Нужно ли Казахстану увеличивать долю возобновляемой энергетики до 10% к 2030 году?
и с какими рисками он уже сталкивается
Айнур МАЖЕНОВА
Поскольку традиционные ископаемые источники энергии увеличивают выбросы углеводорода, это приводит к изменению климата и глобальному потеплению, в связи с чем, одним из решений Киотского протокола (1997 г.) и позднее Парижского соглашения (2016 г.) является развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Так, в 2009 году Казахстан принял Закон о поддержке возобновляемых источников энергии, а в 2013 году установил соответствующие цели в Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» (Концепция-2013). Одной из основных задач является увеличение доли ВИЭ в электроэнергии с нуля до 3% к 2020 году, 10% к 2030 году и 50% альтернативных источников и возобновляемых источников энергии - к 2050 году. В 2020 году Казахстан достиг заявленной 3-процентной доли ВИЭ в производстве электроэнергии. Вместе с тем, реализация данной Концепции-2013 сопровождается рядом существенных рисков и проблем, на которые правительству следует обратить серьезное внимание и пересмотреть указанные в ней задачи.
Во-первых, следует обратить внимание на то, что, несмотря на стремительное развитие возобновляемой энергетики, поддержку со стороны правительства и наличие соответствующего законодательства, надлежащая стратегия развития по возобновляемым источникам электроэнергии до сих пор не выработана. Отсутствие стратегии развития по ВИЭ или хотя бы ее долгосрочного плана не дает возможности инвесторам планировать объемы ВИЭ, необходимые для строительства в Казахстане. Это также не дает возможности самому правительству (министерству энергетики), государственным и частным энергетическим организациям эффективно планировать и видеть долгосрочную общую перспективу развития ВИЭ для принятия дальнейших шагов и решений по эффективному развитию электроэнергетики и государственной политики.
Во-вторых, развитие электроэнергетического рынка в Казахстане имеет свой путь развития, также заслуживающий отдельного внимания. Принятый в 2004 году Закон об электроэнергетике определяет общую стратегию развития энергетической системы Казахстана. Однако, после внесенных поправок в данный Закон в 2008 году, реализация основных направлений развития энергетики была свернута, а какие-то направления отложены на долгий срок. То есть, фактически вместо либерального развития энергетического рынка, с 2008 года в Казахстане был установлен жесткий контроль со стороны государства над его дальнейшим развитием. Эффективное развитие энергетического рынка в современной среде потребует повторного пересмотра данного закона и Энергетической концепции - 2030 в сторону либерализации и возобновление ранее установленных до 2008 года реформ. Это означает пересмотр таких направлений в энергетике, как тарифная система, вопрос энергомощности, межгосударственное взаимодействие по вопросам диспетчеризации, техническое развитие (модернизация линий электропередач и строительство новых линий высокого напряжения), развитие энергетических рынков (балансирующий рынок, рынок мощности), источников инвестиций и т.д. Государственное управление энергетикой страны и отказ от принятых ранее либеральных реформ привело к тому, что электроэнергетический рынок Казахстана стал непривлекательным для иностранных стратегических инвесторов. Следовательно, правительству необходимо пересмотреть политику развития электроэнергетического сектора с учетом текущих и современных реалий и вызовов, а также, возможно, возобновить ранее начатые либеральные реформы.
Напомню, что возобновляемая энергия не является постоянной энергией и вносит существенные нарушения в энергосистему страны, поэтому в настоящее время энергетическая инфраструктура нуждается в существенном обновлении и систематическом развитии. Несмотря на то, что национальные линии время от времени модернизировались и строились новые, тем не менее, более 50-70% электроэнергетических активов изношены, имеют недостаточную пропускную способность и из-за больших территориальных расстояний, несут высокие потери при передаче электроэнергии - 8.3%, согласно отчету Kazenergy (2021 г.). Таким образом, возникает также вопрос, нужно ли Казахстану увеличивать долю ВИЭ в выработке электроэнергии с 3% до 10% к 2030 году, если перед страной в настоящее время стоят более серьезные задачи в общем развитии энергосистемы, учитывая наличие изношенной и технологически устаревшей энергетической инфраструктуры?
В-третьих, по мнению экспертов АЖК (алматинский РЭК), бесконтрольное и незапланированное строительство станций ВИЭ по Казахстану также является большим риском для функционирования ее электроэнергетической системы. Качество планирования и размещения возобновляемых источников электроэнергии крайне низкое. В основном возобновляемые источники электроэнергии строятся за пределами экономически развитых регионов, где нет фактического спроса на электроэнергию, нет соответствующих ее потребителей (домохозяйств или промышленных предприятий и других организаций), поэтому они становятся бесполезными для таких регионов.
Большую часть времени существующие станции не работают постоянно и в полном объеме, а региональная инфраструктура не в состоянии поддерживать потребление произведенного объема электроэнергии. Однако в целях необходимости реализации государственной Концепции - 2013, компании по управлению энергетическими активами и региональными энергетическими компаниями (РЭК) на законодательном уровне обязаны обеспечивать линиями электропередач новые станции ВИЭ, что требует выделение финансовых инвестиций для их строительства и развития. В то время как, с точки зрения целесообразности и эффективности развития энергетики регионов, имеющиеся ресурсы правильнее было бы направлять на города и приграничные к ней территории, где потребность в энергоресурсах выше. Таким образом, при планировании ВИЭ следует учитывать следующее: как это будет реализовано, какие места подходят для их установки, есть ли линии, готовые передать установленную мощность, есть ли потребность в электроэнергии такого региона и какой объем мощности необходим. Следовательно, возобновляемые источники электроэнергии не могут развиваться хаотично только потому, что есть поддержка со стороны государства, то есть, их строительство должно быть четко и целесообразно спланировано и встроено в существующие потребности системы энергетики РК.
В-четвертых, правительство также должно выработать требования, которые будут способствовать повышению качества установленных мощностей ВИЭ в будущем в своей стратегии развития возобновляемых источников электроэнергии. Должны быть четкие квалификационные требования к подрядчикам по установке оборудования и его компонентам. Например, необходимо установить запрет на поставку подержанного оборудования, полную ответственность за капитальные вложения вплоть до строительства дорог к установленным станциям.
В-пятых, несмотря на то, что в настоящее время тариф на электроэнергию ВИЭ формируется через аукционные торги, сам процесс покупки и продажи данной электроэнергии осуществляется также через единого закупщика - Расчетно-финансовый центр (РФЦ). А именно, вся возобновляемая электроэнергия покупается РФЦ и перераспределяется между традиционными электростанциями. Однако, согласно отчету Всемирного банка «Затянувшийся переход» от 2017 года, тариф на поддержку возобновляемых источников электроэнергии мог бы взиматься с крупных потребителей и ЭСО, а не с традиционных электростанций. Также Всемирный банк заявил в своем отчете, что высокие цели ВИЭ, установленные в Концепции-2013 не согласуются с целью по сдерживанию будущего роста тарифов для поддержания конкурентоспособности энергоемких товаров, которые преобладают в экспорте страны.
Таким образом, Казахстану необходимо пересмотреть Концепцию-2013 в отношении доли возобновляемой электроэнергии в производстве электроэнергии, указанные в 2030 и 2050 годах, поскольку на энергетическом рынке Казахстана, как сказано выше, есть более серьезные и более важные проблемы.
Статья написана на основе диссертации Назарбаев Университета «Влияние государственного регулирования на развитие ВИЭ в Казахстане» от 2019 года.