ОДКБ, как угроза | Деловая неделя
16 октября 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

ОДКБ, как угроза

06.10.2022 16:33:45
№: 36 (1486)

Безопасности Казахстана

Если вы идете сквозь ад – идите, не останавливаясь.

Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании

НА ЭТОЙ неделе Россия официально аннексировала сразу четыре области Украины – Донецкую, Луганскую, Запорожскую и Херсонскую – при этом даже со своей стороны она не может теперь сказать, где (опять же по ее мнению) будет проходить западная граница их страны. Оно и понятно – на этой территории идет довольно успешное контрнаступление украинских войск, которые практически полностью очистили от захватчиков Харьковскую область, удерживают 40% Донецкой, областной центр Запорожья и теперь уверенно продвигаются к Херсону. После акта аннексии в интернете появилось некое письмо, подписанное экс-президентом РФ Медведевым (сейчас он занимает должность в Совете безопасности при Путине), в котором от ОДКБ (то есть от участников этой организации) требуется отправка солдат на украинский фронт. Вскоре после этого Астана официально заявила, что никуда наших солдат отправлять не собирается («Вопрос участия ОДКБ в зоне российско-украинского конфликта в повестке не стоит»). В Кремле письмо-обращение в ОДКБ опровергли, но нашли другой повод высказать Казахстану свое крайне негативное отношение к его позиции по поводу Украины. Правда, официальным поводом стало то, что в нашу страну вернулся посол Украины, недавно неполиткорректно высказавшийся в адрес россиян. В этой ситуации неожиданно последовательно отреагировал наш МИД, возможно впервые в истории ответив россиянам на откровенную грубость. Однако, этого мало: сегодня Казахстан должен быть готов к втягиванию как минимум в огромный гуманитарный кризис и защите своей безопасности и интересов самых жестким способом.

После аннексии украинской территории, произведенной Россией, ситуация окончательно зашла в тупик – теперь Киев официально отказался вести с Москвой любые переговоры о мире, поскольку Кремль прямо заявил, что не намерен отыгрывать назад нарушение территориальной целостности Украины. Естественно, украинское руководство просто не вправе обсуждать какой-либо вариант отчуждения своей территории, так что все мирные инициативы сейчас утратили какую-либо актуальность. Конфликт будет иметь только военное решение, и, если и будет подписан какой-то мирный договор, то только по итогам очевидного военного поражения одной из сторон. Попытавшийся было сыграть роль «международного человек-миротворца» Илон Маск встретил полное непонимание со стороны западной и украинской аудитории, поставив вопрос о том, что ради мира Украина могла бы признать переход какой-то части своей территории России. Плюс к радикализации конфликта он продолжил выходить за пределы только двух стран, открыто участвующих в нем. Речь идет о волнах беженцев уже не из Украины в Европу, а из России – в Казахстан, Грузию, Монголию и Финляндию. Технически, бегущие от санкций и от призыва в армию россияне – не беженцы, но фактически это добровольно переместившиеся в другие страны лица, уходящие от бед, принесенных началом военных действий.

То, что Казахстан пока стал больше перевалочным пунктом, чем точкой конечного размещения для россиян, явление скорее всего временное. Каждая следующая волна россиян, пересекающих наши границы, менее обеспечена в финансовом плане. Если первые две волны «всего лишь» задрали цены на аренду недвижимости, создали определенные сложности в работе центров обслуживания населения и заторы на наземных пограничных пунктах, из-за которых пострадали и наши граждане, то следующие волны могут оказать на порядок более дестабилизирующее влияние на нашу страну. Если россияне так и будут нести военные поражения от украинцев, то «частичный» призыв очень быстро станет «массовым» и даже «тотальным», что приведет к еще большему оттоку населения из России. Плюс это, несомненно, начнет оказывать дестабилизирующее влияние на экономику этой страны, погружая ее в кадровый кризис. Один мини-кризис уже, похоже, начался – в России резко вырос дефицит медицинских работников. Одних, видимо, призвали в первой волне, другие, видимо, быстро решили покинуть свою страну. В Казахстане были зафиксированы даже объявления о намерении некоторых частных медицинских организаций нанимать или формировать рабочие коллективы именно из медиков-россиян. В самой России недостаток медиков пока заметен по резкому росту объявлений об их найме.

Далее, если россияне так и не смогут остановить наступление украинцев, то применение тактического ядерного оружия Россией может стать не теоретической опасностью, а просто вопросом времени. А дальше будет ответ – может быть и не сокрушительный – сразу по всей территории РФ, но как минимум соответствующий. Например, бывший американский командующий в Афганистане, генерал Петреус, предположил, что ответным шагом может стать уничтожение российского Черноморского флота. Для нас это все может означать резкое увеличение числа тех, кто захочет покинуть потенциальные территории нанесения ответных ударов, и это будут уже не мужчины, едущие дальше, а семьи с детьми, стариками, которые уже не будут искать квартиры, для них придется разбивать лагеря, ставить палатки, кормить, обслуживать. Готовы ли наши власти к тому, чтобы границу перешли уже не 100-200 тысяч человек, а миллион, а два?

