Назначенные сверху
«ДН»
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ власти, наконец, распространили информацию о некоей «террористической организации», члены которой якобы нападали на акиматы, полицейские участки и даже морги. Произошло это посредством документального фильма «Трагический январь. Как это было», который в среду показал телеканал «Хабар». «В числе задержанных ряд сторонников радикальной ячейки «Йакын Инкар». У них изъяты оружие, гранаты, патроны, религиозные брошюры и литература», - сообщается в этой картине, которая призвана подтвердить официальную версию событий 4-5 января в Алматы и других областных центрах. Речь идет о группе граждан задержанных в Алматы еще 9 января этого года, о чем новостные ленты и телевидение уже сообщало со ссылкой на пресс-службу КНБ, но без привязки к названию «Йакын Инкар». Теперь, видимо, ее и будут позиционировать, как основную силу, собравшую тех самых «20 тысяч боевиков и террористов», про которых говорил президент Токаев. Поскольку этих «террористов» никто не поймал, все, что за это время предъявили общественности – это вот эти, несколько членов движения «Йакын Инкар», которое, как на зло, известно своим эскапизмом и нелюбовью к любым проявлениям технологического прогресса – от телефонов до денег и… оружия.
О нападении именно «террористов» Токаев заявил еще в своих твитах, которые появились в те критические дни, а потом были удалены. «Бандиты и террористы были хорошо обучены, организованы, и ими командовали из специального центра. Некоторые из них говорили не на казахском языке. Было как минимум шесть волн атак террористов в Алматы, их общее число 20 тыс., - написал он тогда. - Анализ ситуации показывает, что Казахстан столкнулся с вооруженным актом агрессии, хорошо подготовленной и координируемой преступниками и террористическими группами, обученными за рубежом». Это и стало официальной версией случившегося. После этого полиция провела уже несколько брифингов, в ходе которых подробно рассказывала про нападавших. Так, начальник алматинской полиции Канат Таймерденов рассказал, что «террористы одновременно нападали на патрульные группы в разных частях города, захватили технику коммунальной службы», одновременно «основная группа численностью не менее 10 тысяч человек предприняла попытку захвата здания акимата города».
«Нападения осуществляли профессионально подготовленные люди, в совершенстве владеющие оружием, методами ведения боя. При этом они не оставляли убитых и раненых, а забирали их с собой, — сообщил начальник полиции. - В эти дни было 7 нападений на морг, в ходе которых 41 тело погибших было похищено неизвестными лицами». В дальнейшем полиция сообщила, что даже нашла тайное захоронение террористов, но так ничего и не предъявила общественности. Единственные, кто хотя бы как-то внешне соответствовал описанию боевиков – это были упомянутые члены «Йакын Инкар». Про их задержание было сообщено следующим образом: «9 января по подозрению в совершении массовых противоправных акций, руководстве и участии в запрещенной экстремистской организации и вербовке в экстремистскую деятельность задержано 4 члена одной ячейки. При обысках по местам их проживания обнаружено и изъято огнестрельное оружие, травматические и светошумовые гранаты, патроны, религиозная литература и иные вещественные доказательства». Лидера другой группы в пресс-службе КНБ охарактеризовали, как «иностранного гражданина, активно участвовавшего в массовых беспорядках и имевшего связи с террористическими группировками за рубежом», который «целенаправленно прибыл в Казахстан для подготовки массовых противоправных акций и нападений на органы власти и силовые структуры». Показанные при этом документы явно не соответствовали текстовому описанию, так как невооруженным глазом было видно, что это был казахстанский паспорт с индийской визой.
Казалось бы, почему именно индийской? А все потому, что именно из этой страны идут истоки движения «Йакын Инкар», отколовшееся от более многочисленного течения «Таблиги Джамаат», запрещенного в нашей стране. На кадрах с арестами указанных лиц была видна обложка одной из книг, изъятых спецслужбами – «Фазаил Амали». Книга эта запрещена и в соседней России, несмотря на то, что ее автор Мухаммед Закария Кандехляви - один из уважаемых ученых деобандийской школы ханафитского мазхаба. Деобанд, Девабанд, это городок в штате Уттар-Прадеш, в 150 километрах от Нью-Дели, столицы Индии. Он известен исламским университетом «Дар уль-Улюм Деобанд», основанном в 1866 году. Ему подчиняются 15 тысяч медресе по всему миру. Один из последователей деобандийской школы, Маулана Мухаммед Ильяс, основал в 1926 году в городке Меват «Таблиги Джамаат», как «добровольное, пацифистское и независимое исламское движение». Основная задача членов движения – выделение времени для религиозного призыва и проповеди среди «этнических мусульман», однако на территории стран бывшего СССР они быстро оказались под запретом. Причем, не столько за экстремизм, сколько за «деструктивность», хотя даже наши эксперты согласны, что «это течение в теологическом отношении соответствует суннитскому направлению в исламе».
Что касается «Йакын Инкар», то это движение выделилось из «Таблиги Джамаат» сравнительно недавно, и наиболее активно представлено в соседнем Кыргызстане. Первая информация о них появилась в 2016 году. Описывая их, кыргызские СМИ сообщали, что адепты этого движения - эскаписты-консерваторы: «Члены общины ходят пешком и пользуются только тем «что Бог послал». У них нет телефонов и телевизоров, они избегают фото и видеосъемок и не берут в руки денег. А кроме того не признают никаких государственных институтов». За излишний аскетизм и отрицание технического прогресса их критиковал в свое время тогдашний муфтий и глава ДУМ Кыргызской Республики Максат ажы Токтомушев: «Есть некоторые группы, которые проповедуют аскетизм, например, говорят, что можно не лечиться, не есть, а уповать и опираться только на Аллаха». Впрочем, он же не был против официального признания этого движения: «Течение имеет суфистское направление. Последователи довольствуются малым и считают, что никто не имеет права управлять человеком, кроме Аллаха. К сожалению, пока они проповедуют без нашего разрешения. Но мы работаем в этом направлении». Главным препятствием для официальной регистрации «Йакын Инкар» в Кыргызстане было само движение, которое не стремилось к какой-либо легализации.
