Не Великая степь
Казахстан остался почти без пастбищ
«ДН»
КАЗАХСТАН, долгое время позиционировавший себя, как «страна Великой степи», рискует утратить моральное право использовать этот исторический термин. Причина довольно банальна – казахская степь, веками бывшая бескрайним пастбищем для тучных стад, главного богатства нашего народа, похоже, уже превратилась в пустыню или, в лучшем случае, полупустыню. Согласно данным космического мониторинга, в 2023 году 87,2% всех пастбищных земель Казахстана были в плохом и очень плохом состоянии, или вовсе не имели никакой растительности. Такие данные распространило Бюро национальной статистики АСПиР РК на основе снимков, сделанных АО «Национальная компания «Қазақстан Ғарыш Сапары».
Понятно, что причины катастрофической ситуации со степями - естественными пастбищами, исторически предопределившими способ хозяйствования наших предков, - различны: и деятельность человека в период «освоения целины» (распахивания под земледельческие культуры), и бесхозяйственность в годы независимости, замешанная на коррупции и хищническом использовании природных ресурсов, и объективное изменение климата в сторону потепления. Однако, удивляет, что об этой проблеме практически ничего не говорят, не бьют в набат депутаты (они заняты - воюют с женскими платками), не отчитываются ежемесячно министры (которые так и не объяснили, как прошляпили наводнение весной), не выступают эксперты, не проводятся международные конференции (саммиты в Казахстане проводят, но непонятно про что и для чего). Между тем, в мире существуют различные способы эффективного противостояния опустыниванию, которые, почему-то, никто не спешит применять в нашей стране…
О ситуации с пастбищами на этой неделе сообщает сайт EnergyProm.kz, который и привел все эти страшные цифры. «Согласно данным космического мониторинга, проводимого АО «Национальная компания «Қазақстан Ғарыш Сапары», в 2023 году 87,2% всех пастбищных земель Казахстана были в плохом и очень плохом состоянии, или вовсе не имели никакой растительности. Из 80,8 млн га площадь таких земель составляла 70,5 млн га. Доля пастбищ в удовлетворительном состоянии равна всего 10,2%, в хорошем — 2,1%, в отличном — 0,5%. Эти расчёты сделаны на основе данных экспериментальной статистики Бюро национальной статистики АСПиР РК (БНС)», - отмечают авторы публикации.
Также они сообщают, что дифференцированные данные по регионам дают понимание, что неудовлетворительная ситуация с качеством пастбищных земель характерна для большей части территории страны. В результате, из 17 областей в прошлом году в 15 доля пастбищ без растительности, либо в плохом или очень плохом состоянии, была выше 80%, а в 10 — даже выше 90%. «Хуже всего ситуация была в Мангистауской области, где такие бедные пастбища составляют 99,4% всех сельхозземель этой категории. В пятёрке аутсайдеров с наихудшими показателями также Атырауская (98,1%), Улытауская (97,4%), Жамбылская (95,7%) и Туркестанская (93,6%) области. Самыми богатыми на пастбища оказались Костанайская и Восточно-Казахстанская области. Здесь отрицательные показатели ниже, чем для остальных территорий — 57,4% и 72,2% соответственно», - сообщается в публикации EnergyProm.kz.
В результате такой ситуации, занимая в мировом рейтинге 6-е место по величине сельскохозяйственных угодий, Казахстан не попадает в лидеры по производству сельскохозяйственной продукции. «Правда, несколько факторов не позволяют нашей стране быть в лидерах по показателям продуктивности сельского хозяйства и продовольственной безопасности. К ним можно отнести невысокое качество используемых земель, уровень их деградации, опустынивание, низкую продуктивность сенокосов и т. д. Такие проблемы характерны для землепользования в животноводстве», - делают неутешительные выводы авторы публикации.
Истощение и опустынивание пастбищ привели к тому, что многие рядовые казахстанцы просто не могут позволить себе держать скот на подворье или выпасе, как раньше. Самые удобные территории вокруг многих населенных пунктов обычно приватизировались вчерашними председателями колхозов/совхозов, а дальние пастбища пришли в совершенное запустение, чему способствовали нерациональное использование их ресурсов и глобальное потепление. И, если ничего с этим не делать, то ситуация в ближайшие годы будет только ухудшаться все дальше и дальше.
«По данным Всемирной метеорологической организации, процесс изменения климата на территории Казахстана будет усиливаться в ближайшие 20–30 лет. Ожидается, что сильные засухи в РК будут происходить чаще, способствуя деградации земель, опустыниванию. Уже сейчас около 70% земель Казахстана подвержены риску засухи, почти четверть населения страны проживает на деградированных землях. По прогнозам, к 2030 году в стране пропускная способность пастбищ снизится на 10%», — цитирует слова зампредседателя партии «Ауыл» Толеутая Рахимбекова сайт EnergyProm.kz.
Несмотря на то, что в правительстве «в последний год проблему часто обсуждали», а также в этом году «в середине февраля был принят специальный закон, регулирующий вопросы использования пастбищ», предпринимаемых усилий властей очевидно недостаточно, и, главное, многие меры явно запоздали. Что касается принятого закона, то в нем есть несколько инноваций: «Нормативно-правовой акт был направлен на решение проблем дефицита угодий для выпаса скота. Впервые введено такое понятие как «общественные пастбища», которые будут использоваться жителями сёл, ужесточены условия для использования пастбищ. Если раньше животновод обязан был обеспечить нагрузку на пастбища минимум на 20%, то теперь этот показатель увеличен до 50%. Если у владельца КХ мало скота для взятых площадей пастбищных угодий, то неэффективно используемые земли могут изъять и передать тем, кому не хватает места для выпаса стада». Однако, нет главного – как власти будут бороться с превращением пастбищ в пустыню.
