ОПЕК почти не виден? | Деловая неделя
27 июля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

ОПЕК почти не виден?

13.03.2023 11:07:23
№: 10 (1506)

Политическая нестабильность в мире будет и дальше оказывать прямое воздействие на нефтяные цены

Юрий Сигов, Вашингтон

Как бы дальше не развивался конфликт между Россией и Украиной, и какие бы формы политического и санкционного давления не применял против Москвы коллективный Запад, очень многое будет зависеть от мирового уровня цен на энергоносители, и прежде всего нефть. При всей важности цен на другие виды сырья, продовольствие и энергоресурсы, котировки барреля нефти по-прежнему - ключевой фактор, который вынуждены будут принимать во внимание абсолютно все руководители государств. Даже если от нефтяных месторождений и разного рода трубопроводов они на солидном расстоянии расположены.

Понятное дело, что никакой «спокойной жизни» у цен на нефть быть не может покуда ведущие страны, добывающие сырье, участвуют в серьезнейших политических и военных конфликтах. В то же время бывали в мировой современной истории ситуации и с куда большим напряжением как в политике, так и военной сфере. И ведь ничего: нефтяные цены могли резко упасть, но потом довольно быстро возвращались к каким-то приемлемым для всех величинам.

Во многом подобному развитию событий способствовало наличие двух практически равновеликих рычагов регулирования: существование Организации стран-экспортеров нефти ОПЕК, и целого ряда государств, которые в эту структуру не входят. Но которые исходя их общемировых раскладов, балансируют свою добычу нефти в тех параметрах, которые позволяют международному нефтяному рынку все-таки довольно стабильно функционировать.

Соответственно какие-то резкие колебания нефтяных цен возможны, если что-то нервнопаралитическое происходит в рядах ОПЕК. Либо крупнейшие нефтедобытчики мира (по типу США, России, Мексики, Азербайджана, Канады, Норвегии и других) предпринимают какие-то кардинальные действия, которые существующий нефте-ценовой баланс нарушают. Вот и сейчас американские газеты (а это всегда принципиально - кто, и когда вбросил ту или иную новость в мировое информационное пространство) сенсационно сообщили, что якобы в рядах ОПЕК зреют раздоры, и поэтому цена на нефть уже к середине года может упасть до 40-42 долларов за баррель.

Смотрим на источник – оцениваем перспективы

Так вот ведущая американская газета, принадлежащая финансовым кругам Уолл-Стрита в Нью-Йорке, с большой обеспокоенностью сообщила о якобы имеющейся у нее информации насчет желания одного из ведущих нефте-экспортеров – Объединенных Арабских Эмиратов выйти из ОПЕК. И тем самым начать свою собственную ценовую игру, которая, во-первых, неизбежно подорвет единую позицию опековских членов. А, во-вторых, приведет к появлению еще одного ведущего нефтяного игрока, который перестанет подчиняться общепринятым правилам поведения, что сегодня как раз ОПЕК по большей части и обеспечивает.

Прежде всего, отмечу, что сообщения даже весьма уважаемых с виду газет и журналистов о том, что по тем или иным причинам ОПЕК либо вовсе распадется, либо кто-то важный из нее выйдет (кстати, могут ведь и новые члены там появиться) вбрасываются регулярно. Так вот когда подобная новость появляется в издании, финансируемом финансовыми кругами США, вполне вероятно, что задача подобной информации - напугать мировой рынок. Сбить цену на нефть сразу, и потом снизить ее как минимум на ближайшую перспективу.

Так вот сообщается, что якобы в правительстве ОАЭ зреют какие-то недовольства насчет единой политики ОПЕК и ее ключевого игрока – Саудовской Аравии. А поскольку это наносит ущерб финансовым интересам ОАЭ в связи с падением цен на нефть в мире, то вроде как и состоять в некой организации, где все подчиняются по сути дела одной стране – и это именно Саудовская Аравия, то с какой стати кто-то должен саудитам там подыгрывать?

