Не разлей вода | Деловая неделя
28 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Не разлей вода

18.08.2023 10:05:55
№: 28 (1524)

Кыргызстан остановил подачу поливной воды из Кировского водохранилища в Казахстан


Кыргызстан перестал поставлять Казахстану поливную воду – ее просто нет

Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек

ЖЕСТОКАЯ засуха последних нескольких лет привела к тому, что Кыргызстан перестал поставлять воду Казахстану. В этом году в самой республике также испытывают острую нехватку влаги. Есть все предпосылки того, что острота проблемы доступа к поливной и питьевой воде будет в ближайшие годы лишь нарастать. Особенно, если Казахстан не будет вкладывать в кыргызскую гидроэнергетику…

Пустые водохранилища

Начнем с того, что 11 августа стало известно о том, что Кыргызстан в августе полностью прекратил подачу поливной воды в южную Жамбылскую область Казахстана. По информации министерства экологии и природных ресурсов РК, в регионе создалась угроза посевам сельскохозяйственных культур. Фермеры региона начали писать жалобы властям и обращаться к СМИ за помощью, но чиновники лишь разводят руками – о проблеме они информированы, но решить ее нельзя, так как воды нет и в самом Кыргызстане.

Официальная информация от казахстанского ведомства гласит, что по состоянию на 9 августа текущего года по бассейну реки Талас объем Кировского водохранилища составил всего 32,48 миллиона кубометров, что на 144,8 миллиона (!) кубометров меньше, чем за аналогичный период прошлого года (177,28 миллиона кубических метров). «По реке Талас в августе по графику 2022 года потребность Казахстана составляет 45 куб. м/сек., фактически вода не подается - 0 куб. м/сек. В настоящее время ведутся переговоры со службой Таласского БУВХ Кыргызстана о подаче воды из водохранилища в расходе не менее 5 куб. м/сек. для поддержания работы АО «Жамбылская ГРЭС им. Т. И Батурова», а также экологического попуска в русле реки Талас», - говорится в сообщении.

По данным казахстанского природного ведомства, дефицит поливной воды ощущают ряд районов южного региона Казахстана и «из-за недопоставки воды из Кировского водохранилища находятся под угрозой около 4 тысяч гектаров лука и сахарной свеклы».

Такая же картина наблюдается и на водохранилище, откуда также поступает вода в Казахстан – Орто-Токойском, расположенном на границе Иссык-Кульской и Нарынской областей Кыргызстана. Оно в последние годы в крайне редких случаях бывает заполненным.

Самим не хватает

В Кыргызстане вопрос доступа к поливной и питьевой воде становится острее год от года. Тому виной изношенность или даже частичное уничтожение ирригационной системы, построенной еще во времена существования СССР, и общий суперцикл засух, в результате которых сильно сократилось количество осадков и объем ледников. Самозахват земель, низкий уровень квалификации чиновников профильных ведомств также усугубляют проблему нехватки воды. Прибавьте к этому рост населения Кыргызстана и отсутствие ограничений на суточное потребление влаги. Бесконтрольные застройки свободных земель в результате внутренней миграции также внесли свою лепту в происходящий сегодня кризис с водой на севере республики.

Впрочем, злые языки говорят, что кыргызские водохранилища «пустеют» не только из-за засухи, но и после того, как на пограничных переходах с Казахстаном начинаются блокировки кыргызских грузов. Мол, власти Казахстана всегда находят причины и устраивают блокаду грузоперевозок в/из Кыргызстана, поэтому пусть не удивляются тому, что для них в Кыргызстане пропадает поливная вода. Впрочем, официально кыргызские местные власти и чиновники Минсельводхоза КР всегда отрицают такое и ссылаются на климатические условия. Реки мелеют, осадков все меньше, ледники отступают все дальше в горы.

Зато драки на полях среди кыргызских крестьян становятся чаще и жестче. Да и последние лет пять, акции протеста около Дома правительства в Бишкеке, куда летом съезжаются дехкане не только близлежащей Чуйской долины, стали привычным явлением. Крестьяне обвиняют власти в продаже воды соседям и требуют решить вопрос с водой в первую очередь для своего населения. В перечне обвинений в адрес властей есть и такой пункт – сокрытие информации. Действительно, в 2021 году Бишкек, как оказалось, взял на себя обязательства поставить дополнительные 700 млн кубометров Астане, но забыл уведомить об этом свое население и в республике об этом узнали лишь… из сайтов профильных ведомств Казахстана.

