А свое желание участвовать в объединении неоднократно высказывали такие страны, как Индонезия, Турция, Египет, Аргентина, Нигерия, Сирия, Бангладеш, Греция, Таджикистан, Таиланд, Мексика.

В целом же при всех искусственных, и во многом чисто символических формах поддержания в рамках структуры диалога, БРИКС остается, наверное, единственным в мире форумом так называемого «незападного мира», который вроде как всем «не с Запада» давно уже опостылил. Однако с которым никто, и никак не рискует окончательно рвать связи – особенно экономические и технологические.

В этой связи резко контрастируют сами форматы проведения саммитов Запада и «не Запада». В том, что касается БРИКС и его якобы возможностей эффективно противостоять основным западным державам в своем собственном суверенном развитии многое остается по-прежнему на словах и в громких декларациях, не имеющих никакого обязательства к их исполнению. К примеру, китайский лидер Си Цзиньпин подчеркнул, что мир находится на историческом перепутье, поэтому страны БРИКС должны как можно теснее координировать свои действия по основным проблемам международной жизни.

Сказано все верно, но как это осуществить организации, не имеющей ни штаб-квартиры, ни секретариата, ни эффективных органов управления? Опять же цитирую китайского руководителя: «нам надо направить совместные усилия на защиту мира и стабильности во всем мире». Но как это реализовать в рамках БРИКС? У объединения нет совместных войск под единым командованием, нет своей военно-политической доктрины, а уж понятие о собственной безопасности у всех членов этого объединения очень даже сильно разнится.

Все правильно говорят лидеры стран БРИКС: американцы и руководители стран НАТО считают давно уже себя вершителями чужих судеб, пренебрегая правами и интересами других стран. Но что с этим могут поделать страны БРИКС? Предлагается вот поддерживать друг друга в вопросах, касающихся ключевых интересов, отстаивать справедливость, равноправие и солидарность, противостоять американской гегемонии. Но каким образом? И кто конкретно это будет делать?
Только в этом году по предложению китайской стороны были приняты инициативы по укреплению сотрудничества в области цепочек товарных поставок, торговле и инвестициям, одобрено соглашение об административной помощи в таможенных вопросах, стратегии в области продовольственной безопасности. Но каким образом все это делать, если коллективный Запад по-прежнему контролирует не только подавляющее большинство путей сна6жения различных стран природными ресурсами и технологиями, но и особенно жестко - возможность снабжения мира продовольствием?

Правильно отмечается в документах БРИКС важность суверенного перехода на инновационный путь развития собственных экономик. Но опять-таки: как это в нынешних условиях сделать? Естественно, Запад будет мешать всячески (особенно Китаю) инновационному развитию стран БРИКС и защищать собственный контроль за счет имеющихся у него научно-технических преимуществ. Да и тот же Китай, хотя он и находится под некоторыми западными санкциями в сфере технологий, не спешит с ним разрывать отношения и отказываться от сотрудничества ни с США, ни с Европой.

В этой связи в принципе разумным выглядит предложение открыть двери для тех стран, которые хотели бы присоединиться к БРИКС, по крайней мере в его политическом формате. Да, целый ряд стран высказывали заинтересованность присоединиться к этому объединению и раньше, и в чем-то можно было бы считать их единомышленниками (по крайней мере по проведению более независимого курса на международной арене). И вновь: просто есть цель добавить в эту аббревиатуру новые буквы И и А (от Ирана и Аргентины), или реально все же наполнить это объединение чем-то совершенно конкретным и принципиальным?

И здесь, как мне видится, все уже входящие в БРИКС страны и их лидеры не хотят реально посмотреть на сложившуюся в мире с конца февраля нынешнего года обстановку, продолжая опираться на явно неработающие в нынешних условиях базовые постулаты. К примеру, руководители стран-членов БРИКС неоднократно подчеркивали, что это - объединение, которое было создано с целью совместного решения задач экономического характера. Но как сегодня можно решать некие экономические задачи (даже с самыми благими намерениями), если вся мировая экономика - это сплошь политика, да еще насильно навязываемая очень небольшой группой стран всему остальному миру?

