Онлайн-разрядка | Деловая неделя
27 июля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Онлайн-разрядка

10.12.2021 09:48:51
№: 46 (1449)
Путин и Байден пообщались об Украине

«ДН»

ДВУХЧАСОВОЙ ОНЛАЙН-разговор между президентами России и США состоялся на этой неделе, 7 декабря. Владимир Путин и Джо Байден обсуждали в основном Украину, к границам которой опять начали собираться российские войска (что, собственно говоря, и стало причиной разговора). Российский лидер настаивал на том, чтобы получить договорные гарантии не расширения НАТО на восток, и, в частности, в сторону украинской территории. Американский лидер же предупредил Кремль о том, что если он вновь решит военным путем перекраивать границы в Восточной Европе, то США введут новые санкции против России. Основной итог переговоров пока заключается в том, что они имели место быть. Предполагается, что Путина должно устроить то, что Байден его услышал, а Байден должен быть доволен тем, что он передал российскому лидеру очередное китайское предупреждение по поводу того, что Украину трогать не нужно.

Незадолго до начала встречи разговоры об очередном увеличении группировки российских войск у границы с Украиной, вновь активизировались. Согласно информации издания The Washington Post, их даже удалось отследить и посчитать из космоса. В итоге военные аналитики пришли к выводу, что к вторжению готовы около 175 тысяч российских военных, с 70 тысячами солдат в первом эшелоне, развернутом в Крыму и на нескольких направлениях у границы Незалежной. Называлась даже возможная дата начала наступления – первые недели 2022 года. Серьезно воспринимали эти угрозы в Киеве, где было решено усилить свои восточные рубежи дополнительным контингентом в 92 тысячи солдат. The Washington Post и немецкая Bild даже опубликовали карты вторжения, которое должно затронуть около двух третей территории Украины. Россия все эти данные опровергала, утверждая, что «никогда не собиралась нападать на другие страны». Довольно странное заявление из уст тех, кто все-таки признал, что вводил войска в украинский Крым до того, как полуостров на референдуме проголосовал за вхождение в состав России. Теперь, после разговора Путина и Байдена, напряжение на границе, видимо, несколько снизиться, что дает повод злым языкам называть эти два часа общения «самым дорогим звонком по Скайпу», организовать который пришлось при помощи передислокации такого большого количества войск.

Для Путина, очевидно, основная задача при общении с Байденом заключалась в том, чтобы как-то гарантировать остановку передвижения войск блока НАТО к своим границам. Правда, пафос российской пропаганды о несокрушимых «красных линиях», которые начертила Москва по периметру за пределами своих границ по военной необходимости, несколько обесценивает география – на таком же расстоянии от российской столицы, как и Украина, находится Латвия, член НАТО с 2004 года. Россия уже граничит с такими странами НАТО, как Польша, Литва, Норвегия и Эстония. Исходя из этого ясно, что Кремль стремиться остановить продвижение конкурирующего альянса не из военных побуждений, а по причинам чисто политического свойства – защищая свою «сферу влияния». Однако, на этот счет Джо Байден предельно четко высказывался еще в 2009 году, будучи вице-президентом у Барака Обамы, обсуждая очередную попытку «перезагрузки» отношений с РФ, которая возможна лишь при условии соблюдения двух принципов: «Первый из них – никаких сфер влияния. Мы не потерпим этого и не будем в этом участвовать. И второй принцип – никакого права вето на возможность любого государства в любой части Европы или даже в любой части мира принимать собственные решения о том, в каких союзах или организациях ему состоять».

