Новая волна COVID19
а готовы ли мы?
ДН
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ руководство Казахстана сосредоточило свои усилия на подготовке к ожидаемой новой волне коронавируса. Президент Токаев проверял готовность регионов (она вызывает тревогу) и пообещал не вводить жесткий карантин, наподобие весеннего. Однако, к тому, как готовится к противостоянию COVID-19, и какие выводы правительство сделало из июльской ковидной катастрофы, остаются многочисленные неудобные вопросы, которые государство пока старательно игнорирует. Скандал вокруг аппаратов ИВЛ, разгоревшийся на этой неделе, может служить одним из подтверждений того, что вопросы готовности к новой волне есть не только у простых граждан, но и у представителей власти.
В начале недели совещание по вопросам готовности страны к встрече невидимого противника с акимами городов, областей и центральных государственных органов провел по видеосвязи сам президент Токаев. В ходе него он огласил несколько довольно серьезных замечаний к работе подчиненных. В частности, глава государства попросил объясниться - хватит ли лекарств для больных. «Он потребовал внести ясность: что закуплено для медицинских организаций, а что - для аптек, каков в целом запас на складах единого дистрибьютора. Правительству совместно с акимами предстоит обеспечить закуп необходимых лекарственных средств и медицинских изделий в соответствии с нормами и протоколами лечения», - пресс-служба президента явно сгладила углы, сообщая об этом, однако использование будущего времени уже вызывает вопросы. Новая волна COVID-19 уже начала затапливать казахстанские города и веси, а правительству и акиматам только «предстоит обеспечить закуп необходимых лекарственных средств», не поздно ли?
О том, что количество случаев заражения и смертность вновь начали расти, продолжает сигнализировать статистика Минздрава, но и к ней есть вопросы даже у президента. Он сообщил, что некоторые диагностированные случаи коронавируса пытаются скрыть, что, без сомнения, если не саботаж, то точно скандал. «В ряде областей выявлены факты сокрытия новых случаев коронавирусной инфекции. Речь идет о Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Акмолинской, Костанайской и других областях. Нужно понимать, что выдача желаемого за действительное - очень опасное явление, так как искажает картину реальных угроз, а также подрывает стратегию борьбы с коронавирусной инфекцией в масштабе всей страны. Происходит недооценка текущей ситуации, принимаемые меры страдают половинчатостью, эпиднастороженность среди граждан снижается. Это уже аксиома, которая касается многих стран мира, где такая тенденция тоже наблюдается. Следует признать, что данная проблема приобрела хронический характер и в нашей системе здравоохранения», - заявил Касым-Жомарт Токаев.
Хотелось бы, конечно, услышать еще о привлечении к ответственности таких «лакировщиков реальности», но то ли чиновников жалеют, то ли пресс-служба главы государства тоже решила отполировать ситуацию, и ни о чем таком сообщено не было. Мы, конечно, ожидали бы со стороны властей еще и какой-то реакции на ситуацию с 30-тысячами «избыточных» смертей в мае-августе этого года. «ДН» неоднократно писала о том, что в цифрах Комитета по статистике (который как раз стал Бюро нацстатистики) в этом году в указанные месяцы на это число людей умерло больше, чем в прошлом году. Попытки уточнить у представителей Минздрава, что же стало причиной этой трагедии, мы получили лишь туманные намеки на коронавирус, а также столпотворение ботов в комментах. Задержанный не так давно экс-министр здравоохранения Биртанов вроде бы тоже в этой части никакой ответственности не несет, претензии следствия касаются каких-то прошлогодних грехов, тяжесть которых и вовсе позволила отпустить его под домашний арест.
