На Украинском фронте без перемен
«ДН»
БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ в Украине на этой неделе активно продолжались. Российское военное наступление медленно продавливает позиции украинских войск на Донбассе, на юге страны – в направлении Запорожья, Гуляйполя, Кривого Рога и Николаева – у нападающих также практически нет серьезного продвижения. Это плохие новости для Москвы – каждый день яростных позиционных боев, стоящих множества жизней солдат и мирных жителей, разрушения городов и деревень, приближает поступление в украинские войска современной артиллерии и бронетехники, поставляемой Западом Киеву.
В украинской столице говорят уже не столько об обороне, сколько о времени контрнаступления на позиции армии РФ, не соглашаясь уже на меньшее, чем полный вывод российских войск со своей территории, включая Крым. В ответ россияне пытаются нанести фатальные повреждения системе украинских железнодорожных перевозок – основному средству доставки нового вооружения в районы военных действий. Постепенное расползание боевых действий на соседние районы Молдовы и России приобретает неконтролируемый характер, а провалы внешней политики Кремля буквально плодят количество открыто поддерживающих Украину стран. Впереди также «сакральная дата» - 9 мая. Ее празднование в России носит характер государственного культа – и к этому дню ожидается если не вспышка военных действий, то некое качественное их изменение – начиная от возможности массовой мобилизации в РФ (на фоне объявления Кремлем открытой войны) и заканчивая декларацией об аннексии оккупированных областей Украины – Донецкой, Луганской и Херсонской. В остальном же, как писал классик, на Западном фронте без перемен…
Соревнование ресурсов
С момента, когда маневренная война переходит в стадию позиционной, согласно военной науке, начинается банальное соревнование ресурсов, сил и средств. И хотя масштабы Украины и России буквально несопоставимы, снабжение и запасы российской армии остаются ее больным местом. Поставки новейших вооружений, боеприпасов и материальной помощи Украине нивелировали преимущество российской армии, а быстро проведенная в первый месяц войны мобилизация населения позволила генеральному штабу ВСУ создать из сил территориальной обороны вполне приличный военный резерв, который помогает поддерживать основные силы армии на фронтах. Также это позволило украинцам высвободить какую-то часть кадровых военных для обучения и освоения новой техники – прежде всего тяжелой артиллерии и ПВО, которые могут стать важными инструментами для достижения критического преимущества в позиционной войне. На этом фоне со стороны России, наоборот, наблюдается истощение таких ресурсов, как ракеты дальнего действия. По данным западных разведок и СМИ запасы высокоточного оружия просто заканчиваются спустя более чем два месяца беспрерывных ударов по Украине. Как отметили эксперты Института изучения войны, 30 апреля Россия использовала противокорабельные ракеты «Оникс» при ударе по Одесскому аэропорту. То, что специфические морские боеприпасы использованы по наземным целям, для которых эти ракеты не предназначены, по мнению аналитиков, косвенно, но весьма очевидно свидетельствует о дефиците других типов высокоточных ракет дальнего радиуса действия.
Последнее для российских военных особенно критично ввиду того, что они перешли к массовому нанесению ракетных ударов по ключевым объектам железнодорожной инфраструктуры Украины. Если ранее они «распыляли» свои атаки на различные цели, часто случайно или намеренно поражая совершенно невоенные объекты, то в последние дни они сосредоточили свои усилия именно на том, чтобы нанести фатальные удары по инфраструктуре военных перевозок – боеприпасов и новых вооружений из Западной Украины, куда оно поставляется из Польши, к театру военных действий. Расширилась и география бомбардировок – им впервые с начала войны начали подвергать территории Закарпатья. Вместе с вооруженными попытками парализовать поступление западного вооружения на фронт Москва также пытается остановить их гневными дипломатическими нотами и заявлениями в адрес Запада, который обвиняется в том, что он способствует не переговорам, а расширению военных действий. Ни первое, ни второе особенно не помогает.