Известный кыргызский теолог Кадыр Маликов считает, что «Йакын Инкар» - это чисто кыргызское явление и возникло именно в этой стране в 2012-2013 годах. По его данным, от того, что «Таблиги Джамаат» пошло на официальную регистрацию своей деятельности в Кыргызстане и начало работать в рамках государственных ограничений, консервативная часть движения отошла от него. «Новая группа «якына» (или другое название – «инкар» - «отрицание нововведения») - это те, которых можно назвать фанатиками. Они не работают, имеют, как правило, неопрятный внешний вид - длинная борода, немытые ноги, одежда пакистанская, не имеют образования и не признают светские науки, не пользуются транспортом, не берут в руки денег. Причем, такое деструктивное поведение члены «Йакын инкар» проявляют как во время даваата, так и в повседневной жизни. Таким образом, данная группа имеет определенные признаки фанатизма и противоречит не только традиционным формам ислама в КР, но и общественному укладу, национальным традициям и прогрессу (науке, культуре). Поэтому по своему характеру она не экстремистская и не террористическая, но имеет деструктивную направленность», - так охарактеризовал ее эксперт.
О масштабах присутствия «Йакын Инкар» в Казахстане трудно судить. Однако еще в 2018 году генеральная прокуратура РК уже информировала, что «Йакын Инкар» является крылом запрещенной в стране экстремистской организации «Таблиги Джамаат». В том же году решением суда она была запрещена в РК. В самом Кыргызстане ее численность в последние годы также упала, многие миссионеры «Йакын Инкар» публично отказались от своих убеждений. Судя по всему, речь идет о десятках человек, а никак не о сотнях и тысячах. Таким образом, обосновать все те же пресловутые «20 тысяч террористов» принадлежностью к этой организации вряд ли получится, не говоря уже о том, что ее представители – принципиально не использовали бы средства связи и современное оружие (о чем сообщали полицейские), так как являются аскетами-суфиями ханафитского мазхаба.
Столь же малоубедительными вышли и обнародованные видеозаписи, на которых якобы запечатлено, что именно читавшие намаз люди захватили и сожгли студию и офисы телеканала «КТК» на площади Республики. Внимательный анализ показывает, что между чтением намаза и вскрытием дверей офиса прошло около 20 минут, и никаких доказательств в пользу того, что именно намазханы атаковали здание телеканала, конечно, тоже не приведено. Следующие кадры демонстрируют заполненный людьми холл телеканала, в центре которого также стоит лысый человек с бородой и жестикулирует. Если приглядеться, то видно, что в холле сделан импровизированный лазарет – по краям комнаты лежат тела раненых, за которыми пытаются ухаживать другие митингующие. В рамках понимания этого даже следующая сцена с вскрытием молодыми людьми одного из кабинетов в узком коридоре, может быть всего лишь поиском аптечек и лекарств для раненных, размещенных в холле. Следующие кадры запечатлели пожар в офисе телеканала, снятый снаружи. Поджог этот мало вяжется с использованием помещения для размещения раненых, не говоря уже о том, что неясно, сколько часов отделяет его от первых съемок с камер слежения.
Впрочем, на самом деле государство в эти дни столкнулось с кризисом своей политики в области религии. И речь идет не о «пригретых» салафитах, а об основной части верующих в стране, ориентирующихся на официальное Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). Несмотря на официальный статус общественной организации, муфтият изначально был встроен в структуру администрации президента РК, откуда и получал указания и инструкции. ДУМК выполнял роль «отдела по идеологии» при назарбаевском АП, и призван был создавать максимально комфортные для власти условия и идеологические установки среди верующих. Однако, во время протестов как минимум двое официальных имамов ДУМК открыто выступили на стороне митингующих. В социальных сетях можно найти обращение имама к митингу в одном из западных регионов, но куда больше шума наделало видео проповедника ДУМК, известного, как Кабылбек устаз. Он записал его во время умры, и обосновал выход населения на митинг шариатскими причинами, фактически, узаконив его в глазах верующих. Подобную позицию занял и один из русскоязычных кавказских салафитских проповедников – Абдулла Костекский. Напротив, оставшиеся на свободе казахстанские салафитские идеологи (многие из их коллег были осуждены в последние годы и находятся в тюрьмах) начали повторять возведенный ими в степень религиозного обязательства постулат о запрете выхода против правителя. На этом фоне между последователями двух школ в социальных сетях началась ожесточенная дискуссия. На прошлой неделе в соцсетях появилось новое видео Кабылбек-устаза, в котором он приносил прощения за предыдущее видео и просил его не пересылать.
Несмотря на это, для официальных властей все случившееся – это огромный идеологический провал, поскольку вместо замирения населения некоторые имамы ДУМК играли роль катализаторов протеста. Скажется ли это на позициях официальной идеологии ДУМК – ханафитского мазхаба и матуридитского вероубеждения, или будут сделаны только «оргвыводы» и в муфтияте будут проведены кадровые чистки, покажет ближайшее время. Пока же вместо террористических организаций «известного происхождения» власти Казахстана предъявили населению в качестве доказательства участия в трагических событиях начала января террористов всего лишь нескольких членов малочисленной группы суфиев-аскетов, настолько дремучих, что им и автомат в руки грех брать…