Онлайн не в сети | Деловая неделя
23 октября 2020 | выходит по пятницам | c 1992 года

Онлайн не в сети

Школы точно не откроют в первой четверти

11.09.2020 09:34:26
№: 30(1387)
Школы точно не откроют в первой четверти
«ДН»
ВСЛЕД за общественной критикой качества онлайн-образования, установленного государством на первую четверть начавшегося учебного года, с неожиданно жесткой критикой исполнительной власти выступили депутаты мажилиса парламента РК. Они призвали проверить освоение средств, выделенных из бюджета на цифровизацию и образование. В ответ чиновники ведомств, ответственных за происходящее, выступили с заявлением, что все проблемы скоро разрешатся, лишних денег никто не тратил, и первую четверть придется доучиваться в таком формате, хотим мы этого или нет. Редкий случай, когда депутаты не стесняются в выражениях, говоря о том, что обучение-онлайн, фактически, сорвано, а чиновники едва ли не обвиняют их во лжи. За всем этим было бы еще интереснее наблюдать, если бы интернет так не тормозил…

«ДН»

ВСЛЕД за общественной критикой качества онлайн-образования, установленного государством на первую четверть начавшегося учебного года, с неожиданно жесткой критикой исполнительной власти выступили депутаты мажилиса парламента РК. Они призвали проверить освоение средств, выделенных из бюджета на цифровизацию и образование. В ответ чиновники ведомств, ответственных за происходящее, выступили с заявлением, что все проблемы скоро разрешатся, лишних денег никто не тратил, и первую четверть придется доучиваться в таком формате, хотим мы этого или нет. Редкий случай, когда депутаты не стесняются в выражениях, говоря о том, что обучение-онлайн, фактически, сорвано, а чиновники едва ли не обвиняют их во лжи. За всем этим было бы еще интереснее наблюдать, если бы интернет так не тормозил…

С момента начала нового учебного года прошло только 10 дней, а под онлайн-петицией, размещенной на сайте citizengo.org, уже подписались десятки тысяч человек (порядка 24 тысячи - на начало этой недели). «Мы, родители казахстанских детей, настаиваем на том, чтобы право наших детей на среднее образование, закрепленное 30-ой статьей Конституции РК, было обеспечено в полном объеме - по всем без исключения дисциплинам при непосредственном, личном участии профессиональных педагогов. Школьное образование должно быть очным, живым и натуральным, оно не должно быть заменено цифровым суррогатом», - пишут авторы текста, указывая на то, что текущий формат образования через интернет и по ТВ их не устраивает. Они также отмечают, что ослабление общего уровня образования вызывает социальную напряженность, так как заставляет более менее зажиточные семьи нанимать своим детям дополнительно репетиторов, чего остальные казахстанцы себе позволить никак не могут. Фотографии, на которых видно, что дети сидят на крышах своих домов, чтобы «поймать» сигнал интернета и не пропускать занятия, на минувшей неделе разошлись по казахстанским сегментам социальных сетей, и стали печальными «мемами», символами качества онлайн-школы по-казахстански.

В среду возмущение родителей было поддержано в мажилисе, где целый ряд депутатов выступили с жесткой критикой ведомств, ответственных за учебный процесс. Депутат от фракции «Ак жол» Дания Еспаева, фактически, обвинила чиновников в обмане по поводу готовности к первой четверти. «Фракция «Акжол» неоднократно обращала внимание министерства образования и правительства на неудовлетворительное состояние цифровизации в образовании, отсутствие устойчивого интернета во многих школах, провалы в реализации образовательных проектов. Недоработки в сфере информатизации образования особенно болезненно отразились в период ЧП в связи с коронавирусом, когда при переходе на дистанционное обучение фактически без уроков остались тысячи детей. Выяснилось, что все наши предыдущие сигналы об отсутствии интернета в тысячах сел и аулов, о недостатке технического оснащения школ, об унизительных лазаниях родителей и учителей на крыши и деревья - правда, а бодрые ответы чиновников - не правда», - сказала она, озвучивая депутатский запрос на имя премьер-министра.