Только в прошлом году Астана всерьез взялась за проблему земель. «Для решения проблем деградации земель в прошлом году в Казахстане был создан отдельный институт — РГП «ГИПРОЗЕМ». Специалисты этой службы занимаются не только оцифровкой данных по сельхозугодиям, но и вопросами повышения их плодородия. В прошлом году уже было оцифровано 77% занятых сельхозземель. Эту работу завершат только в следующем году», - сообщает EnegryProm.kz. О каких-то более менее действенных мерах против опустынивания мы слышим лишь в связи с преодолением экологической катастрофы Аральского моря, на высохшем дне которого некоторое время назад начали высаживать саксаул и высадили уже около миллиона гектар.
Между тем, в мире встречаются различные примеры того, как людям удавалось остановить и даже обратить вспять пустыню. Например, в Китае успешно борются с пустынями и даже превратили некоторые из них в зеленые долины за счет массовой высадки неприхотливых растений и продуманной прокладки водной системы из каналов и озер. Есть и свои know-how, например, стабилизация границ песчаной зоны за счет размещения сетей из соломенных клеток, шириной в метр. «Сетка, выглядящая как массивная рыболовная сеть, удерживает почву вместе достаточно хорошо для того, чтобы вырастить несколько выносливых видов травы, которые в свою очередь обеспечивают достаточную устойчивость для возделывания более крупных растений», - описывают этот способ его авторы. Один из главных залогов успеха китайской стратегии борьбы против опустынивания – в масштабах вложений, которые Пекин может позволить себе. Так, к примеру, только на защиту естественных лесов КНР в начале 2020-х годов выделил $33 млрд. При этом, Китай также является мировым рекордсменом и по высадке искусственных лесов.
Более дешевые, основанные на коллективной взаимопомощи и сознательности сельского населения, способы разработаны и применяются в Африке. К примеру, в Эфиопии сельчане буквально вручную создают влагоудерживающий ландшафт (выкапывая небольшие серповидные лунки), вместе защищают деревья и регулируют масштабы выпаса скота, за счет чего пейзаж вокруг многих деревень постепенно превращается из пустынного – в лесной.
Но есть и более выдающиеся примеры, когда буквально усилиями одиночек преображаются ландшафты целых стран. Так, всемирную известность получил фермер Якуба Савадого из Буркина-Фасо (на фото), который был удостоен международной премии «За целесообразное жизнеобеспечение» (Right Livelihood Award), благодаря своей успешной борьбе с опустыниванием земель и засухой с помощью традиционного для африканского континента метода агрономии. О нем был снят документальный фильм под названием «Человек, который остановил пустыню». «Савадого выкапывает в бесплодной твердой почве, подвергшейся уплотнению и эрозии, небольшие, но многочисленные ямы, называемые местным населением «заи». Они задерживают дождевую воду, препятствуя ее преждевременному испарению. Кроме того, Якуба наполняет их остатками биомассы, повышая плодородие. Все это позволяет растениям выдерживать засушливые периоды. Помимо этого, африканский фермер вырастил лес на территории почти в 40 га, высадив в нем более 60 видов деревьев и кустарников», - рассказывается о его способе в фильме.
Поначалу никто не верил в успех и саму возможность остановить пустыню, целые деревни и городки оставлялись и их жители бросали все и уходили от песка. Одиночка даже раздражал своих соотечественников, которые обзывали его сумасшедшим и даже не раз поджигали его посевы. Но со временем люди увидели, чего достиг Якуба, и начали подражать ему, помогать. Кроме этого тысячи земледельцев со всего региона Сахель прошли обучение под руководством Савадого. В результате продуктивность десятков тысяч гектаров деградированных земель была восстановлена как в Буркина-Фасо, так и в соседней Республике Нигер. Это помогло снизить уровень голода в зоне рискованного земледелия.
Как отмечают авторы документального фильма, метод выкапывания «заи» позволяет фермерам получать урожаи даже в засушливые годы, а деревья, высаживаемые рядом с посевами, служат для обогащения почв полезными веществами, производства фуража и для создания дополнительных бизнес-возможностей, например, занятия пчеловодством. «Заи» помогают сельхозпроизводителям адаптироваться к изменениям климата, снижать уровень бедности в регионе и предотвращать локальные конфликты, связанные с борьбой за воду и другие ресурсы», - отмечают исследователи. Как отметили учредители премии, которого наградили Савадого, «использование «заи» вместе с другими агроприемами естественного восстановления могло бы стать важным инструментом противодействия вынужденной миграции и обеспечения мира».
И как тут не вспомнить про то, что во время недавнего наводнения, вода, по словам, чиновников, пришла из степей, где растаял снег, чего они никак не ожидали. То есть, в отличие от той же Африки, у нас условия для борьбы с опустыниванием во много лучше, поскольку царит не вечное лето, а обязательно приходит снежная зима, а весна и осень часто сопровождаются дождями. В этом году даже июль, как мы видим, часто выдает настоящие грозы и бури. На этом фоне положение казахстанских пастбищ – это практически целиком вина нерачительного использования и регулирования со стороны государства, которое так и не смогло превратить сельское хозяйство в безубыточное, умудрившись при этом, почти потерять бесконечное пастбище - Великую степь…