Нефть отступила от максимумов
Начало прошлого года характеризовалось резким ухудшением внешних и внутренних условий, связанных с эпидемией коронавируса. В частности, под влиянием этого и ценовой войны обрушились котировки нефти и сырьевых валют, в том числе тенге, повысились темпы роста инфляции. Ситуация с распространением вируса в настоящее время все еще остается сложной, но на финансовых и товарных рынках обстановка изменилась в лучшую сторону.
Ухудшение ценовой конъюнктуры на сырьевые товары наметилось в самом начале прошлого года. Так, мировые цены на нефть сорта Brent на Лондонской товарной бирже из-за опасения падения спроса снизились в январе с уровня 70 доллара до отметки порядка 57 доллара за баррель. Влияние этого фактора продолжало оказывать давление на рынок и в феврале. Котировки нефти указанной марки в конце месяца упали до психологического важного рубежа в 50 доллара за бочку. Но, как оказалось, это были только цветочки. С каждым днем число людей, подхвативших опасную инфекцию, росло, вирус быстро распространялся по всему миру. Надежд на то, что с проблемой удастся быстро справиться, становилось все меньше.
Дополнительное давление на рынок в марте оказали разногласия экспортеров нефти. ОПЕК+ не удалось достичь соглашения о сокращении добычи, что привело к резкому падению цен. В начале месяца цены на нефть упали более чем на 9%, вплотную подойдя к уровню 45 доллара за баррель. Рынок негативно отреагировал на позицию России, которая, несмотря на готовность ОПЕК уменьшить добычу, отказалась присоединиться к решению альянса. Затем Саудовская Аравия объявила о снижении цен на свою нефть, намерении нарастить добычу. Цены отреагировали провалом – в один день они опустились ниже 32 доллара за баррель. Падение составило порядка 30%. Правда, после этого цены быстро восстановились и в течение недели держались преимущественно в коридоре 37-33 доллара, и первая половина марта завершилась в районе 35 доллара за бочку.
Однако котировки не задержались и на этой отметке. В начале второй половины марта стоимость барреля нефти марки Brent на Лондонской межконтинентальной бирже снизилась до четырехлетнего минимума, упала ниже отметки 30 доллара. Начало второй половины марта на рынке характеризовалось разнонаправленным изменением котировок нефти. В последней декаде месяца котировки нефти менялись в коридоре 25-30 долларов, а в моменте опускались ниже 23 доллара за баррель, достигали минимума с ноября 2002 года. В последний день марта нефть торговалась в районе 27-25 доллара за бочку, вернулась в 90-е годы. Цены за короткое время упали более чем вдвое, так как повсеместное ограничение на передвижение привело к сокращению спроса на топливо. Дополнительное давление на рынок оказали разногласия экспортеров, не сумевших добиться соглашения о сокращении добычи.
Положение дел с распространением вируса за истекший период если и изменилось, то не в лучшую сторону. Количество заболевших в декабре прошлого и январе этого года возросло до уровня порядка 20 млн. в месяц. В феврале эта цифра снизилась почти вдвое, но в марте статистика вновь ухудшилась, и на конец месяца число пострадавших в мире оценивалось цифрой более чем 127 млн. человек. Во многих странах, в том числе в Казахстане, в последнее время резко возросло число случаев заражения коронавирусной инфекцией.
Несмотря на это, влияние вируса на экономику снижается, рынки и население постепенно приспосабливаются работать и жить в условиях пандемии. На этом фоне начало этого года на рынке нефти ознаменовалось улучшением ценовой конъюнктуры. Мировые цены на нефть указанной марки в январе повысились с 52 до уровня порядка 55 доллара, а в конце февраля достигли отметки 65 доллара за баррель. Рост цен продолжался до середины марта, достигнув уровня порядка 70 доллара, в то время как в конце первой декады в моменте котировки достигали отметки 71 доллар за баррель. После этого цены стабилизировались в районе ниже 70 доллара за бочку, а затем нефть начала терять позиции.
Инвесторов беспокоили перспективы спроса на сырье, рост заболеваемости коронавирусом в некоторых странах, что влечет закрытие границ и введение новых локдаунов. Свою роль в падении нефтяных цен сыграло и усиление курса доллара по отношению к основным мировым валютам. На этом фоне цена майских фьючерсов на североморскую смесь впервые с начала февраля в ходе торгов 24 марта опускалась ниже 61 доллара за бочку. Затем стоимость нефти повысилась на 2-4 доллара, чему, кроме прочего, способствовала проблема с контейнеровозом, севшим на мель в Суэцком канале.
Повышение цен на нефть в первой половине марта не оказало ожидаемого влияния на стоимость тенге по отношению к доллару США. Средневзвешенный биржевой курс доллара в этот период держался в коридоре 417,83- 420,77 тенге против 417,09 тенге в конце февраля. В то же время национальная валюта немедленно отреагировала на некоторое ухудшение ценовой конъюнктуры на нефть в конце второй декады минувшего месяца. Биржевой курс доллара 19 марта превысил отметку 421 тенге, после выходных и праздника стоимость доллара выросла еще примерно на 2 тенге, а на торгах в пятницу, 26 марта, курс доллара превысил отметку 424 тенге.
