Отложенная проблема
Если судить по показателям, опубликованным Национальным банком, минувший год для банковской системы Казахстана выдался успешным, несмотря на негативное влияние коронавируса на экономику. Но вопрос в том, насколько реалистична эта благостная картина. Как представляется, позитивная статистика связана с отложенными проблемами и такая ситуация не может продолжаться долго. Рано или поздно придется формировать дополнительные резервы по неработающим кредитам, исходя из реальной платежеспособности заемщиков.
Количество банков второго уровня в прошлом году сократилось с 27 до 26 в результате лишения лицензии Tengri Bank. При этом сохранилась неопределенность с двумя другими банками - Asia Credit Bank и Capital Bank, которые на протяжении длительного времени нарушают нормативные требования. Было также объявлено о приобретении акций АТФБанка и продаже банка Kassa Nova. Значимым событием стало проведение IPO технологической компанией Kaspi.kz на Лондонской бирже. Компания получила от инвесторов 1 млрд. долларов, хотя аналитики оценивали сумму сделки в меньшем размере.
В 2020-ом продолжился процесс повышения и так высокого уровня концентрации отечественного банковского сектора. Так, доля первой тройки банков в совокупных активах повысилась почти до 51,2%, а 5 крупнейших банков - превысила 64%. Согласно информации в СМИ, доля 5 банков в ссудном портфеле банковской системы выросла за год с 60,8 до 64,5%. Доля 10 крупных банков в совокупных активах за минувший год составила около 85,7%. Показатели концентрации активов отечественной банковской системы повысились по сравнению с предыдущим годом примерно на 0,5-1%.
Совокупные активы банковской системы выросли за год на 16,3% (почти на 4,4 трлн. тенге с учетом курсовой переоценки) и на начало этого года превысили 31,17 трлн. тенге. Ускорение роста произошло во многом благодаря положительной динамике депозитов юридических и физических лиц в банках второго уровня. Собственный капитал отечественных банков, судя по данным их неконсолидированной отчетности, повысился на 8,7%, составил около 3,96 трлн. тенге. В результате опережающего роста активов по сравнению с балансовым капиталом отношение собственных средств банковской системы к совокупным активам снизилось за год с уровня порядка 13,6 до 12,7%.
Согласно данным неконсолидированной отчетности банков, прирост активов в абсолютных цифрах продемонстрировали восемь крупных банков первой десятки. Наиболее значительный прирост активов в абсолютных цифрах показала первая тройка банков. При этом немного сократились активы Forte Bank, более существенно – АТФБанка. В результате увеличения размера активов почти на 30% Kaspi банк переместился с 4 на 3 место, банк ЦентрКредит и Отбасы банк поднялись на 5 и 6 место соответственно. В рейтинге по размеру активов ухудшились показатели Jysan Bank и АТФБанк. 10 строчку занял банк RBK, сместив на позицию ниже Ситибанк Казахстан.
В прошлом году большинству банкам первой десятки удалось нарастить собственный капитал, заметно изменился и уровень капитализации отдельных банков. Наиболее высокий показатель капитализации среди первой десятки крупных банков отмечен у Jysan Bank и Отбасы банка, у которых отношение капитала по балансу к активам составило порядка 19,0 и 16,6% соответственно. Соотношение капитала к активам выше, чем в среднем по банковской системе, сложилось у Народного банка. У остальных 7 банков этой группы данное соотношение варьировалось в диапазоне от 11,9 до 7%.
В минувшем году наблюдалось ухудшение показателей финансовой деятельности банковской системы. Прибыль банков составила более 726 млрд. против порядка 812 млрд. тенге в 2019 году. Уровень рентабельности активов снизился за год с 3 до 2,3%. При этом почти 84% всей прибыли банковской системы пришлось на первую тройку самых крупных банков страны. Среди первой десятки банков наиболее высокий уровень рентабельности активов традиционно продемонстрировал Kaspi банк, показатель рентабельности которого превысил 8,2%! Выше, чем в среднем по банковской системе, сложилось соотношение прибыли к активам Народного банка (около 3,2%), Jysan Bank и ForteBank (немногим более и менее 2,5% соответственно). Отношение чистой прибыли к активам остальных 5 банков первой десятки сложилось в интервале от 1,9 до 0,5%.
Основное влияние на результат финансовой деятельности банковского сектора по-прежнему продолжает оказывать качество ссудного портфеля и объем провизий, формируемый банками на возможные потери по проблемным кредитам. Снижение размера прибыли в прошлом году было, помимо прочего, обусловлено убытком АТФБанка в сумме около 120 млрд. тенге, что, скорее всего, объясняется списанием проблемных кредитов в последний месяц года.
Значимым результатом минувшего года стало улучшение качества активов банковского сектора. Согласно информации Национального банка, объем кредитов банковской системы с просрочкой платежей сократился за год более чем на 270 млрд. до уровня около 1,53 трлн. тенге. В том числе объем кредитов с просрочкой платежей свыше 90 дней снизился более чем на 120 млрд., составил около 1,08 трлн. тенге. Доля таких кредитов в ссудном портфеле банков упала с уровня 8,13 до 6,82%. Объем провизий, сформированных на возможные потери по проблемным кредитам, сократился примерно на 130 млрд. до размера немногим более 1,83 трлн. тенге. В тоже время, несмотря на улучшение качества портфеля и сокращение объема провизий, не удалось улучшить результат финансовой деятельности.
