«Неуд» за «домашку» | Деловая неделя
29 сентября 2020 | выходит по пятницам | c 1992 года

«Неуд» за «домашку»

Власти так и не смогли нормально подготовиться к школе-онлайн

28.08.2020 09:51:41
№: 28(1385)
Власти так и не смогли нормально подготовиться к школе-онлайн

  «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники».
Отто фон Бисмарк, канцлер Германской империи

 АВТОР ЭТИХ строк провел неделю на самоизоляции в одном из микрорайонов Алматы, густонаселенном Аккенте, славном не только ЛЭП, идущей между домами, но и тем, что когда-то, здесь, в одной из квартир штурмовали террористов. Так вот интернет в этом районе, расположенном хотя и на окраине города, но все же не в частном секторе, а именно в многоэтажной застройке, оказался слабоват. Во всяком случае, надежды посмотреть все пропущенные видео-премьеры пошли прахом: днем доступ во Всемирную сеть не тянула даже банальный YouTube, загружала почту «пакетами», и даже WhatsApp скорее помогал соблюдать самоизоляцию, чем работал.

 «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники».

Отто фон Бисмарк, канцлер Германской империи

АВТОР ЭТИХ строк провел неделю на самоизоляции в одном из микрорайонов Алматы, густонаселенном Аккенте, славном не только ЛЭП, идущей между домами, но и тем, что когда-то, здесь, в одной из квартир штурмовали террористов. Так вот интернет в этом районе, расположенном хотя и на окраине города, но все же не в частном секторе, а именно в многоэтажной застройке, оказался слабоват. Во всяком случае, надежды посмотреть все пропущенные видео-премьеры пошли прахом: днем доступ во Всемирную сеть не тянула даже банальный YouTube, загружала почту «пакетами», и даже WhatsApp скорее помогал соблюдать самоизоляцию, чем работал. Будучи взыскательным потребителем, я, естественно, обратился к поставщику услуг по этому поводу. И вот каков был ответ (название оператора я опустил): «…В ответ на Ваш недавний запрос сообщаем, что на базовой станции, которая обслуживает указанный Вами адрес, возникают временные перегрузки. Мы прикладываем все усилия, чтобы предоставить Вам наилучший сервис и уже проводим технические работы по оптимизации данной базовой станции, которые будут завершены в течение 3 месяцев…». То есть в середине августа господа обещают разобраться… к ноябрю. Ну, ладно я, человек свободный выбирать локацию, но каково будет школьникам этого района, которые должны будут учиться, пользуясь этим мертвым интернетом?

Другая локация, через неделю. Соседская девчушка заходит за моей средней дочкой, чтобы поиграть в последние дни перед осенью. Естественно спрашиваю, ждет ли она школу. Ребенок печально признается, что ничего не понимает, когда урок проводится онлайн. Большинство других знакомых детей тоже совершенно не рады возвращению к учебе «по удаленке». Некоторые родители даже попытались запустить флешмоб, фотографируя своих детей с табличками, на которых они обращаются к главному санитарному врачу Бекшину, с просьбой разрешить им учится в школе.

Тем временем, человек с неясным статусом первого вице-министра и.о. министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК (МЦРИАП) Багдат Мусин еще в начале августа просил правительство и акиматы помочь решить вопрос с установкой дополнительных мачт мобильных операторов. Говоря только о крупнейших мегаполисах страны, Нур-Султане, Алматы и Шымкенте, Мусин отметил, что определены «точные локации, где надо устанавливать дополнительные антенно-мачтовые сооружения». «Мы просим вас поручить акиматам, чтобы оказали содействия в выделении земельных участков, а также оказали содействие в проведении электричества», - сказал Багдат Мусин. Он также сообщил, что расстановка новых мачт, необходимых государству для бесперебойного интернета для школьников будет производиться за счет «частного инвестора», которого министерство только собиралось (в начале августа!) искать «вместе с акиматами». «В итоге мы решим вопросы с зонами, где есть слабые сигналы. Такую работу нужно проводить повсеместно. Но у нашей государственной радиочастотной службы имеется всего два передвижных комплекса, два автомобиля, которые измеряют радиочастотные линии, мы вынуждены эти две машины перевозить по всей территории страны. Эти комплексы также нужны для реагирования на жалобы населения», - пожаловался первый вице и.о. министра. «Именно поэтому, Аскар Узакпаевич, в связи с тем, что интернет стал одной из первой необходимостью населения страны, прошу поддержать для выделения дополнительных средств, для дооснащения передвижными измерительными комплексами автомобилями, а также носимыми измерительными приборами», - попросил он.

