Операция «Автоответчик»
«Накат» на родню Назарбаева во время иностранного вояжа Токаева
Если я окажусь в аду, я знаю наказание:
Мы будем разговаривать с тобой часами.
Когда ты будешь мне звонить, никогда не будет занято,
Никаких вторых линий и сети зависаний,
Самый выгодный тариф, прием безупречный,
Срок действия платежа длиною в бесконечность –
Когда я думаю об этом, грешить неохота.
Опять звонишь? Значит, я плохое сделал что-то!
Из песни российского исполнителя Noize MC «Бэктон»
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ в Казахстане, судя по всему, начался второй этап отношений двух президентов. Впервые после январских событий и осуждения племянника Назарбаева – Кайрата Сатыбалды – наша зрячая Фемида обратила внимание на членов семьи экс-елбасы. Вначале на очередном судебном процессе по Кантару – над экс-главой 5-го департамента КНБ Русланом Искаковым, уголовным авторитетом «Диким» Арманом Джумагельдиевым и экс-депутатом маслихата Алматы Кайратом Кудайбергеном – было заявлено, что приказы в январе 2022 года отдавал на тот момент первый заместитель председателя КНБ Самат Абиш. После этого Генпрокуратура РК заявила, что против него возбуждено уголовное дело, правда пока лишь по обвинению в превышении власти и должностных полномочий (в то время как почти все остальное руководство КНБ было осуждено по обвинению в государственной измене и попытке насильственного захвата власти). А затем в Телеграм-канале президентской партии «Аманат» появилось заявление депутата мажилиса Ерлана Саирова о свидетельствах по поводу того, что конечным бенефициаром оператора РОП, чьи руководители были осуждены по обвинению в хищениях и злоупотреблениями полномочиями, была младшая из официально известных дочерей Нурсултана Назарбаева – Алия. Саиров как-то запутанно, но заявил, что эти слова должны быть проверены. Таким образом, за несколько дней сразу два члена вчерашней «первой семьи» оказались под угрозой уголовного преследования, оглашенной уже не в призывах оппозиционных активистов, но представителей государства и власти. Симптоматично, что все это произошло в тот момент, когда нынешний глава государства находится за рубежом и скорее всего не доступен для гневных звонков своего предшественника.
Официально в те январские дни у нас просто произошло перераспределение властных полномочий на фоне государственной измены руководства КНБ, которое, видимо, и спровоцировало массы недовольных на выход на улицы и захваты государственных зданий, что, в итоге, привело к интервенции сил ОДКБ. Президентские слова про 20 тысяч террористов, отрезавших силовикам головы, а также связи протестов с международными экстремистскими организациями, в итоге объявили следствием введения Токаева в заблуждение изменниками. Инсайдеры же утверждали, что в итоге все происшедшее было связано с попытками членов окружения Назарбаева вернуть себе власть. А разрешилась ситуация в результате трехсторонних переговоров Токаева, Назарбаева и Путина, итогом которых и стал выход Назарбаевых из власти в обмен на некие гарантии безопасности и сохранение их тайного имущества, коим является едва ли не весь крупный бизнес в стране.
То, как развивалась ситуация в стране далее, продемонстрировало, что «инсайдерский» взгляд видимо более точно отражает случившееся, чем официальная версия (которую и стройной-то не назовешь), ибо несмотря на полное удаление Назарбаевых из политики, их (кроме Кайрата Сатыбалды) не трогали – ни самих, ни их имущество (опять же, за исключением Сатыбалды и еще мелочей, вроде базаров, колледжей и того, что те решили вернуть государству «добровольно»). Ситуацию с Сатыбалды инсайдеры объяснили чем-то вроде института заложничества (в истории это известно под термином «аманат») в интересах принуждения сторон к верности заключенной неформальной сделке. То, как проходили с тех пор судебные процессы по Кантару, Масимову и компании-оператору РОП укладывалось в рамки этого объяснения итогов Кантара: Фемида старательно делала вид, что никакого отношения ко всему этому никто из Назарбаевых не имел. Крупные компании и бизнесмены, связываемые молвой с экс-елбасы, проводили крупные сделки, на которые государство как-то покорно давало разрешения, выводя конечных бенефициаров «в кэш» на сотни миллионов долларов. Оппозиционные активисты указывали на все это, но никому, в общем, дела до всего этого не было. Паны договорились. Причем, не только между собой, но и с участием гаранта – президента РФ. И тут возникла и начала ширится одна проблема, связанная с ним: хозяин Кремля начал терять влияние и силы.
