Паводок в СКО своими глазами | Деловая неделя
15 сентября 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Паводок в СКО своими глазами

03.05.2024 10:41:24
№: 16 (1558)

Правда и фейки о стихийном бедствии

Наводнение в Северо-Казахстанской области более двух недель было темой номер один для всех казахстанских СМИ, блогеров, социальных сетей. За паводком в регионе следили и зарубежные журналисты. На фоне трагических событий, вала негативных эмоций и публикаций в социальных сетях у общественности могло создаться не совсем точное впечатление по поводу того, как было на самом деле. Наш коллега, журналист из Петропавловска Елизавета АХМАНОВА, корреспондент сетевого издания Qazaqstan Media, рассказала, почему из-за большого количества информации в сети рождается немало слухов и фейков, а правда отходит на второй план.

Начало паводка: первая проблема питьевая вода

С первых дней начала паводка журналисты, местные и из центральных СМИ, находились в самом эпицентре событий. Мы видели, как эвакуировали людей, как прорывались земляные валы, как за считанные минуты стихия поглощала дома, целые улицы, как в ледяной воде, спасаясь от сильного течения, тонули домашние животные. Многие местные жители отказывались верить в беспрецедентные масштабы стихийного бедствия. Люди до последнего не верили, что их дома затопит, и крайне неохотно их покидали. Мы видели непонимание и даже агрессию со стороны жителей теперь уже затопленных районов. Простые обыватели вначале отказывались уходить из домов, а потом – панически умоляли спасти их, когда понимали угрозу своей жизни, но помогать им было уже в разы сложнее и опаснее.

Рядом с «300 спартанцами» - военнослужащими, которые приезжали из Астаны, мы находились и в поселке Тепличном, когда там прорвало земляную насыпь. Ребята, военные, не переставая таскали мешки с песком, чтобы хоть как-то сдержать стихию. Каждый день мы видим, в каких условиях работают спасатели и полицейские. Почти без сна, смены и отдыха, подвергая свои жизни опасности, часами в ледяной воде, они продолжают спасать домашних животных и оберегать от мародеров имущество пострадавших. А число людей, которых эвакуировали из уже затопленных домов, исчисляется десятками и сотнями.

Все началось 11 апреля. Хотя некоторые СМИ пишут, что 12-13 числа, но это не точно. Сначала льдины, которые несла большая вода, как спички разрушили линии связи и электропередачи. В итоге, областной центр - Петропавловск тогда остался без воды. Но меньше, чем через сутки – 12 апреля - в семь утра в городе все же дали техническую воду. А еще с вечера 11 апреля начали подвоз во дворы питьевой воды на автотранспорте. Несмотря на жестокую критику со всех сторон, как местный житель, я должна признать: местные власти реагировали на все достаточно оперативно, с учетом обстоятельств чрезвычайной ситуации. Аким города дважды появился с обращением в СМИ, в котором не только рассказал о ситуации, но и извинился перед горожанами за неудобства. Это было правильными шагами, поскольку в людях накопились эмоции, многие граждане растерялись и транслировали сплошной негатив в социальные сети.

В городе экстренно приступили к строительству альтернативного источника водоснабжения. Поскольку многие районы кругом были уже затоплены, пришлось искать нестандартное решение. В итоге, начали прокладывать дополнительную трубу к насосной станции второго подъема от озера Пестрого, что на южной окраине Петропавловска. Благодаря этому, уже 13 апреля власти смогли возобновить подачу питьевой воды. Поскольку вода идет из озера, нетрадиционного источника, то каждый час СЭС берет ее на анализы, проверяя, чтобы все показатели соответствовали ГОСТу. Конечно, в период, когда проходят паводки, специалисты в целом все равно рекомендуют не пить воду из-под крана, но, по крайней мере, для кипячения петропавловцы воду получили довольно быстро.

Пока вопрос с питьевой водой в Петропавловске срочно решался, на помощь пришли другие регионы, В первый же день отключения воды из всех районов области и даже из Астаны к нам направили 65 единиц техники. Мы испытали огромную благодарность, когда встречали целые автокараваны с питьевой водой, которых потянулись к нам и из других регионов Казахстана. Централизовано бутилированную воду бесплатно выдавали в пунктах гуманитарной помощи, а еще волонтеры просто раздавали ее на улице. Волонтеры также были не только местные, но много было и приезжих, которых петропавловцы встретили очень тепло. Добровольцы заботились о военных, полицейских, носили еду нуждающимся, также проводя на ногах целыми сутками напролет.

Гуманитарная помощь

Огромную роль в эти дни сыграла гуманитарная помощь – еда, теплые вещи, предметы гигиены, быта. Людям, за минуты покинувшим свои дома без ничего, было нужно все – от полотенец до обуви. Они со слезами на глазах принимали гуманитарную помощь, которая также начала поступать в Петропавловск из других регионов и даже стран. Ее собирали и отправляли простые граждане, негосударственные организации, частные компании. Откликнулось и много верующих людей, которые проявили себя в эти дни с самой лучшей стороны.

