Объемы и профицит торговли снижаются
Воздействие эпидемии коронавируса на экономику и торговлю усиливается с каждым месяцем. Во втором квартале по сравнению с предыдущим снизились стоимостные объемы экспорта, но при этом увеличились объемы импорта. В результате профицит торгового баланса относительно первого квартала снизился более чем в два раза.
Нигмат РАМАЗАНОВ
Воздействие эпидемии коронавируса на экономику и торговлю усиливается с каждым месяцем. Во втором квартале по сравнению с предыдущим снизились стоимостные объемы экспорта, но при этом увеличились объемы импорта. В результате профицит торгового баланса относительно первого квартала снизился более чем в два раза.
Ввиду сохраняющейся высокой сырьевой зависимости экономики Казахстана, основным фактором влияния на показатели внешней торговли остаются мировые цены на сырьевые товары. Наиболее высокие объемы экспорта и импорта товаров были зафиксированы в период благоприятной ценовой конъюнктуры. В 2012 и 2013 году мировые цены на нефть превышали 100 долларов за баррель, объемы экспорта и импорта достигли исторического максимума, составили более 86,4 млрд. и 48,8 млрд. долларов США соответственно.
Падение цен на сырьевые товары и стоимости национальной валюты в 2014-2016 годах сопровождалось резким ухудшением основных показателей внешней торговли страны. Стоимостные объемы экспорта по сравнению с 2012-2013 годом сократились более чем в два раза, в несколько меньшей степени снизились объемы импорта, положительное сальдо торгового баланса упало почти в четыре раза. В результате параметры внешней торговли в 2016-ом откатились на десять лет назад, на уровень 2006 года.
В последующие три года внешние и внутренние условия изменились в лучшую сторону. Повысились цены на нефть, увеличилась ее добыча, ускорился рост экономики, стабилизировался курс национальной валюты, вслед за этим пошли вверх показатели внешней торговли. В прошлом году внешнеторговый оборот Казахстана превысил 96 млрд., стоимостные объемы экспорта сложились выше 57,7 млрд., импорта - 38,3 млрд. долларов США. Положительное сальдо внешней торговли составило около 19,4 млрд. долларов.
Основное влияние на параметры торговли в текущем году оказывает распространение коронавируса, связанных с этим ограничений, падение платежеспособного спроса бизнеса и населения, затянувшихся на продолжительное время. На показателях внешней торговли негативно отражается изменение как внешних, так и внутренних условий. При этом ключевое влияние на стоимостные объемы экспорта оказывает падение мировых цен на нефть, на объемы импорта - снижение покупательной способности бизнеса и населения в результате ухудшения финансового положения субъектов рынка.
Карантинный режим в Казахстане был введен во второй половине марта, поэтому ограничительные меры не оказали значительного влияния на показатели внешней торговли в первом квартале. Кроме того, в начале года сохранялись сравнительно высокие мировые цены на сырьевые товары. На этом фоне внешнеторговый оборот страны в январе-марте вырос на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, превысил 21 млрд. долларов. При этом стоимостные объемы экспорта выросли на 4,2% до уровня 13,9 млрд., а импорта - снизились лишь на 0,1%, составили без малого 7,1 млрд. долларов США. Положительное сальдо торгового оборота превысило 6,8 млрд. долларов.
Основной «удар» эпидемии и связанных с этим факторов пришелся на второй, «карантинный», квартал. При этом объем внешнеторгового оборота не только не сократился, а даже несколько вырос по сравнению с первым кварталом, превысил 21,5 млрд. долларов. В то же время по сравнению с первым кварталом снизились объемы экспорта в связи с падением цен на нефть, а импорта, напротив, повысились. В результате положительное сальдо торговли во втором квартале сложилось менее 2,7 млрд. долларов. Наиболее показательным в этом плане стали результаты июня, когда месячный объем импорта превысил показатель экспорта. Правда, пока не ясно, чем это обусловлено. То ли на опережающий рост импорта повлиял отложенный спрос, или какие-то другие причины.
Изменения объемов экспорта и импорта во втором квартале сказались на показателях торговли в целом за полугодие. По данным Комитета по статистике, внешнеторговый оборот страны, без учета неорганизованной торговли, в первом полугодии сократился на 7,9%, превысил 42,52 млрд. долларов США. При этом стоимостные объемы экспорта снизились на 9,2% до порядка 26 млрд., а импорта - на 5,8%, превысили 16,51 млрд. долларов. В результате сложившейся динамики экспорта и импорта положительное сальдо внешнеторгового оборота составило около 9,5 млрд. против порядка 11,5 млрд. долларов США в аналогичном периоде предыдущего года.
Структура экспорта и импорта
Основными торговыми партнерами нашей страны по-прежнему остаются Россия, Китай и Италия, на их долю приходится от 19,0 до 10,3% всего внешнеторгового оборота Казахстана. В первом полугодии на долю Китая и Италии пришлось 18,6 и 15,3% соответственно всего экспорта. Доля России, Нидерландов и Франции составила от 8,1 до 4,9%, Франции - 4,0%. Более трети товаров (36,1%) в общем объеме импорта в отчетном периоде было завезено из России, 15,2% - из Китая. Доля импорта из Кореи составила 11,8%, Германии и США - 4,1 и 3,5% соответственно, а на другие страны пришлось менее чем по 2,7% импорта.
