Нервная реакция | Деловая неделя
11 декабря 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Нервная реакция

Нур-Султан недоволен резолюцией Европарламента

19.02.2021 09:50:53
№: 07(1410)

Нур-Султан недоволен резолюцией Европарламента 

«ДН» 

НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ «ДН» писала о том, что парламент ЕС обсуждает резолюцию, посвященную правам человека в Казахстане. На момент выхода того номера, мы еще не имели итогового текста, но предположили, что вряд ли документ будет иметь далеко идущие последствия, поскольку Нур-Султан, еще будучи Астаной, наполучал таких «неудов» за демократию вагон и маленькую тележку. Однако, в этот раз оценка, данная европейскими парламентариями, упомянувшими санкции, как один из вариантов ответа на продолжение нарушений прав человека, вызвала очень жесткий ответ со стороны МИД РК, что сама по себе - вещь, если не беспрецедентная, то уж точно редкая. В чем может быть причина такой острой реакции на довольно рядовое констатирование фактов? Возможно, это связано с беспокойством за активы родственников руководства страны и государства, зарегистрированные в Европе, которая, после ужесточения отношений с Москвой, может начать более последовательное преследование «хищников», ограничивающих права своих граждан. Иного объяснения у нас пока нет.

Пресс-секретарь МИД РК Айбек Смадияров огласил жесткую реакцию Акорды

В самой резолюции оценка ситуации в Казахстане выдержана в самых критических выражениях. В частности последние парламентские выборы были охарактеризованы, как «упущенная возможность продемонстрировать эффективное осуществление политических реформ и процесс их модернизации после последних выборов». Также отмечается, что «давние рекомендации Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) по-прежнему» не принимаются во внимание и не реализовываются. «…Согласно предварительным выводам ОБСЕ/БДИПЧ и Парламентской ассамблеи ОБСЕ, правовая база в Казахстане все еще не способствует проведению выборов в соответствие международным стандартам», - пишется в резолюции. 

Евродепутаты отметили, что «в разгар пандемии COVID-19 правительство злоупотребило ограничениями по пандемии в качестве предлога для усиления политических репрессий против гражданского общества, активистов-правозащитников, голосов оппозиции и медицинских работников, осудивших неспособность правительства сдержать вспышку». Резолюция Европарламента «настоятельно призывает правительство Казахстана действовать в соответствии со своими международными обязательствами и уважать права человека и основные свободы». А также призывает власти РК «отказаться от политически мотивированных обвинений и положить конец всем формам произвольных задержаний, репрессий и преследований в отношении правозащитников, религиозных организаций, организаций гражданского общества, профсоюзов, журналистов и политических оппозиционных движений, а также позволить людям свободно выражать свое мнение, политические, религиозные и другие взгляды». 

Тот факт, что ЕС в лице своего парламента «призывает Казахстан осуществить реформы, направленные на дальнейшую модернизацию страны, демократию и стабильность, активизировать усилия по реформированию политической системы Казахстана с целью развития парламентаризма и многопартийности и расширения гражданского участия», можно считать неудовлетворительной оценкой полуторалетнего пребывания у власти Касым-Жомарта Токаева, который декларирует либерализацию системы, но пока не смог добиться сколько-нибудь очевидных перемен. Даже отмена уголовной статьи «Клевета» не слишком убедила европейцев, которые вновь призвали Нур-Султан «прекратить использование уголовного кодекса против активистов, блогеров, журналистов и других лиц для осуществления их права на свободу выражения мнений». Вместо «Клеветы» в УК РК по-прежнему остается статья 274 («распространение заведомо ложной информации»), что является синонимом отмененной статьи. 

Впрочем, самое неприятное для Нур-Султана – это не констатация неприятных фактов, а призыв к руководству ЕС действовать. Так, в резолюции содержится напоминание «о недавно утвержденном Режиме глобальных санкций ЕС в области прав человека, который позволяет ЕС преследовать виновных в серьезных нарушениях прав человека во всем мире, что, в случае Казахстана, позволит преследовать лиц, и организации, причастные или связанные с систематическими нарушениями прав человека». Там же содержится прямой призыв в адрес вице-президента Комиссии/Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности и глав государств-членов ЕС «рассмотреть возможность введения адресных санкций в отношении лиц, ответственных за нарушения прав человека». Документ Европарламента «требует, чтобы права человека были поставлены во главу угла взаимодействия ЕС с Центральной Азией» и чтобы они не забывали, что «более глубокие политические и экономические отношения с ЕС… должны основываться на общих ценностях и соответствовать активному и конкретному участию Казахстана в демократических реформах, вытекающих из его международных обязательств». 