Вероятно вдохновленная успехом казахстанской операции под флагом ОДКБ в январе 2022 года, авантюра Кремля в Украине превратилась в ночной кошмар для российских элит. Вместо легкой прогулки, которая должна была бы стать очередным триумфом «собирателя советских земель», Россия получила кровавую, жестокую войну, победу в которой она не может одержать уже более полутора лет и, видимо, вряд ли сможет вообще. Эффективные инструменты внешней политики Кремля – ее армия, флот, спецслужбы и экспорт углеводородов – были похоронены в степях и лесах Украины. Из «влиятельного геополитика мирового масштаба» Владимир Путин превратился в международного изгоя, которому приходится резко сокращать свои иностранные визиты, поскольку во многих странах мира его банально ждет арест. Из «газовой державы» Россия медленно, но верно превращается в сателлита Китая, зависимая от поставок вооружений странами-изгоями – Ирана и Северной Кореи, и от контрабанды через Турцию, Армению, Казахстан и Кыргызстан. Велика вероятность, что события этой недели в Казахстане отражают именно это трагическое для Путина изменение в его статусе и восприятии.
Во всяком случае, можно быть уверенными, что если бы власти страны не пожелали оглашений обвинений в адрес Назарбаевым и сами бы не поучаствовали в этом, то этого бы и не произошло в эти дни. Как не произошло ранее, во время суда по РОП, Масимову и другим. Те же предварительные слушания по Искакову, Джумагельдиеву и Кудайбергену могли также засекретить, как и в случае с процессом по Масимову. Те же обвинения против Самата Абиша и Алии Назарбаевой, оглашаемые обвиняемыми, могли бы просто проигнорировать, как это делалось ранее. Но тут сама прокуратура заявила, что экс-зампред КНБ уже под следствием, а депутат правящей партии – что надо бы проверить причастность третьей дочери Назарбаева к делу РОП.
Итак, что касается заявления бывшего руководителя пятого департамента КНБ Руслана Искакова, то он заявил, что следствие засекретило его показания для того, «чтобы скрыть роль в происходившем племянника Нурсултана Назарбаева, бывшего заместителя председателя КНБ Самата Абиша». «Они пытаются запретить мне говорить, что я исполнял приказ Абиша», - посетовал он, и признался, что приказ задержать Армана Джумагельдиева был отдан «из-за рубежа», не уточнив ни страну, ни источник указания. Ранее в казахстанских СМИ была опубликована информация о том, что судимый в прошлом Джумагельдиев «на протяжении длительного времени осуществлял свою деятельность под контролем заместителя, а позже руководителя пятого департамента комитета нацбезопасности Руслана Искакова».
Социальные сети довольно вяло прокомментировали заявления Искакова, поскольку люди уже привыкли, что такие заявления остаются без последствий, однако комментарий Генпрокуратуры вызвал живейшую реакцию. И не зря. «Специальными прокурорами Генеральной прокуратуры проводится досудебное расследование в отношении бывшего первого заместителя председателя Комитета национальной безопасности Самата Абиша по факту превышения власти и должностных полномочий во время январских событий», - говорится в сообщении Генпрокуратуры буквально на следующий день после заявлений Искакова в суде. Ранее на все вопросы о том, есть ли у правоохранительных органов вопросы к племяннику Назарбаева, прокуроры давали туманные ответы или прямо говорили, что никаких претензий к нему нет. В июне прошлого года прокуроры, отвечая журналистам на прямой вопрос об Абише, туманно выразились, что он находится «в орбите следствия». Затем в июле 2023 года стало известно, что Абиша допрашивали по делу Масимова, но против него самого уголовные дела «не регистрировались, мера пресечения не избиралась».
