Новое «дело Стати»?
Минтранс решил отнести подъездные пути, построенные АО «Кастор-Транссервис» за свой счет, к магистральным, чтобы обосновать необходимость их экспроприации в пользу КТЖ
или Как подставить президента, выполняя его поручение
Владимир ИВАНОВ
ВЕЛИКИЙ НЕМЕЦКИЙ поэт Гете как-то сказал: «Нет такой глупости, которую нельзя было бы исправить при помощи ума, и нет такой мудрости, которую нельзя было бы испортить при помощи глупости». Сегодня эти слова точно описывают то, что происходит в Мангистауской области с частной компанией, у которой государство, в лице министерства транспорта РК, отнимает в пользу монополиста (национального оператора железных дорог) собственность, прикрываясь объявленной президентом РК Касым-Жомартом Токаевым политикой… демонополизации. И это происходит на фоне недавнего Указа главы государства о либерализации экономики, первым пунктом которого обозначена защита частной собственности. Ладно бы, если бы речь шла об объектах «агашек» из «Старого Казахстана», типа того же ЦТС - это было бы справедливо. Но тут чиновники решили экспроприировать имущество, созданное на деньги иностранного инвестора, который теперь вместо того, чтобы наращивать инвестиции, будет судиться с нашей страной во всех возможных юрисдикциях. Надо ли говорить, что речь идёт о новом «деле Стати», которое может обойтись казне не только миллионами долларов ущерба, арестами зарубежного имущества и дорогими судами, но и будет подрывать все усилия по повышению инвестиционной привлекательности Казахстана? Ну, и возвращаясь к словам Гете, хочется отметить, что всего этого можно было легко избежать, если просто договориться с собственниками и решить все вопросы путём компромисса.
Когда в 2022 году глава государства провозгласил национальным приоритетом демонополизацию экономики, речь шла о том, что казахстанской экономике требуется свежий старт и избавление от «схем», которыми, как гирляндами новогоднюю елку обвешали представители того, что Токаев определил, как «олигополия». И действительно, трудно было найти сферу, где представители старых элит бы не создали за счет своего влияния на государство прибыльных, хотя и примитивных способов зарабатывания огромных денег в свой частный карман. Однако, провозглашая все это, президент имел ввиду вовсе не тотальный отказ от рынка и возвращение всего и вся государству, о чем он недвусмысленно говорил в своей предвыборной программе: «Экономика будет демонополизирована, а государство заметно сократит свое присутствие в бизнесе. Снизится бюрократическое давление на честный бизнес. Все наши усилия будут направлены на стимулирование и защиту предпринимательства. Активизируем работу по возврату в нашу страну незаконно полученных и выведенных активов. Они будут работать на благо всего народа».
То есть, по идее Токаева, и государство не должно стать собственником всего и вся, ограничившись возвратом незаконно отобранного и передачей в реально конкурентную среду. Итогом всего этого стал закон «О возврате государству незаконно приобретенных активов», ставший логическим продолжением экономических и политических реформ президента РК. «Его нормы будут применяться в отношении субъектов олигополии, которые сами имели административно-властные ресурсы или могли пользоваться такой поддержкой. В то же время интересы добросовестных инвесторов будут полностью защищены», - разъясняли нам со всех трибун.
О том, чем же это оборачивается на практике, мы можем судить по письму иностранного инвестора, полученному редакцией «ДН». «Я, Александр Шестопалов, являюсь гражданином США по рождению, на протяжении длительного времени, инвестирую собственный капитал в такие страны как РФ, Казахстан, а также в ряд Европейских стран. В 2018 году, мною была приобретена доля в АО «Каскор-Транссервис». В рамках инвестиционной стратегии, на протяжении последних 6 лет, мною инвестировано, более 15 000 000 (пятнадцать миллионов) долларов США, для развития транспортного логистического хаба в г.Актау. На сегодняшний день достигнуты договоренности с Фондами прямых инвестиций Великобритании и США, на сумму 100 000000 (сто миллионов) долларов США, для приобретения паромов, которых до настоящего времени, у Казахстанской стороны в рамках ТМТМ не имелось, и паромы арендовались у азербайджанской стороны. Приобретение паромов, позволяет, обеспечить контейнерный грузооборот, экспортируемой и транзитной продукции, с Азиатского региона в Европу. Кроме того, мы рассматривали вопрос, относительно, помощи в привлечении инвестиционного пакета, на развитие морского порта Актау, с целью реализации, озвученного в 2022 году проекта, создания, и развития Международного морского хаба Порт-Актау. Соответствующие меморандумы с партнерами, уже были подписаны. Однако, в январе текущего года, мне стало известно, что согласно Поручению Комиссии по демонополизации созданной при Правительстве Республики Казахстан, от 23 июля 2023 года, было принято решение об изъятии у АО «Каскор-Транссервис», железнодорожных путей, находящихся в собственности последнего».