Об этом на днях заявил пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби. «Они (россияне – «ДН») пытались поразить то, что, по нашему мнению, является критически важными инфраструктурными целями на западе Украины, в том числе объекты электроснабжения, транспортные узлы и т.д. Мы знаем, что материалы, оружие, боеприпасы [несмотря ни на что] попадают в руки украинцев»,- сказал он. По словам представителя Минобороны США, Запад имеет множество способов для транспортировки необходимой помощи. Что интересно, на фоне даже самой агрессивной риторики российских пропагандистских ресурсов и их «говорящих голов» особенно отличился бывший депутат украинской Верховной рады Илья Кива, который сбежал в Москву после начала войны. Он открыто призвал к нанесению ядерного оружия для остановки поставок западных вооружений Украине. «Львов превратился в главный логистический центр получения оружия, боеприпасов и топлива с территории Польши и дальнейшего распространения по Украине, - написал он в своем Телеграмм-канале. – Если и рассматривать применение оружия массового поражения в качестве превентивного удара, но не стратегического, а тактического уровня (с минимальным зарядом), то выбор военной цели очевиден!».
На восточном фронте Украины, несмотря на отступление из отдельных деревень и городков, не образуется никаких «котлов окружения», и украинцы разменивают оставление руин разрушенных населенных пунктов на нанесение тяжелых потерь россиянам. Один из эпизодов подобного рода имел место в прошлое воскресенье, когда ВСУ нанесли удар по передовому командному пункту военных сил РФ в городе Изюм, откуда они пытаются прорваться на юг, чтобы окружить донецкую группировку украинцев. Первоначально предполагалось, что в этом месте даже мог получить ранение начальник Генштаба вооруженных сил РФ Валерия Герасимова, который, по информации украинских источников, был направлен руководить тяжело развивающимся наступлением «на месте». Официальные источники в руководстве Украины не подтвердили ранение столь высокопоставленного российского военного, однако, сообщают о сотнях убитых солдат и офицеров в районе штаба в Изюме. По информации газеты The New York Times, американские спецслужбы активно помогают украинской армии, предоставляя ей координаты нахождения высокопоставленных российских офицеров, потери которых в рядах армии РФ аномально высоки.
Отдельная «горячая точка» - Мариуполь – продолжает сопротивление в глубоком тылу российских войск. Полк «Азов», морская пехота и остатки других подразделений, укрепившиеся на территории завода «Азовсталь», продолжают обороняться в окружении практически с начала войны. В последние дни украинскому руководству при посредничества ООН и Красного креста, наконец, удалось договориться о том, чтобы россияне пропустили гуманитарный конвой, который эвакуировал с территории «Азовстали» более сотни мирных жителей, прятавшихся там вместе с войсками. Эвакуация прервалась новыми обстрелами и попыткам штурма «Азовстали», которые предпринимают российские войска, несмотря на распоряжение президента Путина не штурмовать завод. В катакомбах под заводом все еще остаются мирные жители, а накануне первой эвакуации снаряды, выпущенные россиянами, обрушили больницу, похоронив многих военных и гражданских. Полк «Азов» продолжает сопротивление, прося также эвакуировать тела своих погибших, а также раненных товарищей. Благодаря бывшему рабочему «Азовстали» россияне получили доступ к тоннелям под заводом, и начали штурм оттуда, но пока, на момент написания этого материала, не достигли успеха: азовцы продолжают сопротивление.
«Продовольственное оружие»
В этих условиях, когда Запад своими поставками начинается склонять чашу весов победы на сторону Украины, Москва находится в поисках альтернативных вариантов нанесения ему ущерба. Ответные санкции и требования к европейцам платить за газ в рублях особого эффекта не имеют. Наиболее острым выглядит продовольственный кризис, вызванный этой войной. Согласно данным Государственного департамента США, морская блокада украинских портов в Черном море российским флотом заблокировала около 90 судов, переводящих зерно, как минимум 3 гражданских судна с продовольствием были атакованы россиянами.
