Нефтяные зигзаги | Деловая неделя
14 сентября 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Нефтяные зигзаги

25.04.2022 11:01:28
№: 15 (1465)
Российская нефть все чаще попадает на мировые рынки обходными путями, в том числе – и через Казахстан

Юрий Сигов, Вашингтон

Одним из ключевых элементов санкционного давления на Россию в последние два месяца является стремление коллективного Запада до максимума сократить возможности Москвы экспортировать энергоресурсы, включая нефть. Если по природному газу соседи России не особо страдают или несут невосполнимые потери, то на мировых нефтяных рынках происходящее нынче вокруг российского экспорта черного золота напрямую бьет по крупнейшим постсоветским нефтеэкспортерам - Казахстану и Азербайджану.

Теоретически введение санкций против экспорта нефти из России в страны Запада дает определенные выгоды казахстанским и азербайджанским нефтяникам. Поскольку они хотя бы частично в состоянии заместить миллионы баррелей нефти ранее поступавшие из РФ, своим собственными поставками. Но, во-первых, далеко не везде и не все из российской нефтяной квоты можно перекрыть. А, во-вторых, сама Россия пытается нынче поставлять на внешний рынок собственную нефть самыми разнообразными путями, включая так называемые «серые» и откровенно подпольные.

К примеру, Соединенные Штаты стремятся определить, насколько упал экспорт российской нефти за последние два месяца. А для этого американцы пытаются отслеживать передвижения танкеров с нефтью, выходящих из российских портов. Однако подобные данные не особо могут дать реальную картину происходящего, потому как нефть сегодня можно поставлять по сотням схем, где ни один спутник даже с самым продвинутым увеличением ничего не в состоянии заметить.

Показательно, что как только Соединенные Штаты и Евросоюз ввели жесткие санкции против российского нефтеэкспорта и стали обсуждать введение полного нефтяного эмбарго, Россия тут же засекретила все собственные статистические данные по добыче и экспорту нефти. Заграничные эксперты и прочие нефте-аналитики могут, конечно, продолжать чего-то там гадать и предсказывать, но суть дела это не меняет. Нефть из России на внешний рынок продолжает поступать, но сколько и кому – большой, большой государственный секрет.

На нефти не написано откуда она, и кому предназначена

Введение любого нефтяного эмбарго, как показывает международная практика – дело весьма мутное, дорогостоящее, и в принципе мало когда достигавшее своих конечных целей. По сути дела, только военным путем, то есть потоплением танкеров, находящихся в море под любым подозрением, можно гарантировать, по крайней мере, нарушение поставок черного золота. В любом другом случае на самом содержании нутра танкера никаких экспортных меток не проставишь. Да и конечным получателем нефти может быть сегодня в мире кто угодно.

Так было во времена попыток введения полного нефтяного эмбарго против Ирана, чуть позже - Венесуэлы, а еще раньше – в 70-е годы прошлого столетия - вокруг экспорта нефти с Ближнего Востока в страны так называемого коллективного Запада. Во всех этих случаях вышеупомянутые государства, безусловно, сталкивались с определенными – а иногда и с очень серьезными - трудностями, экспортируя свою нефть на внешние рынки. Но схемы ухода от эмбарго, продажи нефти в обход любых ограничений и помех существовали и тогда, и ничто им не может помешать сегодня.

Вот американские аналитические службы утверждают, что отгрузка российской нефти танкерами за прошедший месяц снизилась на четверть и составляет чуть более 3 миллионов баррелей в день. Замечу, что официального запрета на покупку нефти из России в Евросоюзе не вводили, да и американцы на самом деле при всем своем санкционном зуде российскую нефть по-прежнему по самым различным каналам продолжают получать.

Почему так происходит? Дело в том, что на фоне повышения общей стоимости нефти, поступающей в Европу из Казахстана и Азербайджана, покупать именно российскую нефть сейчас чрезвычайно выгодно. Нефть марки Urals продается на мировом рынке со скидкой в 30 долларов по отношению к нефти марки Brent (до начала военных действий на территории Украины эта разница составляла максимум два доллара).

А раз существует выгода чисто коммерческая покупать нефть дешевле, то ради нее большая часть покупателей черного золота готова идти на любые хитрости и использовать для этого уже опробованные Ираном и Венесуэлой обходные пути. Как работает подобная схема? Вот один из вариантов: нефть из российских портов (прежде всего из Новороссийска, а также из портов Крыма) уходит на мировой рынок без указания конкретного пункта назначения.

Так, на танкеры без определенного маршрута и указания конечного грузополучателя было в российских портах загружено более 11 миллионов баррелей нефти. А это означает, что примерно 40% поставок российской нефти только за прошлый месяц было отправлено в «неизвестные пункты назначения». Показательно, что до начала боевых действий на территории Украины таких поставок из России на внешние рынки не было вовсе.

