Одиночество в войне | Деловая неделя
26 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Одиночество в войне

17.11.2022 15:33:46
№: 42 (1492)

Кремль намекает странам ОДКБ на необходимость дать войска

Война — это когда за интересы других гибнут совершенно безвинные люди.

Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании

4 НОЯБРЯ Генеральная Ассамблея ООН одобрила резолюцию по созданию международного механизма, который обеспечит возмещение Украине ущерба, нанесенного «агрессией со стороны России». «За» проголосовали 94 страны, «против» - 14 делегаций и еще 73 государства воздержались. Из стран ОДКБ против проголосовала только Беларусь, в то время как Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Армения воздержались. Среди других стран, продемонстрировавших поддержку России – Сирия, Эритрея, Мали, Центрально-Африканская республика (ЦАР), Конго, Китай и Иран. Кстати, именно президенту ЦАР Фостену Арканжу Туадере, согласно официальной информации, звонил Владимир Путин в день падения Херсона. Злые языки говорят, что в этой стране есть некие «депозиты», где лидер России спрятал свои личные финансовые резервы, а также там он может отсидеться, если вдруг утратит власть в Кремле. Впрочем, даже те, кто поддержал Россию, которая понимает, что подобные резолюции ГА ООН – всего лишь пролог к окончательной экспроприации своих валютных резервов, замороженных в странах Запада, на самом деле сложно называть последовательными союзниками Москвы. Оставим в стороне те режимы, которые устояли или удерживаются благодаря штыкам «вагнеровцев», возьмем тех, кто официально является союзниками Кремля – по ОДКБ. И тут в «группе поддержки» только режим Лукашенко. На фоне поражений на фронте в Украине это, кажется, начинает все больше злить Кремль…

Судить об этом можно хотя бы на основании риторики кремлевских пропагандистов. К примеру, Владимир Соловьев, который с началом войны, кажется живет в эфире центрального российского ТВ, на днях неожиданно заявил следующее: «На нашу территорию вторглись – в Запорожье, Луганск, Херсонская область (Кремль аннексировал эти территории и теперь считает их частью своей территории – «ДН»), так? А где ОДКБ? ОДКБ где? Где войска ОДКБ? Я слышал, как президент Лукашенко на эту тему очень жестко и очень прямо говорил». Его гость, поддерживая эту реплику, указал на другой вопрос: «А Россия в ОДКБ ставила этот вопрос?». «Вот, к чему я веду, - продолжил Соловьев. – А если Россия поставит этот вопрос?». Тут в разговор вмешалась коллега Соловьева по пропагандистскому цеху, руководитель Russia Today Маргарита Симоньян: «А знаешь, что ответит хитренькое ОДКБ? Они ответят, что когда они «подписывались» под ОДКБ, территория России была другая», - сказала она. «Ну, если они так на этот вопрос ответят, то тогда вопрос: «А зачем такие нужны в ОДКБ?». И тогда возникает вопрос о смысле существования некоторых организаций». В этот первый разговор Соловьев больше подводит к тому, что ОДКБ не исполняет своих функций, а его члены – своих обязательств, и свел к тому, что их за это можно исключать. Но затем он продолжил эту тему уже в индивидуальном формате. Но об этом чуть позже.

Пока же попробуем порассуждать о месседже, который устами Соловьева и Симоньян передали из Кремля в столицы остальных стран военного блока. Первое, что хочется отметить, это отсутствие коллективного обсуждения в рамках ОДКБ по поводу возможных действий организации. Посмотрите на то же НАТО – США постоянно собирают представителей стран-членов организации, которые обсуждают все вопросы – от уровня реагирования на возможные ядерные угрозы до размера и конкретных форм помощи и военных поставок Украине. Каждая из стран дополнительно выделяет еще какие-то вещи – технику, деньги, гуманитарную помощь, но от блока выделяется то, что обсуждается регулярно на базе Рамштайн, куда приезжают все министры обороны НАТО. На этом фоне хочется спросить: а Россия с кем-то из ОДКБ обсуждала свое решение вторгнуться в Украину? Мы видели, как накануне вторжения Путин обсуждал вопрос признания «независимости ЛДНР» со своим окружением, провоцируя среди него тихую панику. Мы помним, как долго и упорно Кремль отрицал вообще свои планы по развязыванию войны, называя размещение войск вдоль украинской границы какими-то «учениями». Чем это все кончилось в итоге, мы сейчас видим – никакого «Киев за три дня» не вышло, кадровая армия РФ в значительной степени обескровлена и похоронена в украинских степях и лесах, а экономика России – в руинах. И на этом фоне Россию не должно удивлять, что ее военные союзники не горят желанием поддержать ее планы и участвовать в военных действиях на ее стороне. Особенно на фоне того, что сами вооруженные силы РФ продемонстрировали полную неспособность выполнять задачи, поставленные перед ними собственным политическим руководством. Да даже собственные граждане бегут от мобилизации, объявленной Путиным миллионами.

Из всех стран ОДКБ только Беларусь подключилась к военной агрессии РФ против Украины, правда, пока больше в пассивном формате – предоставив для нападения на украинцев свою территорию и, похоже, военную технику и боеприпасы. Открыто белорусская армия в войну пока не включалась, хотя различные источники информации не раз сообщали о том, что Кремль оказывает на Лукашенко давление с целью принудить его отправить в бой и собственные силы. Списочная численность вооруженных сил Беларуси – 45 тысяч человек, плюс 290 тысяч находятся в запасе или приписаны к территориальной обороне. И сейчас, похоже, события подошли к той черте, что белорусов в какой-то момент могут все же заставить воевать и самих. По крайней мере, об этом можно судить по размещению на открытых государственных тендерах Беларуси заказов на печать 180 тысяч мобилизационных повесток.