За резолюцию проголосовало абсолютное большинство евродепутатов – 598 из 693, при 42 – против и 52 воздержавшихся. Выступавшие во время дебатов по документу депутаты были еще менее сдержаны в своих оценках Казахстана. Так, депутат Виола фон Крамон-Таубадель заявила, что надежды 30-летней давности, что Казахстан как независимая страна «примет демократию и построит эффективное государство», были «раздавлены диктатурой Нурсултана Назарбаева»: «Во время его правления не были проведены ни одни справедливые выборы, коррупция процветала, свобода слова жестко ограничивалась, представителей оппозиции отправляли в тюрьму, протесты рабочих жестоко подавлялись, а журналистов запугивали и убивали. Преемник Назарбаева пообещал, что будет лучше справляться с так называемой «контролируемой демократизацией». На первый взгляд, партиям облегчили регистрацию, частично разрешили акции протеста, недавно отменили смертную казнь и предоставили больше самоуправления регионам. Но недавнее ухудшение ставит под вопрос усилия нового президента». 

Другой депутат, Хайди Хаутала, жестко заявила, что «президент Токаев лично и напрямую несет ответственность за преследование гражданского общества, массовые задержания, подавление критиков, преследование членов оппозиции», и теперь «пришло время призвать к ответу казахстанское руководство» для чего «у нас есть глобальный режим санкций в сфере прав человека». «Давайте его использовать», - призвала депутат. 

В итоге министерство иностранных дел РК также разродилось жестким комментарием. Пресс-секретарь МИД РК Айбек Смадияров заявил: «По нашему убеждению, текст резолюции искажает реальное положение дел в нашей стране и был инициирован недружественно настроенными политиками, подпитываемыми сфальсифицированной информацией деструктивных кругов. Казахстан целенаправленно и поступательно реализует свои обязательства в области прав человека. Президент Касым-Жомарт Токаев запустил широкомасштабные политические реформы в соответствии с провозглашённой им концепции «Слышащего государства». Учитывая то, что государства-члены Европейского Союза поддерживают инициированные главой государства реформы, данный документ Европарламента вызывает полное недоумение и непонимание относительно достоверности сведений, использованных при его подготовке».

Столь жесткий ответ довольно нехарактерен для Казахстана, который умудрился даже на откровенно провокационные заявления российских депутатов отвечать в более примирительных тонах. Понятно, что для президента Токаева, дипломата по призванию, такие вещи более неприятны, чем для его предшественника, который за не одно десятилетие своего президентского срока отрастил куда более «толстую кожу» в отношении подобных упреков. С другой стороны, также понятно, что «неуд» за программу реформ, которые анонсировал действующий президент, это не просто очередная бумага, которые Нур-Султан получает каждый день, а своего рода ликвидация «кредитной линии» по доверию со стороны второго по влиянию игрока Запада. А это уже куда более серьезная неприятность для политика, который хотел бы оставаться на своем посту больше, чем один срок. Ну, и перспективы санкций, особенно персональных, для руководства Казахстана также крайне неприятны. Понятно, что как и в случае с Россией, санкциям сложно продавить всю страну, но в отношении каждого конкретного члена высшего руководства они могут иметь негативный эффект, который завтра может помешать ему или ей добиться своего в ходе внутриэлитной конкуренции. 

Ну, и тот факт, что практически одновременно с санкциями в медиа попали очередные данные о том, что члены семьи первого президента оказались собственниками высокомаржинальных активов в Казахстане, конечно, не может не привлекать внимание. О том, что Кайрат Сатыбалдыулы оказался собственником 24% акций АО «Казахтелеком» сообщил сайт «Радио «Азаттык». ««Казахтелеком», монополист на казахстанском рынке телекоммуникационных услуг, ранее заявлял, что среди его совладельцев есть люксембургская компания, но не раскрывал конечных бенефициаров. Информация о Кайрате Сатыбалдыулы стала доступной благодаря тому, что Люксембург обнародовал данные о собственниках зарегистрированных в этом европейском государстве компаний, - сообщает «Азаттык». – Казахстанец Кайрат Сатыбалдыулы указан единственным учредителем офшорной фирмы Skyline Investment Company S.A., владеющей более чем 24 процентами акций казахстанской телекоммуникационной компании «Казахтелеком», следует из документов люксембургского реестра LRB. Имя, фамилия, дата рождения учредителя полностью совпадают с персональными данными племянника бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева». 