Эти же самые лидеры утверждают, что якобы с каждым годом авторитет БРИКС и его влияние на мировой арене повышаются. Но в чем конкретно? Да, можно в очередной раз успокаивать себя впечатляющими цифрами и фактами наличия огромного политического, экономического, научно-технологического и людского потенциала. Но все эти показатели - очень индивидуальны, и вовсе не работают на какие-то единые цели и результаты. Не говоря уже о том, что само существование БРИКС все эти годы (что в нынешнем составе, что в расширенном) никак не влияет на процветание или улучшение благосостояния населения стран, входящих в это объединение.

В НАТО и ЕС есть США – и все остальные «под ними». А в БРИКС – разве такое возможно?

Здесь вновь хочу сосредоточить внимание на полнейшей нестыковке философии расхваливания якобы растущего влияния БРИКС и тех реалий, которые можно наблюдать, даже не будучи особо погруженным в высокую мировую политику. Так, утверждается, что политическое влияние БРИКС якобы определяется тем, что его государства являются авторитетными участниками ведущих международных организаций и региональных объединений. Ну, и в чем их конкретный авторитет проявляется?
Да, БРИКС создала свои финансовые институты – Банк развития и пул условных валютных резервов. Но ведь их капиталы номинированы в американских долларах, а деньги там – в основном китайские. Россия надеется на то, что будет развиваться финансирование проектов в национальных валютах стран БРИКС, но реалии-то в этой сфере совершенно иные. Какие-то проекты в России от этого уставного капитала вроде как финансируются, но их можно реализовывать своими собственными силами, а не за счет китайских кредитов. И уж тем более какой прок от этих кредитов в других странах БРИКС, если они могут финансировать свои проекты за счет двустороннего финансового взаимодействия с КНР?

И вновь стоит принимать к сведению тот факт, что все страны БРИКС, включая даже отовсюду исключенную Россию, полностью зависят от финансовой и экономической интеграции не в друг друга, а в пресловутый Запад. Хранят там свои деньги (Россия уже «дохранилась»), проводят все банковские операции через западные денежные системы, и подключены к системе СВИФТ, от которой РФ западные страны уже отключили.

Очень важен здесь, думаю, и чисто психологический аспект. При всей мощи и влиянии КНР Пекин не является никаким ни координатором, ни уж тем более «главным командиром» для остальных стран БРИКС. Каждая из них сама по себе, может выдвинуть какие-то предложения, какие-то идеи, и даже обсудить с сотоварищами. Но так, чтобы диктовать повестку дня, всех «нагнуть» в своих исключительно шкурных интересах – такое даже представить себе невозможно.

И посмотрите на то, что делается в рамках ЕС-НАТО. Соединенные Штаты там не просто командуют единолично: они полностью контролируют и одно, и другое западное объединение. Пусть кто-то даже большой (не говоря уже о мелких и малозаметных) в рамках этих структур осмелится поперечить американцам – так такому смельчаку сразу же укажут «место возле входной двери» на подстилке. А если по-хорошему кто не будет понимать, то выкрутят экономически руки так, что мало не покажется.

Очень популярно почему-то и у китайского, и у российского лидеров (другие выступают по этому вопросу пореже) покритиковать США за их «гегемонизм» и имперские замашки в отношениях и со странами Евросоюза, и в рамках НАТО. Но это там ведь всех устраивает. Европа чувствует себя комфортно, чтобы ее политикой и всем остальным заправляли из-за океана. Также, как и Евросоюз в рамках НАТО готов полностью доверить именно американцам ответственность за свою безопасность.

«Просто совещаться» и обмениваться мнениями на современном этапе - это путь в никуда

В результате Соединенные Штаты полностью контролируют поведение своих союзников (пусть их и называют частенько вассалами - им-то что из этого?) и в НАТО, и в полностью подчиненном им Евросоюзе. А в рамках БРИКС дискуссии идут на уровне неких философских оценок и констатации фактов, которые и без высоких заседаний первых лиц ни у кого не вызывают споров. Разумеется, никакого американского варианта единоначалия в БРИКС никто и не подразумевает. Но раз его нет, значит и эффективность действий этого объединения – что при пяти членах, что при десяти будет крайне невысока.