Но понятно, что там, где такие проблемы, горе, больше негативных эмоций, чем позитивных. В соцсетях завирусились ролики, на которых местный чиновник отказывается говорить с активистом, который требовал ответа на вопрос, почему гуманитарку отправляют «на склад», а не раздают людям. Я ездила туда, также задавала вопросы. Передача грузов на склады – разумная мера. В эти дни мы видели, как вокруг стихийной раздачи помощи возникает давка и нездоровый ажиотаж. Чиновник был обязан организовать доставку и хранение помощи, чтобы еда, припасы, вода не разошлись разом, а были все время в наличии. Думаю, это нормальное сотрудничество в деле распределения гуманитарной помощи между частными и государственными органами. Госорганы выступают партнерами и гарантируют порядок и безопасность, частники собирают у людей то, чем они готовы поделиться. В период паводков гуманитарку везли нам со всей страны, раздавать ее нужно было все эти дни, а не разом, тем более, что не все нуждающиеся могли сами прийти за ней, многим надо было нести, везти, отдавать в руки. Особенно больным, старикам, детям, одиноким людям.

Да, без накладок быть не могло, происшедшее - первый опыт для СКО в деле распределения. Раньше мы сами только направляли гуманитарную помощь. Большая ее часть организованно поступала и распределялась через официальные пункты приема, а также передавалась пострадавшим по спискам, с учетом их нужд и просьб. Координация распределения гуманитарной помощи шла, в том числе и через областную Ассамблею народа Казахстана.

Да, были и «стихийные волонтеры», которые просто раздавали продукты и вещи на улице, но в таких случаях часто возникала давка, ругань, скандалы. Надо признать, что и некоторые жители региона проявили себя не с лучшей стороны, и в очередях за помощью порой становились не только пострадавшие, но и те, кого наводнение не коснулось.

Именно по этой причине, местные власти решили принимать гуманитарную помощь через единый пункт на оптово-распределительном центре ТОО «Радуга». Сюда ехали и до сих пор едут большегрузы, там гуманитарка сортируется и развозится в пострадавшие районы области и трем центрам в Петропавловске. Впереди еще много работы, и надо подумать о времени, когда люди придут в свои разрушенные дома, будут восстанавливать их, и им по-прежнему нужна будет поддержка. На складе делается запас на этот случай.

На стадионе «Карасай» помощь оказывают жителям Подгоры, в школе олимпийского резерва - пострадавшим из Заречного, а по ул. Чкалова, 48 могут прийти за помощью жители Хромзавода и Кирпичного.

Сейчас за каждой улицей даже закрепили старших, активистов. Они составляют списки и отмечают потребности людей в гуманитарной помощи. Они же контролируют расфасовку вещей и продуктов, и их распределение. Хочу ответить на обвинения, якобы, местные власти самоустранились, которые часто раздаются в эти дни в социальных сетях. Я понимаю эмоции людей, потерявших все, им нужно обвинить кого-то. Да, государственная система сработала не идеально. Но власти никуда не убежали, они продолжают вести координацию работ и контроль за всеми процессами. К этому также подключили АНК и различные НПО. Особую роль сыграли и правоохранительные органы. Хоть кто-то и высказывался критически в их адрес, но те полицейские, кого я видела и вижу в эти дни, добросовестно выполняли свою работу – обеспечивали безопасность граждан. Как в пунктах выдачи помощи, так и в затопленных районах.

Правонарушения

Конечно, избежать негативных моментов в ходе борьбы со стихийным бедствием невозможно. Громкий инцидент произошел ни где-нибудь на улице, а в местной мечети. Предприниматель начал снимать раздачу привезенной помощи на свой телефон, хотя его просили этого не делать, этом смущало нуждающихся. Наиб-имам пытался остановить назойливого активиста, но тот ударил его в лицо. Дебошира задержали и арестовали на 15 суток за хулиганство. В ответ бизнесмен обвинил имама в «укрывательстве» гуманитарной помощи или даже ее воровстве.

В свою очередь имам не стал писать заявление в полицию на своего обидчика. А ведь тогда он отвечал бы уже не по административной, а по уголовной статье. Но, пояснение ситуации, областной имам в СМИ все-таки дал, продемонстрировав лучшие качества религиозного человека, который простил обидчика.

Строительство дамб

При возведении дамб и любых других сооружений требовался колоссальный коллективный труд. Вода в северный регион прибывала очень быстро. Тысячи людей – добровольцев и сотрудников государственных органов – днями и ночами, не разгибая спины, работали на возведении защитных сооружений от воды. Над этим бок о бок трудились спасатели, госслужащие, военные, волонтеры, строители и просто неравнодушные жители. Конечно, заставлять никого не приходилось, работали только те, кто хотел. Те, кто был заинтересован в спасении крова и малой родины, порою даже требовали допустить их к работе.