Не знать о разночтениях между официальной статистикой смертности по COVID-19 и данными Бюро нацстатистики президент, наверное, тоже не может, ведь он как раз получил статистам совместно с Минздравом «разработать комплексные подходы по формированию, оценке и анализу медицинской статистики». То ли медицинское ведомство теперь будет продвигать свои «более скромные» цифры, то ли гражданские статисты каким-то образом должны заставить чиновников в халатах принять во внимание «более страшные» данные. Подробности мы узнаем, видимо, лишь в очередном месячном отчете Бюро, если никто не решит опять «залакировать» ситуацию. Понятно, что власти стремятся максимально снизить поводы для критики, однако говорить о разработке подходов к формированию медицинской статистики спустя 8 месяцев пандемии - это выглядит довольно печально, и опять же вызывает вопросы ко всему блоку мер и результатов политики противодействия COVID-19.
Тот факт, что система здравоохранения оказалась неготовой для спасения жизней граждан летом и может снова потерпеть страшное фиаско, подтверждается словами самого Токаева на упомянутом видео-заседании: «Проведенная недавно оценка медорганизаций показывает недостаточную степень их готовности. Нарушения выявлены в более чем половине объектов здравоохранения. Не проведено полное зонирование больниц, в результате сохраняется риск заражения пациентов и персонала. Практически во всех регионах отмечается неукомплектованность отделений реанимации. В частности, наблюдается нехватка отдельных лекарств и ряда медицинских изделий для лечения тяжелых пациентов с коронавирусной инфекцией. Регионы по своему усмотрению закупают препараты, не беря в расчет имеющиеся протоколы лечения». Если отказаться от завуалированных и дипломатичных формулировок, то это, простите, провал. Все те проблемы, которые приводили к смертям тысяч наших граждан, фактически, сохранились. И никто не несет ответственность, никого даже не пожурили. Ну, или нам просто об этом опять не сообщили?
В этих условиях желание властей сохранить экономику и не объявлять вновь жесткий карантин довольно понятно - надо пополнять бюджет и хотя бы частично компенсировать падение. Но, в свете вышеперечисленных провалов в здравоохранении, возникает простой вопрос: какой ценой? Или мы об этом уже не узнаем, коль Бюро нацстатистики и Минздрав теперь будут вместе заниматься медицинской статистикой? Пока же Касым-Жомарт Токаев предлагает лишь компромисс между спасением жизней и экономики: «Вторая волна пандемии будет отличаться во многих отношениях и пройдет в непростое для экономики страны время. Мы должны учитывать это. Сегодня весь мир стоит перед решением так называемого «ковидного уравнения», предполагающего не только прямые потери определенных отраслей, но и отложенный эффект, когда безработица или пробелы в обучении могут привести к разным негативным последствиям, в том числе и к росту преступности. Поэтому текущая задача - обуздать пандемию, не прибегая к карантину весенних масштабов».
При этом нельзя сказать, что президент совсем не признает проблемы: «С коррупцией мы столкнулись во время первой волны. Это завышение цен на медицинские маски и лекарственные средства, нарушения на блокпостах, коррупция при назначении выплат медикам. Отдельного внимания требует качество работы проверяющих органов, то есть полиции, акиматов, мониторинговых групп». Пока же самой радикальной мерой стало фактическое введение государственного регулирования цен на лекарства. «По моему поручению снижены цены на ПЦР-исследования и медицинские маски. Это правильные меры, которые сразу почувствовали на себе люди. Такую же работу следует провести в отношении медицинских препаратов, в первую очередь антиковидных. Поручаю Агентству по защите и развитию конкуренции совместно с Комитетом государственных доходов разобраться в этом вопросе. В целом агентство должно подключиться к работе по ценовому регулированию лекарственных средств и медизделий и разобраться с картелями в фармацевтическом бизнесе», - заявил Токаев. При этом решение обратиться именно за российской вакциной, более того, запустить ее производство в Казахстане, также не может вызывать вопросы. Мы уже готовы производить что-то конкретное, пока ведущие страны мира еще продолжают испытания своих вакцин, а многие результаты российского препарата откровенно настораживают. Ну, а судя по тому, как даже выпускаемая столь быстро вакцина не способна изменить ситуацию в Российской Федерации, где число заражений превысило 2 миллиона, на днях обновился суточный рекорд (23,610!). Официальное количество умерших составило 34,850, может надо было просто уже решить вопрос с лекарствами, оборудованием, рабочими руками в больницах, а не гнать впереди паровоза в той области, где еще нет успеха ни у кого?
