Невнятный ответ | Деловая неделя
24 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Невнятный ответ

Минздрав защищает свою неточную статистику

19.03.2021 09:53:45
№: 11(1414)
Минздрав защищает свою неточную статистику

«ДН»

НА ЭТОЙ неделе президент Токаев заявил, что возник риск повторения ужасного июля 2020-го года, унесшего жизни более 28 тысяч казахстанцев, правда, обвинил в этом по большей части почему-то «расслабившееся» население, а не систему здравоохранения и чиновников.

Главный санитарный врач Алматы почему-то стал озвучивать цифры по заболевшим коронавирусом из будущего. Минздрав оправдывает это тем, что он зачем-то озвучил «предварительные данные», хотя в таких вещах Жандарбек Бекшин должен хорошо разбираться, ведь он еще недавно отвечал за всю страну

«Уже наблюдается рост количества тяжелых пациентов и заполняемость реанимационных коек. При этом отмечается значительное снижение эпидемиологической настороженности граждан, потеря бдительности с их стороны и, кстати говоря, со стороны бизнеса. Наблюдается всеобщее привыкание к болезни. Следовательно, имеется высокий риск повторения летней ситуации. Не все, конечно, зависит от врачей и системы здравоохранения, поэтому в очередной раз призываю сограждан не терять выдержки, соблюдать все санитарные нормы, поддержать массовую вакцинацию от коронавируса», - заявил он. Между тем, с полок аптек вновь пропадают жизненно важные препараты, вроде кардиомагнила, хотя чиновники клятвенно обещали более не допускать пропажи лекарств. Впрочем, на этой же неделе Минздрав, наконец-то, официально признал, что в игнорировавшейся им ранее избыточной смертности 2020-го года в Казахстане виноват в значительной мере именно коронавирус. При этом, чиновники умудряются насмерть стоять за цифры своей статистики, которую вышеупомянутое признание, фактически, нивелирует, а сами же их коллеги путают… 

В начале недели случился казус – главный санврач Алматы Жандарбек Бекшин заявил, что в Алматы в субботу было зарегистрировано 342 случая COVID-19, а в воскресенье – 297. Минздрав же дал эти же цифры, но за другую дату – понедельник и вторник. Когда журналисты поймали чиновников на этих несоответствиях, они сделали вид, что ничего не случилось, а главный алматинский санитар по ошибке дал «предварительные данные». Все бы ничего, но еще несколько недель назад г-н Бекшин был главным государственным санитарным врачом всей республики, чтобы совершать такие глупые ошибки.

Журналист портала Vlast.kz поставила вице-министра здравоохранения Ерлана Киясова в крайне неудобное положение, прямо спросив, как так получилось, что в понедельник главный санврач Алматы знал, какой будет статистика во вторник от Минздрава? Чиновник начал путано объяснять, что существует «единая информационная платформа», куда поступают предварительные данные, которые далее должны обрабатываться каждым региональным подразделением департамента. «На основании предварительных данных Жандарбек Мухтарович сделал такой вывод, что на следующий день будут непосредственно такие цифры», - объяснил способность своего коллеги видеть будущее заместитель министра.

«Я бы однозначно не говорил, что идет игра со статистикой. Здесь, в принципе, ситуация она реальная, которая отражается на сегодняшний день. Есть рост заболеваемости. То, что непосредственно получилась такая ситуация именно с алматинским департаментом, мы еще детально по этому поводу разберемся», - пообещал Киясов, видимо, понимая, что предыдущим своим объяснением он никого особенно не убедил.

Но такие несоответствия, выявляющие качество оперативной статической информации, это еще далеко не вся проблема. Как уже говорилось выше, Минздрав дозрел до того, чтобы прокомментировать факт рекордной избыточной смертности в 2020-м году. Напомним, в 2020-м году умерло 162 тысячи казахстанцев против 133 тысяч в 2019-м. При этом, согласно официально статистике по коронавирусу, на вчерашний день, 18 марта, в стране было зарегистрировано 2,881 погибший от COVID-19 и 659 – от ковидоподобной пневмонии, всего 3,540 человек, официально признанных нашей медициной жертвами пандемии. И это более чем в 8 раз меньше, чем «избыточно умерших», коих в 2020-м году, согласно данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, набралось 29,124 человека.

В приведенной ниже таблице можно по месяцам сравнить различие в числе умерших казахстанцев в 2019 и 2020 годы: 

Число умерших в РК в 2019 и 2020 годы

 

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Всего

2019

12 402

10768

10582

11617

11183

10061

12420

10477

10535

11680

10386

11378

133489

2020

11 867

10842

8511

4441

14358

14949

28178

17835

13672

12489

12388

13083

162613

Источник: Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК

 Оставим за скобками вопрос, почему Минздрав сам не давал разъяснений по смертям почти 30 тысяч казахстанцев, обратимся к его объяснениям порталу Zakon.kz по этому поводу. «Избыточная смертность в Казахстане в 2020 году, как и в большинстве стран мира, связана со смертностью от коронавирусной инфекции, а также со смертностью от хронических заболеваний», – цитирует сайт ответ Минздрава.