Естественно, в условиях беспрецедентного паводка, успеть защитить все было невозможно. По этой причине есть те, кто упрекнул власти в бездействии. «Люди устали ждать помощи от властей и сами пошли укреплять берега. Рук не хватает», - написали в социальных сетях. Действительно, в отдельных случаях некоторые жители самостоятельно начинали делать небольшие насыпи, о чем транслировали в сети. Позже им отправляли помощь, давали информацию, эвакуировали, если нужно. Всего в эти дни со стихией боролись 5,166 спасателей и военных, 942 единицы техники, 495 мотопомп, 131 плавсредство и три воздушных судна. В эти дни я часто видела в разных местах, как тех, кто противостоял стихии, навещал аким области, Гауез Нурмухамбетов, который днем и ночью координировал усилия тысяч людей. Его нужно было критиковать за то, что можно было больше успеть сделать до потопа, но только не за то, что он спасовал и спрятался, когда стали очевидны масштабы стихии.

Волонтерский фронт-офис

«Все делается в основном руками волонтеров и неравнодушных жителей других городов. Власть практически самоустранилась», - высказывали свои претензии горожане. И действительно - помощь простых неравнодушных жителей была очень велика. Для их координации на базе областной АНК был создан целый фронт-офис волонтеров, который работал круглыми сутками. Работники офиса координировали прибывающую помощь, ее раздачу, принимали и обрабатывали списки нуждающихся. По заявкам местных исполнительных органов, ЧС, волонтеров направляли на оповещение, сортировку и распределение гумпомощи и укрепление инженерных конструкций на паводкоопасных участках. Некоторые ребята в изнеможении спали прямо там же, не успевая посетить своих домашних, элементарно помыться, поесть и сменить одежду. Наверное, только в таких условиях понимаешь значение слов «самоотверженность», «неравнодушие». Люди падали с ног, но их приходилось буквально гнать отдохнуть, чтобы они на завтра не падали без сил.

Со своей стороны, и государственные служащие также делали все, чтобы победить в борьбе с паводком. Работа волонтеров проводилась во взаимодействии с местными властями, без них все очень быстро превратилось бы в хаос. Государство давало помещения, транспорт, шанцевый инструмент, и при необходимости – питание, лекарства, белье, мешки. Да, не все волонтеры и приехавшие с помощью блогеры из других регионов соглашались сотрудничать с фронт-офисом, полагая, что им проще будем самим помочь пострадавшим. К чему это иногда приводило, я уже упоминал выше. В зоне ЧС нельзя без порядка, без координации, - в этом я много раз убедилась в эти тяжелые дни.

Приятно было смотреть, когда люди помогали друг другу. Так, посильную помощь в борьбе с паводками оказывали обычные жители Севера. Активисты, волонтеры, общественники предлагали спасателям и военным горячий чай и различные угощения, в холодную погоду это было не только приятно, но и очень важно. Такие картины взаимопомощи часто попадались на фото и видео в эти дни, а позже люди делились ими в социальных сетях. Но не все поняли, что люди угощали солдат и спасателей не потому, что их командование бросило без еды, а – в благодарность за помощь. Многие решили, что «брошенных на подмогу населению солдат, сотрудников МЧС и полицейских приходится подкармливать местным жителям, так как им ежедневное горячее питание и чай власти обеспечить не смогли». Но это не так, только акимат города ежедневно три раза обеспечивал 629 военнослужащих и 116 спасателей горячим питанием. Никто из служивых не жаловался на отсутствие или нехватку питания, им даже порой приходилось отказываться от подарков граждан.

Люди о многом судили слишком быстро в эти дни, не разбираясь в деталях. Так, о подтоплении Подгоры местные жители сказали: «На объездной дороге прорвало всю эту насыпь, которую делали целую неделю. Несколько дней мы делали эту насыпь без сна и отдыха. Сегодня до конца пытались сдержать воду, но бесполезно». На самом деле не было «прорыва дамбы». А был - перелив воды через земляной вал с постепенным расширением. Отстоять у воды этот район, находящийся в низине в условиях того уровня подъема воды было невозможно, но зато население этого района заблаговременно эвакуировали.

Очень часто сеятелями сомнительных фейковых прогнозов были люди, никогда не бывавшие в СКО. Местным приходилось разъяснять, как обстоят дела на самом деле.

