Нефть дорожает, прогнозы роста повышаются
Положение дел в мировой экономике улучшается после рекордного падения в прошлом году. Благодаря ослаблению карантинных ограничений, повышению спроса, растут мировые цены на сырьевые товары. Эти факторы положительно отражаются на состоянии реального сектора отечественной экономики, а в последнее время появились признаки роста также ряда показателей финансового и денежного рынков.
Основным фактором, оказывающим ключевое влияние на состояние отечественной экономики, остаются цены на экспортируемые нами товары. Истекший период текущего года с этой точки зрения выдался обнадеживающим. Повысились котировки не только на нефть, но и на ряд других сырьевых товаров и металлы невысоких переделов. На этом фоне в Казахстане наблюдается восстановительный рост экономики после падения в конце прошлого и начале текущего года. Положительная динамика роста поддерживается также за счет эффекта низкой базы сравнения, связанного с ухудшением показателей, начиная с марта прошлого года.
Негативное влияние пандемии на экономику постепенно ослабевает, что способствует восстановлению активности как в сфере производства товаров, так и услуг. Значительную поддержку восстановительному росту, учитывая высокую сырьевую зависимость казахстанской экономики, оказывает повышение мировых цен на экспортируемые нами товары. Так, стоимость барреля нефти сорта Brent на Лондонской товарной бирже выросла с уровня порядка 52 доллара в начале января до отметки выше 70 доллара в июне текущего года.
Цена эталонной марки нефти в первой половине июня в два раза превысила первоначальный прогноз казахстанского правительства и почти в полтора раза ожидания властей, пересмотренных недавно в сторону повышения до 50 доллара за баррель. Согласно оценкам международных финансовых институтов и западных аналитиков, ожидается, что благоприятная ценовая конъюнктура на наш основной экспортный товар сохранится и в целом за этот год. По разным прогнозам, котировки нефти могут превысить показатель 2019 года, составить порядка 65 доллара за баррель в среднем за год.
В этих условиях на прошлой неделе Национальный банк в очередной раз пересмотрел прогноз по цене нефти на текущий год. Учитывая возможные риски, в базовом сценарии Национальный банк рассматривает цену на нефть эталонной марки в 60 долларов за баррель, что на 10 долларов выше предыдущего прогноза регулятора и правительства. При указанной цене на нефть рост экономики Казахстана, согласно базовому варианту, ускорится до 3,6-3,9% в 2021 году с дальнейшим повышением темпов роста до 4,0-4,3% в 2022 году.
Улучшение внешних условий и повышение темпов экономического роста будет сопровождаться изменением других показателей. Так, регулятор ожидает, что дефицит текущего счета при цене на нефть в 60 долларов сократится практически в два раза – с 6,3 млрд. в 2020 году до 3,6 млрд. долларов в 2021 году. При среднегодовой цене в 65 доллара за баррель дефицит, по оценкам Национального банка, сократится в четыре раза до 1,5 млрд. долларов США в текущем году, а в следующем – приведет практически к околонулевому дефициту. Улучшение ситуации связывается в основном с ростом экспорта товаров за счет повышения мировых цен. По прогнозам, экспорт товаров увеличится более чем на 20% до 56,2 млрд. долларов США.
Судя по всему, внешние условия начали положительно отражаться не только на показателях реального сектора, но и отечественного финансового рынка, чего не наблюдалось до этого. Глава Национального банка доложил президенту о том, что по предварительным результатам за январь-май объем валовых международных резервов страны впервые с сентября 2016 года увеличился до 95 млрд. долларов США. Увеличение запасов было достигнуто за счет роста цен на золото, получения инвестиционного дохода в результате благоприятной конъюнктуры на внешних рынках и роста поступлений в Национальный фонд.
По информации заместителя председателя Национального банка Алии Молдабековой, золотовалютные резервы Банка на конец мая составили 36,5 млрд., увеличились за месяц на 2,2 млрд. долларов. Увеличение было связано прежде всего с ростом портфеля золота на 1,9 млрд. долларов на фоне повышения цены на драгоценный металл. Доля золота в структуре резервов достигла 67,7%. Активы в свободно конвертируемой валюте увеличились на 311 млн. долларов. Валютные активы Национального фонда на конец мая, по предварительным данным, составили 58,5 млрд., увеличились за месяц на 800 млн. долларов. Валютные поступления в мае составили 720 млн., инвестиционный доход фонда сложился в размере порядка 660 млн. долларов. При этом для выделения трансфертов было продано из активов фонда более 550 млн. долларов.
Что касается других показателей монетарной политики, то влияние внешних и внутренних условий на их изменение в истекшем периоде года было разнонаправленным. Так, по итогам четырех месяцев наблюдались достаточно высокие темпы роста объема депозитов в банках второго уровня и денежной массы. Высокие темпы роста сохраняются на рынке государственных ценных бумаг, однако связано это в первую очередь с ростом внутреннего государственного долга. При этом динамика роста денежной базы и кредитов банков экономике сложилась ниже накопленного уровня инфляции за этот период.