То есть в момент, когда из-за войны в Украине под ударом оказались наши основные торговые перевозки, которые идут через территорию России, и страна срочно ищет альтернативные торговые пути, из коих наиболее реалистично выглядит именно вариант через Каспий – на Европу. И наши чиновники не придумали ничего лучше, как отнять бизнес у иностранного инвестора, который годами вкладывался в его инфраструктуру и договорился о финансировании развития этого бизнеса в международный проект. Это не похоже на ошибку или неграмотность государственных служащих, и напоминает скорее на намеренный захват частной собственности, саботирующий государственные интересы. «Казахстан никогда не был морской страной и поэтому не задействовал в полном объеме возможности морских перевозок. Теперь другое время. Перед Правительством я ставлю стратегическую задачу – трансформировать наши порты, превратив их в один из ведущих хабов Каспийского моря. Концептуально согласен, что требуется укрепить морской флот и создать контейнерный хаб в порту Актау», - заявил по этому поводу президент Токаев на совместном совещании правительства в июле 2022 года, где он прямо поручил проработать альтернативные маршруты коммуникации и доставки грузов, а также диверсификацию поставок.
Но разве у государства есть лишние деньги, чтобы выгнать инвесторов и вкладывать бюджет в развитие порта и приобретение морских судов? Но у КТЖ (куда входит морской порт Актау) напротив, огромный долг в 2 триллиона 900 миллиардов (!). В феврале этого года председатель правления «Казахстан темир жолы» Нурлан Сауранбаев отметил, что компания еще только ищет разные пути решения проблемы: «2,9 трлн тенге – это долг компании. Вернуть эти деньги можно, во-первых, подняв тарифы, потому что эти деньги тратились в основном на строительство новых железных дорог, но их инвестиционная часть не вставлялась в тариф. Во-вторых, долг можно вернуть за счет докапитализации компании. Например, германским железным дорогам выделили $40 млрд на докапитализацию». Нужно понимать, что докапитализация , о которой говорит глава КТЖ – это скорее всего, вливания из бюджета или Нацфонда. Может мы чего-то не знаем, но других потенциальных источников не видим. Ну, а подъем тарифов – это рост цен на билеты для граждан и провоз грузов. А если своих денег у КТЖ на выполнение стратегической задачи недостаточно, то зачем изгонять того инвестора, который по собственной воле, пусть косвенно, но уже участвует в проекте?
Китайские компании действительно заинтересованы в удобном сухопутном пути из Поднебесной до Европы, но тестовые перевозки через Казахстан в рамках стратегии КНР «Один пояс – один путь» показали, что Актау – одно из самых узких мест, где грузы просто простаивают неделями. Не хватает инфраструктуры, а главное – у нас нет своих паромов, которые мы арендуем у Азербайджана, как это уже отметил выше американский инвестор. Теперь вопрос – что лучше и главное быстрее: отказываться от уже проработанных инвестиций, или обсуждать этот вопрос с китайскими компаниями, причём с нуля? Ответ, казалось бы, очевиден. Но не для наших чиновников, которые уперлись в одну цель – отобрать у частной компании принадлежащие ей ж\д пути, которые во многом и были построены на средства этого инвестора.
Решение о захвате (по-другому не назовешь) было принято совершенно непрозрачно и, фактически, за спиной тех, у кого государственные мужи решили экспроприировать их имущество. 18 апреля 2022 года на тот момент председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин на встрече с президентом сообщил, что проводится проверка в отношении АО «Каскор-Транссервис». В рамках нее специалисты КТЖ сделали выводы, что «подъездные пути грузоперевозчика имеют признаки магистральных путей, которыми имеет право владеть только нацкомпания». В итоге, 14 июля 2023 года на заседании комиссии о демонополизации экономики под председательством тогдашнего премьер-министра Алихана Смаилова было принята рекомендация по изъятию железнодорожных путей, построенных на деньги частного инвестора в пользу КТЖ. Почему рекомендация? Потому что согласно положению о комиссии по демонополизации экономики, она является консультативно-совещательным органом при правительстве. Однако, министерство транспорта ухватилось за него, как будто это прямое указание президента, отказываясь даже обсуждать компромиссные решения с собственником.
