Нападет ли Тегеран на Тель-Авив? | Деловая неделя
27 июля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Нападет ли Тегеран на Тель-Авив?

30.04.2024 13:57:08
№: 16 (1558)

Иран создал свою новую крылатую ракету Fattah 2 с гиперзвуковым планирующим блоком и прямоточным воздушно-реактивным двигателем

Или все случится с полностью до наоборот?

Юрий Сигов, Вашингтон

Продолжающиеся довольно длительное время две военные кампании в Европе (Россия-Украина) и на Ближнем Востоке (Израиль и палестинский сектор Газа) чуть отодвинули в сторону потенциальные «горячие точки», которые в любой момент могут вспыхнуть полномасштабными кровопролитными войнами, последствия которых предсказать даже самые информированные эксперты вряд ли смогут. К таким вероятным прямым военным конфликтам относится и противостояние Израиля и Ирана.

Отношения между двумя этими странами очень важны для сохранения стабильности и безопасности центрально-азиатского региона, района Каспия, а также от этого зависит будущее целого ряда транспортных и других долгосрочных проектов, завязанных на Иране или проходящих через его территорию. Помимо всего прочего для ряда стран Центральной Азии (Туркменистан, Таджикистан, Казахстан) отношения и торговля с Ираном по многим позициям важны. И если эта страна будет вовлечена в полномасштабные военные действия с другим государством, это безусловно скажется на стабильности и спокойствии всего центрально-азиатского региона.

Поэтому недавнее резкое обострение отношений между Тегераном и Тель-Авивом многие специалисты рассматривали как некую «последнюю генеральную репетицию» перед возможным началом настоящей войны. В которой помимо Ирана и Израиля почти наверняка приняли бы участие Соединенные Штаты, а также целый ряд как арабских, так и других, расположенных поблизости географически государств. Хотя обе стороны уверяют, что по-настоящему воевать они пока не готовы, верится в это с трудом. Потому как геополитическое противостояние двух стран остается в силе, а значит и возможный между ними военный конфликт - лишь отложенные по времени и неизбежные реалии.

Насколько же вероятна все-таки между Ираном и Израилем в ближайшее время полномасштабная война, и кто от ее ведения будет заведомо победителем? Думаю, что любые рассуждения на эту тему – это скорее примерные оценки возможностей обеих сторон для ведения такого рода конфликта. А на практике очень многие подробности подобного столкновения можно предсказать лишь теоретически. И тем не менее…

Израиль боится Ирана как Европа – России. И так будет вне зависимости от поведения что Москвы, что Тегерана

Напомню, что два сравнительно недавних события накалили отношения между Израилем и Ираном. Первое - это ракетный удар по зданию консульства Ирана на территории другого государства - Сирии. Погибли несколько иранцев, включая высокопоставленных военных. Затем якобы «в ответ» Иран устроил пуск по Израилю десятков ракет самой различной начинки и дальности полета. Понять, пострадали от этой атаки израильтяне, и что конкретно было разрушено (или не было) после этих налетов практически невозможно. Обе стороны заявляют, что добились своих целей, но каждый понимает «свою победу» в этом противостоянии явно со своей «колокольни», и никак иначе.

Теперь о том, кто, и кого в этом обмене «военными любезностями» победил. Израильские эксперты утверждают, что победил именно Тель-Авив, потому что иранская атака отвлекла внимание мирового сообщества от того, что происходит вот уже более полугода в секторе Газа. А там уничтожается с особой жестокостью мирное население, причем перманентные заседания в штаб-квартире ООН, когда в Совете Безопасности солидные с виду мужи да дамы не могут весь этот кошмар прекратить, уже стали скорее фактором всемирного раздражения и демонстрации бессилия, нежели чем-то реально работающим на мир и стабильность в регионе.

Да, Израиль все последние недели находится под давлением со стороны «обеспокоенного международного сообщества» (которое от подобного «беспокойства» продолжает снабжать Тель-Авив оружием и боеприпасами), и вполне может в обозримой перспективе превратиться в государство-изгоя. Но если на него нападет Иран, то все то же мировое сообщество набросится с критикой на Иран как на страну- агрессора. Израиль будет считаться тогда подвергнувшимся атаке врага, и тем же американцам и европейцам помогать Тель-Авиву будет намного проще.

В нынешних условиях правительству Израиля нападение со стороны иранцев крайне было бы выгодно, причем не только по внешнеполитическим причинам. В самом Израиле продолжаются антиправительственные демонстрации с требованиями проведения новых выборов, и возвращения захваченных сторонниками палестинского движения ХАМАС заложников-израильтян. А если на страну нападут извне, значит надо всем встать на ее защиту. И тогда любые манифестации против правительства страны немедленно должны будут прекратиться.