Спустя более, чем две недели подчиненный г-на Мусина, председатель комитета телекоммуникаций министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Виталий Ярошенко, вновь говорит про тоже самое - наличие все тех же двух автомобилей для контроля за качеством сигнала интернета. «На данный момент в министерстве есть два автомобиля, которые могут передвигаться по стране и мерить качество и четыре носимых комплекса. В этом году мы заявили о закупке еще шести автомобилей и 10 таких носимых комплексов», - сказал он на онлайн пресс-конференции по покрытию интернетом сельских и отдаленных населенных пунктов.

Поскольку следить за качеством интернета все же нужно, а новых машин министерство в такие сжатые сроки не получило, то теперь «прорабатывается проект обратной связи от населения, чтобы определить те места, где имеются проблемы в уже обеспеченных связью и интернетом сельских населенных пунктах». «Да, в цифрах красиво звучит - 97% населения у нас сейчас находится в зоне охвата широкополосным интернетом и сетями. Допустим, в Нур-Султане вроде все технологии присутствуют, но и здесь имеются проблемы по предоставлению качества», - печально признал Ярошенко.

В итоге МЦРИАП просто признал свое бессилие охватить интернетом всех школьников и сообщило, что ученики в регионах все же пойдут в школу. «Неоднократно задавали вопросы, насколько обеспечены сами школьники интернетом, насколько обеспечены школы интернетом. Тут тоже нашим министерством была проведена работа с Минобразования. Часть школ, в которых все-таки имеются проблемы с интернетом, и жители тех населенных пунктов, которые не обеспечены интернетом, там ученики будут заниматься в обычном режиме», - отметил представитель министерства цифрового развития. То есть, если ранее дистанционно первая четверть должна была быть проведена везде, «кроме малокомплектных школ», то теперь к ним, видимо, присоединятся и школьники «малоинтернетных мест». Причем, судя по тому, какие проблемы автор этих строк испытал уже на окраине Алматы, в этом списке могут оказаться не только жители глубинки, но и школьники мегаполисов, где и вовсе нет «малокомплектных» учебных заведений. И самое главное, неудовлетворительный уровень сигнала имеет место быть еще во время каникул, когда нет той нагрузки на интернет, как в учебный «на удаленке» период, когда к сети только из числа школьников будут одновременно подключаться 3,3 миллиона абонентов.

В итоге, как мы предполагаем, вот это постепенное ослабление карантина, которое начинается с конца августа, в итоге должно перерасти в переход к традиционному обучению в школе, иначе первая четверть 2020-2021 учебного года будет попросту сорвана, также как последняя четверть 2019-2020 года. В принципе, наверное, это и устроит родителей, уставших от пребывания своих детей почти безвылазно дома, однако, в этом уравнении «декларации делить на реальные возможности» есть еще одно неизвестное - это предполагаемая осенью новая волна коронавируса. Государство вполне серьезно воспринимает эту угрозу и активно готовится к ней, как и население, привычно не доверяющее в готовность государства. Если она действительно «нагрянет» в нашу страну в октябре, то с учетом существующего уровня обеспечения граждан интернетом мы получим сорванным уже целое полугодие. Дети не смогут ни ходить в школы, ни получать образование (причем, весьма формально) онлайн. Конечно, можно вернуться к варианту телеуроков по национальному телевиденью, но и тут есть подводные камни - их же еще надо сделать. А из-за нехватки средств в этом же августе правительство просто отказалось воссоздавать специальный образовательный канал «Бiлiм». Да, и телеуроки эти - больше про самоуспокоение, чем про образование.

Почему все это важно? Потому что снижение качества образования - это такое вот отложенное последствие коронавируса, которое будет оказывать влияние на будущее страны в течение десятилетий. Мы уже стали свидетелями того, как резко ухудшившийся уровень знаний в такой отрасли, как медицина, стал одним из триггеров, сделавших возможным жуткий июльский коронакризис в Казахстане. Есть и социальные последствия - из-за проблем со школой «на удаленке» будет расти рознь между детьми из крупных городов, где их родители смогут обеспечить им и лучший интернет, и дополнительных педагогов, и всеми остальными, для которых школа окончательно станет формальностью, лишенной, к тому же, своей последней функции - социализации. В итоге мы можем получить целое поколение обреченных на маргинализацию молодых людей спустя буквально 7-9 лет. И мы даже ничего не говорим об ущербе для экономики, росте безработицы, ухудшении бизнес-среды (ведь «умирать» интернет будет не только для школьников, но и всех остальных пользователей сети). Поэтому цена сегодняшнего «неуда» за подготовку к очередному учебному году завтра может оказаться невероятно высокой…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...