Все это происходит в рамках сразу нескольких схем, которые позволяют обвести вокруг пальца все имеющиеся способы отслеживания танкеров с нефтью в мировом океане. Ведь для того, чтобы обнаружить тот или иной корабль на океанских просторах надо, чтобы он включал свои опознавательные позывные, и сам желал быть обнаруженным теми же спутниками. Однако, когда наступает некое форс-мажорное обстоятельство (как сейчас), то никто во всю эту «океанскую честность», что вполне естественно, играть не станет.

К примеру, российский танкер в том же Черном море отключает прибор для определения своего местоположения – транспондер, и заходит в порт Новороссийск. Там он загружает в трюмы нефть и выходит в открытое море, где его ждет более крупный танкер, куда перегружается эта нефть. Далее танкер-заправщик возвращается в Новороссийск, и на подходе к порту вновь включает транспондер, снова появляясь на радарах. В итоге танкер вроде как никуда не уходил, никому нефть не продавал, и то входит, то выходит из своего порта приписки, не выплывая на океанские просторы.
Отслеживающие же его перемещения спутники да эксперты из Америки и Европы толком никогда и ничего понять не смогут - сколько реально нефти ушло через российские порты на внешние рынки, кто конкретно получал эту нефть (может быть, даже те страны, которые являются на официальном уровне самыми ярыми критиками Москвы и сторонниками самых против нее жестких санкций). А на практике нефть вне всяких ограничений и барьеров из России уходит внешним покупателям. Причем нефть эта может быть не только российская, но и та же казахстанская (на ней ведь не написано, откуда она в тот же Новороссийск попала).

Важно и то, что реальные объемы российской нефти, уходящие таким способом внешним покупателям, никто и нигде не сможет зафиксировать. И они до сих пор не ведомы всем вместе взятым западным аналитикам. А поскольку Россия после введения санкций перестала публиковать данные как о добыче, так и об экспорте своих углеводородов, то о фактических объемах поставок нефти из РФ включая Европу можно только теоретически догадываться.

Кстати, нечто подобное Россия уже практиковала с нефтяными поставками из Венесуэлы на внешние рынки, когда венесуэльская нефть якобы была запрещена под санкциями США к продаже на мировых рынках. Так вот тогда танкеры из Венесуэлы шли в Черное море, а там уже черное золото с них перегружалось на российские танкеры, разгружавшиеся в Крыму. И какая разница, признает ли Америка или страны ЕС Крым российским? Точно также без разницы – вводили ли в Вашингтоне санкции против Венесуэлы на продажу нефти на внешнем рынке или нет?

Больше всего «нефтяной химии» просачивается через голландский порт Роттердам

Есть еще один вариант, который сейчас активно использует для ухода от санкций российская сторона. К примеру, танкер любого происхождения не скрывает, что направляется в один из российских портов и потом выходит из него (загружаясь там нефтью, которая опять-таки может быть и российской, и любой другой). На танкере работает транспондер, и соответственно его передвижение можно с помощью спутников отследить. Однако, у этого танкера нет указания конкретного пункта назначения после того, как он загружается нефтью.

Что получается в итоге? Российский танкер с российской нефтью направляется в один из европейских портов (чаще всего – в нидерландский Роттердам). До этого в открытом море он выключает транспондер (то есть его местоположение определить уже невозможно), подходит к большому танкеру, и туда перегружает нефть. И затем уже этот большой танкер (который может быть под любым флагом) доставляет черное золото из России, того же Ирана или одной из постсоветских республик в Европу.
Поэтому при втором варианте хотя бы чисто теоретически западные специалисты могут включить в статистику как официальные поставки из России на внешние рынки, так и то, что идет по такой, «роттердамской схеме». Но вот экспорт российской нефти, идущий по первому варианту, не поддается даже приблизительным подсчетам. Что это означает? А то, что якобы падение объемов поставок российской нефти на те же европейские рынки либо минимально, либо его вовсе нет.

Сейчас ситуация такова, что если еще месяц-два европейские и американские санкции против российского нефтеэкспорта будут сохраняться, то именно «серыми схемами» его общие объемы могут постепенно увеличиваться. Соответственно определить, как идут дела в реалиях можно будет обращая внимание на величину скидок, предлагающихся на мировом рынке при продаже российской нефти.

Ведь чем будут ниже скидки, тем, следовательно, объемы поставок нефти увеличиваются. Да и очень скоро начнут действовать новые контракты по поставкам нефти в Индию, Китай, ту же Индонезию и ряд других азиатских прежде всего стран. Да и выгода использования больших танкеров для перегрузки в море российской нефти очевидна. К примеру, российская нефть может быть смешана с той же казахстанской или азербайджанской, и уже фактически «новый сорт нефти» не попадет ни под какие санкции.

Кстати, уже прибывшую под разгрузку нефть в тот же Роттердам можно объявить хоть «киргизской», потому как ее состав уже никто и никак не определит с точностью до тех пропорций, а присутствует ли там российская нефть? И можно ли против подобной смеси вообще вводить какие-либо санкции во избежание скандалов и международных судебных исков.

