Нефть дорожает, показатели монетарной политики не улучшаются | Деловая неделя
25 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Нефть дорожает, показатели монетарной политики не улучшаются

18.05.2021 11:10:16
№: 19(1422)
Нигмат РАМАЗАНОВ

Реформы, проводимые в Казахстане, не дают обещанных результатов. Поэтому основным фактором, оказывающим ключевое влияние на состояние отечественной экономики, остаются мировые цены на сырьевые товары. Начало текущего года с этой точки зрения выдалось обнадеживающим. Повысились котировки не только на нефть – главную опору казахстанской экономики, - но и на ряд других сырьевых товаров и металлы невысоких переделов.

Торги нефтью сорта Brent на Лондонской товарной бирже открылись в январе с уровня порядка 52 доллара, а в среднем за март цены повысились до отметки 65 доллара за баррель. После небольшой коррекции в начале апреля котировки вновь пошли вверх, и в середине мая нефть указанной марки в очередной раз вплотную приближалась к психологически важному рубежу в 70 долларов за бочку. В результате мировые цены на нефть за этот период сложились заметно выше прогнозов правительства на текущий год, пересмотренных недавно в сторону повышения с 35 до 50 долларов за баррель, а также выше фактического показателя за предыдущий год.

Следует отметить, что обстановка на рынке нефти в этом году кардинально отличается от того, что наблюдалось год назад. В апреле-мае прошлого года ситуация на фоне пандемии развивалась по наиболее негативному сценарию. В начале второй декады апреля страны ОПЕК+ достигли соглашения о снижении добычи, это на определенное время поддержало рынок. Но в конце апреля котировки в моменте опускались ниже отметки 16 доллара за баррель. В мае производители нефти начали сокращать добычу в рамках соглашения. На этом фоне мировые цены на эталонную европейскую нефть повысились до уровня 30 доллара, а в конце месяца выросли до 35 долларов за баррель.

В истекшем периоде года изменилась ситуация не только на рынке углеводородов, но выросли цены и на ряд других сырьевых товаров. В частности, 7 мая цена меди на Лондонской бирже металлов достигла исторического максимума на уровне 10425 долларов против 10190 долларов за тонну, установленную в феврале 2011года. С начала года медь подорожала на 30% с лишним, сообщалось в СМИ. Медь, которая считается важным индикатором состояния мировой экономики, растет вместе с другими сырьевыми активами на фоне постепенного возвращения людей к привычной жизни. Все большее число экспертов предрекают дальнейший рост цен на медь. Так, Bank of America спрогнозировал, что к 2025 году цена меди может достичь 20000 долларов за метрическую тонну.

Не отстают от меди и котировки ряда других товаров. Так, фьючерсы на железную руду в Сингапуре в конце первой декады мая подскочили до рекордного уровня выше 226 долларов за тонну, темпы прироста цен составили примерно 40%. Медь на Лондонской бирже вновь обновила исторический максимум, подскочила до рекордного значения в 10639 доллара за тонну. Бум на рынке железной руды, по мнению экспертов, возник из-за того, что китайские производители стали сохраняют темпы производства выше 1 млн. тонн, несмотря на ограничения в сфере производства, направленные на сокращение выбросов углекислого газа и ограничения поставок. Ситуация в Китае приведет к увеличению спроса на сталь во всем мире, соответственно, потребность в железной руде останется высокой, отмечают эксперты. 

Цены на сырьевые товары штурмуют многолетние, и даже исторические максимумы. И большинство инвесторов ждет продолжения инфляционного суперцикла товарных активов. Однако до конца года еще остается достаточно много времени, и пока рано с полной уверенностью говорить о том, состоится суперцикл или же рынок сырья находится на пороге коррекции, как это часто происходит после бурного роста. В то же время эффект вакцинации, снятие ограничений и открытие экономик в ближайшие месяцы должны способствовать росту спроса на сырьевые товары, что с определенной долей уверенности дает основание предполагать, что ценовая конъюнктура в текущем году будет более благоприятной, чем в кризисном 2020 году.

Мировые цены на нефть в последнее время держатся на треть выше прогнозов казахстанского правительства. Благоприятная конъюнктура на рынках сырья наряду с низкой базой сравнения, повышением внутреннего и внешнего спроса поддерживают рост отечественной экономики. Как было заявлено на заседании правительства по итогам января-апреля, темп роста ВВП в апреле впервые с марта прошлого года вышел в положительную зону. Министры заговорили об устойчивом росте в реальном секторе, восстановлении сектора услуг и внутреннего спроса.

Улучшение внешних и внутренних условий, эффект низкой базы сравнения, разумеется, способствуют восстановительному росту отечественной экономики. Вместе с тем влияние благоприятных факторов на показатели монетарной политики остается ограниченным. Во всяком случае – до последнего времени. Так, в апреле заметно ослабли позиции национальной валюты по отношению к доллару США и евро, несмотря на повышение мировых цен на сырьевые товары. В первой половине мая тенге вернул небольшую часть потерь предыдущего месяца по отношению к доллару, в то время как официальные курсы евро и российского рубля держались выше среднего значения, зафиксированного в апреле.