«В зоне затопления районы, которые находятся ниже, а также пригороды и села вдоль реки. Остальной город в основном находится справа на возвышенности, которая от уровня реки Есиль выше более чем 100 метров», - отметил местный житель в посте на Facebook с целью «развеять всяческие слухи о Петропавловске от людей, которые здесь никогда не жили и говорят, что затопит весь город». Кроме местных отработали и власти, которые также раскидывали оперативные сообщения в СМИ и соцсетях с визуализацией реальной картины.

Воду сдержали, цены – тоже

В социальных сетях также много писали о спекуляции товаров, необоснованном завышении цен на услуги такси, эвакуаторов, аренду жилья. Вот вам лайфхак: пользуйтесь официальными таксопарками «Яндекс такси» и «Регион». Они все эти дни работали и работают по закону о предпринимательской деятельности с установленным тарифом, за которым смотрели антимонопольщики. В период паводков цены эти перевозчики не меняли.

Сейчас ажиотаж с питьевой водой также миновал. Когда она пропадала, наверное, были и те, кто пытался нагреть на этом руки, продавая втридорога, но сейчас во всех торговых точках Петропавловска продают фасованную воду разного объема по тем же ценам, что и раньше, до паводка. Напротив моего дома, в Magnum пятилитровую бутылку TASSAY и BonAqua можно приобрести по акционной цене - 485 тенге, «ТУРАН» стоит 489 тенге. В торговой сети «Семейный» бутилированную воду емкостью пять литров российского производства можно купить в пределах 377-462 тенге.

Касательно стоимости аренды жилья, представители прокуратуры и ДГД выступили с разъяснением на площадке региональной службы коммуникации. В двух словах – массового повышения цен на аренду со стороны тех, кто работает официально, по договорам и патентам, нет.

Многие сегодня спрашивают, как быть с кредитами тем, кто лишился всего. Просто льготы для пострадавших в виде отсрочки по банковским займам также подверглись критике. Жители считают, что долги по кредитам стоило бы списать полностью. Пока в отношении пострадавших согласно спискам местных исполнительных органов, будет предоставлена автоматическая отсрочка платежей по кредитам на срок три месяца с первого апреля по 30 июня. Кроме того, по кредитам не будут начисляться штрафы и пени за просрочку платежей, возникшую в связи с влиянием последствий паводков. Кроме физлиц, отсрочка также доступна пострадавшим предпринимателям с учетом поданного ими заявления.

По списаниям ничего не слышно, но государство уже пообещало, что определит дополнительные меры персональной поддержки по кредитам. Пока нам говорят, чтобы мы следили за информацией на официальных сайтах и аккаунтах кредитных организаций. Через egov заработал сервис дистанционной подачи заявлений пострадавшими заемщиками.

Те, кто лишился своего жилья, вначале располагались в эвакуационных пунктах, в школьных спортзалах. Это не самые лучшие условия, но вначале нужно было спасти всех людей и переместить их в безопасное место. Сейчас, по решению местных властей, всех эвакуированных перевели в новые общежития. Там созданы более комфортные условия, есть душ, отдельная комната и трёхразовое питание. Здесь они будут жить до полного решения жилищного вопроса, заверил аким СКО Гауез Нурмухамбетов, на встрече с людьми.

Впереди – восстановление

По мере отступления воды становится виден масштаб того, что предстоит восстановить. По предложению акимата области, не пострадавшие от воды районы СКО будут помогать Петропавловску и Қызылжарскому району, где вода наделала бед больше всего. Доноры закреплены за каждым пострадавшим микрорайоном. Все 13 благополучных районов формируют по 5 механических бригад и техники, которые будут направлены в пострадавшие. Их задача - в кратчайшие сроки восстановить инфраструктуру, чтобы люди поскорее смогли вернутся домой. Специалисты оценивают, где стоит восстанавливать утраченное, а что придется переносить в другие места.

Уже идет уже строительство примерно 100 домов, всего, как сообщили в акимате, за счет меценатов будет построено 500 домов для граждан. Также для пострадавших, которым нельзя будет вернуться на старые места, будут приобретены квартиры в первичном и на вторичном рынке. Власти обещали людям, что никто не останется наедине со своей бедой. Люди верят. Главное, чтобы не терялся ритм восстановительных работ.

Вместо послесловия

Что я поняла за эти сложные дни? Природная стихия всегда вселяет страх, но она и объединяет людей. Так произошло в Северо-Казахстанской области. Жителей области сплотила общая беда, но также они продемонстрировала им, что остальные казахстанцы – не оставили их без помощи. Это желание прийти на помощь – это большая моральная поддержка нам, осознание того – что мы все, граждане одной страны, братья и сестры. Сложности не сломили североказахстанцев, что мы доказали 1 мая, когда все, как одна семья, вышли на субботник в праздничный день. Мы не забудем, как вся страна помогала нам. «Вот теперь я понимаю, что такое Единство», - эти слова одной из пострадавших - жительницы Подгоры, лично для меня стали главным итогом всего происшедшего.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...