О том, что и население не больно-то верит в успех вакцинации, свидетельствуют данные социальных опросов. Так, по данным бюро экспресс-мониторинга общественного мнения Demoscope, которое цитирует агентство КазТАГ, «лишь 14% опрошенных казахстанцев верят в вакцинацию от COVID-19». «Суммарно 45% граждан не хотят получать вакцину, 21% из которых категорически против вакцинации, так как считают ее опасной для здоровья. Более трети опрошенных пока не рассматривают данную возможность и вакцинируются только после всех необходимых испытаний. Только 14% респондентов считают вакцинацию единственным эффективным способом защититься от коронавируса и планируют получить вакцину при первой возможности», - сообщают эксперты.
Ну, а самым громким катализатором общественного недоверия к способности государства защитить нас от новой волны COVID-19, стал скандал вокруг аппаратов искусственного вентилирования легких (ИВЛ). Разгорелся он после заявления депутата сената парламента РК Нурлана Кылышбаева. «При приобретении за счет средств резерва правительства министерством индустрии и инфраструктурного развития РК 1500 единиц аппаратов ИВЛ BIOVENT у отечественного производителя организациями здравоохранения 17 регионов фактически приняты только лишь 831. Причиной непринятия оставшихся 669 аппаратов ИВЛ является их недоукомлпектованность», - цитирует его слова агентство КазТАГ. Также г-н Кылышбаев на заседании сената в четверг сообщил, что в Жамбылской области из запланированных к использованию 53 аппаратов не может быть использован ни один аппарат, по Туркестанской области тоже все 58 аппаратов ИВЛ недоукомлектованны, а в Восточно-Казахстанской области использовать можно лишь 24% поставленных аппаратов ИВЛ.
Реакция чиновников получилась крайне эмоциональной. Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Талгат Жанжуменов назвал ложью слова сенатора Нурлана Кылышбаева. Он заявил, что все аппараты ИВЛ работают, но в большей их части пока просто нет необходимости, оттого они и не задействованы. «По состоянию на 1 ноября текущего года все аппараты в количестве 1500 доставлены в 297 лечебных учреждений Казахстана, подключены и готовы к эксплуатации. В настоящее время в эксплуатации находится 140 аппаратов, остальные находятся в резерве. В них пока отсутствует соответствующая надобность. При необходимости или поступлении больных, эти аппараты будут также использованы в лечении. Дольше всех аппараты эксплуатируются в столице, потому что первая партия была поставлена в столицу. Они работают в многофункциональной инфекционной больнице. Нареканий, жалоб или замечаний со стороны медработников не поступало», - отметил Жанжуменов.
Вопросы готовности страны к новой волне коронавируса являются не только первоочередными для государства, но и самыми острыми для каждого из простых граждан. Те вещи, которые мы услышали от государственных чиновников, пока не вселяют никакой уверенности в том, что мы вновь не останемся один на один с пандемией, а потом чиновники не будут говорить, что люди виноваты сами - не носят маски, скупают лекарства про запас и т.д. Мы итак уже заплатили страшную цену - 30 тысяч жизней - за то, что коррупция разъела систему здравоохранения. Но тогда еще можно было сказать, что такого раньше никогда не было, никто не был готов. Теперь же такое, простите, «не прокатит». Если государство опять провалит этот экзамен, оно вряд ли сможет рассчитывать на быстрое восстановление экономики в следующем году, или, например, на снижение эмиграции из страны, которую, наконец, заметили и на самом верху…