Пансионаты «Жибек жолы» закрывают
Здание во втором микрорайоне в Алматы, где зарегистрирована сама Ассоциация благотворительных организаций «Жибек жолы»
Как сектантов или конкурентов?
«ДН»
В КОНЦЕ МАЯ апелляционный суд Алматы подтвердил решение суда первой инстанции об отмене государственной регистрации сразу 26 благотворительных организаций, входящих в Ассоциацию благотворительных учреждений «Жибек жолы», в которую ранее, по разным оценкам, входили до 92 пансионатов по всей стране. Власти страны утверждают, что благотворительные организации нарушали казахстанское законодательство, намекая при этом на связи этой сети пансионатов, где незаконно велось преподавание религиозных дисциплин, с турецким суфийским джамаатом «Сулейманджи». Последователи одного из шейхов тариката Накшбандийя Сулеймана Хилми Тунахана аль-Силистреви (1888-1959), уроженца Болгарии, не оставившего после себя преемника, называют его «хатм аль-аулия» - «последним («печатью») из святых» и «совершенным наставником» – «муршид аль-камиль», используя его в качестве посредника в поклонении. При этом, в остальном вероубеждение сулейманджи совпадает с тем, на чем стоит Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК), и являются не только ханафитами, но и последователями Абу Мансура аль-Матуридли, к коим причисляют себя и казахстанские официальные имамы.
Однако, муфтият отказался от сотрудничества с Ассоциацией «Жибек жолы» еще в прошлом году, обвинив ее в нарушении условий соглашения, согласно которым представители Сулейманджи не должны были вести миссионерскую деятельность. Впрочем, также возможно, что черная кошка между ними произошла после того, как Сулейманджи попытались зарегистрироваться в Казахстане в качестве отдельной и независимой от ДУМК мусульманской религиозной организации, угрожая монополии муфтията на «окормление» верующих-суннитов. Это же, вероятно, объясняет и жесткость, с которой с сетью пансионатов поступили и официальные власти, для которых важно сохранять текущий контроль над религиозным полем страны.
О решении закрыть сразу 26 благотворительных организаций сообщил пресс-релиз Верховного суда РК, в котором, в частности, говорится: «Решением специализированного межрайонного экономического суда Алматы отменена государственная регистрация и ликвидирована деятельность 26 благотворительных учреждений. Апелляция оставила это решение без изменения». Сама ассоциация благотворительных учреждений «Жибек жолы», в которую входят ликвидируемые организации, зарегистрирована в Алматы, и, насколько можно судить по тексту пресс-релиза, свою деятельность продолжает.
Непосредственной причиной судебного решения названо то, что ликвидируемые организации либо не работали, либо вели деятельность не по своему уставу: «По результатам проверки уполномоченным органом выявлено, что из 26 учреждений, занимавшихся в Алматы благотворительностью и деятельностью в сфере образования, фактически работали только 11, а 15 – по месту регистрации отсутствовали. Среди них такие благотворительные организации, как интернат для девочек «Ана аманаты», «Социальный детский дом-интернат АМАНАТ», социальный детский дом-интернат «Алмалы», «Сауран-Исламский Культурный центр» и другие. Учреждениями допущены ряд грубых нарушений законодательства, которые напрямую связаны с жизнью и здоровьем детей, в том числе миграционного, трудового, земельного, экологического и жилищного.
Также выявлены нарушения в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм, религиозной, благотворительной и финансово-хозяйственной деятельности… Более того некоторые из них осуществляли образовательную деятельность без соответствующей лицензии. Существенно нарушались права и свободы детей на получение соответствующего образования, воспитания и своевременной медицинской помощи. Подтвержден религиозный уклон благотворительных учреждений, причем Духовным управлением мусульман РК меморандум с «Жибек жолы» в одностороннем порядке прекращен. В отношении ряда указанных учреждений и их руководства, нарушивших нормы законодательства были возбуждены уголовные дела (касательно доведения до самоубийства несовершеннолетней, неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетней, разжигания социальной, национальной, расовой и религиозной розни, обнаружения литературы, признанной судом экстремистской и террористической). В этой связи суд первой инстанции удовлетворил иск в полном объеме».
Сам иск об отмене государственной регистрации был инициирован прокуратурой Алматы, а широкомасштабное «наступление» на Сулейманджи было начато еще в начале прошлого года, когда по средствам массовой информации Казахстана были размещены десятки однотипных материалов разоблачительного характера. В большинстве из них указывалось, что они либо были подготовлены «при поддержке Управления по делам религий города Алматы», либо размещались в рубрике «Государственный заказ».