Теперь же, когда наличие уголовное расследования обнародовано, ситуация меняется. И хотя в измене родине и попытке захвата власти Абиша не обвиняют, а статья превышение власти и должностных полномочий предполагает довольно мягкое наказание, однако, один из коллег племянника Назарбаева, также экс-запред КНБ Марат Осипов, уже получил по ней 3 года тюрьмы. Все это было бы формальностью, если бы Самат Абиш был за рубежом, но прокуратура заверила – он в Казахстане, находится под подпиской о невыезде. Таким образом, уже перед вторым племянником Нурсултана Назарбаева замаячила перспектива оказаться в местах лишения свободы.
Что касается имени Алии Назарбаевой, третьей дочери экс-президента от Сары Алпысовны Конакаевой (считается, что бывшая первая леди давно вернула себе девичью фамилию), то тут именно представитель власти поднял вопрос о том, что в отношении нее может быть также инициировано уголовное дело. Впрочем, сделал он это предельно путано, что отражено в информации, распространенной пресс-службой партии «Аманат» и через ее официальный Телеграм-канал. Пожалуй, можно привести это сообщение, озаглавленное «Свидетели указали, что конечным бенефициаром оператора РОП является Алия Назарбаева», полностью (во избежание обвинений в домыслах): «Об этом депутат мажилиса заявил в ходе выездного заседания Республиканского совета по противодействию с коррупцией при партии «AMANAT» в Атырау. Он подчеркнул, что членами Совета при партии являются известные юристы, государственные и общественные деятели, парламентарии. По его словам, в ходе своей работы Совет по противодействию коррупции акцентирует внимание не только на проблемах регионов, но и на резонансных вопросах, которые широко обсуждаются в обществе. По этому поводу председатель Совета обратил внимание на вопрос, связанный с оператором РОП. «Справедливый Казахстан зиждется на правде и строгом соблюдении закона. Все должно быть в соответствии с законом. Как мы все знаем, ряд руководителей так называемого оператора РОП недавно были привлечены к уголовной ответственности. В ходе суда многие свидетели указывали на то, что конечным бенефициаром средств, полученных коррупционным путем, была Алия Назарбаева. Но ни суд, ни представители Генпрокуратуры не обратили внимания на мотивы этих граждан в ходе процесса. Если мы хотим построить справедливое общество в Казахстане, то в подобных ситуациях каждый гражданин должен обращаться в суд и доказывать свою невиновность», - сказал депутат. Он также подчеркнул, что этот вопрос будет находиться на контроле Совета, а соответствующее письмо будет направлено в Генеральную прокуратуру».
Чисто юридически формулировки Саирова выглядят странно. Он говорит, что осужденные и свидетели по делу РОП указывали на конечного бенефициара средств, полученные через эту компанию, - Алию Назарбаеву, и если убрать лирику, то депутат предлагает некоему или неким гражданам «обращаться в суд и доказывать свою невиновность». Что выглядит, скорее, как призыв к самой Алией Нурсултановне защитить свое имя в гражданском порядке от обвинений в причастности к хищениям, а не как стремление поставить «на вид» силовикам эти факты для проверки. Однако, далее он упоминает о некоем письме в Генпрокуратуру по этому поводу, что выглядит уже больше похоже на необходимость проверки причастности дочери экс-президента по уголовным обвинениям. Несмотря на всю эту двусмысленность, сам факт распространения этого заявления официальными источниками может свидетельствовать о том, что экс-президентской семье необходимо всерьез отнестись к тому, что Алия Назарбаева может оказаться в «орбите следствия», а затем и стать фигуранткой расследования. Пока же все это, в целом, выглядит не столько, как полноценная кампания против бывшей первой семьи, сколько как приглашение к переговорам, по итогам которых, может, и расследование протии Самата Абиша ничего не выявит, и Алия Назарбаева может в суде доказать, что на нее клеветали. Другое дело, что ситуация вокруг балансов власти и денег в стране, похоже, начала вновь меняться, и, вероятно, это связано даже не с внутренними, а с внешними причинами.
Мы можем только домысливать, как именно отреагировал на происшедшее «пенсионер №1», звонил ли он своему преемнику или гаранту их сделки – в Кремль. Мы можем только предполагать, получил ли он ответ на вероятные претензии. Тем более, что Касым-Жомарт Токаев находился в эти дни в США, и проводит такие встречи, что вряд ли он брал трубку и звонившим ему приходилось выслушивать: «Абонент недоступен, продиктуйте ваше сообщение после звукового сигнала»…