Как сообщила заместитель главы Госдепа США Уэнди Шерман, президент РФ Владимир Путин несет ответственность за возникновение глобального продовольственного кризиса. «Последствия путинской войны выходят далеко за пределы границ Украины, представляя непосредственную угрозу для мировой продовольственной безопасности. Не ошибитесь: Путин создал этот продовольственный кризис. И он - единственный, кто может его остановить», - говорится в твите, опубликованном Шерман в ночь на среду, 30 апреля.
По данным Госдепа США, Черноморский регион отвечает за 75% мирового экспорта подсолнечного масла, 30% экспорта пшеницы, 20% экспорта зерна. «Это очевидный факт. Путинская война не дает вывозить зерно из Украины. Беспрерывная бомбардировка украинских городов и ключевой инфраструктуры - непосредственная причина возникновения одного из наиболее быстрорастущих гуманитарных кризисов за последние десятилетия, - отметила г-жа Шерман. - Не удивительно, что многие перевозчики сейчас не хотят отправлять свои корабли в Черное море, учитывая угрозу, исходящую от сил РФ».
В ООН также говорят о глобальной угрозе мировой продовольственной безопасности. «На карту поставлены жизнь и существование миллионов людей», - отметил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. По данным этой организации, «голод и нехватка продовольствия во всем мире в последний год достигли беспрецедентных масштабов. В экстренной помощи сейчас нуждаются более 400 млн человек, а цены на продукты выросли до рекордных значений». Всего же, по данным Гутерриша, война в Украине угрожает голодом для пятой части населения мира – 1,7 млрд человек. По данным ООН, «до 30% сельскохозяйственных площадей в Украине в этом году в результате войны не будут использованы для посадки пшеницы, ячменя, подсолнечника и кукурузы».
По мнению западных и украинских политиков, удары по сельскому хозяйству Украины и разграбление ее продовольственных запасов являются частью политической линии Москвы. По словам министра сельского хозяйства Германии Джема Оздемира, «российские бомбовые удары по аграрным объектам свидетельствуют о попытках убрать конкурента на мировых рынках». Немецкий чиновник сообщил, что «неоднократно получал сообщения» о «целенаправленных атаках» российских военных на «элеваторы, склады удобрений, сельскохозяйственные угодья». Тысячи тонн зерна, кукурузы и подсолнуха вывозятся в Россию. По данным украинских властей, россияне вывезли с захваченных территорий Украины около 400 тысяч тонн зерна - или почти треть от всех запасов зерна в оккупированных регионах.
Один из российских пропагандистов, Владимир Соловьев, в своей передаче открыто говорит, что Россия может поставлять Китаю «украинскую кукурузу». Его гость, политолог Дмитрий Евстафьев, прямо указал на то, что продовольствие необходимо использовать, как оружие не только против Украины, но и против Запада. «Отрезание бывшей Украинской ССР от Черного моря, от пахотных земель, от житницы – это самое опасное [для Украины], - отметил он. – Но еще одна вещь, которая нам тоже предстоит: нам нужно найти эффективные точки уязвимости у американцев. Надо думать. Не надо об этом рассказывать публично, но надо их искать, чтобы на них надавить. Чтобы это было последней каплей, которая американскую элиту заставит убедиться и увериться [в том] , что с нами надо договариваться. И с нами надо договариваться на наших условиях, а не на их».
По данным сайта «Миротворец», несмотря на официальный запрет на экспорт пшеницы в РФ, «россияне пытались продать краденое зерно в Египет» «Судно «Матрос Позинич» загрузило в аннексированном Крыму 27 тысяч тонн зерна из южных областей Украины и направилось в египетский порт Александрия для его продажи. Однако украинские дипломаты приложили все усилия, чтобы помешать ворам сбыть награбленное. Судно до Египта не дошло и направилось в сторону Ливана и Сирии. МИД Украины обратилось в государственные структуры этих стран с запросом ареста краденого груза, если «Матрос Позинич» зайдёт в их порты», - сообщил сайт.
Что будет 9 мая?