Чем дольше будет продолжаться война Украины с Россией, тем более нестабильным будет оставаться мировой нефтяной рынок

Сколько же будет продолжаться вся эта нефтяная игра в кошки-мышки? Если отбросить разного рода хитрые схемы, переписанные задним числом документы на поставки и перегрузку нефти с одного танкера на другой (неважно, с какого на какой и в каком конкретно море-океане), то пока будут продолжаться именно военные действия на территории Украины ни о какой стабильности глобального нефтяного рынка даже рассуждать не имеет смысла.
Те же международные транспортные компании и заработать на подобном хаосе хотят, и в то же время опасаются репутационных рисков. Так, компания Shell за покупку российской нефти со скидкой уже критиковалась западными политиками, и ей даже по такому случаю пришлось оправдываться. Другую известную в мире компанию обвинили в том, что она продолжает закупать российскую нефть в виде смеси с именно ее явным российским происхождением.
Появились уже проблемы, связанные со страховкой танкера с российской нефтью из-за введения международных санкций. А любым транспортным компаниям надо обязательно оформлять страховку, когда танкер заходит в порт. При этом надо учитывать и тот факт, что ведущие западные банки прекратили финансировать сделки с российской нефтью, а соответственно расходы на страхование танкеров с российской нефтью резко выросли. Но обойти и эти сложности: как бы это банально не звучало, в принципе не сложно.

Банки могут быть китайскими или индийскими, страховые компании - вообще через два-три промежуточных партнера. А если уж тот же Евросоюз решит пойти на введение полного эмбарго на закупку российской нефти (или той, которая к ней примешивается в чистом море), то всегда на готове имеются уже надежно опробированные «иранские» и «венесуэльские» схемы поставок черного золота.

Для поставок в Европу из России в этом случае потребуется закупать целый флот танкеров, потому что Брюссель, скажем, может прекратить закупки нефти, идущей через Украину по суше или еще по советскому нефтепроводу "Дружба". Как тогда прокачивать подобную схему на Балтийском море, где у России нет партнеров - не очень ясно. А вот на Черном море вновь на первые позиции гарантировано выйдет самый шустрый и выигрывающий от всей сложившейся там степени напряжения игрок - Турция.
Думаю, что турки с удовольствием, и к собственной выгоде поиграют в международную игру «стань посредником между Россией и внешним миром». Плюс не забывайте, что Турция может уже сама, без всяких российских танкеров, смешивать именно российскую нефть как с казахстанской, так и с азербайджанской. Все доходы от подобного «серого бизнеса» турки будут раскладывать по собственным карманам. Тем более, что неплохой опыт на подобном бизнесе у них уже есть после того, как похожие нефтяные санкции вводились в 2015 году против Сирии.

Турецкие власти уже дали понять Москве, что готовы вполне законными способами легализовать российскую нефть и нефтепродукты, а в обратном направлении уже в Россию через Турцию могут идти практически любые товары из Европы, которые сейчас не могут напрямую попасть в Россию по автомобильным и морским путям. Таким образом, вся эта игра в нефтяные и иные санкции в очередной раз окажется для обеих сторон настоящим цирком. В котором роли у каждой из сторон расписаны чуть ли не заранее, и что показательно - ко взаимному удовлетворению.

И еще об одном аспекте нынешней нефтяной «игры в санкции» стоило бы упомянуть. Целый ряд стран, включая двух азиатских гигантов - Китая и Индию заинтересованы в том, чтобы Россия не прекращала свою добычу при введении нефтяного эмбраго со стороны Евросоюза. Связано это с самым банальным- нынешним насыщением нефтью мировых рынков, и резким увеличением стоимости черного золота практически во всех уголках нашей планеты. Если же Россия по причине санкций будет снижать нефтедобычу, или «химичить» со смесями казахстанской или азербайджанской нефти, то общая стоимость нефтепродуктов будет повсеместно только расти.

А для тех же американцев, да и европейцев рост цен на горючее для заправки личных автомашин – нечто куда более опасное и ощутимое, чем рассказы о том, что там происходит на далекой от их интересов Украине. И хотя те же американские СМИ каждый день убеждают своих сограждан, что стоимость галлона бензина на заправке (а это почти 8 долларов за примерно 3,7 литра) – исключительно происки российского президента, эти самые рядовые избиратели в ноябре пойдут на выборы – и проголосуют против той администрации, которая сейчас США управляет.

То же самое вполне могут сделать и европейцы. Которым, правда, надо будет для начала справиться с наплывом украинских беженцев, а затем так или иначе искать пути приобретения на мировых рынках и нефти, и газа. Без которых и нынешним летом им не особо сладко придется (жаркую погоду в Европе и США, а также неработающие кондиционеры никто не отменял), и предстоящей зимой нынешние «нефтяные заморочки» могут очень даже сильно аукнуться.   

 


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...