Октябрьская ли революция | Деловая неделя
11 декабря 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Октябрьская ли революция

Свершилась в Кыргызстане?

09.10.2020 10:15:36
№: 34(1391)
Свершилась в Кыргызстане?

 Жылдыз АЛИЕВА, БИШКЕК

 НЕСМОТРЯ на неожиданно легко павший на этой неделе перед протестантами бишкекский Белый дом и стены тюрем, в Кыргызстане все еще может сложиться так, что действующий глава государства Сооронбай Жээнбеков отделается лишь испугом и продолжит руководить страной. Теперь все решает два фактора - вмешательство со стороны и договорятся ли между собой те, кто брал штурмом правительственные здания ночью 6 октября. Пока же глава Кыргызской республики скрывается в неизвестном месте, заверяя через свою пресс-службу, что Бишкек он не покидал.

Жылдыз АЛИЕВА, БИШКЕК

НЕСМОТРЯ на неожиданно легко павший на этой неделе перед протестантами бишкекский Белый дом и стены тюрем, в Кыргызстане все еще может сложиться так, что действующий глава государства Сооронбай Жээнбеков отделается лишь испугом и продолжит руководить страной. Теперь все решает два фактора - вмешательство со стороны и договорятся ли между собой те, кто брал штурмом правительственные здания ночью 6 октября. Пока же глава Кыргызской республики скрывается в неизвестном месте, заверяя через свою пресс-службу, что Бишкек он не покидал.

Начнем с того, что стало причиной такого бунта/революции - парламентских выборов. Предварительные опросы показывали, что примерно 15% избирателей готовились голосовать «против всех». Более двадцати процентов набирали две провластные партии (читайте - проекты клана действующего главы государства и его сватов) «Мекеним Кыргызстан» (МК) и «Биримдик». В первой рулили сваты Жээнбековых - Матраимовы, а во второй - ставленники самой президентской семьи. В своей основе они представляли самые крупные и богатые кланы Юга, с небольшим добавлением представителей Севера и национальных диаспор. Стоит ли говорить, что весь административный ресурс был брошен на прохождение этих двух партий? Остальные политические объединения остались просто «на подхвате» и с самого начала боролись лишь за третье место. Ожидалось прохождение в жогорку кенеш четырех, ну, максимум, семи политических организаций. В последнее верили только самые отчаянные оптимисты.

За сутки до «дня тишины» в Оше был задержан агитатор партии «Мекеним Кыргызстан» с суммой почти в четыре тысячи долларов, расфасованных в конверты. Все зашептались, станет ли это поводом для снятия «МК» с выборной гонки или аннулирования итогов голосования. Но на политическом Олимпе царило молчание. В день выборов все пошло по заранее запланированному сценарию. Глава государства Сооронбай Жээнбеков проголосовал с соблюдением всех медицинских требований и пообещал «честные и прозрачные выборы». Социальные сети, наоборот, были полны всякого рода видео о нарушениях, на которые избирательные комиссии и Центризбирком Кыргызстана особо не реагировали. Молодые пользователи интернета, естественно, возмущались.

Стало ясно, каков будет окончательный итог, когда пошли первые промежуточные результаты на основе данных автоматических урн для голосования. На первое место сразу выбралась матраимовская «Мекеним Кыргызстан», а жээнбековская «Биримдик» уступала ей лишь около половины процента. Вместо ожидавшихся в графе «против всех» 15% показали лишь 2%. Так резко люди передумали или агитаторы с хрустящими купюрами постарались? А может, все дело было в методике подсчета голосов?

Чтобы пройти в состав законодательного органа Кыргызстана, партиям нужно было преодолеть 7-процентный порог. К вечеру воскресенья 4 октября, этот показатель был зафиксирован лишь у четырех партий - к вышеуказанным партиям присоединились партии «Кыргызстан» и «Бутун Кыргызстан» (БК). На пороге были «Мекенчил» и «Реформа». Последняя - проект прозападных неправительственных организаций (НПО), сделавшая ставку на молодежь. Были и интересные моменты, ярко отображающие местные особенности. В Кара-Кульджинском районе Ошской области, откуда родом Жээнбековы, за «Биримдик» на некоторых участках сия партия получила все 100% голосов! Не отставал и «МК», такие же результаты были ею продемонстрированы теперь уже в Кара-Суйском районе Ошской области - на малой родине Матраимовых.