Далее позвольте вновь процитировать инвестора. «С февраля 2023 года, моими поверенными лицами, были проведены ряд встреч, относительно разрешения ситуации, связанной с изъятием железнодорожных путей, выявления, причины принятия такого решения, и последствий связанных с изъятием железнодорожных путей у АО «Каскор-Транссервис». Мы неоднократно встречались с Министерством транспорта Республики Казахстан. 10 мая 2024 года, была проведена встреча с Министром Карабаевым М., на предмет, возможности, достигнуть консенсуса, и взаимовыгодного сотрудничества, в том числе, не исключая возможности государственного частного партнерства. Однако, позиция, отраслевого ведомства, заключается в нежелании вести конструктивный диалог, с указанием лишь одной причины, что решение об изъятии путей является директивным, и не подлежащим никаким обсуждениям, поскольку является поручением Главы Государства. И, по мнению Главы ведомства Карабаева М., даже если оно идет в разрез с нормами Конституции и действующего законодательства Республики Казахстан, должно быть исполнено любым путем, поэтому он издал 6 марта 2024 года Приказ, о присоединении железнодорожных и подъездных путей, находящихся в собственности АО «Каскор-Транссервис», к Магистральной железнодорожной сети». Как уже говорилось выше, такой указ – это пролог к экспроприации имущества.
Между тем, в обнародованном буквально недавно указе президента Токаева «О мерах по либерализации экономики» четко указывается необходимость обеспечения неприкосновенности частной собственности, недопущение незаконного вмешательства государства в рыночные отношения и поддержки развития и защиты конкуренции. Впрочем, защита частной собственности – это еще и одно из обязательств нашей Конституции, как выше справедливо указал инвестор. Там есть целая статья 47, где черным по белому указано: «Частная собственность неприкосновенна. Никто не может быть лишен своей собственности, иначе как по решению суда. Реквизиция может применяться лишь в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом. Республика Казахстан защищает право собственности своих граждан и юридических лиц на их имущество, находящееся на территории других государств». За ней следует статья 48: «Государство гарантирует свободу частной предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку. Монополистическая и всякая иная деятельность, направленная на ограничение или устранение законной конкуренции, получение необоснованных преимуществ, ущемление прав и законных интересов потребителей, не допускается».
В нашем же случае, сам приказ министра транспорта, как следует из письма инвестора, нарушает целый ряд процедур и правил, регулирующих правоотношения в сфере железнодорожных перевозок и связанного с ними имущества. Позвольте вновь процитировать письмо американского инвестора: «Кроме того, обращаю Ваше внимание на тот факт, что Приказ Министра транспорта Республики Казахстан Карабаева М., идет в разрез с Правилами №319 и №82, регулирующие вопросы передачи в государственную собственность железнодорожных путей, построенных физическими и юридическими лицами. А именно, для включения железнодорожных путей в перечень магистральных железнодорожных путей, должно быть письменное согласие собственника имущества, т.е. добровольное волеизъявление. Далее согласно вышеуказанным правилам установлен определенный порядок и процедура, в случае добровольного письменного согласия собственника, рассмотрения вопроса по включению железнодорожных путей, в перечень магистральной железнодорожной сети, а именно создание Комиссии, которая решает вопрос, о включении частных железнодорожных путей в магистральную железнодорожную сеть, и условия передачи. Что в нашем конкретном случае, сделано не было, а ответ Министра транспорта Республики Казахстан Карабаева М., на наши аргументы, прозвучал следующим образом: «Если Министерство Юстиции Республики Казахстан, утвердит мой Приказ, значит, он легитимен. Я, как Министр обязан исполнить поручение Правительства, независимо ни от каких обстоятельств, можете подавать в суд».