Впрочем, еще до этого муфтият РК разместил сразу два заявления, касающихся Ассоциации «Жибек жолы». Первое было размещено на сайте ДУМК 26 января прошлого года, и в нем Духовное управление сообщило «о расторжении Соглашения с ассоциацией благотворительных учреждений «Жибек жолы». В тексте сообщения поясняется, что оно было заключено в октябре 2021 года по инициативе Ассоциации, и регламентировало положения о том, что воспитанники благотворительных учреждений, входящих в объединение благотворительных учреждений «Жибек жолы», будут принимать участие на курсах религиозной грамотности при мечетях, принадлежащих Духовному управлению, для религиозного просвещения и духовного воспитания в рамках традиционных духовных ценностей. «В соответствии с заключенным с ДУМК Соглашением, в учреждениях данной Ассоциации не разрешены религиозные обряды и религиозная пропаганда», - отмечается в сообщении ДУМК.
Не совсем понятно, касались ли эти запреты выполнения намазов, которые также подпадают под определение «обрядов», но было бы странно видеть, как две мусульманские организации договаривались о том, что их нельзя читать на частной территории, чего не запрещает даже наше законодательство. Далее, представители муфтията сообщили, что «из новостных материалов в СМИ и социальных сетях» им «стало известно, что в благотворительных учреждениях проводились религиозные занятия». Ну, а поскольку «такие действия противоречат вышеуказанному двустороннему соглашению», то ДУМК решил в соответствии с пунктом договора, «если одна из сторон грубо нарушит требования данного соглашения, нанесет ущерб чести и репутации сторон», расторгнуть его в одностороннем порядке досрочно.
Видимо, этого короткого сообщения не хватило и от верующих поступило много вопросов, потому что 2 февраля прошлого года на сайте ДУМК появилось второе заявление с разъяснениями «ДУМК по поводу прекращения Соглашения о сотрудничестве с Ассоциацией благотворительных учреждений «Жибек Жолы». В нем подчеркивается, что «ДУМК являясь республиканским исламским религиозным объединением осуществляет деятельность по сохранению и укреплению в Казахстане религиозного согласия и стабильности, путем религиозного просвещения и пропаганды традиционных духовно-нравственных ценностей в нашем обществе» и «в своей деятельности… строго соблюдает казахстанское законодательство в сфере религии», а члены вот Ассоциации нарушили запрет на ведение миссионерской деятельности.
Муфтият подчеркнул, что «в указанном Соглашении стороны взяли на себя обязательство не проводить какую-либо религиозно-миссионерскую деятельность в зданиях благотворительных учреждений «Жибек Жолы», «вместо этого воспитанники этой Ассоциации по условиям указанного Соглашения на добровольной основе должны были посещать курсы духовно-религиозного просвещения, организуемых имамами при мечетях ДУМК для привития воспитанникам данных учреждений традиционных религиозных ценностей и духовной нравственности». Однако, как отметили в сообщении муфтията, «со стороны Ассоциации благотворительных учреждений «Жибек Жолы» часто нарушались вышеотмеченные условия двустороннего Соглашения с ДУМК, выраженные в неоднократных попытках проведения в зданиях пансионатов Ассоциации религиозных занятий с воспитанниками этих учреждений, а также попытками втягивания в эту незаконную деятельность работников филиалов ДУМК в регионах».
«Подобное проявление неуважения к законам нашей страны и неоднократное игнорирование представителями Ассоциации «Жибек Жолы» условий вышеуказанного Соглашения с ДУМК вызвало недоверие к их деятельности. Недоверие к Ассоциации «Жибек Жолы» еще более усилилось после появления в СМИ сообщений о выявлении полицией незаконной деятельности благотворительных учреждений «Жибек Жолы», а также начатого досудебного расследования в отношении представителей этой организации на причастность к религиозному экстремизму. Кроме того, по причине появившихся в информационных каналах сообщений о сомнительной деятельности благотворительных учреждений «Жибек Жолы», выраженной в организации сбора пожертвований в виде денег под предлогом необходимости удовлетворения нужд воспитанников в пансионатах данной Ассоциации, ошибочно называемых «медресе», в обществе сформировалось представление о причастности ДУМК к подобной деятельности», - отмечается в сообщении на сайте организации.