Утром, в понедельник 5 октября, пошли данные ручного пересчета голосов. Ожидаемо-неожиданно произошла «смена лидера» - на первое место вырвался «Биримдик». У «Биримдика» при пересчете на кресла в ЖК получалось 41 место, а у «Мекеним Кыргызстан» - 40. В тройке железно был и «Кыргызстан», в которой собрались провластные олигархи, которым в принципе, все равно, кто президент в стране. Зато перестал дотягивать до заветного порога «Бутун Кыргызстан», чей лидер Адахан Мадумаров также начал заявлять, что это нечестно и выборы итогов необходимо пересмотреть. Зато ближе к жогорку кенешу стали «Мекенчил» и «Реформа». Образно говоря, власти, руками Центризбиркома «подвесили» на пороге прохождения в парламент сразу несколько партий, вынудив их лидеров пойти на закулисные торги. Последним это очень не понравилось. И примерно с 11 вечера воскресенья стали звучать первые призывы выходить на митинги протеста, с требованием полностью аннулировать итоги выборов.

Ни глава государства, ни правительство, ни ЦИК Кыргызстана не реагировали на эти заявления. Примерно с 14.00 на центральной площади «Ала-Тоо» стала собираться более-менее серьезная толпа в 3-5 тысяч человек. Люди продолжали прибывать до самого вечера. К сумеркам их собралось более восьми тысяч. Власти в ответ подтянули к Дому правительства не менее трех тысяч сотрудников милиции с водометами, спецтехникой и вооруженных ружьями для стрельбы резиновыми пулями.

В ходе митинга ее участники периодически устраивали потасовки между собой - за право держать речь. Звучали призывы не поддаваться провокациям. Примерно в 17.30 бишкекчане стали собирать деньги на еду и воду для митингующих. Собрали почти 800 долларов и гонцы быстро доставили бутылки с водой и сэндвичами на площадь. Провизия была поделена по-братски между собравшимися. К месту событий уже прибыли лидеры 12 партий из 16, участвовавших в парламентских выборах. Все они решили объединиться с требованиями отменить итоги голосования и провести новые выборы. Тем временем, за закрытыми дверями своей резиденции глава государства Жээнбеков проводил встречу с делегацией наблюдателей СНГ, ожидаемо признавшей выборы чистыми, и прозрачными. Мол, даже зафиксированные мелкие нарушения не могли влиять на выбор граждан. Примерно в этом же ключе было оглашено послание от правительства США, где неожиданно также признали выборы чистыми. Однако, собравшихся на площади все это не слишком впечатлило.

Далее, примерно в 19.00-19.15 один из лидеров партии «Замандаш» и глава Госслужбы исполнения наказаний (ГСИН КР) Мелис Турганбаев призвал штурмовать Белый дом, если по прошествии двух часов власти не проявят реакции на требования митингующих. За эти слова его выгнали с трибуны, как провокатора. Однако, его призывы подействовали на группу молодых людей. Они примерно через полчаса тоже стали кричать и предлагать брать Дом правительства штурмом. Несмотря на попытки более опытных и умудренных лидеров партий, представляющих примерно половину митингующих, вторая половина протестантов, среди которых были замечены и выпившие граждане, опять двинулась к ограде Дома правительства. Не мешкая, молодежь полезла через стену, что и стало поводом для открытия огня милицией с применением слезоточивого газа и свето-шумовых гранат. Лидеров партий, в своем большинстве, как ветром сдуло с линии огня. Остались лишь немногие. Впрочем, с площади побежали и простые демонстранты, за которыми погнались «космонавты» - одетые в штурмовые «доспехи» сотрудники МВД. Однако, в погоне за недовольными они довольно быстро утратили пыл и перевес, рассредоточившись в переулках и дворах по трем основным направлениям отступления протестантов. Закрываясь щитами, закованные в пластиковые латы, они чуть ли не в упор расстреливали митингующих резиновыми пулями и гранатами с газом. Была подогнана парочка водометов.