Самое интересное здесь то, что после ракетной атаки Ирана Израиль впервые в арабском мире воспринимается как некая жертва агрессии (кто первый начал, и каким образом мировые СМИ тут же забыли, и больше к данному вопросу не возвращаются). Так вот не только США и Европа по мнению израильского руководства, но и целый ряд «умеренных арабских государств» должны якобы помочь Тель-Авиву отбиться от опасных и агрессивных иранцев.

Подобное, кстати, происходит впервые в истории. Арабские страны, по большому счету не желающие действовать против Израиля совместно в деле освобождения палестинских земель, в борьбе с Ираном проявили завидную солидарность с еврейским государством. Помимо Иордании, предоставившей Израилю свое воздушное пространство и помогавшей сбивать иранские дроны и ракеты, Тель-Авиву помогали и две будущие страны БРИКС – Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. Они предоставили Израилю об Иране ценные разведданные. Что в дальнейшем может помочь Тель-Авиву в нанесении ударов по иранской территории.

Та же Иордания помогала Израилю перехватывать летевшие иранские ракеты, и то же самое делали Саудовская Аравия и ОАЭ, которые также сыграли свою аналогичную роль в помощи Израилю при отражении иранской атаки. Что показательно: у Ирана никаких союзников в этой атаке на Израиль не было если не считать те страны, где Иран активно через свое влияние задействует вооруженные отряды (сторонники партии Хезболла в Ливане, отряды хуситов в Йемене, проиранские вооруженные группировки в Ираке и Сирии).

В итоге свою роль сыграли и внешнеполитические фобии, питаемые в Саудовской Аравии и ОАЭ относительно якобы существующей им угрозы со стороны Ирана. Поэтому они, видимо, решили, что Израиль – если и зло, то намного меньшее, и лучше с ним иметь дело, чем с возможностью иранской угрозы собственному благополучию. И здесь также впервые именно арабские страны показали, что будучи в тесной взаимосвязи с Соединенными Штатами, они пойдут на сотрудничество и поддержку Израиля, нежели братьев-мусульман (пусть и шиитов), проживающих вдоль побережья Персидского (Арабского) залива.

Конечно же, для Израиля критически важно, чтобы в возможную войну с Ираном обязательно вмешались Соединенные Штаты. Причем для Израиля вовлечь США в такой военный конфликт с Ираном желательно до ноябрьских президентских выборов в Америке. Это уже помогло сторонникам Израиля в американском Конгрессе пробить пакет помощи этой стране. А ближе к американским выборам возможны уже новые поставки из США на Ближний Восток оружия и боеприпасов.

Желающих помочь в войне Израилю Иран может очень быстро поставить в крайне неудобное положение

Для израильского же руководства кризис в отношениях с Ираном невероятно выгоден, потому как помогает сплотить израильтян при угрозе (якобы) внешней агрессии. А значит будут задавать меньше неудобных вопросов нынешнему премьер-министру страны. А если тот вновь решится ударить по Ирану, то точно его поддержат. Но здесь в дело уже точно вступит «большая экономика». А она ударит напрямую не только по Израилю, но и всем тем странам, которые его поддерживают.

Касается это прежде всего экономики единой Европы, которая после начала российско-украинского конфликта очень серьезно просела. Даже при условии, что Иран не станет нападать на Израиль, одна даже теоретическая вероятность возможной войны в Заливе подняла бы резко мировые цены на нефть, что могло бы существенно увеличить доходы того же Ирана, и усилить давление дополнительным грузом на европейские экономические показатели.

Интересно, что уже никто вовсе не понимает, а какая мировая цена на нефть была бы приемлема для ведущих экономик планеты, и реально на сколько по цифрам она вырастет, если либо Израиль с Соединенными Штатами нападут на Иран, либо Тегеран сам решит отомстить по-настоящему (а не в разминочном формате) за удар израильтян по своему консульству в Сирии.

Упоминается в этой связи цена в 100 и более долларов за баррель, но, как мне видится, никто на самом деле не в состоянии подсчитать, каким образом тот же Иран в состоянии наказать любого союзника Израиля, если тот осмелится поставлять ему оружие и боеприпасы. Дело в том, что у Ирана – наверное, единственной в мире страны на сегодняшний день - есть реальный рычаг, с помощью которого можно легко обрушить весь мировой нефтяной рынок, заблокировав Ормузский пролив.

Этот пролив, соединяющий Персидский (Арабский) залив и Оманский залив Индийского океана является основным маршрутом для транзита нефти с объемом в 21 млн. баррелей ежедневно, что равно примерно четверти всей мировой торговли энергоресурсами. Достаточно прервать эти поставки на несколько дней, и цена на нефть взлетит до 150-200 долларов за баррель. Что сразу же скажется не только на возможности израильтян заправлять свои танки и самолеты, но и нанесет мощнейший удар по экономике всех стран Евросоюза. Вне зависимости от того, будут ли они в полном объеме к тому моменту помогать Украине или займутся своими внутренними проблемами.