В новостных сюжетах, рассказывавших об обысках в пансионатах Ассоциации, сообщались пугающие общественность подробности о том, что учеников в них «заставляли молиться и участвовать в богослужениях неквалифицированные сотрудники», а также о том, что «силовики нашли в пансионатах иностранную религиозную литературу и учебные материалы, признанные экстремистскими». Бензина в огонь разоблачения подлили заявления некоторых бывших учеников заведений Ассоциации «Жибек жолы» о том, что религиозная практика в них носила черты нетрадиционной, поскольку обязывала верующих обращаться к Аллаху только посредством покойного создателя тариката Сулейманджи - Сулеймана Хилми Тунахана аль-Силистреви.
О связи между пансионатами и этим религиозным движением в таких статьях писалось со ссылкой на один «из выпусков канала Nartay Aralbayuli в видеохостинге «Youtube» [в котором] представитель этой Ассоциации благотворительных учреждений «Жибек Жолы» Ашабай Медетов отметил, что данная организация не отрицает свою симпатию к религиозному течению «Сулейманджи». «По религиозным убеждениям течение «сулейманджи» близко к суфийскому учению. Как и в суфизме, у них имеется понятие «раббыта», то есть воображения учителя (Сулеймана Хильми Тунахана), вступая в транс и поклонение его фотографии», - говорилось, к примеру, в материале на сайте государственного агентства «Казинформ». Среди других обвинений в сектантстве, распространенных этими статьями в прошлом году, то, что «Сулейманджисты» читают только те книги, которые были изданы в их типографии», а также «проводят пятничные молитвы вне мечети в отдельных зданиях, где читают и пятикратные намазы только по своему расписанию».
Более подробно об этом рассказывали бывшие ученики таких пансионатов. «Поначалу мы не разбирались, кто прав, кто неправ. В 90-е наши родители обрадовались тому, что теперь можно изучать религию и отдали нас в медресе. Никаких других мыслей не было. Там нас учили идее, что к Аллаху нельзя призывать самим, что устаз – это некий трансформатор. Обращаться к Аллаху нужно только через него. А то якобы мы сгорим. Мы говорим: «Устаза же нет в живых». Но они нас учили, что он не умер, а превратился во властелина духовного мира. Нам дают его фотографию – представляешь, будто он сидит перед тобой, плачешь. Конечно, когда молодым людям всё время говорят о нём, то они вдохновляются. Слово творит волшебство. Поэтому дети верят», – рассказал Ербол Кудабаев, выпускник такого пансионата в эфире ток-шоу в мае прошлого года.
Его заявления вызвали даже судебные иски со стороны пансионатов. Оно и понятно, поскольку обвинения, оглашаемые им, касаются вмешательства Сулейманджи в работу ДУМК: «Тысячи детей они вывозят из Казахстана и обучают их в Турции. Но официально говорят, что такого нет. Не признаются, что обучают детей в религиозном направлении, говорят, что не проводят никаких уроков. Они регистрируются в Казахстане как фонд. Обещают обучать детей из малоимущих семей, дать им образование. Это как интернат: там же учатся, проживают, питаются. Но подпольно вмешиваются в работу ДУМК и отравляют сознание детей».
Аналогичным образом опасность этого движения описал теолог Руслан Каиргельды: «Оно называется «Сулейманджи», сейчас они работают в тени и набираются сил. Во-первых, они не подчиняются религиозному управлению мусульман страны и поэтому представляют серьезную угрозу. Их представителей очень много. Не исключено, что они могут быть и в пансионатах».
Как мы видим, главной претензией к этому тарикату была обозначена их независимость от ДУМК. Также в материалах, направленных против этой Ассоциации подчеркивалось, что «в Казахстане существует 92 пансионата, принадлежащих сулейманджистам», зарегистрированных через различные юридические лица, чаще всего - благотворительные. «Фонды регистрируются на частных лиц, причём разных. Отследить связь между членами организации затруднительно. Названия фондов выбираются максимально абстрактные и уводящие от сути, например «Абай» или «Бекет ата».