Как можно понять из размещенных на сайте госзакупок документов, местный комиссариат закупает «мобилизационное предписание военнообязанного, предназначенного в команду» (73 тысячи экземпляров) и «мобилизационное предписание военнообязанного, привлекаемого для обеспечения мобилизации» (30 тысяч экземпляров). Эти заказы должны быть отпечатаны до 30 декабря. То есть уже этой зимой Кремль стремится привлечь на фронт до 150 тысяч белорусов, чтобы совместно с остатками своих кадровых частей попытаться вновь прорваться к Киеву вдоль Днепра или, хотя бы, сковать крупные силы украинской армии на севере страны, чтобы обеспечить успешное контрнаступление в районе Донецка или Запорожья. Насколько эти планы реалистичны – большой вопрос, но для Беларуси это будет огромной проблемой, вызванной резким ухудшением ситуации внутри страны, поскольку чревато бунтами населения, большая часть которого не желает сражаться с соседним братским народом.

Однако, если для Беларуси, итак находящейся в международной изоляции и под режимом санкций, главный риск от втягивания в российскую войну против Украины внутренний, то Казахстан в аналогичном случае пострадает, прежде всего, в области торговли и дипломатии. Мы немедленно уйдем под все смертельные для экономики санкции, окажемся в компании страны-изгоя, а уже все это быстро приговорит внутреннюю стабильность к новому Кантару. Мы видели, в какой вопиющей изоляции была российская делегация на днях на саммите G20, на котором, кстати, было принято заявление с осуждением войны, развязанной Путиным. Ну, и самый последний риск от ввязывания в «специальную военную операцию» - это вовлечение в прямое военное столкновение с НАТО. Попадание ракет – неважно российских или украинских – на территорию Польши едва не спровоцировало на этой неделе открытое противостояние России со всем Североатлантическим альянсом, фактически, ядерную войну. И только нежелание НАТО переводить конфликт с Россией в этот формат (их устраивает то, что россияне лишаются военной мощи, хороня ее в Украине) временно снизило напряжение и риск, но если завтра в Польшу, Румынию или Венгрию попадут новые ракеты? Часы Судного дня с 2020 года показывают самое близкое к «полуночи» (так обозначается риск начала глобальной ядерной войны) за всю историю этого мрачного наблюдения, превышая даже время Карибского кризиса. Сейчас на этих часах без одной минуты сорока секунд полночь.

И вот на этом фоне кремлевская пропаганда продолжает линию на давление на союзников по ОДКБ, укоряя за то, что они не прислали свои войска в Украину на помощь РФ. Вот, что говорил Соловьев всего пару дней назад: «Ну, смотрите: фрагменты ракет падают. Да, два человека погибло. Как правильно пишет Маргарита Симоновна [Симоньян], ну че, у вас теперь свой Белгород (в районе этого города все чаще происходят перестрелки и обстрелы с началом войны в Украине – «ДН»)? Да, нет, они за «свой Белгород» пожестче разбираются. Они уже все собирают (в рамках НАТО – «ДН»). Ребята! Сейчас-то НАТО начнет «играться». Ну, че – объявит нам войну? Ну, хорошо, дальше у нас шесть тысяч [ядерных] боеголовок наконец-то приступают к действиям. Они что нам показывают? Они показывают, что если что-то падает на их территории, то сразу – «вот»? А вот нашу территорию во всю обстреливают. А на нашей территории находятся нацистские вражеские войска. И чего? ОДКБ что-нибудь сказало? ОДКБ – вы кто? Я, кстати, считаю, что нашей стране надо обратиться к ОДКБ. Посмотреть на реакцию этих замечательных стран, которые умудрились, я по-другому даже не скажу, воздержаться от голосования [в ГА ООН] по резолюции, призывающей конфисковать деньги России. Они воздержались! Сидящие на разных формах зависимости от России. Вот натовцы все выстроились в ряд, смотрят на Байдена обожающими глазами. А у нас Китай проголосовал против этой резолюции, а у нас что – Армения, страны Средней Азии, как проголосовали? Воздержались».

Конечно, есть вероятность того, что это просто господину Соловьеву нужно чем-то заполнять эфир и он гонит туда отсебятину, однако, шанс на это чрезвычайно мал – пропагандисты обычно четко работают по «кремлевским методичкам», спускаемым из путинской администрации инструкциям, как представлять те или иные темы, какие из них вообще давать в эфир, а какие – нет. И в этом плане особенно важно сейчас, чтобы казахстанская общественность в уязвимое для властей время – перед выборами – постоянно требовала твердых обещаний ни в какие военные авантюры не лезть. Хотя это, конечно, слабая гарантия – тут у нас вначале обещают не менять президентские сроки, потом конституцию править только на референдуме, а потом – бац! – и на ходу вновь переписывают количество и длину срока президентского правления безо всяких народных волеизъявлений. Так, что риск втягивания Казахстана в украинскую авантюру Кремля будет оставаться высочайшим, пока этот конфликт не закончится на поле битвы или за столом переговоров. И тут нашими главными союзниками становятся разочарованные в неэффективности ОДКБ Армения, а также периодически воюющие Таджикистан и Кыргызстан, которые явно не смогут или не захотят отправлять свои контингенты на чужую войну. Под их прикрытием нас может пронести мимо этой беды. А может и не пронести…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...