Сам Иран – по-прежнему крупнейшая мировая нефтяная держава, страна добывает 3 миллиона баррелей «черного золота» в сутки. Приостановка производства или введения того же американского или в целом западного эмбарго на поставки иранской нефти на мировые рынки нарушит его и так не особо стабильное равновесие. Резко вырастут нефтяные цены, а это значит, что очень велика вероятность перебоев с поставками нефти в ведущие западные страны и еще большему сокращению нефтяных запасов там, где они имеются (те же Соединенные Штаты и ряд европейских государств).

Поэтому те же европейцы, что бы, и как бы не пытался сделать обратного Израиль, не хотят начинать никаких военных действий против Ирана и подталкивать к этому Тель-Авив. Такое отношение, скорее всего, сохранится до как минимум президентских выборов в США, чтобы до этого по возможности избежать большой войны на Ближнем Востоке. А вот Соединенным Штатам военная вспышка могла бы сыграть на руку (особенно находящейся нынче во власти администрации Белого дома под руководством Дж. Байдена).

И все же, если война Ирана и Израиля начнется вопреки разуму всех тех, кто ее не желает…

Как свидетельствует анализ происходящих нынче событий, у возможной войны Израиля и Ирана есть как свои влиятельные сторонники, так и не менее значимые противники. Сторонники надеются, что разом можно будет избавиться и от самого Ирана, и его ядерной программы, и установить однозначный контроль не столько даже над Израилем, сколько над «коллективным Западом», да и над всем Ближним Востоком. И дальше уже дергать по необходимости за веревочки любых, даже самых незначительных конфликтов в этом регионе исключительно в своих интересах.

Противники справедливо опасаются, что никакой победы даже с поддержкой США Израиль над Ираном ни за что не одержит. Зато полностью разрушит весь мировой нефтяной рынок, а соответственно и полностью отправит в пике всю мировую экономику. Плюс уже Иран в случае военной победы будет полностью контролировать не только отдельные вооруженные группировки в Ливане, Сирии, Ираке и Йемене, но и полномасштабно закрепится в противовес арабскому влиянию во всем ближневосточном регионе.

С точки зрения Израиля, во время недавнего столкновения с Ираном он вроде бы продемонстрировал надежность имеющейся у него системы противовоздушной обороны. Однако гиперзвуковые иранские ракеты "Фаттах-2" оказались неуязвимыми для израильтян, и все они достигли своих целей. При этом по мнению военных экспертов Иран организовал свой удар так, чтобы Израиль мог пустить в ход все имеющиеся у него средства ПВО и по сути дела «засветить» их. Интересно, что Иран нанес удары по совершенно, казалось бы, бессмысленным объектам израильской инфраструктуры - взлетно-посадочным полосам, обеспечивающим прием тяжелых военно-транспортных самолетов и стратегических бомбардировщиков.

Своей атакой на Израиль Тегеран оценил эффективность израильских средств ПВО, и убедился, что его гиперзвуковые ракеты способны обеспечить прорыв через эту систему. Также принципиально важно, что за несколько часов Иран заставил Израиль израсходовать вооружений стоимостью в миллиард долларов. Исходя из всего произошедшего, можно констатировать, что недавняя атака на Израиль преследовала военно-политическую цель продемонстрировать возможности Ирана в случае необходимости нанести Тель-Авиву серьезное поражение.
Ведь если бы у Ирана были другие задачи, и он бы запустил несколько десятков гиперзвуковых ракет, то они точно бы поразили планировавшиеся цели. Израильтяне не смогли бы их сбить, и цели иранцев на израильской территории были бы поражены. Тогда, правда, ответный удар по Ирану со стороны Израиля был бы, скорее всего, с применением ядерного оружия, но до этого пока дело не дошло.

Действия Ирана в данной ситуации показали, что в условиях современных гибридных войн разгром какой-то важной группировки врага, принуждение его к капитуляции не является приоритетным. Куда важнее продемонстрировать свое реальное военное могущество, выявить точки оборонительных систем противника, и при этом не дать ему повода нанести ответный удар по своей стране. Поэтому в тех же Соединенных Штатах ведущие эксперты по-прежнему уверены, что Иран слаб, недостаточно технически готов к отражению атак, если их нанести с участием военной мощи Израиля и его союзников из числа западных стран, включая США.

А вот европейские эксперты, трезво оценивающие реальные возможности военного конфликта Ирана и Израиля уверены, как раз в обратном: даже с помощью Соединенных Штатов, Великобритании и ряда других стран НАТО (если они все же решат поучаствовать в нападении на Иран) у Тегерана есть все шансы нанести Израилю сокрушительное поражение. К чему это приведет, и каковы будут последствия таких событий - это уже будет зависеть от многих других факторов. Но то, что подобное вполне может случиться, очень даже вероятно и возможно.

 

 


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...