Здесь хотел бы обратить внимание на два очень важных момента. Да, абсолютно все страны Персидского (Арабского) залива в какой-то степени конкуренты друг другу в том, что касается нефтяного экспорта. Все они живут на продаже нефти (плюс Катар - природного газа), и для всех них мировая цена на черное золото - важнейший источник стабильности как собственных экономик, так и поддержания социальной стабильности внутри собственных государств.

Между тем все первые лица (а это сплошь монархии) региона всегда, и по всем даже очень спорным вопросам находили общий язык. Для этого существует организация сотрудничества стран Персидского (Арабского) залива, проводятся ежегодно их саммиты, сами эмиры и султаны поддерживают регулярно личный контакт, включая и визиты в гости друг к другу. Поэтому раздувать якобы имеющиеся между ними «непримиримые разногласия» - дело чисто журналистское, но оно очень мало соответствует действительности.

Также интересны некие ссылки на то, что в правительстве ОАЭ есть некие разногласия по поводу того, оставаться ли стране в ОПЕК и соблюдать установленные ею квоты на добычу нефти, или выйти в свободное «нефтяное плавание». Чтобы самим поиграть в нефтяную рулетку, и повысить свои доходы от продажи черного золота на нефтяном рынке. Так вот и здесь уверен, что журналисты либо выполняют явный социальный заказ, либо очень слабо ориентируются в том, как функционирует система управления странами Залива и принятия там решений.

Могу заверить, что даже если в правительстве ОАЭ и есть какие-то разногласия, то об этом никто, никогда посторонний не узнает - и уж тем более журналисты американской ежедневной газеты. Если тот же президент ОАЭ будет склоняться к принятию важного решения о будущем членстве страны в ОПЕК, то он меньше всего будет с посторонними делиться подобной информацией. А гадать на кофейной гуще, и домысливать за арабских политиков верхнего эшелона - совершенно бессмысленное занятие.

Отнюдь не исключаю, что в Абу-Даби недовольны тем, что руководство ОПЕК, и особенно Саудовская Аравия не дают странам-членам этой организации наращивать свыше установленных квот нефтедобычу. У ОАЭ производственные мощности по добыче нынче не очень загружены, поэтому больше выбрасывать на мировой рынок своей нефти этой стране, по мнению ее руководства, никто, и ничто не должно мешать. Однако и преувеличивать не стоит какие-то цифры и ссылки, упоминаемые мировой печатью. Дело в том, что термины «котировки рухнули», «обвал цен» и прочие чисто журналистские приемы – банальное желание вызвать ажиотаж к публикации, по сути которой ничего именно обвально-рушащегося нет даже в помине.

Снижение же цен на нефть на 1-2 доллара за баррель, причем практически немедленное возвращение этих цен к первоначальным показателям - обычное для нефтяных бирж дело. Другой вопрос, что таким образом можно прощупать почву под прочностью самих договоренностей внутри ОПЕК, а также позиции ее ведущих стран членов, которым ведь высокие цены на нефть хочется сохранить.

К тому же главный потребитель нефти в мире – Соединенные Штаты имеют довольно приличные стратегические резервы нефти. Они ее и сами добывают, и из Канады все что захотят, получают, и с помощью давления на мировую политику и финансы могут фактически в любой момент очень сильно влиять на конъюнктуру мировых нефтяных цен. Так вот стратегические запасы нефти в США стабильно увеличиваются, и кто там, и что в рядах ОПЕК намерен делать - не такая уж мировая сенсация.

Конфликт между ОАЭ и Саудовской Аравией больше существует на страницах западной печати, чем на самом деле

На сегодняшний день в регионе Персидского (Арабского) залива сильную, и во многом независимую от внешнего влияния проводят по сути дела две страны – Саудовская Аравия и ОАЭ. Обе они - самые населенные, имеющие самые большие нефтяные запасы, управляемые весьма жесткими и продвинутыми лидерами, что потенциально делает их не совсем удобными и для американцев, и для европейцев. Соответственно западная пресса особенно в последние несколько месяцев пытается раздуть некий конфликт между этими двумя государствами, так и теми же первыми лицами, которые их возглавляют.

