Нефть дорожает быстрее тенге | Деловая неделя
16 октября 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Нефть дорожает быстрее тенге

16.03.2021 11:17:24
№: 11(1414)
Нигмат РАМАЗАНОВ

Начало текущего года, в отличие от предыдущего, ознаменовалось улучшением внешних условий, в первую очередь – значительным повышением мировых цен на нефть и ряд других сырьевых товаров. Однако это обстоятельство пока не отразилась адекватным образом на позиции тенге по отношению к американской валюте, динамике международных резервов страны и ряда других показателей монетарной политики.  

Слабенький тенге выгоден нашему правительству и сырьевым экспортерам

Начало прошлого года, как известно, сопровождалось эпидемией, вызванной ранее неизвестным типом коронавируса. Число заболевших опасной инфекцией росло, вирус быстро распространялся по всему миру. Надежд на то, что с проблемой удастся быстро справиться, с каждым днем становилось все меньше. В этих условиях испытанием для инвесторов стали новости о решениях властей по введению карантина, неопределенности в вопросе о продолжительности и масштабах влияния пандемии на экономику.

На этом фоне произошло падение биржевых индексов, стоимости акций, обвалились цены сырьевых товаров. Котировки нефти начали движение вниз в январе, и этот процесс продолжался в течение следующих трех месяцев. Цена эталонного сорта североморской нефти на Лондонской товарной бирже в конце февраля в моменте опускались ниже психологического уровня 50 доллара за баррель. В марте дополнительное давление на рынок оказали разногласия экспортеров нефти. ОПЕК+ не удалось достичь соглашения о сокращении добычи, что привело к резкому падению цен. В конце марта цены опускались ниже 23 доллара за баррель, достигли минимума с ноября 2002 года. В последний день месяца нефть сорта Brent торговалась в районе 27-25 доллара за бочку. Цены за короткое время упали более чем вдвое, так как повсеместное ограничение на передвижение привело к резкому сокращению спроса на топливо. 

Ситуация с распространением вируса за истекший год мало изменилась, остается по-прежнему сложной. Количество заболевших в мире продолжает быстро увеличиваться и в настоящее время превысило 120 миллионов. Тем не менее обстановка на рынках кардинально изменилась по сравнению с предыдущим годом. Участники рынков в целом в настоящее время настроены оптимистично, ждут эффекта массовой вакцинации от вируса, восстановления спроса и экономики после пандемии, а также мягкой монетарной политики ведущих центральных банков, новых пакетов помощи со стороны государства.

Изменение настроения инвесторов отражаются на финансовых и товарных рынках, где третий месяц подряд наблюдается движение вверх. На рынке нефти в начале марта произошло кратковременное снижение котировок на ожиданиях повышения добычи в апреле на 0,5-1,5 млн. баррелей в сутки. Но уже 4 марта котировки нефти Brent выросли на 4,5% до 67 доллара за бочку на сообщениях о решении ОПЕК+ сохранить добычу нефти в апреле на прежнем уровне. В то же время было принято решение позволить России и Казахстану увеличить добычу в апреле соответственно на 130 и 20 тысяч баррелей в сутки.

Еще более неожиданным для рынка стало сохранение Саудовской Аравией добровольного снижения добычи в апреле на 1 млн. баррелей, что на следующий день, в пятницу 5 марта, подтолкнуло цены на уровень выше 69 доллара за баррель. В понедельник котировки вновь обновили максимумы после известий о новой атаке хуситов на крупнейший в Саудовской Аравии нефтяной порт. Однако цены быстро скорректировались вниз с уровня выше 71 доллара, когда выяснилось, что инфраструктура порта не пострадала.

Фундаментальные факторы в предыдущую неделю для рынка нефти оставались благоприятными. После решения ОПЕК+ снизились риски избыточного предложения нефти, а принятие в США нового пакета стимулирующих мер в размере 1,9 трлн. долларов должно поддержать производственную и потребительскую активность в США. Что в свою очередь благоприятным образом скажется на спросе на черное золото, считают эксперты. Все это способствовало тому, что котировки эталонной нефти в прошлую неделю оставались в интервале 76 - 69доллара, а первая половина марта завершилась в районе несколько ниже 70 доллара за бочку.

Если говорить о краткосрочных прогнозах, по мнению отдельных экспертов, сохраняются риски коррекции цен. Одним из ключевых рисков для рынка называется возможное продолжение роста доходностей казначейских облигаций США и укрепление на этом фоне доллара, что может привести к коррекции цен вниз. В таких условиях ценам на нефть будет затруднительно поддерживать стабильный рост, считают аналитики рынка.

Особенностью первой половины марта стал тот факт, что улучшение ценовой конъюнктуры нефти не отразилось на повышении курса национальной валюты к доллару США. Более того, в первой декаде биржевой курс доллара на внутреннем рынке вырос выше 420 тенге против порядка 417 тенге в последний рабочий день февраля. В начале второй декады на фоне консолидации котировок нефти в районе 67 - 69 доллара за баррель и выше стоимость доллара на внутреннем рынке опустилась до уровня ниже 419 тенге. На этой отметке сохранился курс пары и в конце первой половины месяца. Таким образом, тенге по отношению к доллару за 2,5 месяца укрепился менее чем на процент, в то время как цены на нефть за это время выросли более чем на четверть.