Несколько иные цифры у газеты «Время», разместившей материал под громким заголовком «Радикалы в овечьей шкуре». «Первый филиал «Сулейманджи» под прикрытием медресе появился в нашей стране в 1992 году в Акмолинской области, зарегистрировавшись как благотворительное учреждение. Почти 20 лет ни один госорган не контролировал деятельность религиозных объединений. Этим пробелом и воспользовались эмиссары «Сулейманджи», открывая новые филиалы в разных регионах страны - на сегодня в Казахстане работает около 100 пансионатов этой радикальной организации», - пишет газета. Впрочем, ее материал носит откровенно манипулятивный характер, поскольку пытается намекать на ее связь с ИГИЛ, что противоречит логике, так как в «Исламском государстве» последовательно боролись с суфийской версией Ислама, и для них Сулейманджи являются такими же «неверными», как шииты, алавиты и все прочие, кто не признал их «халифат». «Духовные лидеры течения обещали особо старательных учеников отправить в Стамбул на «повышение квалификации». А оттуда - всего шаг до Сирии, где и сейчас находятся казахстанцы, уехавшие туда на джихад. К слову, многие ведущие страны мира законодательно запретили у себя деятельность «Сулейманджи», признав ее экстремистской», - писала газета «Время».
Зато именно в ней указывается на то, что Сулейманджи попытались официально зарегистрировать в Казахстане своей движение: «чтобы полностью легализовать свою деятельность у нас, два года назад «Сулейманджи» подала заявление в Минюст с просьбой зарегистрировать ее как отдельную от ДУМК религиозную организацию! Но получила отказ».
Вполне вероятно, что именно с этого и начались злоключения Ассоциации, которая, таким образом, покусилась на монополию ДУМК и способы управления религиозным полем, практикуемые в нашей стране. О том, что не нетрадиционная религиозная практика, а именно вопросы контроля над верующими могли стать причиной преследования Сулейманджи, можно судить хотя бы по тому, что, несмотря на неоднократно повторенное определение «экстремистский» в многочисленных материалах об этом течении, большинство публикаций избегали жестких определений, ограничиваясь трансляцией подозрений.
«В целом, цель данной религиозной организации, как и любой другой нетрадиционной организации, может иметь деструктивный характер, - отмечалось в упомянутой выше статье на «Казинформ». – А, как известно, деструктивные религиозные организации пагубно влияют на духовную стабильность в обществе, в том числе на подрастающее поколение. Как было уже отмечено, основная целевая аудитория «сулейманджистов» это подростки школьного возраста и студенты. Поэтому необходимо контролировать, откуда они получают информацию на тему религии и у кого учатся. Контролируя этот вопрос, мы можем обезопасить будущее своих детей». То есть, пока Сулейманджи не покушались на религиозную монополию, особых проблем у них не было, и никого практика поклонения фотографии основателя (если это действительно имело место быть) особенно не смущала.
В пользу этого также говорит тот факт, что ранее официальные органы власти вполне сквозь пальцы смотрели на деятельность «Жибек жолы» и даже нарушения в ней. Так, к примеру, когда в 2017 году религиозные уроки в одном из пансионатов также стали поводом для скандала, тогда министерство по делам религий и гражданского общества сообщали, что просто усиливает свой контроль и работает над тем, чтобы привести деятельность пансионатов в соответствие с законодательством.
«Вопрос мониторинга деятельности пансионатов и интернатов религиозного содержания находится на особом контроле. В настоящее время министерство по делам религий и гражданского общества, совместно с другими центральными государственными органами, работает над тем, чтобы привести деятельность Ассоциации благотворительных организаций «Жибек жолы» в соответствие с действующим законодательством. Таким образом, религиозным основам в Казахстане обучаются не более 3 тысяч детей», - заявили тогда в пресс-службе Минрелигий. Там же сообщили, что в 2017 году совместно с компетентными государственными органами в этом интернате было организовано две проверки, по результатам которых «религиозная составляющая в деятельности интерната была исключена, был сменен руководящий и преподавательский составы заведения».
Даже заявления самого министра по делам религий Нурлана Ермекбаева в те дни звучали даже как-то примирительно: «Есть сеть пансионатов под эгидой ассоциации [«Жибек жолы»], давно открылись с участием турецких партнеров. Они ориентируются на детей из социально уязвимых слоев, летом занимают их тренировками. Они включают в свою программу религиозные дисциплины, долгое время действовали на основе меморандума ДУМК, поэтому это было легализовано. Но сегодня ДУМК имеет некоторые замечания по их работе, поэтому даны поручения всем акиматам, будем приводить их деятельность в соответствие с законодательством либо ставить вопрос о закрытии».
При этом, в самой Турции деятельность джамаата Сулейманджи не запрещена, и, по некоторым оценкам, численность его членов доходит до миллиона человек. О реакции на преследовании их единоверцев в Казахстане нам ничего не известно.