В этом году в нашем регионе было очередное жаркое лето. Считается, что это самая высокая температура за все время наблюдения за погодой в мире. Не раз градусники показывали свыше 40 градусов по Цельсию. Подобное в Кыргызстане приравнивается, согласно Трудовому кодексу, к экстремальным условиям труда, что должно сказаться на увеличении зарплаты работникам сельского труда на 10%. Однако, так как в КР государство остается крупнейшим работодателем, это автоматически приведет к удару по госказне. Соответственно, признавать столь высокую температуру власти старались избегать – в прогнозах погоды говорили лишь про 38 или 39,8-39,9 градуса, но никак не выше 40 градусов. Это еще более ожесточает настроения кыргызских дехкан, чувствующих себя обделенными и обманутыми из-за этого, из-за воды и даже из-за того, что при недавнем «окончательном разграничении» с Узбекистаном соседям отдали контроль над Кемпир-Абадским водохранилищем.

Но вернемся к воде. В столице Кыргызстана и населенных пунктах Чуйской области, а также других регионов было введено временное ограничение на потребление воды. С одной стороны это связано со строительством нового водовода и системы канализации. С другой – истощением эксплуатируемых подземных источников и ростом населения с увеличением площади посевных земель. Последнее связано с курсом руководства страны на обеспечение собственной продовольственной безопасности. В итоге, получается, что продовольственная безопасность вступила в противоречие с водными ресурсами.

Нехватка воды уже вызвала довольно многочисленные акции протеста бишкекчан и жителей пригорода с перекрытием автомобильных дорог. Власти сработали двояко – достаточно жестко пресекли выходы людей на трассы, а с другой – требовали, чтобы соответствующие службы как можно скорее «решили вопрос» с водой.

Имеется еще один важный нюанс, о котором власти стараются не распространяться – это усиление влияния майнеров. Добыча криптовалюты требует больших затрат электроэнергии, которую в стране производят за счет стока воды через гидроэлектростанции. Население ропщет, мол, слухи упорно говорят о том, что это майнеры сегодня почти прибрали к рукам энергетику и теперь не жалея сливают воду. Дело дошло до того, что глава государства Садыр Жапаров в интервью агентству «Кабар» заявил, что майнинговые фермы, работающие легально и по официальным контрактам приносят большую пользу госказне, так как они приобретают энергию по самой высокой цене – 5 сом за 1 кВт/час, когда население платит впятеро меньше.

Также специалисты говорят, что из-за суровой зимы Кыргызстан вообще был на грани потери всего своего гидротехнического потенциала в энергетике. Если бы не поставки газа и импорт электроэнергии из России, то Токтогульскую ГЭС ожидала бы авария, с возможным повреждением турбин. Сама станция могла бы на несколько лет встать на ремонт и заполнение плотины, объемом в 19 миллиардов кубометров. Даже сегодня, в условиях прохладной весны и жаркого лета, отставание в накоплении воды составляет примерно 2-2,5 миллиарда кубов. Соответственно, потери в выработке электроэнергии зимой могли составить не менее 2 миллиардов кВт/часов даже без майнеров.

Пока считаем убытки

Потери считает и Казахстан. Из-за прекращения подачи воды из Кыргызстана в стране пострадали около 560 гектаров сельхозугодий, подвешенных к реке Талас. Об этом сообщили в Минэкологии РК. В ведомстве отметили, что из-за аномально жаркой и сухой погоды и маловодья реки Талас Кыргызстан обязался сбрасывать Казахстану воду из Кировского водохранилища до 1 августа со скоростью 45 куб. м/сек. При этом на Таласскую плотину фактически поступало только 30 куб. м/сек. Это позволило сохранить урожай в Байзакском, Жамбылском и Таласском районах на площади порядка 26 тыс. га. На данный момент полив в Казахстане осуществляется за счет очистки дренажных систем на территории Кыргызстана вдоль государственной границы.

В Минэкологии РК рассказали, что в 2021 году в летний период Кыргызстан по аналогичной схеме полностью предоставил лимит воды Казахстану из Кировского водохранилища до августа, что позволило сохранить значительную часть урожая. «В текущем году также была договоренность, что при увеличении поступления воды в водохранилище сброс воды Казахстану будет увеличен либо будет работать на живом стоке», - отметили в ведомстве. Но воды, как уже говорилось выше, просто нет.

Что интересно, таких проблем с водой не наблюдается в направлении Узбекистана. Видно, сказываются недавние достигнутые договоренности с ним по границам и приграничным водохранилищам. Да и Ташкент продолжает демонстрировать свою решимость довести совместный проект по строительству Камбаратинской ГЭС-1 до логического конца. Казахстан, не смотря на заинтересованность, пока никак не участвует. Возможно, если он все же вложит планируемые $300 млн в строительство этой ГЭС, то вода у казахов тоже перестанет пропадать.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...