Осторожно: хорватско-сирийский фронт открывается… | Деловая неделя
19 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Осторожно: хорватско-сирийский фронт открывается…

27.03.2022 12:53:29
№: 11 (1461)
Наемники всех стран и народов - объединяйтесь…на территории Украины

Юрий Сигов, Вашингтон

Украинский конфликт вне зависимости от того, какими темпами он будет дальше развиваться, и чем по крайней мере на каком-то определенном этапе завершится (а конца и края ему не будет, судя по всему, очень долго) показателен тем, что вокруг него переплелись многие проблемы, характерные для всего современного мира. Это и полное крушение какого-либо международного права со всеми его «правильностями» и «общепринятыми нормами». И переиначивание самого понятия «война», которая теперь именуется «специальной военной операцией», и отсутствие на будущее понятия «гражданские лица» и «военнопленные, сдавшиеся добровольно» (а есть еще те, кого захватили, и те, кто попал в плен в бессознательном состоянии).
Но самое удивительное сейчас – это нахождение на украинской территории множества откровенных «солдат удачи» - по сути дела наемников, которые словно комарики на огонек слетаются сегодня на украинскую территорию с тем, чтобы и денежек заработать на военном конфликте, и еще раз доказать всему миру: да, есть такая профессия – воевать, где необходимо (а точнее - где за это заплатят). И если либо деньги, либо идея тебя привлекают, то чем мой труд с автоматом в руках хуже профессии шофера такси или продавщицы супермаркета?

Сразу хочу заметить, что речь не идет о тех, кто участвует в этом конфликте по идеологическим соображениям, по зову сердца, по-своему понимает, что такое своя земля, а что – чужая, и тех, кто сам со своей семьей проживает на этой территории. Речь пойдет о пришлых, тех, кто конкретно понимает, что в этом регионе идет полномасштабный военный конфликт, и что на нем можно неплохо для себя заработать.

Да, в этой схватке можно и легко погибнуть. Причем как воюя с одной, так и с другой стороны. Но надеются эти люди все-таки на благополучный для себя итог (уж по крайней мере лелеют мечты о том, чтобы остаться в живых и вернуться к своим семьям). Хотя, надо отметить, надежды эти очень призрачные, и, скорее всего, самым выигрышным для них вариантом остается либо скорейшее возвращение на родину, не попадая под пулеметно-артиллерийскую раздачу. А уж если не погиб, а попал «всего лишь» в плен, то…

В ответ на украинский призыв

Ни для кого не секрет, что еще со времени событий 2014 года и начала боевых столкновений в Донбассе, там появилось много наемников, сражавшихся по обе стороны баррикад. На стороне Украины воевали представители примерно дюжины европейских стран, а на стороне ополчения Донбасса помимо российских граждан находилось по разным оценкам около полутора тысяч подданных постсоветских республик, включая Казахстан. Речь тогда и с той, и с другой стороны в официальных сводках шла о так называемых «добровольцах», то есть везде вроде царствует демократия. А соответственно любой гражданин любой демократической страны куда захотел - туда и поехал.

И уж тем более если есть возможность и желание – то почему бы и не повоевать, тем более, когда считаешь свое дело правым и достойным защиты справедливости. После того, как самая горячая фаза боев закончилась, и противостояние между Киевом с одной стороны и Донецком-Луганском с другой перешло в вялотекущую форму взаимных обстрелов и периодических вооруженных вылазок, часть «добровольцев» фронт покинула. И вот теперь - новые волны желающих сражаться за правое дело (а также определенную финансовую составляющую) потянулись не только на Донбасс, но и на остальную часть Украины, где нынче находятся регулярные части российских войск.

Что из этого следует? Начну с официальных данных, которые время от времени корректируются, но суть по их основным позициям остается неизменной. На сегодняшний день в рядах армий Донецка и Луганска воюют граждане примерно десятка стран, включая и шесть постсоветских. Точно известно, что там нет граждан Туркменистана и Грузии. Кто остальные – догадайтесь сами, кто они и откуда. Тем более, что о экзотической составляющей сражающихся в конфликте против Украины поговорим чуть позже.

С украинской стороны я бы разделил находящихся там «солдат удачи» на две группы. Одна – это те, кто уже был в рядах украинских вооруженных сил, и знал, что, скорее всего, произойдет после начала операции российских войск, и с кем им придется сражаться. Другая часть – это желающие повоевать уже после того, как сражения на украинской территории начались, и таким стремящимся военным делом заработать заведомо было известно и то, кто им противостоит, и что их конкретно ждет в случае, если они попадут в плен.