Да, определенная конкуренция из-за цен на нефть между ОАЭ и Саудовской Аравией существует. Как и негласное соперничество между саудовским наследным принцем Мухаммедом бен Салманом и президентом ОАЭ Мухаммадом бен Заейдом аль-Нахайяном – что вполне нормально и оправдано. Однако это вовсе не означает, что такая конкуренция обязательно должна привести к какой-то борьбе между ними. Как и вовсе ничего не значат ожидания того, что ОАЭ в качестве несогласия с позицией Саудовской Аравии в ОПЕК возьмут – и выйдут из этой организации.

Как и многие другие страны Залива, Саудовская Аравия и ОАЭ действительно жестко конкурируют за получение иностранных инвестиций – причем не только американских и европейских, но и китайских. Они хотели бы сами определять степень влияния на мировые нефтяные рынки. Плюс у них отличающиеся взгляды на продолжающуюся войну в соседнем Йемене, где саудовские и эмиратские войска не могут не первый год справиться с повстанцами-хуситами.

Интересно, что американская пресса все время любыми путями на фоне каких-то нестыковок между отдельными странами Залива раздувает якобы угрозу всем им со стороны Ирана. По мере того, как Тегеран укрепляет свои позиции в отношениях с Китаем и Россией, а также в связи с тем, что все меньше шансов остается у внешнего мира каким-то образом помешать иранцам стать обладателями собственного ядерного оружия, давление на арабские страны, с ним граничащими, будет только усиливаться. И в том числе посредством медийных и информационных войн.

Больше всего удивляет тот факт, что опять-таки неестественно раздувается тема внутренних разногласий как в правительствах отдельных стран-членов ОПЕК, так и в отношениях между ними. А ведь те же государства Залива прекрасно понимают, что чем теснее они будут друг с другом сотрудничать и обходиться без всяких посторонних, тем больше шансов для каждой из этих стран сохранить возможность по-прежнему поддерживать высокий уровень жизни как своих собственных граждан, так и то, что это не первый год им обеспечивает - высокие цены на нефть в мире.

Также в какой-то степени уже не удивляет, что на подобные слухи, распускаемые западными СМИ, тут же ведутся и покупаются средства массовой информации и России, и Китая, и многих других стран. То, что очень быстро подобные ссылки на «в скором будущем точно случившийся раскол в ОПЕК» будут опровергнуты самой жизнью, похоже, никого вовсе не волнуют. На день-два вновь вырастут котировки нефтяных цен на мировых биржах, замелькают какие-то новые «сенсационные цифры» в отчетах и сводках – а потом все точно также тихо и мирно опять вернется к прежним величинам.

Американцам важно, чтобы нефть стоила дешевле. Для того, чтобы Россия имела меньше денег для ведения боевых действий с Украиной.

И здесь стоило бы отметить три очень важных момента, которые напрямую влияют на текущие мировые цены на нефть, и те страны, которые их своей экономической и торговой политикой фактически формируют. Прежде всего, те же ОАЭ поддерживают политику ОПЕК, направленную на снижение нефтедобычи в странах- членах с тем, чтобы мировые цены на нефть оставались сравнительно высокими. Между тем на ряд этих стран оказывает стабильное давление официальный Вашингтон, для которого нарастив добычу, страны ОПЕК неизбежно приведут мировую цену на нее к падению.

Еще со времен Советского Союза в американском руководстве укоренилось понимание самого факта существования этой страны, а нынче - и России. Это - не более, чем большая, и очень плохо организованная бензоколонка – даром, что с ядерным оружием. И чтобы ее заставить вести себя «подобающим образом», надо сделать так, чтобы финансовые доходы Москвы были максимально снижены. А поскольку страна сидит якобы только на нефти-газе, то цены на мировом рынке на энергосырье надо сделать максимально низкими.