Таким образом, можно констатировать, что минувший год для банковской системы выдался достаточно успешным. Ускорились темпы роста совокупных активов. Улучшилось качество ссудного портфеля, сократились объемы кредитов с просрочкой платежей и провизий по ним, сформированных на возможные потери по кредитам. Однако сохранились и отрицательные моменты. Темпы роста собственного капитала сложились ниже динамики активов, ухудшился результат финансовой деятельности банковской системы, вследствие чего снизились показатели уровня капитализации и рентабельности активов.
Что скрывается за отчетностью банков?
Экономический кризис прошлого года, вызванный пандемией коронавируса, для казахстанской экономики осложнился еще падением цен на нефть и другие сырьевые товары. Но, если судить по представленным регулятором показателям, кризис практически не затронул отечественную банковскую систему. На самом деле, в настоящее время непосредственной угрозы для банковской системы нет, она достаточно устойчива. Однако серьезный удар по банкам неизбежен, поскольку угрозы, связанные с последствиями пандемии, остаются значительными.
Первая и основная проблема – ожидаемое ухудшение качества кредитного портфеля банков. Несмотря на кризисную ситуацию и ухудшение финансового состояния заемщиков, судя по отчетам банков, в прошлом году им удалось снизить долю кредитов с просроченной задолженностью. Но реальное качество портфеля может выглядеть совсем по-другому. Пока качество ссудного портфеля замаскировано послаблениями регулятора, реструктуризациями, каникулами и прочими мероприятиями. Но по мере окончания срока этих мер стоит ждать роста плохих долгов.
Надо полагать, что сейчас регулятор с пониманием относится к ситуации, не требует доначисления резервов при реструктуризации кредитов, хотя это, безусловно, ухудшает качество кредитного портфеля банков. Согласно информации в СМИ, общая сумма предоставленных банками отсрочек еще в первой половине прошлого года измерялось сотнями миллиардов тенге, а количество заемщиков, получивших отсрочки по платежам, составляло около 2 миллионов. В том числе отсрочки получили порядка 1,9 млн. физлиц и более 10 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. Во второй половине минувшего года ситуация с распространением вируса не улучшилась и показатели предоставленных отсрочек могли только увеличиться.
Вместе с тем понятно, что такая ситуация не может продолжаться до бесконечности. И рано или поздно придется формировать дополнительные провизии, исходя из реальной платежеспособности заемщиков. Это означает, что риски потери капитала никуда не делись, а просто стали отложенными. Реальное качество ссудного портфеля банков проявится позже, возможно, в текущем или следующем году. Хотя процесс признания плохих долгов может растянуться и на долгие годы, как это уже наблюдалось в Казахстане совсем недавно. В течение многих лет кредитные организации не в полной мере отражали проблемы с качеством активов, а Национальный банк закрывал на это глаза. Такое положение с отчетностью длилось до тех пор, пока банки не получили масштабную поддержку со стороны государства, позволившую в основном очистить балансы от проблемных кредитов.
Качество портфеля банков в дальнейшем будет определяться рядом факторов. В случае повторной вспышки вируса и введения карантинных мер пострадает экономика, ухудшится положение заемщиков. Следовательно, это обернется дополнительными отсрочками по платежам, падением доходов банков и ростом затрат на создание провизий по неработающим кредитам. На ухудшение качества активов банков может повлиять и отмена регуляторных послаблений. Впрочем, принятие такого решения в краткосрочной перспективе маловероятно, так как регулятор в последние годы пытается решать проблемы в режиме ручного управления, нежели путем принятия системных мер.
Серьезность проблемы будет определяться не только долей проблемных кредитов, но и в значительной степени тем, насколько быстро после кризиса будет восстанавливаться экономика. В настоящее время появились признаки замедления распространения вируса, повысились мировые цены на сырьевые товары. Однако пока сложно оценить сроки выхода экономик из карантина. Ясность может появиться лишь тогда, когда эпидемия пойдет на спад. При этом важны темпы восстановления. В случае роста экономики на 2-4% в год оздоровление банковской системы страны может растянуться на много лет, как это уже было в предыдущие годы, причем при достаточно высоких показателях роста ВВП. При повторении такого сценария неработающие кредиты еще долго будут оставаться проблемой казахстанской банковской системы.
Сказанное выше позволяет прогнозировать, что положение дел в банковской системе Казахстана в краткосрочной перспективе будет оставаться сложным. В зависимости от складывающейся ситуации, кредитным организациям может понадобиться дополнительная поддержка со стороны государства. Поэтому пока преждевременно говорить о перспективах развития на текущий год, о необходимости наращивания объемов кредитования экономики. В настоящее время по-прежнему важно сохранить устойчивость банковского сектора, избежать дефолта банков по своим обязательствам.