Не надо здесь думать, будто США - единственная влиятельная сила в Западном мире, а остальные – их союзники-вассалы с боку-припека. А, дескать, в БРИКСе все такие большие, влиятельные, сами по себе как минимум региональные лидеры. Как и кто ими сможет единоначально управлять? А призывы к равноправию и уважению друг друга с разными суверенитетами и независимостями хороши в спокойное, неконфликтное время. Но никак не по нынешним временам, когда на кону стоит в принципе все как ныне существующее мироустройство, так и его возможное изменение.

Крайне ошибочно пытаться подавать само существование (деятельностью это назвать проблематично) БРИКС как некий очевидный вызов Западу, при котором те, кто не хочет быть международным вассалом западных держав смело и настойчиво взаимодействует друг с другом. И якобы будущее - именно за подобным мироустройством. И против чего Запад будет до последнего сражаться и пытаться посеять конфликт между странами-участниками этого объединения.

Принципиально важно и то, что на сегодняшний день коллективный Запад объявил войну на полное уничтожение только одной страны БРИКС – России. Никого другого в этой пятерке Запад уничтожать не собирается (по крайней мере, пока). Соответственно и входить с ним в полнейшую конфронтацию, оставаясь с ним же связанным по рукам и ногам просто самоубийственно. Что для самого Китая, что для всех остальных. И даже при условии, что какие-то страны сейчас якобы просятся в состав БРИКС, надо учесть, а какие для них могут быть последствия этого со стороны того же Запада?

Тот же Иран, к примеру, находится под жесткими санкциями прежде всего США, и по их указанию - Евросоюза. Если иранцы сейчас вступят в БРИКС, то санкции с них никто и никогда, как с России, не снимет. То же самое касается Аргентины: ее связи с западными деловыми и финансовыми кругами и системами столь обширны, что даже небольшой краник взаимных торгово-экономических интересов будет «с Запада» перекрыт: и Буэнос-Айресу придется тут же пойти на попятную.

Что уж тут говорить о ряде других стран, с виду вроде бы желающих войти в состав БРИКС, но сразу же потеряющих очень многое в отношениях с Западом (та же Мексика – второй по величине торгово-экономический партнер США, и американцы явно не оставят желание Мехико быть ближе к Китаю и России без внимания). Или Индонезия - крупнейшая мусульманская страна мира, экономика которой очень сильно зависит от США и Австралии, а вовсе не от обсуждаемых онлайн программ БРИКС о возможном сотрудничестве и взаимопонимании.

Наконец, все члены БРИКС с большим вниманием следят за тем, чем же все-таки закончится (если такое вообще в обозримом будущем произойдет) российско-украинский конфликт. Никто ведь до сих пор не может понять, что же задумало российское руководство (а точнее - ее первое лицо) по Украине, и чего он в конечном итоге хотел бы добиться. Соответственно ни о каком долгосрочном взаимодействии с РФ в рамках БРИКС ни одна внешняя страна даже помышлять не будет.

Ведь любой, даже среднего масштаба инфраструктурный проект требует перспективных расчетов и соответствующего инвестирования. Условно, Китай может сегодня что-то запланировать с ЮАР, а Бразилия - с Индией. А в российском направлении максимум, чего можно ожидать - это выражение озабоченности всем, что нынче происходит в мире, и надежды на то, что когда-нибудь в обозримом будущем жизнь все же наладится, и станет более предсказуемой.

Поэтому руководителям стран БРИКС, как мне видится, в нынешних условиях нужно не столько беспокоиться и обсуждать расширение этого объединения и включения в него новых членов, а пересматривать саму концепцию его дальнейшего существования. То, как оно задумывалось 13 лет назад, сегодня совершенно неактуально. Создать же что-то подобное НАТО и ЕС явно не получится. Поэтому нужно четко и ясно определяться, каким другим образом та самая «пятерка смелых» с «не Запада» сможет и свои собственные позиции укрепить, и сформировать некий новый, не ангажированный механизм государственного взаимодействия. Который будет построен на совершенно иных принципах, нежели стремящийся сохранить свое глобальное влияние коллективный (обращаю особое ваше внимание на это слово) Запад.

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...