В том, что касается стоимости нефти, то Соединенные Штаты уже добились практически полного прекращения взаимодействия Москвы и Европы в поставках черного золота на некогда важнейший для РФ нефтяной рынок. Сами западные страны также резко переключаются на закупки нефти на других, не российских рынках (в том числе в Казахстане и Азербайджане). Растут поставки нефти в Европу и из ряда Африканских государств. И те же ограничительные меры, которые принимаются сегодня коллективным Западом против РФ, не ослабевают и в отношении еще одного крупнейшего мирового нефтеэкспортера - Ирана.

Правда, Россия довольно оперативно перешла на поставки нефти, ранее предназначавшейся для Европы, на рынки Индии и Китая. Да, с большой скидкой, вне всякого сомнения, с потерями – и немалыми – для российского бюджета. Но единая позиция стран ОПЕК, плюс действие соглашения ОПЕК Плюс, при котором государства, не входящие в этот картель (та же Россия, Казахстан, Азербайджан) придерживаются определенных ограничений по добыче нефти на своей территории и обеспечивают ее вполне приличную стоимость.

Вполне вероятно, производственные мощи для наращивания добычи у этих стран есть, но какой нынче в этом смысл, если это тут же приведет к снижению мировых цен? Тем более, если они обеспечивают львиную долю экспортных поступлений в государственный бюджет. По этой, и целому ряду других причин ни государства-члены ОПЕК, ни те, кто в этот нефтяной картель не входят, вовсе не намерены вносить какой-то элемент дестабилизации с угрозой собственным доходам.

Некий политический «заказ» со стороны США очень мало стыкуется со словом «выгода» для самих стран-экспортеров нефти. Даже если сами американцы сегодня резко нарастят добычу, чтобы снизить цены на нефть на мировом рынке, у них вряд ли что-то существенное получится. При этом нельзя забывать и о том, что Иран, видя, в каком состоянии нынче находятся международные отношения, также может и вне рамок ОПЕК как развивать двусторонние поставки в другие страны, так и обходить те же американские санкции, поскольку они теперь введены чуть ли не против всех, кто вообще имеет какое-то отношение к нефти.

В любом случае распада ОПЕК, выхода из ее рядов каких-то влиятельных и сильных стран-членов ожидать, думаю, не стоит. По крайней мере в нынешних, весьма смутных и нестабильных условиях конъюнктуры мировых нефтяных рынков. Если внимательно посмотреть на состав этой организации, то целый ряд находящихся там государств испытывают сейчас серьезные как политические, так и экономические трудности. Это и государства Африки, и тот же Эквадор в Латинской Америке, и Иран с другими заливным странами Арабского мира.

Вряд ли можно подобное списывать исключительно на продолжающийся российско- украинский конфликт. Просто нынче многие политические и экономические процессы, охватившие нашу планету, свидетельствуют о постепенном переформатировании самого факта функционирования «нормальных международных отношений». А их стабильность и предсказуемость во многом – и по-прежнему – зависит от мировых цен на нефть. Не будем забывать и о том, что совсем недавно весь мир буквально стоял «на ушах» с ковидной истерией и резким падением промышленного и иного производства на нашей планете.

Сейчас же на фоне Украины про ковид, похоже, вовсе забыли, и на него еще и забили. Между тем и эта тема, и какие-то подвижки в российско-украинском конфликте могут весьма серьезно повлиять на нынешние нефтяные котировки. А это в свою очередь неизбежно приведет к определенным колебаниям и цен на нефть в мире. Вот только та же ОПЕК, а также главные нефтедобывающие вне ее структуры будут все же находить общий язык. И не доводить ситуацию до того, чтобы какие-то внутренние организационные распри или конкуренция между отдельными лидерами стран-членов картеля приводили к ценовым обвалам, и наносили бы тем самым огромный ущерб, прежде всего самим этим государствам.

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...