Параллельно маска оказалась сброшена и в отношении крупнейшего собственника АО «Транстелеком», еще одного крупного телекоммуникационного игрока в Казахстане. Премьер-министр РК Аскар Мамин подписал специальное постановление, разрешающее Марлену Муханову передать 75% акций АО в пользу ТОО Unit Telecom, учредителями которого, по данным агентства КазТАГ, являются Нурали Алиев, внук елбасы Назарбаева, и некий Дмитрий Покупателев. Оба они и до этого входили в состав совета директоров АО «Транстелеком». Разрешение со стороны Кабмина было нужно, так как оставшиеся 25% акций компании принадлежат нацкомпании – бывшей материнской организации «Транстелекома» - АО «НК «Казахстан темир жолы». Судя по тому, что Алиев присутствовал в компании и до этой сделки, то речь идет не о смене собственника, а об изменении оформления его участия. Изначально, после того, как акции «Транстелекома» оказались в частных руках, сын Рахата Алиева и Дариги Назарбаевой даже давал интервью, в которых не скрывал, что это он купил акции, хотя официально все было зарегистрировано на имя вышеуказанного г-на Муханова. Одно из таких интервью все еще доступно в интернете на сайте известного новостного агентства, но почему-то из него удалены все ответы Нурали Алиева, и сиротливо остались только вопросы. 

Еще одна крупная организация с люксембургской пропиской, это Eurasian Resources Group (ERG), бывшая ENRC, которая перекочевала в Люксембург после делистинга с лондонской LSE. Согласно открытой информации, Комитет госимущества имеет 40% в данной компании, являясь партнером трио «евразийцев» - Ибрагимова, Шодиева и Машкевича. Как известно, Алиджан Ибрагимов скончался 3 февраля, и, судя по открытым данным, он все еще сохранял гражданство РК. Если это так, то существует полугодовой срок, после которого наследники Ибрагимова могут вступить в наследство. Если же европейцы перейдут от слов к делу и вдруг включат санкции на компании, связанные с правительством РК, как «Казахтелеком» и ERG, то из-за вопросов с наследованием может возникнуть заминка, которая может помешать новым собственникам покинуть уязвимую юрисдикцию. И тогда под санкции может попасть собственник компании, формирующей около 4% ВВП и составляющей треть металлургической и горнодобывающей промышленности. 

Кстати, совсем некстати тут для Нур-Султана может оказаться и превратившееся в международную судебную вендетту дело «Казахстан против Стати», тянущееся с 2013 года. Судя по последним новостям, сейчас основные события по нему также разворачиваются все в том же Люксембурге. На этой неделе молдавский бизнесмен сделал громкое заявление, сообщив, что на борьбу с ним в различных юрисдикциях Нур-Султан потратил более половины той суммы, которую ему присудили в качестве компенсации изначально. Своим заявлением Стати прокомментировал решение американского правосудия о необходимости раскрытия информации об управлении имуществом Нацфонда РК. «Мы с уважением приветствуем это решение американского суда, которое позволяет кредиторам продолжать свои усилия, направленные на взыскание причитающихся им сумм по решению. Между тем, окончательно проиграв в своих попытках оспорить решение в шести различных юрисдикциях, правительство РК продолжает отказываться выплачивать какую-либо компенсацию, проводя вместо этого глобальную правовую стратегию с целью уклонения от исполнения своих международных договорных обязательств. При этом действия министерства юстиции РК в этой связи, по некоторым данным, уже обошлись казахстанским налогоплательщикам потерями в размере более 300 млн долларов в виде судебных издержек, стоимости услуг юридических консультантов и прочих расходов и издержек, начиная с декабря 2013 года», – сообщил Анатол Стати. 

Комбинация всех этих факторов и могла вызвать в Нур-Султане ту крайне нервную реакцию, которую мы наблюдаем. Но слова – это одно, а дела – совсем другое. Особенно в нашей стране. Решит ли ЕС жестко давить на Казахстан на фоне ожесточения конфликта с Россией или сделает нашим властям очередную скидку? Или, наоборот, демарши Москвы приведут к тому, что европейцы начнут давить и на Нур-Султан? Ответы на все эти вопросы, видимо, придется ждать еще не скоро.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...