Наиболее значительное сокращение и экспорта, и импорта в первом полугодии зафиксировано по странам СНГ и ЕАЭС, в то время как с другими странами мира темпы падения сложились ниже. Согласно информации Комитета по статистике, взаимная торговля Казахстана со странами ЕАЭС (Россия, Беларусь, Армения, Кыргызстан) в первом полугодии сократилась на 11% до 8,74 млрд. долларов. Экспорт по сравнению с январем-июнем 2019 года снизился на 20,2%, импорт - на 7%, составил соответственно порядка 2,39 млрд. и 6,35 млрд. долларов США. Доля России в товарообороте Казахстана со странами ЕАЭС выросла до 92,4%.
В структуре экспорта в страны ЕАЭС преобладают минеральные продукты (43,6% к общему объему экспорта в эти страны), металлы и изделия из них (22,8%), продукция химической промышленности (13,4%), на продукты животного и растительного происхождения и готовые продовольственные товары приходится 10,1% экспорта. Из стран ЕАЭС завозятся машины и оборудование (23,7% к общему объему импорта из этих стран), продукты животного и растительного происхождения (17,2%), продукция химической промышленности (16,5%), металлические изделия (14,9%), минеральные продукты (13,1%).
Комитет по статистике перестал публиковать оперативные данные не только по отдельным товарам, но и по основным группам товаров. Поэтому сложно судить как цены и физические объемы продаж и покупок отдельных товаров повлияли на динамику экспорта и импорта. Согласно информации Национального банка, сдерживающее влияние на динамику экспорта оказало увеличение поставок нефти и газового конденсата на 7,7%. При этом снижение импорта товаров произошло из-за сокращения ввоза инвестиционных товаров на 15,8% или на 1,1 млрд. долларов.
Изменение мировых цен на энергоносители практически не отразилось на товарной структуре экспорта в сторону сокращения доли сырьевых товаров. Доля минеральных продуктов в общем объеме продаж в январе-июне, как и год назад, составила 72,5 %, несмотря на снижение котировок нефти. Это обстоятельство могло быть обусловлено как ростом физических объемов продаж углеводородов, так и сокращением объема экспорта несырьевых товаров. Доля металлов и изделий из них в объеме экспорта составила 13,9%, продукции химической промышленности и связанных с ней отраслей - 4,8%, продуктов животного и растительного происхождения - 5,5%. На долю прочих товаров, машин, оборудования и транспортных средств в отчетном периоде пришлось 1,5 и 1,8% соответственно.
Как правило, менее значительно меняется структура импорта, что в отличие от экспорта обусловлено не ценовым фактором, а увеличением или сокращением физических объемов импорта ввиду различных причин. Доля импорта машин и оборудования в отчетном периоде снизилась до 41,9%. При этом удельный вес продукции химической промышленности и связанных с ней отраслей составил 16,9%, продуктов животного и растительного происхождения и готовых продовольственных товаров - 11,6%, минеральных продуктов - 6,4%, металлов и изделий из них - 11,7%.
Изменение структуры и экспорта, и импорта определяется не только динамикой мировых цен, но и эффективностью мер, направленных на снижение сырьевой зависимости экономики. Решением этой проблемы власти занимаются давно, однако на деле ничего не меняется. По большому счету, Казахстан превратился в экспортера сырьевых ресурсов на мировые рынки, так как экспортировать кроме сырья и товаров с невысокой долей добавленной стоимости практически нечего. Поэтому структура экспорта зависит в первую очередь от изменения мировых цен на сырьевые товары, объемов добычи полезных ископаемых.
Распад высокотехнологичных отраслей, в целом деградация обрабатывающей промышленности сказывается не только на сохранении сырьевой направленности экономики, но и ее зависимости от импорта. Объемы производства непродовольственных потребительских и инвестиционных товаров в стране ничтожно малы, динамика производства большинства продовольственных товаров отстает от спроса, что влияет на высокую зависимость Казахстана от импорта этих товаров. Поэтому потребность в непродовольственных потребительских товарах едва ли не на 100% удовлетворяется за счет импорта, по-прежнему высокой остается и зависимость от ввоза инвестиционных, а также отдельных продовольственных товаров.
Заметных сдвигов в структуре экономики и внешней торговли не происходит. Доля экспорта минеральных продуктов и металлов невысоких переделов в первом полугодии превысила 86%, несмотря на сильное падение мировых цен на углеводороды. Не снижается импорт потребительских и инвестиционных товаров. Такое положение в публикации Национального банка связывается с низкой диверсификацией отечественной экономики, отсутствием широкого спектра потребительских товаров отечественного производства. Отметим, что при этом правительство рапортует о вводе тысяч новых промышленных предприятий по программам индустриально-инновационного развития. Однако непонятно, что они производят и куда девается их продукция.
В заключение отметим, что в последний раз правительство пересмотрело прогноз социально-экономического развития исходя из мировой цены на нефть в 20 долларов за баррель в среднем за текущий год. Согласно этим пессимистичным ожиданиям, власти планировали сокращение объемов экспорта и импорта товаров до уровня порядка 35,1 млрд. и 26,6 млрд. долларов США. Судя по всему, мировые цены на нефть превысят прогноз наших властей примерно в два раза. Соответственно, показатели внешней торговли не упадут до ожидаемого чиновниками уровня, хотя сложатся ниже не только исторических максимумов, но и уровня прошлого года.