В конце марта на фоне стабилизации котировок нефти в районе 64 доллара за баррель стоимость доллара на внутреннем рынке несколько снизилась, а затем вновь изменила направление движения. Средневзвешенный биржевой курс пары на вечерних торгах 31 марта составил 424,97 тенге за доллар. Судя по всему, на формирование курса пары в конце месяца основное влияние оказывали не мировые цены на нефть, а динамика пары доллар/рубль и предпочтения Национального банка, не заинтересованного в усилении позиции тенге по отношению к российской валюте. Как бы то ни было, первый квартал завершился усилением позиции доллара на внутреннем рынке, повышением темпов девальвации тенге до уровня более чем на 0,96%.
Изменение стоимости тенге к доллару в марте не отражалось адекватно на курсе пары евро/тенге. Более того, в начале месяца официальный курс европейской валюты держался выше 500 тенге, в то время как биржевой курс доллара оставался в основном ниже 420 тенге. Ключевое влияние на стоимость евро на внутреннем рынке оказывала динамика пары евро/доллар. В результате существенного ослабления позиции евро к доллару официальный курс первого на протяжении большей части месяца оставался ниже отметки 500 тенге и в последний день марта составил 498,13 тенге. Скорость укрепления тенге по отношению к евро по итогам первого квартала повысилась почти до 3,5%. В среднем за март официальный курс евро составил 501,23 тенге против 511,34 в январе.
Официальный курс российской валюты на внутреннем рынке в течение месяца менялся разнонаправленно. Стоимость рубля повышалась в середине марта до уровня выше 5,70 тенге, а в начале и в конце месяца опускалась ниже 5,60 тенге. Официальный курс пары, установленный Национальным банком по состоянию на 31 марта, составил 5,59 тенге. Национальная валюта по отношению к рублю укрепилась почти на 1,2%. При этом в среднем за месяц курс пары в течение первого квартала оставался сравнительно стабильным, менялся в узком интервале 5,63-5,66 тенге за 1 рубль.
Что до ситуации в ценовой сфере, то согласно данным официальной статистики, цены на продовольственные и непродовольственные товары и тарифы на услуги населению в марте повысились за месяц на 0,6% против 0,9% в аналогичном периоде предыдущего года. Продовольственные товары по сравнению с февралем подорожали на 0,8%, непродовольственные – на 0,7%, тарифы и цены на услуги населению повысились за месяц на 0,2%. Наиболее высокие темпы роста цен (на 3,2-1%) отмечены на свежие овощи и фрукты, масло подсолнечное, сахар, картофель, говядину. Снижение цен зафиксировано на рис, пшено, капусту.
Менее чем на процент выросли в марте цены на непродовольственные импортные товары. При этом бензин подорожал на 4,9%, сжиженный газ в баллонах – на 1,4%, а дизельное топливо подешевело на полпроцента. Согласно данным статистики, наблюдался относительно умеренный рост цен на услуги, за исключением проезда железнодорожным пассажирским транспортом, где цены на билеты выросли на 4,4%. В то же время отмечалось снижение тарифов на горячую воду, центральное отопление, электроэнергию.
Торможение роста цен в марте аналогичным образом отразилось на уровне накопленной инфляции. Показатель инфляции с начала года замедлился до 1,9% против 2,2% в январе-марте прошлого года. С начала года цены на продовольственные и непродовольственные товары выросли соответственно на 3,0 и 1,5%, на услуги населению – на 0,9%. Годовая инфляция в марте снизилась до 7,0%, в то время как в декабре прошлого года ее значение составляло 7,5%, а в январе и феврале этого года - 7,4%.
Таким образом, согласно данным официальной статистики, в марте произошло улучшение ситуации в ценовой сфере. Этому могли способствовать меры по сдерживанию роста цен, предпринимаемые властями, сравнительно стабильный курс тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров, а также падение реальных доходов населения. В случае продолжения процесса замедления инфляции в дальнейшем можно рассчитывать, что к концу года удастся выйти на верхний уровень целевого показателя роста потребительских цен, установленного в коридоре 4-6%.
Одним из важных условий достижения этой цели является поддержание стабильного курса национальной валюты. Мировые цены на нефть, которые, несмотря на коррекцию в конце марта, остаются значительно выше прогнозов казахстанского правительства (35 доллара за баррель). Ожидаемая благоприятная ценовая конъюнктура на сырьевые товары наряду с другими обстоятельствами дает основание предполагать на улучшение внешних условий, что должно оказать поддержку и национальной валюте, и отечественной экономике в целом.
Отметим, что соглашение ОПЕК+ о постепенном наращивании добычи нефти не оказало заметного влияния на ценовую конъюнктуру. Похоже, экспортеры нефти делают ставку на дальнейшее восстановление мировой экономики после пандемии и летний рост спроса на энергоносители. Поэтому было принято решение увеличить в мае и июне добычу на 350 тысяч баррелей в сутки, а в июле – на 450 тысяч. Кроме того, Саудовская Аравия вернет на рынок 1 млн. баррелей в день, которые она убрала в период с февраля по апрель включительно. До принятия решения об объемах добычи нефтяные цены несколько снизились, а в начале апреля котировки держались преимущественно в коридоре 62-64 доллара за бочку. При этом средневзвешенный биржевой курс доллара 1 и 2 апреля приблизился к отметке 427 тенге, а в минувший понедельник преодолел и этот рубеж.