Так вот, на сегодняшний день в рядах украинской армии воюют представители примерно двух десятков прежде всего европейских стран. Больше всего наемников попросилось воевать за Украину из Хорватии и Боснии-Герцеговины, это около 2,500 человек. Почему именно они? Во-первых, это в основном те, кто получил немалый боевой опыт еще во время военных действий при развале бывшей Югославии. По большому счету ничего, кроме военного дела, эти люди не знают. И, соответственно наиболее выгодно для них прежде всего с финансовой точки зрения свои «таланты» применять там, где вовсю полыхает региональный конфликт.

А, во-вторых, хорваты считают себя своего рода «украинцами» бывшей Югославии, и повоевать именно за Украину они видят делом своей чести и гордости. Как, с противоположной стороны, то же самое делают сербы, для которых украинцы и армия этой республики - точно такие же хорваты, с которыми они воевали у себя во время балканского конфликта. Так что эта составляющая вроде бы ясна и понятна, удивляться тому, что именно балканские наемники служат сейчас по ту и другую сторону сражений объяснимо.

Что же касается крупных европейских государств, то они боятся открыто мотивировать собственных граждан отправляться на Украину для того, чтобы сражаться с российскими войсками. В таких странах запрещена как таковая реклама наемничества. Соответственно и местные министерства обороны, мягко говоря, «не рекомендуют» своим бывшим военным отправляться на заработки в зоны конфликтов. Тем более, когда речь идет о таком беспощадном противостоянии, как между Россией и Украиной.

К тому же министерство обороны РФ недвусмысленно дало понять, что те, кто будет на украинской территории захвачен, будучи наемником противника, не смогут рассчитывать ни на какие «гуманности» по примеру потенциальных военнопленных. Сами правительства тех стран, откуда наемники прибывают на помощь украинской армии, также понимают, что не смогут в случае чрезвычайной ситуации защитить своих подданных. А обострять отношения с Россией потом по причине того или иного военнопленного - гражданина твоей страны, захваченного в украинско-российском конфликте, никакого интереса у них нет.

Очень любопытно осуществляется и сама доставка наемников на украинскую территорию (они перебираются туда довольно организованными группами через Польшу и Словакию), а сам процесс рекрутирования их ведут украинские посольства в ряде европейских государств (а также в Африке – к примеру, в Сенегале). Российские же войска не бьют по автобусным конвоям с наемниками, пересекающими границы Украины с Западом, поскольку не хотят поставить под угрозу толпы беженцев, скопившихся у пограничных переходов. Да и пробиться наемникам к окруженным украинским частям шансов очень немного.

Интересно и то, что просачивалась информация, будто за украинскую сторону в конфликте нанялись воевать чуть ли не бывшие террористы из ИГИЛ с Ближнего Востока. Потом эти слухи вроде бы были развеяны, но то, что сирийский, и в целом ближневосточный угол наемничества как за деньги, так и за идею вполне может сыграть свою роль в этом конфликте, подтверждают официальные сообщения. Только участие это будет, скорее всего, не с украинской, а с российской стороны.

Какая разница, с кем воевать – с наследниками Степана Бандеры или сторонниками Аль-Багдади?

И на текущий момент, и на перспективу после завершения операции российская сторона планирует участие в боевых действиях добровольцев, а по сути дела наемников (пусть даже только идеологических) из Сирии. Трудно сказать, насколько серьезную военную силу они представляют собой, да и перечень задач, которые перед ними будут поставлены, не совсем определен. Плюс российской стороне придется неслабо поломать голову над тем, каким путем они могут быть доставлены в район боевых действий.
По данным Минобороны РФ, поступило уже более 16 тысяч заявок, три четверти которых – из Сирии. Все эти люди якобы желают защищать независимость Луганской и Донецкой республик. Судя по всему, российская сторона возьмет на себя доставку этих бойцов на украинскую территорию через Донецк и Луганск, обеспечит их оружием и всем остальным, что положено для ведения боевых действий. Только зарплаты, которые обычно платятся сотрудникам военных частных компаний, будут намного у них скромнее.
Исходя из намерений российской стороны, воевать иностранцы будут не в составе подразделений Вооруженных сил РФ, а в рядах формирований Донецкой и Луганской армий. Замечу, что несколько десятков приехавших воевать за Донбасс граждан Сербии, Испании, Италии и Франции уже остались там, получили паспорта этих республик, а некоторые - даже паспорта России. При этом всех этих людей с российской официальной стороны никто не вербовал, а практически все они приезжали на Донбасс исключительно движимые идеологией и желанием воевать «за свободу угнетенных народов».
Можно еще упомянуть южно-осетинский батальон под названием «Пятнашка», который воевал с Грузией в 2008 году, и в Донбассе выступал фактически самостоятельным, отдельным иностранным подразделением (кстати, с приданным им отделением, состоявшим из снайперов-сербов).
С участием наемников из Сирии (или как их будут называть «добровольческие отряды») все будет несколько по-иному. Созданы и натренированы эти сирийские воинские части российскими военными инструкторами, и состоят они из как алавитов (ветвь шиизма), так и суннитов, шиитов и христиан. В Сирии они уже участвовали в наступательных операциях против отрядов ИГИЛ, и имеют большой боевой опыт.
С руководством отрядов сирийцев уже проведены были беседы по вопросам совместимости идеологии происходящих событий как на Украине, так и на Ближнем Востоке. Согласно этим разъяснениям, о которых уже поведали журналистам будущие участники боев с сирийской стороны на украинской территории, враг России – это Степан Бандера, то есть для арабской ориентировки – Абу Бакр аль-Багдади, но без бороды. И если все эти отряды сирийцев будут российской стороной доставлены на поле боя, то по численности они даже превзойдут силы армии Луганской республики.

