Неспортивная физкультура
К чему приведет всемирное помешательство на деньгах?
Юрий Сигов, Вашингтон
При всей якобы медицинской закваске нынешней вирусной истории, очень многие вещи, с ней связанные, имеют отношение прежде всего к сути совершенно иного, глобального человеческого характера. Кто и кого лечит, кто и кого спасает, на кого есть в наличии самые современные лекарства, а кому - в последнюю очередь. Наконец, все эти искусственно раздуваемые вакцинные страдания, когда в одних странах если и будут кому что-то лечебное колоть, так не раньше лета. А где-то первые-десятые лица не просто привились, а чем-то невероятно эффективным и импортным. Поскольку так лучше и для их здоровья (вроде бы), и насчет последующих поездок в «цивилизованный мир», как говорят знающие люди, полегче будет.
Но самое главное, что вирусный кошмар продолжающийся уж целый год, высветил – это не просто клиническое, а натурально убийственное для всего человечества желание заработать и во время распространения вируса, и вокруг него деньги. Причем любые и на чем угодно – что на масках и перчатках, что на вакцине. А то, что всякими карантинами да ограничениями вроде как запрещено, можно при желании и обойти. Замечу, что опять-таки исключительно ради денег. Но при этом не забывая и непременную заботу о здоровье людей. Которым жизнь вроде как постараются сохранить, но приоритет - опять деньги, и только они.
Примеров тому- тысячи ежедневно и в самых разных уголках мира. Я бы хотел остановиться только на одном - так называемом большом спорте, и что нынче творится вокруг не столько самой большой и всеобщей физкультуры, сколько вокруг всемирного помешательства на деньгах, которое на примере крупнейших спортивных состязаний как нельзя более зримо сейчас наблюдается. Более того - именно на этом в дальнейшем планируется строить все, что раньше имело полностью иной смысл. И вряд ли даже после эпидемии вернется в какое-то «нормальное», подвластное человеческому разуму состояние.
Большой теннис с большими деньгами и австралийским колоритом
Начну с большого тенниса, поскольку вот-вот в далекой Австралии стартует первый турнир Большого Шлема, с которого не просто обычно начинается сезон, но и задается некий общий соревновательный формат всей спортивной жизни года. Так вот все, что вокруг него нынче происходит – это целый букет с одной стороны удивительных, и даже совершенно нелепых сюжетов. А с другой - так вряд ли могло что-то быть иначе. Так как вирус продолжает вроде как сам по себе гулять по планете, а в вирусные времена деньги по-прежнему остаются главным мерилом и показателем успешности любого вида бизнеса, включая спортивный.
Как известно, в прошлом году турнир в Австралии состоялся еще до наступления вирусной истерии. Поэтому перед турниром нынешним была надежда на то, что за год ситуация с заразной болезнью выправится. И ничто не помешает провести открытый чемпионат Австралии по теннису в обычные сроки – конце января. Но не тут-то было.
Сама Австралия вот уже десять месяцев живет в режиме практически полной изоляции: туда не летают самолета, граждане страны не могут перемещаться между провинциями, а также запрещены всяческие массовые мероприятия. При этом правительство уверено, что подобные меры себя оправдывают, потому как по сравнению с другими странами, в Австралии сравнительно мало заразившихся и умерших. С другой - страна в условиях полной изоляции, может быть, еще и сумеет продержаться несколько месяцев, но турнир по теннису-то провести очень хочется. Тогда как же быть?
Обратите внимание, прежде всего вот на что. Страна закрыта для внешнего мира, соответственно иностранцы, да и сами австралийцы из-за рубежа попасть в нее не могут. Истерия с карантином продолжается, и ни о каких зрителях, сборах вместе спортсменов, нормального проезда на соревнования не только тренеров и родственников игроков, но и болельщиков не планируется. Тогда, спрашивается, кому и зачем нужен в данный момент этот турнир? Оказывается, нужен он только двум категориям в этом деле замешанным - самим спортсменам (потому как им за это очень даже неплохо платят) и разного рода рекламодателям и устроителям турнира.
При этом замечу, что интересует всех только одно – деньги. Организаторы еще в прошлом году подписали контракты с рекламодателями, и если турнира не будет, то им придется вернуть сотни миллионов долларов неустойки. Спортсмены, если турнир отменят, ничего на нем не заработают, а кроме как играть в теннис других доходов у них нет. Турнир будет без зрителей? Ну и не страшно - зато игры будут транслироваться по телевизору за деньги. В городе Мельбурне, где проводится турнир, никаких доходов в этом случае не получат отели, рестораны, турфирмы, транспорт – ну и что? Значит такая судьба у них в нынешнем году. Может быть, в следующем что-то выгорит получше.
И вот что ради того, чтобы турнир все-таки провести организаторы вот что придумали. Они заказали 15 чартерных рейсов из разных стран, чтобы доставить игроков и тренеров в Австралию. Каждый игрок получил право привезти с собой двух человек – тренера и друга или знакомого. По прибытию в Австралию – всем тотальный карантин на две недели с выходом из номеров отеля даже в коридор только на тренировку и в тренажерный зал. Сами игры - под строжайшим карантином – и так далее, и тому подобное.
