Налоги и скандалы
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ в Бишкеке жалуются: в Кыргызстане правительство продолжает планомерный натиск на бизнес. Цель чиновников – пополнение казны. Но налоги из обессиленного пандемией предпринимательского класса выжимают на фоне нового международного скандала, вызванного не самой уместной статьей в правительственной прессе.
Посол Великобритании в Кыргызстане Чарльз Гарретт обратился к редактору издательства Мырзакату Тыналиеву с просьбой дать опровержение утверждениям в опубликованной статье в правительственной газете «Кыргыз Туусу»
Скандальная перепечатка
Во вторник, 15 февраля, на сайте правительственной газеты «Кыргыз Туусу» вышла статья «Главная задача политики Запада совсем в другом» автора Мелиса Совет уулу. Именно она стала причиной серьезных разбирательств между Лондоном и Бишкеком. В статье, написанной большей частью на кыргызском языке, говорится о теме неправительственных организаций в Кыргызстане. Это дало местным наблюдателям повод говорить о том, что материал в правительственной газете был выпущен в целях лоббирования законопроекта об иноагентах, наподобие российского, в рамках которого власти выдали «черные метки» всем сколько-нибудь критичным изданиям и журналистам.
Последняя часть материала - это перепечатка на русском языке с некого сайта «Эхо Кыргызстана» (не имеющего никакого отношения к российскому холдингу «Эхо Москвы»). Материал никому неизвестной политической обозревательницы Эльмиры Джуламбаевой, вышедший в свет еще в ноябре 2020 года (спустя примерно две недели после октябрьских событий, приведших к отставке Сооронбая Жээнбекова). Поиск в соцсетях и интернете показал, что никакой практикующей журналистки Джуламбаевой нет, а материал на сайте «Эхо Кыргызстана» - единственная статья под ее авторством. Что не исключает случая применения данного имени в качестве псевдонима.
В самой же статье за ее «авторством» говорится, что якобы посол Великобритании в Кыргызстане Чарльз Гарретт «летом 2020 года переговорил и проконсультировал руководителей прозападных политформирований и фондов». Каких-либо доказательств этого в материале Джуламбаевой не приводится, она лишь ссылается на публикацию в газете «Дело №...» (закрывшейся в конце того же 2020-го года).
В связи с публикацией этой перепечатки в правительственной газете «Кыргыз Туусу» посол Великобритании в Кыргызстане Гарретт обратился к редактору издательства Мырзакату Тыналиеву. Об этом посол сообщил на своей странице в соцсети. В своем обращении он опроверг утверждения, которые приводятся в статье, и попросил дать опровержение. Помимо этого, посол сообщил, что редактор или журналист газеты могут связаться с ним, и он готов рассказать о своей работе. «Сегодня отправил письмо главному редактору «Кыргыз Туусу» по поводу их вчерашней статьи. В Кыргызстане есть много примеров качественной журналистики, как мы с ним видели на мероприятии награждения журналистов на выходных, но данный материал не является таковым», - написал посол у себя на странице.
В администрации президента пока не прокомментировали эту ситуацию. Под прямым контролем главы государства находятся несколько СМИ, получающих финансирование из госбюджета, но отношения с Великобританией очень чувствительная тема для официального Бишкека. Не случайно недавний посол КР в Великобритании Эдиль Байсалов сегодня возглавляет социальный блок кабинета министров в должности одного из вице-премьер-министров.
Часть соцсетей, впрочем, указала, что посол Гарретт почему-то не разбирался с частным изданием «Дело №…», когда оно опубликовало эту заметку, но теперь на частичную перепечатку в государственном – отреагировал. Что, впрочем, тоже логично – пока это писала частная газета, это было просто мнение журналистов, хотя многие и считали газету «Дело №…» близкой к МВД. Но когда об этом пишет официальная печать – это уже становится позицией страны, и посол не может не реагировать на нее. До Кыргызстана мистер Гарретт возглавлял дипмиссию Туманного Альбиона в Северной Македонии и летом 2020 года он действительно проводил в активных консультациях и раутах с кыргызской оппозицией и прессой – ленты журналистов и политиков пестрили частыми отчетами и фото с дипломатом. А потом, случился октябрь, когда досрочно был отречен от власти Сооронбай Жээнбеков на волне недовольства итогами парламентских выборов.
Бывший сотрудник Комитета госбезопасности (КГБ), а сегодня – политический беженец Сыргак Абдылдаев, проживающий в Швеции, недавно открыто написал, что «Чарльз Гарретт активно участвовал в тех событиях». Их инициатором был беглый сын второго президента Максим Бакиев, а его посланцем – Эдиль Байсалов, использовавший свой статус посла республики в Лондоне, за что ему экс-президентский отпрыск якобы недавно подарил особняк в пригороде столицы этого островного государства. Впрочем, в отличие от старых «цветных революций» в 2000-2010 годах смещение Жээнбекова не вызвало жестких комментариев Москвы (как было бы, если бы его инспирировал Запад), и с новым лидером страны Кремль установил вполне рабочие отношения.