Кроме того, в последнее время возросли риски ускорения инфляции. По итогам 5 месяцев годовая инфляция повысилась до 7,2%. По оценке Национального банка, наблюдается сохранение внешнего инфляционного давления, обусловленного ростом мировых продовольственных цен и ускорением инфляции в странах – основных торговых партнерах Казахстана. Основные риски в среднесрочной перспективе связываются с более сильным стимулированием экономики, дальнейшим ростом внутренних цен на ГСМ, более высокой продовольственной инфляцией, возможным возникновением дисбалансов на внутреннем рынке продовольствия.
Рост инфляционных ожиданий и, как следствие, опасения по поводу ужесточения монетарной политики ведущих центральных банков оказывают влияние на динамику рынков и решения регуляторов. Так, комитет по денежно-кредитной политике Национального банка на последнем заседании принял решение оставить базовую ставку на уровне 9,0% годовых. В пресс-релизе, посвященном этому решению, заявлено, что «снижение темпов замедления инфляции может привести к превышению целевого коридора 4-6% по итогам 2021 года».
В пресс-релизе Национального банка подробно освещены факторы инфляции, связанные с внешними и внутренними условиями, возможными их изменениями в положительную или отрицательную сторону. При этом регулятор по непонятной причине «забыл» прокомментировать влияние обменного курса национальной валюты, являющегося одним из ключевых факторов инфляции в Казахстане. Воздействие изменения курса объясняется тем, что значительную часть потребительской корзины в Казахстане составляют товары, потребность в которых удовлетворяется за счет импорта. Соответственно, девальвация тенге практически мгновенно отражается на повышении стоимости импортных товаров, а затем с незначительной задержкой – и на товарах отечественного производства.
Власти пытаются затормозить рост цен разными способами. «Замораживают» стоимость ряда социально-значимых продуктов питания, используют стабилизационные фонды, поднимают ставки, принимают другие меры по стабилизации цен на потребительские товары и услуги. Но пока все это мало помогает. Инфляция в Казахстане все эти годы остается на высоком уровне вопреки обещаниям чиновников снизить рост цен хотя бы до 4%. Судя по всему, проблему не удастся решить до тех пор, пока будет сохраняться многолетняя тенденция девальвации национальной валюты и высокая зависимость рынка потребительских товаров от импорта.
Повышение мировых цен на сырьевые товары, увеличение притока экспортной выручки оказывает поддержку национальной валюте. Но влияние этого фактора на обменный курс тенге остается весьма ограниченным. Так, по итогам 5 месяцев курс тенге снизился по отношению ко всем трем валютам основных торговых партнеров – к доллару США, евро и российскому рублю. Темпы девальвации тенге к этим валютам на начало июня составили от 1 до 3%. И вряд ли это объясняется лишь временным лагом воздействия притока нефтедолларов на формирование стоимости национальной валюты.
Мало изменилась ситуация на внутреннем валютном рынке и в начале лета. Мировые цены на нефть в конце прошлой недели повысились до уровня 72 доллара за баррель на Лондонской товарной бирже, но рост цен практически не отразился на самочувствии тенге. Средневзвешенный биржевой курс национальной валюты в первой половине июня несколько повысился по отношению к доллару США, но при этом держался преимущественно на уровне среднего показателя за предыдущий месяц (427,66 тенге за доллар).
Официальный курс европейской валюты с 1 по 11 июня оставался в основном выше 520 тенге против 519,59 тенге в среднем за май. Наиболее сильным оказались в первой половине июня потери тенге к валюте основного партнера страны по импорту – российскому рублю. По состоянию на начало текущей недели, 14 июня, официальный курс рубля вырос до 5,96 тенге. Скорость девальвации тенге к рублю повысилась за 14 дней с 3% почти до 5,5%. При сохранении такой ситуации на внутреннем валютном рынке сложно рассчитывать на замедление темпов инфляции и регулятору придется не понижать, а двигать вверх и так высокий уровень базовой ставки в стране.
Улучшение внешних и внутренних условий, эффект низкой базы сравнения способствуют восстановительному росту отечественной экономики. Влияние этих факторов постепенно усиливается, что начало отражаться не только на показателях реального сектора экономики, но и финансового рынка. Все это свидетельствует о том, что мы вновь возвращаемся к динамике сырьевого роста. Рост показателей развития обеспечивается преимущественно за счет конъюнктурных аспектов, а не изменения структуры экономики, снижения ее сырьевой зависимости. Поэтому сохраняется вероятность продолжения тенденции ослабления национальной валюты, несмотря на благоприятную ценовую конъюнктуру. При таком сценарии девальвация тенге будет по-прежнему оказывать давление на инфляционные ожидания населения.