Соразмерно неудачам на фронтах украинской войны ожесточается и тон российской дипломатии. Инцидент вокруг посла Украины, который вернулся в Казахстан после скандала с его высказыванием против русских (хотя очевидно, что он говорил не про народ, а про вторгшихся в его страну вооруженных солдат), раздутый Москвой до вызова нашего посла в Москве в их МИД, сопровождался откровенно неуважительной репликой некрасивого лица российской дипломатии Захаровой. По ее словам, ситуация с возвращением Врублевского «вызывает возмущение» Кремля. «К глубочайшему сожалению, заверения о том, что этот бандеровский эмиссар «никогда не вернется» в Астану, не выполнены. Данный персонаж вновь объявился в столице Казахстана, причем явно не для того, чтобы «просто собрать вещи и забрать семью». Не таясь, он посещает дипломатические приемы в качестве главы дипмиссии. Ввиду вышеуказанных обстоятельств 4 октября с.г. в МИД России был вызван посол Республики Казахстан Е.Б.Кошербаев, которому было заявлено о категорической неприемлемости подобной ситуации. Рассчитываем, что казахстанская сторона, следуя не только духу союзнических отношений с Россией, но и букве собственного законодательства (статья 174 Уголовного кодекса Республики Казахстан предусматривает до 7 лет лишения свободы за разжигание национальной розни), не станет идти на поводу у неонацистского режима в Киеве и примет меры к скорейшей окончательной высылке этого одиозного националиста», - заявила она.

Тут уже Астана не выдержала, и тоже вызвала посла РФ в РК в МИД для беседы. Как заявил официальный представитель министерства иностранных дел РК Айбек Смадияров, у нас с Киевом уже есть договоренности о замене посла, но «комментарий официального представителя министерства иностранных дел России Марии Захаровой диссонирует с характером союзнических взаимоотношений Казахстана и России как равноправных стратегических партнеров». По словам казахстанских дипломатов, с послом России Алексеем Бородавкиным в министерстве иностранных дел РК, был проведен «серьезный разговор». «Обсудили высказывание официального представителя министерства иностранных дел Российской Федерации Марии Захаровой, которое не соответствует духу равноправного стратегического партнерства. Разговор был довольно жесткий», - сказали в МИД РК. Это первая громкая размолвка Астаны и Москвы по вопросу Украины, до этого Кремль делал вид, что в целом уважает позицию Казахстана, который стоит на принципе неделимости и территориальной целостности Украины. Теперь же, когда наша страна четко заявила, что «зона ответственности ОДКБ четко очерчена международно-признанными территориями государств-членов организации, и коллективная безопасность обеспечивается в пределах этих территорий», это, видимо, воспринято в Кремле, как открытое свидетельство нежелания Казахстана фактически участвовать в пророссийском военном блоке. Как известно, на настоящий момент никто не признает правомочность российских референдумов и изменение границ России, включая ООН, а значит, в данный момент и Казахстан де-факто высказался в сторону непризнания аннексии украинской территории. Если раньше тот же Токаев уклончиво говорил про признание или непризнание Крыма российской территорией («Аннексия – это слишком тяжелое слово применительно к Крыму…»), то теперь сама ситуация требует жестко следовать принципам территориальной целостности, чтобы не быть вовлеченными в войну, которая в любой момент может статья ядерной.

Более того, поскольку все это происходит у нас на фоне выборов, то игнорировать данную тему, посылая четкий сигнал, что первым приоритетом главы государства должна стать забота о безопасности нашей страны, не может не один реальный кандидат в президенты. А с учетом того, как скоро события развиваются, и как скоро на наших границах могут возникнуть новые толпы бегущих от войны, именно жесткая позиция по этому вопросу должна стать основным вопросом предвыборной повестки. Этот вопрос может стать самым настоящим триггером грядущих выборов, поскольку неподготовленность нашей страны в этих вопросах способна вызвать самые печальные последствия – от межэтнических столкновений до социально-экономического кризиса. Соответственно, больше всех симпатий электората может собрать именно тот, кто будет предлагать детальное и последовательное решение этих вопросов, вплоть до заморозки участия страны в ОДКБ, полного закрытия КПП на северных рубежах и обращения в ООН и альтернативные РФ адресаты за помощью в обеспечении безопасности наших границ и размещения потенциальных беженцев. Ну, а те кандидаты, кто будет игнорировать эту проблему, стремясь соблюсти политесы или продолжая играть в дипломатию там, где этот язык уже не понимают, рискуют просто проиграть. Главное, чтобы с ними не проиграла вся страна…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...