Еще одной причиной активности западного дипломата соцсети считают попытку оказать влияние на попытку властей протащить закон «Об иностранных агентах», наподобие российского, ознаменовавшего собой сильное наступление на независимые СМИ и журналистов в последние годы.
Реформы другого Жапарова
Впрочем, считается, что законопроект «Об иностранных агентах» - это инициативы не президента Садыра Жапарова, а главы кабмина и администрации президента Акылбека Жапарова (они однофамильцы, а не родственники). Под его руководством был разработан новый Налоговый кодекс КР, подписанный и вступивший в силу совсем недавно. Его нормы сегодня получают силу закона и против его отдельных положений новой редакции этого кодекса все больше людей в стране выражают свое несогласие. По мнению экспертов, около 70-80% экономики Кыргызстана находятся в тени, и снижаться данный показатель добровольно не будет. А потому любые попытки власти работать в этом направлении закономерно будут вызывать самое широкое недовольство.
Среди инноваций Жапарова-премьера - ввести порог в 30 миллионов сомов (150 миллионов тенге – «ДН») для общепита, после которого последует повышенная ставка единого налога. Для многих мелких заведений это несоразмерная сумма. Но даже те, кто в состоянии его оплатить, указывают, что в законопроекте не указаны методы его индексации с привязкой к инфляции. Вчера в ходе пленарного заседания, депутат Жогорку кенеша Жанар Акаев предложил снизить размер единого налога для точек общественного питания. По его словам, норма нового Налогового кодекса, вступившего в силу в этом году, предполагает обложение заведений общепита налогом в 8%.
«Из-за такого высокого налога могут закрыться многие кафе и рестораны. Уровень безработицы станет еще выше. Сейчас в сфере общественного питания работают больше 200 тысяч человек. По статистике, открыты 15 тысяч точек общепита. В районах, малых городах может не быть цехов, строительных компаний, но общепиты есть везде. Повара, персонал опять уедут в Россию и будут делать вклад для развития ее экономики», - предупредил Акаев. Кстати, недавно власти Кыргызстана официально признали, что в РФ сегодня официально трудятся 1,1 миллиона кыргызстанцев – 16,6% от всего населения страны (!). Также парламентарий добавил, что кабмин рассматривает вопрос возможного снижения налога, но надо сделать это в кратчайшие сроки. «Думаю правильным снизить налог для общепита до 2-3%. Кабмин думает, что, повышая налог, он увеличит поступления в бюджет, но на самом деле надо понимать, что закрытый бизнес не принес в бюджет совсем никаких налогов», - сказал депутат.
Кроме того, последние пару месяцев коммерсанты рынка «Дордой» периодически митингуют. Их требования - отменить обязательную установку онлайн-кассовых аппаратов (ККМ) и доработать новый Налоговый кодекс. Торговцы отмечают, что когда недавно президент Садыр Жапаров посетил рынок «Дордой», они высказывались против ККМ, однако их точку зрения не осветили в СМИ. «Президент посетил центральный ряд, где многие даже не понимают, что такое ККМ. Нам еще рано вводить, мы экономически не готовы. Когда президент нас посетил, мы говорили, что против ККМ. Их нет на рынках в Казахстане, Грузии, Украине. Мы говорили об этом, но на следующий день читаем, что мы согласились с установкой ККМ. Но как же так? Ведь мы были против», - заявляют они журналистам, обвиняя их в «цензурировании» своей точки зрения.
Мелкие бизнесмены утверждают, что с установкой ККМ и введением нового Налогового кодекса торговцев начнут постоянно проверять. «А это дорога к коррупции, вместо того чтобы поддержать, нас будут постоянно проверять», - жалуются их представители. Также торговцев не устраивает, что с введением Налогового кодекса им придется платить налоги в 4% от оборота, если он составляет более 8 миллионов сомов (40 миллионов тенге – «ДН»). По их расчетам, маржа из этого товарооборота составляет максимум 10%, из них 4%, то есть почти половину, теперь придется оплатить государству, а риски торговли оно на себя, естественно, не берет. И это люди считают несправедливым. Недовольство также вызывает тот факт, что редакция нового Налогового кодекса не прошла всенародного обсуждения. По мнению торговцев, нужно дать выбор самим работникам - установить ККМ или оставить патентный режим. Другой проблемой они обозначили то, что многие не понимают, как вообще работать с ККМ, как подключать к нему принтер, а также жалуются, что теперь им придется ездить в налоговые органы и сдавать отчеты. Все это весьма проблематично для мелких предпринимателей в силу частых отключений электроэнергии по регионам.
На этом фоне эксперты опасаются, что исход из страны вновь возрастет. К 2020 году уже почти 700 тысяч кыргызстанцев трудоспособного возраста приняли российское гражданство, плюс более одного миллиона жителей республики сегодня трудятся в РФ. На этом фоне депутаты Жогорку кенеша стали призывать к созданию специальной комиссии, которая начала бы переговоры с россиянами по поводу двойного гражданства, чтобы защитить права трудовых мигрантов. Если Бишкек не сможет добиться этого, то завтра в стране останутся одни старики и дети, которые налогов, естественно, не платят совсем…