Но все это вызвало лишь резкую и жесткую реакцию молодежи. Люди стали ломать брусчатку, и, что странно, на путях их отхода появились кучи булыжников, неизвестно кем подвезенных. Все это активно пошло в ход. А разбредшиеся по дворам и улочкам милиционеры довольно быстро превратились из охотников в добычу.

В интернете появились прямые эфиры в социальных сетях с мест событий, на которых видно, как вначале одни бегают за другими, а потом они меняются ролями. Власти в ответ заглушили связь в центре Бишкека. Тогда по соцсетям немедленно пошли призывы к жителям центральных кварталов убрать пароли с домашних wi-fi, чтобы митингующие могли связываться друг с другом и призывать о помощи. Горожане сами вывозили раненных, скидывали протестантам воду и средства первичной медицинской помощи, чтобы они могли протереть глаза, пораженные слезоточивым газом, и замотать раны. По периферии столкновений появились группы добровольцев, которые оказывали первичную медпомощь. Примерно через час этих «кошек-мышек» по городу один из отрядов милиции прекратил огонь и объявил о «переходе на сторону народа». Пока шло братание, подошла еще одна группа митингующих и, не разобравшись в ситуации, забросала этот отряд милиции камнями. Однако, начало было положено, боевой дух сотрудников МВД, которые тоже увидели капитуляцию коллег по прямым эфирам в соцсетях, окончательно упал. Да, и силовики, которые также не получили свои доплаты за время карантина (как и медики), тоже откровенно «не рвались» в бой.

Видимо, все это, плюс ранее проведенная работа отдельными партиями и НПО по психологической обработке сотрудников правоохранительных органов с призывами не защищать действующую власть, принесла свои плоды. Милиционерам просто напомнили, что власти «кинули» их по выплатам за период пандемии, когда правоохранители сутками на пролет поддерживали карантинный режим. При этом, много кто из них заболел и даже скончался. А теперь, после всех этих перипетий, власти вновь бросают их «на баррикады» - против своего же населения. Так или иначе, но все в ту ночь было окончено буквально за 4-5 часов. К двум часам ночи 6 октября силовики просто перестали сопротивляться. В ответ их часто били, где могли: обессиленные в тяжелых «доспехах» отряды были рассеяны и милиционерам приходилось чуть ли не по одиночке или небольшими группами вырываться из окружения. При этом их защитная амуниция была только во вред - сковывала движения, а от оплеух защищала мало. Часть митингующих их даже в итоге начала спасать, не давая самым жестоким своим коллегам убивать их голыми руками.

Ну, а как только милиция прекратила свое сопротивление, примерно два-три десятка джипов вырвались из здания Дома правительства, и рванули за пределы города. Большая вереница роскошных машин двинулась и в стороны границы с Казахстаном, где их быстро заметили среди грузовиков, стоящих в ожидании пропуска на территорию соседней страны. В соцсетях даже шутили, гадая, сколько беглецам пришлось «давать на лапу» пограничникам Казахстана, чтобы сбежать из собственной страны, где они еще вчера были полновластными хозяевами. Куда делся президент Жээнбеков, неизвестно, по некоторым данным, он еще до двух ночи сидел в своем кабинете и «вел консультации» с лидерами политических партий, чтобы найти «выход из кризиса» (спойлер - не нашел). Затем, он, очевидно, покинул Белый дом по подземному ходу в сторону исторического музея (который охранялся также усиленно, как и правительственные здания), и затем скрылся из вида так, что и спустя несколько дней никто не знает, где он.

В три ночи появились сведения, что Белый дом взят. На видео из прямых эфиров в соцсетях было видно, что запылали несколько кабинетов на верхних этажах. Сложно сказать, чьих рук это дело - штурмующих или защитников. Зато в зале заседаний начался погром - люди рвали портреты Жээнбекова, раскидывали бумаги и фотографировались в кресле главы государства. Лишь под утро появились добровольцы-дружинники, наспех собранные из столичной молодежи, которая прекратила разграбление правительственной резиденции. С утра волонтеры навели порядок и на прилегающей к комплексу Белого дома площади Ала-Тоо под холодным моросящим дождем. В других районах тоже стали появляться отряды добровольцев, призванных охранять порядок и имущество горожан от мародеров, которые начали появляться к вечеру первого дня безвластия.