Впрочем, считать, что надежды Путина на какой-то компромисс в плане закрепления с американцами своей «сферы влияния» полностью обречены на неудачу, тоже было бы неправильно. И повод для этого дали сами же США, превратив свой запланированный уход из Афганистана в этом году в самое настоящее паническое бегство, Сайгон №2. После него Джо Байден также заявил о том, что Америка больше не будет стараться насаждать и продвигать демократию в мире военным путем: «Принятое по Афганистану решение касается не только Афганистана. Оно завершает эпоху крупных военных операций по перестройке других стран. Мы видели, как контртеррористическая миссия в Афганистане, целью которой было уничтожить террористов и предотвратить их атаки, превратилась в войну с партизанами и попытки построить нацию, создать демократический, цельный и единый Афганистан. Никто не делал это на протяжении многих веков афганской истории. И если мы откажемся от подобного мышления и размещений для этих целей масштабных военных контингентов, то это сделает нас сильнее и эффективнее, а также приведет к большей безопасности Соединенных Штатов». Естественно, такой подход воодушевляет и Кремль, и Пекин, который усилил свое давление на Тайвань, единственную территорию Китая, не перешедшую под контроль коммунистов даже после того, как «в родную гавань» вернулись Гонконг и Макао.

О чем конкретно договорились (хотя, скорее, проговорили) два президента, сейчас описывается в российских и американских СМИ буквально кардинально противоположно. Россияне подчеркивают, что «Байден отказался воевать за Украину», так как США «не рассматривают» возможность ввода своих войск в эту страну даже на фоне возможного вторжения России. В противоположность этому западные СМИ цитируют советника американского президента по национальной безопасности Джейка Салливана, который заявил, что Байден не только «не давал Путину обязательств, что Украина останется вне НАТО», но и, в случае вторжения российских войск, готов предоставить дополнительную военную помощь Украине «сверх того, что мы уже предоставляем» и разместить дополнительные силы на востоке Европы. «То, что мы не делали в 2014 году, мы готовы сделать сейчас», - заявил Салливан, имея в виду пассивную реакцию Запада на аннексию Крыма.

Со своей стороны Владимир Путин продолжает говорить о «беспокойстве» в связи с расширением НАТО, и даже готов отвечать на «провокационные» вопросы о возможности войны с братской славянской страной. «Это вопрос провокационный. Россия проводит миролюбивую внешнюю политику. Но она вправе обеспечивать свою безопасность. И мы это обсуждаем со всеми нашими партнерами, включая и вчерашнего моего собеседника президента США господина Байдена. Нас не может не беспокоить перспектива возможного принятия Украины в НАТО. Потому что за этим последует размещение там военных контингентов, баз и угрожающего нам оружия», — отмечает он.

Проблема для Кремля тут в том, что, даже настаивая на некоем документальном закреплении обещаний не продвигаться на восток со странами НАТО (на что они не готовы идти), он получит максимум бумагу, которая не будет стоить ничего. Как ничего не стоят сейчас Будапештские соглашения 1993 года, которые гарантировали безопасность и территориальную целостность Украины. Россия выступала одним из гарантов этих вещей, но затем полностью перечеркнула все это, введя войска и аннексировав украинский Крым. С таким отношением к международным договорам довольно странно, что Кремль сам пытается использовать их в отношениях с Западом. То ли он верит, что его договора гарантируются ядерным оружием, то ли надеется, что «западные партнеры» ведут себя порядочнее, чем сама Россия. Впрочем, и безо всякой ядерной войны Кремль может оказаться в «экономическом нокауте», если Вашингтон все же решит включить «калечащие санкции», вроде отключения России от системы международных переводов SWIFT.

Хуже всего в этой ситуации, правда, Украине, которая невольно стала полем для противостояния внешних игроков. Да, такова плата за ее решение развиваться по западному, демократическому сценарию, и далеко не все беды ее элиты накликали на себя сами. Однако, от этого положение объекта международной политики не становится проще. Страна продолжает метаться между различными политическими пристрастиями, ее лидеры постоянно вызывают разочарование избирателей, не ушла коррупция, кумовство, на Донбассе продолжают стрелять и никуда не исчезает «дамоклов меч» с Востока. Для нашей страны жизненно важно глубоко изучать уроки украинской политической реальности, чтобы постараться максимально избежать того, чтобы попасть в такую же ситуацию, когда судьбы страны решаются в каких-нибудь онлайн-переговорах кого угодно, только не ее собственных политиков.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...