Ну, и пока на фронте без особых перемен, все внимание сосредоточено на подготовке к военному параду в Москве на 9 мая. Многие были уверены, что руководство России стремиться предъявить к этой дате своим граждан что-то, что можно выдать за некую победу «специальной военной операции» в Украине, но пока это довольно проблематично. Вторая версия – то, что на параде Владимир Путин, наконец, признает, что «специальная военная операция» не соответствует масштабу конфликта и открыто объявит войну Украине, отдав приказ начать мобилизацию военнообязанных в армию, чтобы решить вопрос с недостатком пополнений на фронте. Официальная Москва отрицает такие планы. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков назвал «чушью и неправдой» планы по мобилизации, а глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что в России больше не привязывают достижения к датам.
Правда, оба они уверяли мир также в том, что оккупация Украины и отторжение от нее новых территорий не входит в планы Москвы. «Мы не собираемся менять режим на Украине, мы говорили об этом многократно. Мы хотим, чтобы украинцы сами решали, как они хотят жить дальше. Мы хотим, чтобы у людей была свобода выбора», - заявлял Сергей Лавров в интервью India Today. Примерно также выразился Дмитрий Песков: «Оккупация не входит в число целей, о которых мы заявили». Несмотря на это мы видим множество признаков того, что россияне не планируют уходить с захваченных территорий. В оборот в оккупированных городах вводится рубль вместо гривны, школьники Мариуполя заполняют свои тетради, как ученики «Ростовской области, РФ». Свидетельство о рождении в этом же многострадальном городе выдаются от имени властей ДНР.
Назначенный российскими оккупационными властями на должность «председателя военно-гражданской администрации» Херсонской области некий Кирилл Стремоусов заявил, что несмотря на то, что референдум об образовании «Херсонской народной республики» не планируется, возврат ее в состав Украины исключен. «Вопрос возврата Херсонской области обратно в нацистскую Украину исключен. Это невозможно. Херсонская область будет экономически развиваться. Киев больше не сможет навязывать нашему краю свою уродскую нацистскую политику, направленную на уничтожение людей и их самобытности», — заявил Стремоусов. Одна из первых задач на оккупированных территориях для российских военных – это подавление сигнала интернета и сотовой связи, а также организация вещания российских пропагандистских телеканалов.
Не отказались россияне, судя по всему, и от попыток захватить остальные причерноморские территории Украины – Одесскую и Николаевскую области, а также «пробить коридор» в Приднестровье. На прошлой неделе в этом сепаратистском анклаве местные власти обвинили Украину в провокациях, на что Киев ответил, что может провести против российских войск в Приднестровье военную операцию только по просьбе с разрешения официального Кишинева. О том, что россияне серьезно прорабатывают возможности прорыва к Приднестровью, можно судить также по тому, что Черноморский флот продолжает бомбить единственный мост через Днестровский Лиман, основную транспортную артерию между Одессой и южной частью Одесской области. По информации украинских источников, население Приднестровья массово покидает сепаратистскую республику, включая членов семей российских военнослужащих. Кишинев и Киев внимательно следят за поведением пророссийского Приднестровья. Некоторые даже уверены, что Киев хотел бы окружить и захватить несколько сотен российских солдат для обмена на гарнизон Мариуполя.
Ну, а то, что пока никакой высадки нет, может стать не следствием отсутствия таковых планов у РФ, а банальной нехватки сил у Черноморского флота ВМФ РФ. После потери своего флагмана – крейсера «Москва» и закрытия для военного флота Дарданелл, возможности прикрывать десант огнем с моря сильно сократились. Ко всему прочему украинские байрактары разгромили с воздуха наиболее удобную базу для такой высадки – остров Змеиный. На видеокадрах их атак видно, как взрываются склады боеприпасов, а также поражаются катера, используемые россиянами для эвакуации своих сил с острова.
Несмотря на кажущееся равновесие, война в Украине продолжает находиться в фазе решающих боев, которые в ближайшие недели должны показать, кто именно победит в этом конфликте. Обе стороны, фактически, заморозили переговорный процесс, и судьба войны решается на поле битвы…