Депутат перечислила многочисленные траты министерства в последние годы. «Но тогда куда ушли выделенные государством средства? Это далеко не риторический, а вполне конкретный вопрос, который мы поставили в июле перед министром образования. Начиная с 2016 года в систему образования были направлены трансферты из республиканского бюджета на сумму около Т28 млрд., из них Т12 млрд. - на приобретение мультимедийного оборудования для 6152 школ, Т16,5 млрд. - на обеспечение скоростным интернетом 7160 школ и на подключение цифровых образовательных ресурсов.

В 2017 году по инициативе МОН привлечен займ Всемирного банка на сумму $67 млн. на проект модернизации среднего образования. Цель проекта - выравнивание качества образования между сельскими и городскими школами. Для чего было принято решение об оснащении 5 тыс. школ мультимедийным оборудованием. Планировалось, что все школы будут оснащены компьютерами и огртехникой, а главное - для всех школ с низкой скоростью интернета планировалась поставка оборудования для обеспечения устойчивой беспроводной связи», - отметила она.

Коллега Еспаевой депутат Джамиля Нурманбетова также заявила, что 30 млрд тенге потраченные на внедрение системы электронного обучения e-learning, ушли в трубу. «В целом, на мероприятия (по госпрограммам: «Информационной Казахстан 2020», «Цифровой Казахстан», развития образования - КазТАГ) за последние девять лет было выделено свыше Т72 млрд., из которых только Т30 млрд. потрачено на внедрение системы электронного обучения e-learning, которое можно считать безрезультативным», - сказала Нурманбетова. Ее выводы по поводу начала учебного года по удаленке, самые резкие: «Как показало начало 2020-2021 учебного года, фактически обучение школьников сорвано, несмотря на заявления министерств образования и науки (МОН) и цифрового развития инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП) о полной готовности семь казахстанских интернет платформ дистанционного обучения и замене ими международных площадок».

Представляя в мажилисе «Нур Отан», Нурманбетова, тем не менее, очень жестко охарактеризовала все аспекты реализации онлайн-образования. Так, она считает, что образовательные платформы в интернете просто не соответствуют требованиям информационной безопасности, а качественный контент обучения отсутствует. Указала она и на то, что «учебный процесс сопровождается постоянными сбоями». Вопиющий случай, когда онлайн урок был прерван демонстрацией порнографического содержания, стал известен по всей стране. Также депутат указала, что «фактическая скорость интернета, его наличие в отдаленных сельских и городских школах, не только далеки от учетных данных, но и в целом недостаточны для дистанционного обучения». «До сих пор свыше 55 тыс. школьников проживают в 835 селах без интернета и более 1 млн. учащихся - 30%, не имеет компьютеров», - сказала Нурманбетова, и предложила рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц за некачественную подготовку системы образования к началу 2020-2021 учебного года в формате дистанционного обучения.

Также г-жа Нурманбетова указала, что роль учителей и репетиторов пришлось брать на себя родителям школьников. Многим педагогам приходится брать на себя двойную нагрузку, так как в начальной школе учителя вынуждены вести двойную педагогическую нагрузку - проводить уроки дистанционно и в дежурном классе. «А какова атмосфера в тех семьях, где воспитывают трех и более школьников с одним компьютером? Или он вовсе отсутствует? Каково в итоге будет качество полученных знаний? Открытым остается вопрос и обратной связи между учеником и учителем. Кто может определить качество полученных учащимися знаний посредством WhatsApp, телевизионных уроков и действующих, а чаще недействующих, цифровых образовательных платформ?» - поставила вопросы ребром Джамиля Нурманбетова.

В правительстве вначале попытались просто обвинить депутатов во лжи. «Данные заявления не соответствуют действительности», - заявила вице-министр образования и науки Шолпан Каринова в среду. Она сказала, что «все школы готовы к дистанционному обучению», а критика «сводит на нет труд учителей». Однако, это вышло, видимо, не очень убедительно, так, как и на следующий день после выволочки в мажилисе совместный брифинг провели уже заместитель премьер-министра РК Ералы Тугжанов, министр здравоохранения Алексей Цой и министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.

Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов постарался дезавуировать вопросы по финансированию, но в итоге вновь пришел к тому, что обвинил депутатов во лжи. «Я хотел бы несколько слов сказать по поводу вопросов, которые вчера поднимались, и журналисты поднимали по поводу выделения финансовых средств на дистанционное обучение. Очень много разной информации на сегодняшний день муссируется в средствах массовой информации, кто-то говорит, что $70 млн. было выделено на дистанционное обучение. Я хочу сказать о том, что эта информация не соответствует действительности, потому что дистанционное обучение как таковое в принципе начало внедряться только в этом году, только начиная с апреля месяца и в целом, когда мы говорим о реализации дистанционного обучения в IV четверти текущего года, в IV четверти из бюджета именно на дистанционное обучение средства не выделялись», - заявил он.