То есть Минздрав признает, что в стране от коронавируса умерло не 3,5 тысячи человек, но значительно больше, но ничего не говорит о том, почему его статистика никак не учитывает остальных жертв COVID-19. Выше они готовы доказывать, что их статистика проходит двойную-тройную проверку, а тут задним числом как бы говорят: «Ну, да. Эти тоже умерли от коронавируса». И все. Никаких выводов, даже никаких обещаний разобраться, отразить ситуацию точнее. Казалось бы, ну ладно, ну лгут, ну ситуация такая по всему миру, сложно, никогда такого не было. Но статистика – это важно не только потому что мы хотим иметь точные цифры. Точная статистика – это еще и правильное количество заготовленных коек, препаратов, правильная оценка масштабов. А ведь именно с этим у нас и были проблемы. Наши чиновники в халатах чуть ли не до недели предсказывали дату появления вируса в стране, а спустя пару месяцев - в больницах не было кислорода и лекарств, которых не было и в аптеках тоже, из-за чего и погибли десятки тысяч наших граждан. Правильное планирование возможно только на основе правильных данных, и никак иначе. 

Когда сейчас Минздрав говорит, что другая часть избыточных смертей вызвана тем, что «во время первой волны коронавируса больницы и республиканские научные центры, оказывающие плановую медицинскую помощь, были частично перепрофилированы в инфекционные и провизорные стационары», в результате чего «плановую медицинскую помощь были вынуждены приостановить», это его вовсе не извиняет. Значит, в стране не было заготовлено всего в достатке, не были продуманы вопросы и масштабы нагрузки на больницы и поликлиники. «Одним из факторов, повлиявших на увеличение смертности, являлась возросшая нагрузка на систему здравоохранения, недоступность жизненно важной медицинской помощи в период пика пандемии, а также стрессовая реакция населения во время пандемии», - пишут представители Минздрава, как будто это не их вина. Пропажа лекарств, отсутствие палат, отсутствие кислорода, масок, защитных костюмов – это все вопросы планирования. Денег было достаточно и, судя по тому, что умудрялись красть, даже больше, чем нужно. Еще никто в Минздраве не сказал, что причина смертности – недостаток средств. Тогда вопросы были бы уже к другим ведомствам.

Что же касается того, что занижают цифры везде, то тут, как раз недавно вышло исследование, которое подсчитало, сколько и где в мире занижали данные о смертности от коронавируса. Ученые Ариэль Карлински из Еврейского университета Иерусалима (Израиль) и Дмитрий Кобак из Тюбингенского университета (Германия) создали базу данных «Набор данных по смертности в мире» на основе доступных официальных данных из 77 стран. Так описывает их метод сайт Eurasianet.org: «Учитывая, что на данные по количеству случаев заражения COVID и числу смертей в различных странах мира «могут сильно влиять ограниченная доступность тестирования и разнящиеся определения того, что считать смертью от COVID-19», они начали со сбора данных об общем количестве смертей в каждой стране за последние пять лет. Затем они подсчитали среднее общее количество смертей в каждой из стран в 2015-2019 гг. Взяв эти данные за основу, авторы исследования демонстрируют, что в Перу и некоторых других государствах Латинской Америки в 2020 году наблюдался самый высокий относительный рост смертности на 100 тыс. человек. За этими странами следуют Казахстан (на 22% больше смертей, чем ожидалось) и Кыргызстан (19%). В верхней части списка оказалась и Россия (15%), продолжающая переживать всплеск смертности». То есть, врут больше всего банановые республики Латинской Америки и вот – наши центрально-азиатские страны плюс Россия.

Авторы исследования пишут, что либо «ряд бывших советских республик испытывают самые большие проблемы с математикой, либо неохотно ведут точный подсчет смертей». «Мы обнаружили, что самый высокий недоучет в Узбекистане (в 30 раз), Казахстане (в 12 раз), Беларуси (15), Египте (13) и России (6,7). Такие большие коэффициенты недоучета убедительно указывают на преднамеренно неправильную постановку диагноза или занижение количества смертей от COVID-19», - делают свои выводы Карлински и Кобак. В кои-то веки наша страна выбилась в мировые лидеры, правда, по такому показателю, который нас не то что не красит, но и выставляет в совершенно позорном свете во всем мире.

В этой ситуации, когда мы видим, что наш Минздрав неадекватно оценивает цифры, скрывает статистику смертности от коронавируса, допускает, чтобы лекарства вновь пропадали с полок аптек, вопрос о том, соответствует ли его руководство занимаемой должности уже не этический. Это вопрос ответственности уже руководства страны перед гражданами – ценит ли оно их жизни или готово продолжать и далее тешить себя и нас статическими уловками? Ладно, мы можем «понять и простить» такие игры с данными о средней зарплате, которая выглядит, как недостижимая для огромного количества граждан. Мы не сильно обижаемся, когда статистикой и законами прикрывается выплаты бонусов госменеджерам убыточных организаций. Но это не просто «избыточная смертность», это еще и наши родные, которые умерли потому, что чиновники не так себе представляют, не так планируют или просто прикрывают свои мягкие места в уютных креслах. Вина за то, что люди «расслабились», не ходят в масках, снова пошли на тои, не придерживаются социального дистанцирования тоже лежит на тех, кто решил показывать масштаб жертв от пандемии на уровне ежегодных потерь от ДТП. Три тысячи человек у нас погибает на дорогах, и это не страшно, мы привыкли, это не повод менять привычки, и мы становимся глухи к карантинам, мерам предосторожности. Но 30 тысяч человек – это масштаб национального бедствия, это сравнимо с потерями в войне, природной или техногенной катастрофе мировых масштабов. И если у нас сами чиновники не чувствуют необходимости нести ответственность за такое, просить прощения, становится на колени, уходить в отставку, то это только еще раз доказывает масштабы и глубину эрозии совести в бюрократической машине государства.


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...