Только на заказ частных рейсов для участников устроители турнира потратили 300 млн. долларов. Проигравший в первом раунде турнира получит почти 70 тысяч американских долларов. Победитель – около 5 миллионов. Никаких туристов, никаких зрителей, никакого праздника – а сплошь безнадега, запреты, маски с изоляциями. А нарушители будут караться вплоть до уголовного преследования. И все это ради чего? Радости лицезреть большой теннис? Какой там! Какой бы не был опасный вирус, ведь надо делать и при нем деньги, а ни в коем случае не допустить ни отмены, ни переноса Открытого первенства Австралии.
Здесь хотелось бы остановиться на моральном аспекте происходящего. Турнир подобный - и существовал, и существует до сих пор, как и многие другие теннисные турниры - исключительно для очень состоятельной публики. Игроки основной сетки турнира (по 60-70 человек и у мужчин, и у женщин) - сплошь миллионеры, и даже богаче. Все они без исключения- участники большого бизнес-шоу, которое существует вовсе не для развития спорта и здоровья людей, а для делания денег в особо крупных размерах.
Сами устроители турнира в Австралии – сплошь очень богатые люди, да и на трибуны смотреть игру теннисистов со всего мира раз в году в Мельбурн прилетали и приезжали только очень состоятельные граждане.
Просто представьте себе, что 300 млн. долларов потрачено было только на то, чтобы одних миллионеров перевезти со всего света на потеху другим миллионерам. И это в условиях, когда все государства мира никак не могут справиться с вирусной напастью, когда по всему свету только твердят о каких-то вакцинах (их вроде бы обязательности, но и очень высокой стоимости что производства, что распространения). И когда именно в такой обстановке в той же Австралии полным-полно других забот и проблем, нежели устраивать турнир, в котором исключительно ради денег группа людей готова пойти на любые лишения и ограничения, лишь бы заработать.
Да и организаторы думают также лишь о деньгах. При этом мотивируют предпринимаемые меры тем, что они якобы заботятся о здоровье австралийцев, и о здоровье приезжающих играть в теннис гостей. Тогда если такая трогательная забота о здоровье, то кому нужна игра без зрителей, пустые рестораны и отели, и вся эта суета в десятки миллионов долларов?
Только для того, чтобы подобие Большого Шлема проводить? Ведь в прошлом году, напомню, Уимблдон разумно просто отменили (потому как играть без зрителей просто нелепо), а чемпионаты США и Франции проводились с такими ограничениями, что лишь финансовое довольство обрадовало самих игроков. Но сами турниры никак не тянули даже на жалкое подобие спортивного праздника и именно человеческого, а не меркантильного измерения.
Олимпиаде быть? Ну, это еще как сказать
Еще более нелепая ситуация складывается вокруг Летней Олимпиады нынешнего года в Токио, которая, как известно, перенесена с лета года прошлого. Тогда свое веское слово на запрет Игр сказало японское правительство, а Оргкомитет игр в Токио попросил у Международного Олимпийского Комитета (МОК) все перенести на июль нынешнего года. Расчет был точно такой же, как в Австралии: за год ситуация с вирусом нормализуется, и все проблемы будут позади. Но…
Текущая вирусная обстановка в Японии с каждым днем ухудшается. Опять идет рост и числа зараженных, и госпитализированных, и умерших. Страна опять все плотнее закрывается от иностранных гостей. А в самой Японии все больше ограничений и запретов вводится для тех, кто там уже находится. В этой обстановке медицинские власти Японии уже дали понять, что они не рекомендуют проводить Олимпиаду, и предлагают сохранить все ограничения, включая и запрет на воздушное сообщение с внешним миром как минимум до середины лета.
Соответственно Олимпиада во второй раз может быть отменена, потому как не только зрителям не разрешат приходить на трибуны, но и самим спортсменам будет частично в Японию не попасть, а частично – просто бессмысленно выступать на пустых огромных стадионах. К тому же не попадут на Игры судьи, тренеры, специалисты, сопровождающие команды. В общем, это будут не соревнования, а какое-то посмешище над высокими олимпийскими идеалами. О которых в таких условиях вовсе, судя по всему, и вспоминать никто не станет.
Но вот какая здесь загвоздка. Когда Оргкомитет Олимпиады в Токио обратился в МОК с просьбой рассмотреть какие-то иные варианты проведения Игр в Японии в июле нынешнего года (может быть, их перенести, может быть, просто отменить), то ответ большого олимпийского международного чиновничества был предельно жестким. Нас не волнуют ваши вирусные проблемы, выкручивайтесь, как хотите, но Олимпиаду надо проводить. Откладывать и переносить ее больше не будем, потому как уже накатывается Зимняя Олимпиада в Пекине в феврале 2022 года. И уже пора ею заниматься, а не все еще никак не состоявшимися Летними Играми 2021 года. Которые по коммерческим соображениям все еще именуются Олимпиадой-2020.