То есть вместо того, чтобы на своем уровне добиваться всемерного соблюдения законности (не говоря уже об установлении диалога с инвесторами и собственниками, поиска компромисса) мы видим, что чиновники с готовностью перекладывают ответственность на судебную систему, перегружая ее, итак загруженную свыше всяких норм. Ну, и дальнейшая логика также вызывает вопрос – как наш суд должен будет принудить частную компанию добровольно согласиться с экспроприацией? Никто из чиновников, судя по всему, просто не хочет брать на себя ответственность и реально обсуждать вопрос отъема собственности с инвестором. В своем письме инвестор сетует на это: «Вместе с тем, немаловажно отметить, что Премьер-Министр Республики Казахстан Олжас Бектенов, в феврале текущего года, выступил с речью, в которой сказал, что Президент Республики Казахстан, наделил его полномочиями, относительно поддержки иностранных и отечественных инвесторов. И что Правительство готово, вести конструктивный диалог с инвесторами, оказывать им поддержку, и не допускать административного и силового влияния, на бизнес. Однако, я как иностранный инвестор, столкнулся с прямо противоположным решением вопроса, идущим в разрез декларируемым инвесторам гарантиям, на осуществление предпринимательской деятельности в Республики Казахстан. Никто из чиновников не рассмотрел вопрос последствий, связанных с вложенными ранее частными инвестициями с моей стороны, в том числе понесенные мною затраты, на привлечение иностранного капитала у международных фондов».
Таким образом, вместо того, чтобы разговаривать с бизнесом, чиновники упрямо тянут дело к неправовой развязке, которая последует за официальной публикацией приказа министра транспорта об изъятии путей у частного бизнеса - в пользу монополии КТЖ, которая, по закону, тоже считается частной компанией. Чем же может быть объяснены такие вещи? Инвестор мягко намекает, что тут может быть и материальный интерес, и вариант того, что изъятие путей в пользу государственного монополиста – всего лишь шаг для «последующей приватизации железнодорожных путей принадлежащих АО «Каскор-Транссервис» третьим лицам». В таком случае, наши чиновники будут всего лишь инструментом для рейдерства, как это было в пресловутом «Старом Казахстане». Неужели эта болезнь уже заразила и «Новый Казахстан»?
Кстати, акционер компании указывает, что также отправил официальное письмо через посольство Казахстана в Вашингтоне на имя президента, в котором он прямо говорит, что готов и далее инвестировать в нашу страну дополнительные средства, оказать любую поддержку в реализации поручения главы государства по развитию Международного морского порта Актау, в том числе развитие транспортного логистического хаба, приобретение паромов, о чем имеются договоренности с инвестфондом. С азербайджанской стороной, по его словам, также достигнуты договоренности на паромные перевозки. «Совместно с Министерством транспорта Республики Казахстан, и АО «НК КТЖ», [мы можем] реализовать возможность государственного частного партнерства, с целью взаимовыгодных условий для всех сторон, а также ответственности по исполнению данного президентом поручения», - отмечает инвестор, которому всего-то нужно, чтобы у него не отбирали имущество вот так вызывающе и демонстративно, в нарушение всех национальных и международных правил.
Прислушавшись к аналогичным обращениям компании, 20 марта группа депутатов Мажилиса направила парламентский запрос правительству и генеральному прокурору, в котором они высказались за конструктивное решение проблемы и обеспечение прав бизнеса. Но позиция министерства транспорта осталась неизменной.
Ну, а что будет, если никто не услышит бизнес и государственная машина все же экспроприирует частное имущество? Во-первых, и об этом предупреждает инвестор, ради защиты своей собственности он обратится в суды, причём не казахстанские, а американские. И мы знаем, что такое, когда кто-то упорно судится с нашей страной за рубежом по делу Стати. И хотя неизвестно, сколько всего наша страна уже потратила на защиту своей позиции по делу Стати, судьба курировавшего его министра юстиции Бекетаева, ныне пребывающего в СИЗО, красноречиво свидетельствует о том, что ничего хорошего такая история стране, кроме убытков и урона имиджу не принесет. Во-вторых, как показала история тех же Стати, даже не решение, а уже подача исков сама по себе может привести к аресту казахстанского имущества за рубежом. Тем более, что экспроприация происходит по решению казахстанского госоргана. Как известно, Стати добивались заморозки счетов Фонда «Самрук-Казына» и даже Нацфонда, с чем до сих пор спорят представители Казахстана в зарубежных судах. Ну, и в-третьих, в результате судебных тяжб (которые растягиваются на годы), мы получим срыв по времени всех разумных сроков по налаживанию Транс-каспийского торгового маршрута. А есть еще и в-четвертых, в-пятых и так далее. Потому что одно неправильно принятое решение тут же повлечет за собой как снежный ком целую лавину проблем. И остановить ее, судя по позиции наших чиновников, способен только один человек – президент Токаев. Больше это, видимо, никому не надо.