Хорваты и боснийцы прибудут на фронт по суше. А сирийцы и иракцы - по воздуху и морю
Скорее всего, сирийские военные будут доставляться на поле боя либо через порты Азовского и Черного моря (Турция вряд ли станет мешать их перевозке через свои проливы), либо по воздуху военно-транспортной авиацией вооруженных сил РФ. В любом случае Анкара будет заинтересована в том, чтобы сирийские военные пусть даже временно, но все же ушли с фронта куда более важного для турецкой стороны – в районах, где они на границе с Турцией соприкасаются с вооруженными отрядами оппозиции.
Здесь возникает вопрос и реального участия всех этих отрядов наемников в боевых действиях что с той, что с другой стороны. Отправляющиеся на территорию Украины иностранные наемники вряд ли прорвутся к окруженным украинским частям в Донбассе. То же касается и других крупных городов республики. А самостоятельно вести боевые действия, руководствуясь лишь некими идеологическими постулатами, они точно не смогут.

Да и переломить положение дел на фронтах даже несколько тысяч наемников из европейских стран в пользу Украины, скорее всего, не сумеют. Что же касается Донбасса и тамошних военных частей Донецкой и Луганской республик, то там как раз ситуация иная. Основные части украинской армии находятся в так называемых «котлах», и для зачистки этих территорий могут понадобиться военные отряды, имеющие уже опыт подобных действий. К тому же у самих этих двух республик реально военной силы не так много: по последним данным вместе это около 40-45 тысяч бойцов.

Поэтому если к ним на помощь привезти 15-20 тысяч «солдата удачи» с Ближнего Востока или из той же Сербии, то это может оказать значительное влияние на состояние боевой обстановки на фронте. Тем более, что все будет делаться так, будто никакого отношения Сирия как государство ко всей этой кампании не имеет никакого. Речь будет идти только о «добровольцах», которые просто якобы пришли в местные военкоматы в Дамаске, оттуда их направили в посольство РФ в Сирии. А там уже военный атташе позаботится о том, чтобы все желающие смогли добраться до поля боя – и ясно не с пустыми руками.
Не исключено, что с сирийскими отрядами будут использоваться на местности многочисленные как свои, так и российские военные переводчики (благо, многие из военных этой страны учились в военных училищах еще бывшего СССР и позднее - РФ), а штабные офицеры у них будут, как и в Сирии, из российских военных. Соответственно именно они будут ставить сирийцам задачи, а те уже выполнять их на местности.

Кстати, подобная история может получить и еще более экзотическое продолжение. Целый ряд стран Африки (к примеру, Мали, Центральноафриканская Республика - ЦАР, Буркина Фасо) готовы отправить все тех же «добровольцев» воевать с украинской армией на стороне Донецка и Луганска. Видимо, там у себя все вопросы им решить удалось, но настрой на самом деле у африканских военных именно такой. Так, в ЦАР прошедшие боевую подготовку у российских инструкторов солдаты и офицеры обратились к российскому президенту с просьбой поучаствовать в боях с «фашистами», чтобы на деле подтвердить свою военную квалификацию, полученную от российских представителей.
Совершенно очевидно, что решение об участии иностранных наемников, которые с одной стороны всегда будут именоваться «добровольцами», а с другой – исключительно наемниками, в руководстве военных ведомств как России, так и Украины принято. Вопрос только теперь как на практике все это будет осуществляться, с какими последствиями, и насколько эффективно с точки зрения боевого смысла происходящего. Ведь ситуация может складываться так, что и самой помощи в масштабном объеме ни той, ни другой стороне от «добровольных наемников» не понадобится.

А может получиться и так, что явная интернационализация конфликта приведет в конечном итоге ко вмешательству уже не частных вооруженных лиц в российско-украинские баталии, но и третьих стран. Вот тогда обстановка в этом регионе может очень резко обостриться, и не исключено - и вовсе выйти из-под минимально разумного контроля.



 


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...