Оружие и свобода | Деловая неделя
11 декабря 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Оружие и свобода

03.02.2023 10:15:36
№: 04 (1500)

Президент Жапаров лично принял участие в презентации белорусского ЗРК

слова

Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ в Кыргызстан поступила партия зенитного вооружения, которое было немедленно перенаправлено на юг, в Баткенскую область, зону тлеющего пограничного конфликта с Таджикистаном. Тем временем президент страны оказался в ситуации под давлением международных структур с целью не допустить закрытия местного филиала радио «Азаттык/Свобода». «Одна газета опаснее тысячи штыков», - так говорил когда-то Наполеон Бонапарт. Что же говорить про целый сайт? Особенно на фоне того, что весной военные действия между кыргызами и таджиками могут возобновиться и стать еще более масштабными…

Приобретение оружия

О том, что Кыргызстан получит новый зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) стало известно в октябре прошлого года на заседании парламента. Депутатам об этом сообщил сам министр обороны Бактыбек Бекболотов. По его словам, им станет комплекс «Печора-2БМ» - обновленный вариант еще советского С-125. Он, конечно, не чета более новым С-300 или С-400, но четверть века назад из подобного югославы смогли сбить американский штурмовик F-117 во время бомбардировок своей территории авиацией НАТО.

Как сообщил депутатам глава военного ведомства, контракт на поставку комплекса был заключен с Беларусью. Что интересно, Бишкек впервые оплатил военную покупку сам, из своего кармана, а не получил в рамках военно-технического сотрудничества (ВТС), как было ранее. Размещаться новая техника будет в многострадальной Баткенской области, на юге республики. И вот, 1 февраля прошла публичная презентация первой партии ЗКР, поступившей в республику несколькими днями ранее. Комплекс ПВО – не единственное вооружение, отправляемое на усиление южной границы.

Пресс-служба президента КР сообщила, что «на зарубежных оборонных предприятиях проведен капитальный ремонт боевых вертолетов Ми-8, закуплены грузовые автомашины, санитарные бусы, микроавтобусы» для военных. Все новинки лично осмотрел глава государства Садыр Жапаров в сопровождении своего партнера по властному тандему, председателя Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Камчыбека Ташиева.

Сообщается, что Жапаров ознакомился с техническими характеристиками новой техники, осмотрел средства связи, стрелковое оружие, противотанковые и вертолетные боеприпасы, инженерные средства, снайперские винтовки, пистолеты, гранатометы, реактивные снаряды и многое другое. «Также ему продемонстрировали летные возможности боевых вертолетов Ми-8», — говорится в сообщении пресс-службы президента.

В своем выступлении Жапаров говорил про «быстро меняющуюся международную обстановку» и то, что «сегодня вооруженные конфликты, происходящие в различных регионах, отличаются своими масштабами и последствиями». Однако, все в стране понимают, что единственная военная угроза ей исходит только с юга – от Таджикистана, который в последний «раунд» столкновений в сентябре прошлого года уже не ограничился атаками на приграничные посты, а нанес удар системами залпового огня по центру Баткенской области – Баткену и его аэропорту. В результате столкновений 14-19 сентября 2022 года Бишкек был вынужден эвакуировать из приграничных районов около 140 тысяч своих граждан. Тогда, по официальным данным, погибли 63 кыргызстанца и 59 граждан Таджикистана. Это был самый широкомасштабный конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном за всю историю независимости обеих стран. Несмотря на то, что власти в Бишкеке уверяют, что их военные убили более 200 таджикских солдат и боевиков, в целом итоги последнего военного столкновения – не в пользу Кыргызстана. Поэтому неудивительно, что он стремиться перевооружить свои войска на юге, чтобы укрепить обороноспособность.

«Помимо информационной войны и пропаганды, преобладают и другие методы вооруженной борьбы. Сложившаяся ситуация требует дальнейшего усиления государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности», — дипломатическим языком говорил президент Кыргызстана. По его словам, Кыргызстан, известный многим странам своим гостеприимством, «строит свою военную политику на принципах повышения обороноспособности, поэтому укрепление Вооруженных сил для обеспечения национальной безопасности является одной из главных задач государства». Он напомнил, что закупка современного вооружения и военной техники для воинских частей была начата еще в 2021-м году. Также в прошлом году значительно повышена заработная плата военнослужащих.

По официальным данным, в четвертом квартале 2022-го заключен контракт с ЗАО «Белтехэкспорт» на модернизацию зенитно-ракетного комплекса «С-125» до уровня зенитно-ракетного комплекса «Печора-2 БМ». По этому контракту и была поставлена первая партия комплекса. Из открытых источников следует, что «Печора» разрабатывался как комплекс для борьбы с маловысотными пилотируемыми и беспилотными аэродинамическими целями в диапазоне высот 20—18000 метров, на дальностях 3,5-25 км. Причина его появления – в том, что Душанбе наращивает численность ударных беспилотников и дронов-камикадзе в своих вооруженных силах. В мае прошлого года сообщалось, что в Душанбе открылся завод по сборке иранских беспилотников Ababil-2, а в октябре прошлого года военный советник рахбара (духовного лидера Ирана) аятоллы Хаменеи - генерал-майор Яхья Рахим Сафави – сообщил, что Таджикистан в числе других 22 стран подал официальную заявку на закупку военных беспилотников иранского производства. «Нынешние страны-кандидаты на покупку иранских беспилотников - это Армения, Таджикистан, Сербия, Алжир, Венесуэла и другие страны», - заявил Сафави.