Последний термин, наверное, самый точный. В отличие от прошлых революций, в ходе которых очень быстро формировался какой-то костяк управления, вроде Временного правительства, в этот раз никакого единения противников фактически свергнутого президента не произошло. По традиции были освобождены арестованные и осужденные «политические узники», которые в своем большинстве лишились свободы еще во времена четвертого президента Алмазбека Атамбаева. Кстати, вызволили и его. Несколько сотен человек подошли к зданию Госкомитета нацбезопасности. Они выломали ворота и потребовали освобождения нескольких арестантов. Что удивительно, чекисты без сопротивления освободили всех, за кого «попросили».

В итоге, на свободе оказались кроме самого Атамбаева еще и все его окружение, арестованное и осужденное уже при Жээнбекове, который тоже был в прошлом протеже Алмазбека Шаршеновича, но вышел из, под контроля «шефа», после того, как стал президентом. А постаревший от переживаний Атамбаев сразу же поехал в свой старый офис «Форум». Его помощник и соратник Сапар Исаков, уже этапированный в колонию, тоже оказался на свободе. Наутро, правда, было заявлено, что освобождение произошло по решению судов, а не по воле масс, но понять, как ночью суд мог принять такое решение довольно сложно. Одновременно с ними на свободе оказался и осужденный по указанию Атамбаева Садыр Жапаров. За несколько ночных часов Верховный суд Кыргызстана и его реабилитировал. Жапарова немедленно объявили премьер-министром (позднее оказалось, что за это заочно проголосовали даже сторонники Жээнбекова в жогорку кенеше), так как за прошедшие после падения Белого дома часы в отставку ушло правительство и ряд глав областных администраций. Позднее премьерами себя объявят еще несколько революционных лидеров, по несколько альтернативных кандидатов появилось на стихийно освобожденные должности генпрокурора и силовых министров. Ясность мог бы внести не до конца разогнанный парламент, но его депутаты собираются чуть ли не на конспиративных квартирах и пока никаких особых решений принять не смогли. Не хватает то ли кворума, то ли договороспособности.

К чему же привела «третья кыргызская революция»? Самое главное, что Сооронбай Жээнбеков формально все еще остается главой государства. Его точное местонахождение неизвестно. Остатки парламента не могут набрать кворум, чтобы начать процедуру импичмента. Да и, судя по всему, не все из депутатов горят желанием пойти на такой шаг. Большая их часть, видимо, в новый состав ЖК не пройдет. ЦИК отменил результаты прошедших выборов, а на новых МК и «Биримдик», как и лояльные к Жээнбекову депутаты, наверное, участвовать уже не смогут. Объявивший себя вместо подавшего в отставку главы правительства Кубатбека Боронова Садыр Жапаров и вовсе предложил «дать доработать на своем посту Жээнбекову, чтобы страна вернулась в правовое русло». Другие революционеры, например сторонники прозападной партии «Реформа» продолжают требовать полную люстрацию, чтобы «выкинуть из власти всех чиновников и политиков, запятнавших себя» ранее. Из подавших на утро падения Белого дома в отставку нескольких губернаторов двое уже передумали и вернулись на свои места - «по требованию местных жителей». Почти все государственные органы возобновили работу, кроме силовиков, из-за чего в первые ночи после «октябрьской революции» отбивать атаки мародеров на бутики и торговые центры пришлось вновь силами добровольных народных дружин.

Открытым остается вопрос по формированию правительства и назначению новых выборов. Из-за отсутствия единства «революционеров» неясно, кто должен будет обеспечивать эту процедуру в качестве политического руководства. В итоге такой вакуум во власти может привести к тривиальному концу «третьей революции» и Жээнбеков даже «всплывет» обратно и сможет остаться на своем посту. Как минимум до перевыборов. Дальше заглядывать трудно: ведь на свободе его «заклятый друг» и предшественник на посту президента Алмазбек Атамбаев. Но и тому расслабляться нельзя, ведь на свободе и те люди, кого сажал он сам, как Жапарова. В итоге, похоже, произошла не смена власти, а просто ее полное устранение из общественной жизни. Сколько продлится такая анархия, и чем это закончится, сказать не может сегодня, наверное, никто…

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...