Нефть подорожала, инфляция ускорилась
Минувший месяц ознаменовался дальнейшим улучшением ценовой конъюнктуры на наш основной экспортный товар. На внутреннем валютном рынке наблюдалось повышение курса национальной валюты по отношению к доллару США и евро, но при этом ослабла позиция тенге к российскому рублю. На рынке потребительских товаров и услуг в мае отмечено замедление роста цен по сравнению с мартом и апрелем, в то время как инфляция в годовом выражении ускорилась до многолетнего максимума.
Показатель инфляции в Казахстане на текущий год складывается в разы выше, чем это предполагалось ранее
Напомним, торги на Лондонской товарной бирже в начале текущего года начинались в районе 78 доллара за баррель и в дальнейшем демонстрировали повышательную динамику под влиянием различных факторов объективного и политического характера, складывающегося баланса спроса и предложения на рынке. В конце февраля цены поднялись до 100 долларов, в марте в отдельные моменты достигали уровня в 130 долларов за бочку. В первой половине мая котировки марки Brent менялись в достаточно широком интервале, нефть торговалась в коридоре 114 -104 доллара за баррель.
Вторая половина мая характеризовалась повышением котировок нефти. Цены на указанную марку вышли в район 110 доллара и выше. Минувший месяц завершился на отметке порядка 116 доллара, а в моменте котировки достигали уровня 120 доллара за бочку. Повышению цен во второй половине месяца способствовали различные факторы, в том числе ожидания по введению запрета на поставки российской нефти со стороны Евросоюза. Эти санкции, по оценке западных экспертов, могут обернуться тем, что цены на нефть с июля этого года повысятся до 135 долларов за баррель и будут держаться на этом уровне в течение 12 месяцев.
Благоприятная ценовая конъюнктура на углеводороды, разумеется, оказывала поддержку сырьевым валютам, в том числе тенге. Но основным драйвером укрепления тенге к основным мировым валютам стал российский рубль. Биржевой курс доллара на внутреннем валютном рынке в течение месяца реагировал в первую очередь на изменения позиции российского рубля к доллару США. По мере укрепления рубля вслед за этим усиливалась и позиция тенге к доллару и наоборот.
Торги основной парой открылись в мае на отметке выше 442 тенге за доллар против 431,80 на начало текущего года. Затем биржевой курс доллара на внутреннем рынке начал снижаться вслед за его падением на российском валютном рынке. 13 мая средневзвешенный биржевой курс доллара второй раз опустился ниже уровня, зафиксированного на конец прошлого года, и на протяжении большей части мая оставался на этих рубежах. В конце второй декады мая биржевой курс доллара опускался почти до 424 тенге. Наиболее значительное ослабление доллара было зафиксировано 25 числа, когда его стоимость на бирже падала до 415,12 тенге. Именно в этот день биржевые котировки доллара на российском рынке опускались ниже 56 рубля против порядка 71 рубля в начале мая.
Торги в последний день мая завершились на российском рынке в районе 61 рубля за доллар. На внутреннем – на отметке 415,16 тенге за доллар. Биржевой курс доллара снизился за месяц более чем на 30 тенге, с начала года – более чем на 16 тенге. Национальная валюта по отношению к доллару укрепилась с начала года почти на 3,9%, в то время как в предыдущие четыре месяца ее позиция по отношению к доллару выражались девальвацией. При этом существенно изменился официальный курс доллара и в среднем за месяц, более объективно характеризующий динамику курса пары. Этот показатель в мае составил 430,71 тенге за доллар, снизился за месяц почти на 23 тенге.
Повышение нефтяных цен и курса тенге к доллару в мае аналогичным образом отразилось на укреплении тенге по отношению к евро. Официальный курс евро в мае менялся преимущественно в интервале 472 – 443тенге, по состоянию на последний день месяца составил 460,04 тенге. Темпы укрепления тенге к евро по результатам пяти месяцев ускорились до 5,7%. При этом официальный курс евро в среднем за май снизился до 455,35 тенге, в то время как в предыдущем месяце составил 491,97 тенге.
Обратная картина наблюдалась по динамике пары рубль-тенге. В мае, как и в апреле, на внутреннем рынке наблюдалось быстрое усиление позиции российской валюты. На протяжении минувшего месяца официальный курс рубля менялся в коридоре от 6,33 до 7,41 тенге. Курс, установленный Национальным банком по состоянию на последний день мая, составил 6,81 тенге. Скорость девальвации тенге к рублю превысила 18%. Соответственно, значительно выросла стоимость рубля в среднем за месяц. В среднем за май официальный курс рубля повысился до 6,82 тенге против 5,34 тенге в первом квартале этого года. Усиление позиции рубля было обусловлено в основном тем обстоятельством, что национальная валюта к доллару в мае укрепилась примерно на 30 тенге, а рубль к доллару – более чем на 60 в тенговом измерении.
Что до состязания двух основных мировых валют на мировых рынках, то их стоимость в мае менялась то в одну, то в другую сторону. В начале мая котировки пары оставались в районе 1,05 - 1,06 доллара за евро, а в конце первой половины месяца курс европейской валюты опускался ниже 1,04 доллара. Во второй половине мая евро удалось не только вернуть утраченные позиции, но и укрепить свою позицию. Биржевой курс евро в моменте приближался к отметке 1,08, месяц завершился в районе выше 1,07 доллара за 1 евро. В результате котировки евро сложились примерно на 2 цента выше, чем в конце апреля, но почти на 4 цента ниже, чем в первый день апреля.
