Нетэтикет: Важность интернет-манер в образовательном процессе | Деловая неделя
23 июня 2021 | выходит по пятницам | c 1992 года

Нетэтикет: Важность интернет-манер в образовательном процессе

20.05.2021 15:25:38
№: 19(1422)
М.С. Бисалиев,
старший преподаватель кафедры информационных систем КазНУ им. аль-Фараби
К.Ж. Алтаева, PhD,
доцент кафедры международного права КазНУ им. аль-Фараби

В современном вузе возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон психолого-педагогического воздействия на студентов. Преподаватель является уже не только проводником знаний и информации — он должен быть психологом и преподавателем с навыками компьютерной грамотности.

Готовность преподавателя к инновационной деятельности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является условием его профессиональной и творческой самореализации. В 2020 году, когда появились механизмы внедрения инноваций в образовательные учреждения, педагогическая наука пришла к идее органического сосуществования форм функционирования и развития традиционного и инновационного обучения. Для обеспечения качественной связи между учреждением образования и общества, для распространения информации о содержании деятельности учреждения используются современные информационные технологии.

Феномен новаторства и творчества превращается в естественную составляющую образовательного процесса развивающегося образовательного учреждения. В последние годы глобализация сместила акцент в сторону концепции открытости и прозрачности, формирования новых традиций, ценностей и стереотипов. Изменения в корпоративной культуре организаций начались с изменениями организационного климата. Жизненно важно, чтобы преподаватели университетов могли применять ИКТ в своей работе.

Не остается и без внимания информационное поле киберпространства. Киберпространство — это продукт информационного общества, информатизации и ИТ-индустрии, который обеспечивает эффективное и действенное взаимодействие повседневной и профессиональной жизни с виртуальным миром. Под киберпространством понимается культура информационной активности и взаимодействия в виртуальной среде, культура потребления и восприятия цифровой информации. Взаимодействие с киберпространством развивает человеческие знания и культуру, а человеческая культура и знания оптимизируют это взаимодействие. Для когнитивной системы это означает, что киберпространство, рассматриваемое в контексте модальной логики, позволяет: 1) осуществлять личностное развитие учебных предметов в гармоничном сочетании; 2) получать знания и повышать уровень культуры; 3) оценивать состояние развития предмета, уровень ума и чувств; 4) повышать эффективность и безопасность взаимодействия с киберпространством в аспекте достижения целей познания. Субъекты киберпространства, «уходя» в виртуальный мир, начинают в нем обосновываться, улучшая его по своему усмотрению и выстраивая в нем свое подпространство. Однако, субъекты не всегда осознают, что какая-либо модель имеет обратную связь. Иногда, что еще хуже, субъекты намеренно совершают неправильные или незаконные действия, но это из-за отсутствия цифровой культуры. Сетевой этикет (Нетэтикет) — неологизм, сочетающий в себе английское слово «сеть» и французское слово «этикет», также можно определить, как неписаные правила Интернета. Первые правила сетевого этикета были изложены Инженерной группой Интернета в 1995 году.

Общие правила сетевого этикета:

1. Применять уважительный тон.

2. Разглашать информацию в соответствии с правом человека на уважение частной жизни.

3. Не отправлять большие файлы по электронной почте без крайней необходимости.

4. При отправке электронной почты применять соответствующий способ отправки: TO, CC или BCC.

5. Проверять информацию перед публикацией и отправкой.

6. Актуализировать информацию.

7. Избегать использования прописных букв, нескольких и повторяющихся знаков препинания.

Не остаются и без внимания средства видеоконференцсвязи (ВКС). Существуют некоторые правила, которые должны быть соблюдены сторонами:

1. Подключаться к ВКС своевременно и настаивать на том, чтобы другие участники делали то же самое.

2. Уведомлять о начале сеанса ВКС.

3. Поддерживать зрительный контакт.

4. Не перебивать других участников ВКС.

5. Говорить спокойным тоном в умеренном темпе.

6. Придерживаться нейтральных и приглушенных цветов (светло-голубых или пастельных тонов) в своей одежде, чтобы камера лучше фокусировалась.

7. Избегать замысловатых узоров на одежде и галстуках, например, в тонкую полоску или полоски.

8. Отключать микрофон при обмене комментариями с участниками во время перерыва.

9. Несмотря на технологии шумоподавления, не создавать шум предметами на столе. Например, не стучать предметами по столу при работе с документами.

10. Не загромождать графику; не перегружать информационный слайд, даже если вы используете широкий дисплей; не помещать на один слайд более шести строк текста.

11. Использовать мягкие пастельные тона при оформлении материалов; использовать красный цвет в минимальном количестве и только в качестве самых основных акцентов на протяжении всей презентации.

В киберпространстве едва ли можно увидеть жесты собеседника, наблюдать его мимику, услышать тон и напрямую реагировать на его эмоции, а также трудно интерпретировать межличностное общение. Вот почему письменная информация, которую мы пытаемся передать, должна быть очень ясной и проверенной. Если субъекты общаются в киберпространстве, то их культурные различия могут играть большую роль. Наконец, важно отметить, что каждый предмет руководствуется своими собственными принципами и ценностями. Приверженность одной точке зрения и искренняя вера в ее правильность не означает, что таковая присуща другим субъектам. Чтобы оставаться полноценным пользователем Интернета, следует соблюдать общие правила этикета. Хотя, в реальной социальной среде и в виртуальном общении, несмотря на анонимность последнего, нормы этикета действуют только в том случае, если каждый участник процесса добровольно и осознанно принимает на себя определенные обязательства. Принципы и нормы, лежащие в основе сетевого этикета виртуального мира, не отличаются от традиционных норм этикета. Специфика сетевого общения и Интернет-общения основывается на реальной жизни. Наряду с универсальными морально-этическими нормами и правилами общего этикета существует ряд конкретных требований, правил и норм сетевого этикета, которые регулируют процесс общения и воплощают социальные ожидания в отношении поведения человека как члена определенного виртуального сообщества. Сетевой этикет основан на принципах равенства, справедливости и взаимного уважения. Таким образом, можно утверждать, что модели взаимодействия и механизмы их регулирования как интернет-общения, так и реального общения в целом совпадают, за исключением некоторых особенностей киберпространства.

Так, 16 апреля 2021 года в 11:00 на факультете международных отношений КазНУ им. аль-Фараби посредством ВКС работники кафедры международного права и кафедры информационных систем КазНУ им. аль-Фараби провели воспитательное мероприятие для студентов на тему «Нетэтикет: важность интернет-манер в образовательном процессе». Участники конференции получили полезную информацию о Правилах поведения в цифровом пространстве. На мероприятие были приглашены профессорско-преподавательский состав факультета международных отношений и факультета информационных технологий, докторанты, магистранты, студенты и профессионалы индустрии.

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...