Оправдываясь по поводу качества онлайн-обучения, он заявил: «Да, вопросы есть. Но наша задача сделать все, чтобы снижения качества образования не было. Мы по каждому ребенку будем проводить диагностику, чтобы потом возможные пробелы нагнать и устранить». Как это будет проведено технически - непонятно. Ведь в школу чиновники в этой четверти детей решили точно не пускать.

«Несмотря на установленные требования к школам для очного обучения, мы все это отлично понимаем, что, если их не соблюдать - не достигается цель по контролю за заболеваемостью коронавирусной инфекцией и при этом понимаем, что обеспечить их полное соблюдение в стенах школы задача достаточно сложная. Особенно детям младшей школы. Их достаточно сложно удержать на одном месте в течение длительного времени. Более того - концентрация большого количества детей в закрытых помещениях при несоблюдении установленных требований режима карантина имеет критический уровень риска, создающие угрозу распространения заболевания», - сказал министр здравоохранения Цой на этом же брифинге, обосновывая продолжение запрета на посещение образовательных учреждений. «Так, например если заболеет один ученик в классе, то весь класс и преподаватели уходят на 14 дневный карантин только по школе, а еще есть контакты по семье». «А если будет установлено, что заболевший контактировал сейчас с кем-то вне класса, то соответствуй карантин будет наложен и на этих лиц. Таким образом, даже при регистрации одного случая, высокий риск ухода на карантин классами, даже школами», - сказал глава медицинского ведомства.

«Данная мера временная. С 15 сентября по 15 октября мы проведем вакцинацию. Таким образом мы защитим уязвимое население и детское население, особенно часто болеющих детей от подъема ОРВИ, ГРИППа, чтобы не допустить наслоение заболевания ГРИППом и КВИ. Для нас это очень важно, поэтому 1 четверть мы предлагаем сохранить в дистанционном формате. В дальнейшем, когда мы изучим, какая у нас идет заболеваемость в организованных коллективах, мы вынесем данный вопрос на межведомственную комиссию и будем дополнительно рассматривать», - резюмировал он. Также Цой отметил, что с «1 сентября еще не прошел даже один инкубационный период - 14 дней, чтобы дать оценку ситуации с учетом онлайн, обучения в дежурных классах и школах численностью до 180 учащихся». Кроме того, «имеется негативный опыт, когда открывались дежурные группы в детских дошкольных учреждениях, и они закрывались в связи с регистрацией там КВИ».

«Не следует забывать и про ежегодный подъем заболеваемости острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа. До 70% заболеваемости ОРВИ и гриппом регистрируется среди детей до 14 лет. И дети, перенесшие ОРВИ и грипп, в силу снижения иммунитета, наиболее подвержены риску заражения и заболевания COVID-19», - отметил глава Минздрава.

Учитывая все эти вещи, ключевым остается обеспечение качественного доступа к интернету. Но пока министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин просто признал проблемы с качеством интернета и… предложил относиться к этому «с пониманием, поскольку инфраструктурные проекты невозможно реализовать за короткие сроки». «Сделали определенный сайт «Байланыс.бар», который позволяет фиксировать слабый сигнал интернета. Через этот сайт мы в базу данных министерства будем получать информацию, что в таком-то населенном пункте, такой-то геолокации зафиксирован слабый сигнал связи. Мы выдали лицензии операторам, и они обязаны предоставлять по определенным условиям качественную связь. За нами остается контроль качества», - сказал Багдат Мусин. Из его слов выходит, что это проблема окраин и регионов, но проблемы с качеством интернета испытывают и центральные районы крупнейших мегаполисов страны. Многие компании, чей бизнес прямо зависит от качественного доступа к Всемирной сети, испытывают многочисленные проблемы со связью именно после старта онлайн-обучения в школах. Судя по заявлениям чиновников, такая ситуация продлится, как минимум до конца октября, когда по заявлениям того же Минздрава, может начаться новая волна пандемии…

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...