Девальвация национальной валюты длительное время оставалась одним из главных факторов инфляции в Казахстане. Связано это с тем, что значительная часть потребности в потребительских товарах удовлетворяется за счет импорта. Поэтому снижение стоимости тенге практически мгновенно приводит к росту цен не только на импортные, но и на товары и услуги, производимые в стране. Покупатели четко уяснили, что если растет доллар, жди повышения цен на все товары. Однако в последнее время влияние изменения курса тенге на динамику потребительских цен заметно снизилось.
Судя по всему, такой процесс наблюдался и в мае. По официальным данным, в мае замедлился рост цен на потребительские товары и услуги по сравнению с апрелем и мартом, когда инфляция оценивалась в 2,0 и 3,7% соответственно. По информации Бюро национальной статистики, инфляция в мае составила 1,4% против 0,7% в аналогичном месяце прошлого года. Основное влияние на динамику инфляции традиционно оказало подорожание продуктов питания. Цены на продовольственные товары выросли за месяц на 1,7%, непродовольственные товары – 1,4%, а тарифы и цены на платные услуги населению подорожали на 0,8%.
Однако при этом продолжился рост инфляции в годовом измерении, достигший 14% против 8,5% в январе текущего года. Повышение цен на продукты питания внесло основной вклад и в ускорение инфляции. Цены на продовольственные товары за 12 месяцев выросли на 19%, непродовольственные товары подорожали на 11,9%, платные услуги населению – на 9,1%. На продовольственном рынке наиболее значительное повышение цен (на 60,5 - 20,0%) отмечено на сахар, свежие овощи, муку, мясо птицы, крупы, картофель, макаронные изделия, свежие фрукты, сыр, булочные и мучные изделия, сухофрукты и орехи, кисломолочные продукты. Рост цен на подсолнечное масло, кондитерские изделия, молоко, конину, баранину, хлеб, напитки составил от 19,5 до 17,5%.
Прогнозы властей касательно инфляции на этот год ухудшаются. В апреле ожидалось, что показатель по инфляции будет пересмотрен в сторону повышения с 4-6% до 8-10%, а сегодня речь идет уже о диапазоне в 13-15%. Национальный банк по итогам текущего года ожидает инфляцию на таком уровне. По словам главы регулятора, наибольший рост цен ожидается на продукты питания с учетом динамики цен на внешних и внутренних рынках продовольствия. Как он отметил, прогноз сформирован с учетом реализации комплекса мер правительства по контролю и снижению уровня инфляции. При успешной реализации намеченных мер инфляция может снизиться до нижней границы прогноза, надеется глава регулятора.
Риски для инфляции в большей степени связываются с глобальным ускорением динамики цен, неопределенностью на фоне геополитической обстановки в мире и импортом инфляции. Возможные внутренние факторы ускорения инфляции в большей степени определяются сохранением мягкой фискальной политики, высокими инфляционными ожиданиями, а также вероятностью ускорения инфляции платных услуг после завершения моратория на рост цен на регулируемые услуги, подчеркивается в пресс-релизе регулятора.
Показатель инфляции на текущий год складывается в разы выше, чем это предполагалось ранее. Удержать рост цен в пределах не только нижней, но и верхней границы целевого коридора будет сложно. Судя по всему, рост потребительских цен обновит многолетние максимумы. Препятствовать стабилизации ситуации в ценовой сфере будет ряд факторов. Замедлению инфляции в дальнейшем может помешать изменение внешних условий. На динамике цен может отразиться, как и прежде, девальвация национальной валюты. Слабый тенге положительно влияет на экспортный сектор страны, но при этом негативно отражается на потребителях, поскольку подталкивает вверх цены на импортные товары, в число которых входят не только непродовольственные товары, но и продукты питания.
Тем временем начало лета ознаменовалось дальнейшим повышением цен на рынке углеводородов. Нефть эталонной марки продолжила движение вверх, преодолела на этой неделе рубеж в 120 доллара за баррель.
Возможно, котировкам в июне не удастся подняться в диапазон 125-130 доллара. Тем не менее, цены остаются на рекордно высоком уровне и при сохранении котировок на текущих отметках в среднем за год они могут вплотную приблизиться и даже превысить исторический максимум, зафиксированный порядка десяти лет назад.
Окажет благоприятная ценовая конъюнктура на нефть адекватное влияние на курс тенге или нет, покажет время. Повторим, что в мае повышение нефтяных котировок мало отразилось на формировании стоимости тенге к доллару, курс основной пары реагировал в основном на изменение стоимости рубля к доллару. Можно предполагать, что формирование курса тенге к доллару и рублю в последнее время происходит с участием Национального банка. Так, в среду, 8 июня, при ценах на нефть выше 120 долларов за баррель биржевой курс доллара поднялся выше 433 тенге. Как известно, казахстанские власти не являются сторонниками сильной национальной валюты. Девальвация тенге часто используется ими для решения накопившихся проблем, что, кроме прочего, отражается на ухудшении уровня жизни населения.