Об использовании беспилотников с кыргызской стороны представители Душанбе сообщали еще во время сентябрьских боев. В середине прошлого месяца Бишкек сообщил, что закупил у Турции еще один вид турецких ударных беспилотников — Anka. «Кыргызстан приобрел современные ударные беспилотники «Байрактар», «Аксунгур», «Акынжи» и «Анка» для обороны», — сказал глава пресс-службы президента Дайырбек Орунбеков. Судя по всему, военный бюджет сильно превысил рамки, потому что пресс-секретарь именно покупкой этого вооружения объяснил причину невыдачи премий госслужащим в прошлом году. Военные действия в Украине и Сирии показали эффективность и важность использования беспилотников и поиска эффективных способов борьбы с ними.

Как уже говорилось выше, новоприбывшие ЗКР были размещены в Баткенской области, в то время как оставшиеся со времен СССР зенитки стоят вокруг столицы. Большая часть страны находится без прикрытия противовоздушной обороны (ПВО). Особенно это касалось объектов критической инфраструктуры – каскада ГЭС на реке Нарын. Теперь сообщается, что поступающие в республику «Печоры – 2БМ» будут находиться южнее гидроэлектростанций. Не исключено, что на подобный шаг Бишкек подвигли в Ташкенте, так как Узбекистан заинтересован в гарантиях спокойного будущего своих инвестиций в строительство Камбаратинской ГЭС-1. Видимо, сделан анализ событий на Украине и в меру возможностей бюджета страны идет попытка прикрыть эти важные не только для экономики Кыргызстана объекты. Ведь в случае повреждения или уничтожения, к примеру, дамбы той же Токтогульской ГЭС волна в несколько десятков метров смоет все живое вниз по течению не только в Кыргызстане, но и в Узбекистане, и даже в Казахстане.

Критики указывают на резкое усиление военного потенциала Кыргызстана последние год-полтора. Вдобавок к уже закупленным турецким БПЛА, российским броневикам, теперь в республику стали поступать и ЗРК из Беларуси. В соцсетях и пабликах Таджикистана уже среагировали на это и начали обвинять Бишкек в организации «скорой эскалации ситуации на границе».

Бой за «Азаттык»

Кроме приграничных войн Бишкек в эти дни озабочен и информационным противостоянием. На днях международная неправительственная организация «Комитет защиты журналистов» (CPJ) вместе с шестью другими международными организациями направили письмо в администрацию президента Кыргызстана. Оно размещено на сайте CPJ. В письме говорится, что правозащитники обеспокоены репрессиями против журналистов и давлением на свободу слова в Кыргызстане. Они привели в пример блокировку сайтов «Азаттык Медиа», выдворение из страны журналиста Болота Темирова, приговор в отношении директора Next TV Таалайбека Дуйшенбиева.

По мнению CPJ, закон экс-депутата парламента Гульшат Асылбаевой «О защите от недостоверной (ложной) информации» наделяет чиновников «драконовскими полномочиями» блокировать новостные сайты без обоснования своего решения и без возможности для новостных организаций оспорить его, а предложенный недавно законопроект «О СМИ» вызывает глубокую обеспокоенность у журналистов Кыргызстана. «Мы были бы очень признательны за возможность встретиться с вами и соответствующими должностными лицами вашей администрации, обсудить вышеупомянутые инциденты и найти способы приблизить Кыргызстан к заявленным вами приоритетам и в соответствии с международными обязательствами страны», — говорится в письме на имя президента Жапарова. Они напомнили, что в свое время, «став президентом, вы подтвердили свою веру в то, что Кыргызстан является страной, где царит свобода прессы». «Вы также сказали, что остро осознаете вред, который наносит обществу преследование свободы слова», - подчеркнули международные прессозащитники.

Вместе с CPJ о встрече с президентом просят Article 19, Human Rights Watch, Международный институт прессы, Фонд «Справедливость для журналистов», Норвежский Хельсинский институт и «Репортеры без границ». Столь сильное рвение международных организаций вызвано еще и тем, что министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики обратилось в Ленинский районный суд Бишкека с иском о полном прекращении деятельности учреждения «Азаттык Медиа», как СМИ в стране. Также министерство грозится прикрыть деятельность еще одной структуры, финансируемой из бюджета Государственного департамента США, - молодежного сайта KLOOP.kg.

В поддержку «азаттыковцев» высказался и новый посол США в КР Лесли Вигери. Он вручил свои верительные грамоты президенту страны 30 декабря прошлого года. В интервью местным журналистам, Вигери отметил, что «власти Кыргызстана должны обеспечить благоприятные условия для независимых СМИ в стране не только на бумаге, но и на деле». По словам дипломата, кыргызское «правительство должно поддерживать независимые СМИ, а не подрывать их работу». Он подчеркнул, неправительственные организации и свободные СМИ — не враги власти.

А пока, международные и кыргызские правозащитники поднимают шум, генеральный прокурор КР Курманкул Зулушев прокомментировал ситуацию вокруг радио «Азаттык» в том смысле, что надзорное ведомство тут вообще не причем. «Прокуратура не является одной из сторон по этому делу. Если нам поступит обращение по фактам незаконных решений, мы рассмотрим его и дадим оценку», — пообещал Зулушев. Офис президента Жапарова пока хранит молчание по этому поводу…


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...