Девальвация тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров остается одним из основных причин, негативно влияющих на динамику цен потребительских товаров и услуг. По мере ослабления курса национальной валюты на внутреннем рынке повышаются цены не только на импортные товары, но и на продукцию отечественного производства. Дополнительным стимулом ускорения роста цен в последнее время стали повышение мировых цен на продукты питания и ускорение инфляции в странах – основных торговых партнерах. Все это не способствует снижению инфляции в Казахстане, уровень которой в январе-апреле оставался выше целевого ориентира, запланированного на этот год.

Не лучшим образом складывается ситуация и в других секторах финансового рынка. В первом квартале более чем на 2 млрд. долларов сократились валовые международные резервы Национального банка. Произошло это главным образом за счет падения мировых цен на золото, в то время как активы регулятора в свободно конвертируемой валюте оставались практически на уровне начала года. В апреле картина изменились в лучшую сторону. По информации Нацбанка, золотовалютные резервы, по предварительным данным, увеличились на 690 млн. до 34,2 млрд. долларов. Рост резервов произошел за счет увеличения активов в золоте в результате повышения мировой цены. При этом активы в свободно конвертируемой валюте снизились за месяц на 635 млн. до 11,4 млрд. долларов. Основными причинами стали уменьшение вкладов банков второго уровня в Национальном банке и выплата госдолга. Несмотря на улучшение в апреле, показатели запасов за январь-апрель остались ниже значения на начало года. 

Выросли в апреле также активы Национального фонда в долларовом измерении, объем которых в первом квартале снижался более чем на 1,6 млрд. до уровня 57,1млрд. долларов. Рост активов фонда был обусловлен преимущественно поступлением инвестиционного дохода в размере 1,1 млрд. долларов. Способствовали росту также поступления в фонд в сумме около 200 млн. долларов. Объем гарантированного и целевого трансфертов из фонда в бюджет, по словам зампреда Нацбанка, составил 333 млн. долларов. Для его осуществления на валютном рынке было продано активов фонда на сумму 788 млн. долларов США. В результате активы фонда по состоянию на конец апреля повысились до уровня 57,7 млрд., но также остались ниже объема на начало года, составившего более 58,7 млрд. долларов США.

Данные о динамике параметров внутреннего рынка свидетельствуют, что улучшение внешних условий не оказало адекватного влияния на показатели монетарной политики, в том числе на курс национальной валюты. В сложившейся ситуации ключевым фактором влияния на котировки нефти и, соответственно, курс национальной валюты, остаются новости с фронта борьбы с пандемией. Начнут снижаться показатели роста заражения вирусом, котировки нефти пойдут вверх и наоборот. Эти новости наряду со стоимостью нефти будут отражаться на курсе тенге.

В числе других факторов влияния на стоимость тенге необходимо отметить изменение динамики торгового баланса, валового внешнего долга, расходов по его обслуживанию и погашению, объемы   выплат доходов иностранным инвесторам, приток и отток валюты по другим каналам. Стоимость тенге зависит также от обменного курса рубля к доллару, отличающегося также зависимостью от мировых цен на нефть. И это далеко не полный перечень факторов, способных оказать влияние на курс тенге в текущем году, который будет формироваться в зависимости от сложившихся внешних и внутренних условий.

Казахстанской экономике нужен стабильный тенге, а не валюта с повышенной волатильностью, которая не дает возможности нормально работать экономическим субъектам. Сочетание стабильного курса и низкой инфляции могло бы стать существенным подспорьем для бизнеса. Но на курс тенге влияют не только объективные, но и нерыночные факторы. Курс национальной валюты связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Так, ослабление курса национальной валюты способно помочь экспортерам, сделать некоторые отрасли более конкурентоспособными на мировых рынках. А для нынешнего состояния отечественной экономики логичным решением бюджетных проблем является девальвация тенге.

Казахстанское правительство уже не раз использовало этот инструмент для решения накопившихся проблем, хотя последствия такого решения часто оказываются негативными. В частности потому, что снижение курса создает конкурентные преимущества, но за счет снижения благосостояния населения. Конкуренция за счет занижения курса национальной валюты является не чем иным, как ценовым демпингом, он не стимулирует рост качества и эффективности производства. По сути, такой подход является гонкой на понижение заработных плат и доходов населения. Кроме того, при девальвации ускоряется рост инфляции, резко повышаются риски валютных заемщиков, долларизации экономики, возникает вероятность валютной паники.

По утверждению монетарных властей, курс тенге к доллару определяется под влиянием спроса и предложения, как правило, без участия Национального банка в соответствии с принципами свободного плавания. Однако формирование курса основной пары на практике не является свободным, происходит с участием Национального банка в торгах в роли покупателя и продавца валюты. Структура экономики не меняется, курсовая политика регулятора остается прежней. И если цены на нефть в дальнейшем будут оставаться в районе 70 доллара за баррель, то можно ожидать ускорения темпов девальвация тенге и, соответственно, повышения курса доллара и евро на внутреннем рынке.

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...