При этом в первой половине марта наблюдалось заметно ослабление позиции евро на внутреннем рынке, несмотря на ослабление курса тенге к доллару. Официальный курс единой европейской валюты по состоянию на 15 марта опускался ниже 499 тенге против почти 507 тенге в конце февраля. Изменение стоимости евро на внутреннем рынке было обусловлено исключительно падением курса евро по отношению к доллару США на международных валютных рынках. Курс евро к концу первой декады марта падал ниже отметки 1,19 доллара, в то время как состязание двух основных мировых валют в феврале завершилось в районе около 1,21 доллара за 1 евро.

Первая половина марта характеризовалась ослаблением позиции тенге к российскому рублю. Официальный курс российской валюты на протяжении большей части этого периода оставался существенно выше отметки, зафиксированной на последний рабочий день февраля (5,64 тенге), а в конце прошлой недели поднимался до 5,70 тенге. Усиление позиции российской валюты было поддержано повышением ее курса к доллару США на российском валютном рынке с уровня порядка 74,6 до 73,1 рубля за 1 доллар за первую половину марта.

Что до других показателей монетарной политики, падение мировых цен на золото негативно сказалось на динамике международных резервов регулятора. Запасы Национального банка в золоте в январе-феврале сократились на 5,6% (более чем на 1,3 млрд. долларов), составили 22,26 млрд. долларов США. Активы в свободно конвертируемой валюте увеличились за два месяца на 415 млн. до12,47 млрд. долларов США, лишь частично компенсировали потерю активов в золоте. В результате валовые международные резервы регулятора сократились на 2,5%, составили около 34,74 млрд. долларов. При этом активы Национального фонда в январе-феврале сократились на 1,9% (более чем на 1,1 млрд.) до57,63 млрд. долларов.

На рынке государственных ценных бумаг в начале года продолжился рост внутреннего долга правительства. Объем в обращении облигаций Минфина за январь-февраль увеличился без малого на 500 млрд., составил около 9,98 трлн. тенге. Объем краткосрочных нот Национального банка в обращении вырос за этот период более чем на 740 млрд., составил около 3,67 трлн. тенге. Суммарный объем ГЦБ в обращении (в национальной валюте) на начало марта превысил 14,66 трлн. против порядка 13,46 трлн. тенге на начало года.

Ситуация на депозитном рынке в январе характеризовалась положительной динамикой. Объем депозитов в банках второго уровня увеличился в январе на 2,7% до уровня около 22,68 трлн. тенге. Депозиты в иностранной валюте выросли за месяц на 2,1% до 8,4 трлн., а в национальной валюте – на 3%, превысили 14,27 трлн. тенге. Депозиты юридических лиц увеличились за месяц на 5,7%, физических лиц – снизились на 0,6%, до уровня порядка 11,94 трлн. и 10,73 трлн. тенге соответственно. Расширение ресурсной базы не отразилось на динамике кредитования экономики. Кредиты банков экономике на начало февраля составили 14,59 трлн., сократились в январе на 0,2%.

Денежная база в январе сжалась на 6,2%, составила более 9,17 трлн. тенге. Узкая денежная база, то есть без учета срочных депозитов банков второго уровня в Национальном банке, сжалась на 3,3% до уровня около 4,92 трлн. тенге. Денежная масса за январь, согласно информации Национального банка, выросла на 1,9%, превысила 25,39 трлн. тенге. Наличные деньги в обращении снизились на 4%, составили около 2,72 трлн. тенге.

Таким образом, можно констатировать, что улучшение внешних условий в истекшем периоде года не оказало заметного позитивного влияния на показатели финансового и денежного рынка. Так, мировые цены на нефть за два с половиной месяца выросли более чем на четверть, а стоимость доллара на внутреннем рынке не только не снизилась в первой половине марта, а даже подросла по сравнению с курсом на конец февраля. Увеличение притока экспортной выручки должно бы положительно отразиться на динамике международных резервов страны. Но пока наблюдается снижение не только активов Национального фонда, но и резервов Национального банка в результате падения мировых цен на золото.

Что до ожиданий на краткосрочном горизонте, то экспортеры нефти утверждают, что глобальный спрос на нефть в этом году вырастет на 5,9 млн. до уровня 96,3 млн. баррелей в сутки. Такие прогнозы дает ОПЕК в своем последнем отчете. В документе говорится, что в первой половине текущего года спрос на нефть все еще будет ниже из-за ограничительных мер. А вот во второй половине ожидается «активное восстановление экономики с позитивным эффектом».

При таком варианте развития событий цены на нефтяном рынке в течение 2-3 месяцев могут оставаться вблизи текущих уровней. Стоимость углеводородов в настоящее время достигла многомесячных максимумов, и увеличение притока экспортной выручки должно оказать поддержку сырьевым валютам, в том числе тенге. В то же время при сохранении цен на текущем уровне вряд ли стоит ожидать усиления позиции национальной валюты. Этому, помимо прочего, будут препятствовать предпочтения властей, которые были и остаются сторонниками слабого тенге, так как это выгодно правительству и сырьевым экспортерам.

 


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...