Вне всякого сомнения: решающее слово здесь может и должно сказать японское правительство. И именно оно будет решать, пускать Олимпиаду этим летом в страну или нет. А вот МОК грозит японским властям, если они от Олимпиады откажутся или будут настаивать на ее переносе, впаять огромные штрафы и неустойки – прежде всего со стороны рекламодателей. Плюс они могут больше не позволить – по крайней мере в ближайшее время- претендовать на крупные соревнования под эгидой МОК. Поскольку организацию эту волнуют только деньги - причем речь идет о сотнях миллионов долларов, которые и сами международные спортивные чиновники, и Оргкомитет игр в Японии терять никак не хотят.
И опять: какое все это имеет отношение к спорту, здоровью людей и прочим «высоким идеалам» Олимпийской хартии? А никакого. Только деньги, только доходы, только возможность заработать – пусть и при пустых трибунах, пусть без приезда иностранных гостей, пусть и с кучей нелепейших ограничений, запретов и форменного издевательства как над спортсменами, так и теми зрителями, которым на экранах телевизоров будет предложена вся эта с позволения сказать «спортивно- развлекательная программа».
Как спасти большой футбол от вируса? Да никак – потому, что спасать скоро будет нечего
Еще один показательный пример всей этой спортивно-денежной истерии в вирусных реалиях – проведение перенесенного чемпионата Европы по футболу. Впервые планировалось организовать матчи финальной части турнира на 12 стадионах в 11 странах. Были распроданы заранее билеты, каждая страна и город устраивали свои специальные программы для болельщиков. А футбольные матчи по всему европейскому континенту обещали не просто фантастическое зрелище, но и очень неплохие прибыли-заработки тем, кто попал в число проводящих подобные матчи.
Однако таинственный вирус попутал все карты любителям футбола. Чемпионат в прошлом году был отменен, и далеко не факт, что он состоится летом нынешнего. Страны Европы являются чуть ли не эпицентром все новых и новых вспышек коронавируса. Перемещения людей как между отдельными странами континента, так и прилет в Европу из-за границы (а на матчи Чемпионата Европы были проданы сотни тысяч билетов болельщикам из США, Латинской Америки, Африки, Азии) по сути дела запрещены.
Болельщикам не разрешат приходить на матчи, а за купленные ранее билеты уже сейчас массово возвращаются уплаченные деньги. Все активнее обсуждается вариант проведения финальной части турнира не по всей Европе, а в какой-то отдельно взятой стране – и только на ее стадионах. Интересно, что первоначально спасать Европу и ее первенство планировала Англия. Но сначала Лондон вышел из Евросоюза, а затем там чуть ли не каждый день фиксируются все новые вспышки вируса - да еще его все более экзотических разновидностей. То есть проводить там матчи теоретически можно. Только надо всех будет продержать по две недели по прилету в страну на карантине, а затем проводить все встречи без зрителей.
А это значит - без болельщиков, туристов и прочих столь желанных гостей, для которых, собственно говоря, вся эта футбольная каша с разбросом матчей по всему континенту и заваривалась. И что теперь? Осуществить этот вариант с учетом вирусной обстановки - и ее уже введенным ограничениями по всему континенту просто не представляется возможным. Да и рейсы в Европу из многих стран мира, где находятся потенциальные болельщики, по-прежнему блокируются. Тогда зачем такой турнир вообще проводить? И для кого конкретно?
А ведь точно такая же неслыханная глупость - и вновь исключительно в денежных интересах – происходит на всех футбольных полях в европейских чемпионатах. С той самой весны прошлого года какие только матчи не игрались - и на еврокубках, и в национальных первенствах – ведь все без зрителей! Для кого и зачем выходят все эти миллионеры-шоу бизнесмены в футбольных трусах и майках? Да опять-таки для рекламодателей, каких-то никому неведомых спонсоров. Только не для обычных людей, для развлечения которых теоретически все эти футбольные праздники-фестивали и задумывались.
Сейчас те страны, которые немало «потратились» для того, чтобы на их стадионы были распределены отдельные матчи финала чемпионата Европы, уже несут немалые убытки. Никаких болельщиков у них не будет, никаких доходов местному туристическому и отельному сектору не предвидится. А ведь есть еще вирусные барьеры – пока почти все европейские страны к весне намерены еще больше закрыться друг от друга. И тут уж самый оптимистический вариант - проводить матчи турнира в одной стране на паре закрытых от всех посторонних стадионах, и при гробовом молчании трибун. Как сказал руководитель федерации футбола Англии, «что поделать - такие нынче праздники».
Так вот вновь о них, о денежках. Если ситуация пока с вирусом не меняется, запреты- ограничения сохраняются в полный рост, никакого реального, а не мифического исцеления медики по всему миру людям не предлагают, то, может быть, потратить расходуемые на псевдо-спорт деньги на что-то более полезное и предметное для обычного человека? Даже на ту же медицину. Пусть прибыли не будет, и по телевизору пустые трибуны с копошащимися на поляне двадцатью мужчинами в полном расцвете сил нет смысла показывать. Но и делать вид, что большой спорт может существовать сам по себе вопреки происходящему вокруг, то же выглядит более, чем нелепо. Вы не находите?