Печать под прессом
Грустный юбилей для журналистов Казахстана
Свободная печать бывает хорошей или плохой, это верно. Но еще более верно то, что несвободная печать бывает только плохой.
Альбер Камю, французский писатель
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ, 3 мая, мировое сообщество отметило Всемирный день свободы печати в юбилейный, 30-й, раз. Как отмечается в этой связи на сайте ООН, «…с момента провозглашения Дня в 1993 году прошло три десятилетия, в течение которых мы наблюдали значительный прогресс в достижении свободы прессы и свободы выражения мнений во всем мире», однако в последние годы «…ситуация в плане свободы СМИ, безопасности журналистов и свободы выражения мнений стремительно ухудшается». Также в Организации объединенных наций подчеркивают, что «право на свободу выражения мнений, закрепленное в статье 19 Всеобщей декларации прав человека, является основным условием и движущей силой для осуществления всех других прав человека» и «поэтому празднование 30-летия Всемирного дня свободы печати в этом году является призывом к тому, чтобы вновь подчеркнуть ключевую роль свободы печати и независимых, плюралистических средств массовой информации для дела осуществления всех других прав человека». В целом, Всемирный день свободы печати призван напомнить и подчеркнуть основополагающие принципы свободы печати, оценить состояние свободы печати в мире, содействовать защите средств массовой информации от посягательств на их независимость и почтить память журналистов, погибших при исполнении своих служебных обязанностей. Говоря обо всем этом в Казахстане, мы, к сожалению, должны констатировать регресс и ухудшение положения прессы и свободы распространения информации и слова в целом. Если в прошлом году позиции нашей страны в рейтинге свободы прессы в мире от «Репортеров без границ» несколько усилились, то в этом они вновь упали, и, по-видимому, будут продолжать это падение и дальше. Причина этого проста и происходит из целого ряда уголовных дел и судов против журналистов, репрессивного закона о СМИ и словесных нападок на свободу слова со стороны государственных мужей.
К Всемирному дню свободы печати международная правозащитная организация «Репортеры без границ» выпускает свой ежегодный «Индекс свободы прессы», который отражает ситуацию с журналистами в 180 различных странах мирах и на территориях, формально странами не признанных, но фактически существующих в формате самоуправления. Среди главных выводов исследования – устойчивый рост стран, где ситуация со свободой слова пребывает в наихудшем состоянии. «Все большее число правительств (даже в странах, считающихся демократическими) ведут себя агрессивно по отношению к журналистам. Также все большее количество стран проводят масштабные кампании дезинформации и пропаганды, что делает работу свободных СМИ более трудной и опасной», - делают вывод авторы исследования.
Согласно принятой в этом рейтинге классификации, страны делятся на 6 категорий. В первой со свободой печати все хорошо (это «зеленая категория»), и в ней всего 8 стран, что отражает снижение этого количества, так как в прошлом индексе это число составляло 12. Выросло количество стран во второй категории, где положение для журналистов удовлетворительное («желтая категория»), сейчас в ней 44 страны, в то время как в 2021 году их было 36. В третьей группе стран, самой многочисленной, где ситуация для прессы характеризуется, как проблематичная («оранжевая категория») - 55 стран, что на 4 страны меньше, чем в 2021 году. В четвертой категории, где царит «сложная ситуация» со свободой печати («красная категория»), произошло сокращение - до 42 стран, (с 52 в 2021 году). Ну, а шестой группе стран, где ситуация для медиа самая плохая или, как выразились авторы исследования, «Очень серьезная» ситуация («фиолетовая категория») – наоборот прирост – до 31 с 21 в 2021 году. Если перевести ситуацию с чисел на численность, то, по данным ООН, «порядка 85% населения планеты живут в условиях затрудненного доступа к правдивой информации». Причем, отмечается и то, что одна из причин этого печального положения связана с развитием цифровых технологий, которые позволяют правительствам быстро и легко создавать и распространять фейк-ньюс. «Разница между правдой и ложью, реальным и искусственным, фактами и выдумками стирается, что ставит под угрозу право человека на информацию, - говорится в докладе «Репортеров без границ». - Беспрецедентная возможность [властей] вмешиваться в контент подрывает качественную журналистику».
Казахстан находится в «оранжевой группе» стран по свободе прессы, то есть ситуация у нас с этим делом «проблематичная». С прошлого года мы упали с 122-й позиции до 134-й, на 12 позиций. Правда, в 2021 году Казахстан, наоборот, резко поднялся – со 155-го места до 122-го, на 32 позиции. Впрочем, по резкой смене позиций в рейтинге мы не сравнимся со своим соседом – Кыргызстаном, где обвал рейтинга составил аж 50 пунктов. По оценкам «Репортеров без границ», наше «правительство стремится контролировать информационное пространство», при этом «доступ к информации ограничен», а журналисты сталкиваются с «цензурой на правительственных брифингах».
«Власти используют все доступные средства — аресты, нападения, отключения телекоммуникаций, интернета, — чтобы не допустить освещения крупных событий, таких как беспрецедентные антиправительственные протесты, потрясшие страну в январе 2022 года. Правительство платит частным СМИ за распространение пропаганды режима. Правительство контролирует назначение главных редакторов государственных и контролируемых государством СМИ. Министерство информации само по себе выполняет функции органа по регулированию СМИ», — отмечается в отчете. Кроме этого сообщается, что хотя Конституция Казахстана запрещает цензуру, фактически она применяется, также нарушается право на сохранение тайны источника. Не удалось Астане ввести иностранных экспертов в заблуждение и по поводу «декриминализации» клеветы, и в отчете указывается, что в Казахстане «сохраняется уголовная ответственность по статье о «распространении заведомо ложных сведений». Негативную оценку заслужил и правительственный вариант нового законодательства для журналистов: «Изменения в законе о СМИ в стране могут открыть пути для дальнейшего государственного контроля над прессой».
В будущем году вряд ли можно ожидать улучшений этого рейтинга. Одна из причин – уголовные дела против журналистов, по которым они получают более жесткие приговоры, чем коррупционеры. После громких дел и приговоров по Абжану и Козачкову на днях последовал арест супругов-журналистов Северных, которых уже стандартно обвинили в «вымогательстве денежных средств за непубликацию негативных материалов». Что интересно, когда журналистов хватают якобы при передаче денег, вымогательство им зачитывают полностью, а когда, скажем, президент «Хоргоса» Василий Ни, попадается с поличным на взятке, то это считают «незаконченным преступлением» (по причине задержания при передаче денег), прошедшим «без ущерба» и могут освободить его от уголовной ответственности совсем. Чтобы журналисту не попасть в тюрьму, необходимо признать свою вину и просить о снисхождении. Оправданий по громким делам против журналистов не было за исключением отмены приговора отцу и сыну Матаевым, но и это случилось уже после того, как оба они отсидели свой приговор в колонии и были освобождены.
При этом мы видим, что нападки со стороны властей на прессу и свободу распространения информации не прекращаются. К «Всемирному дню свободы печати» «подгадал» руководитель фракции «Ауыл» в мажилисе Анас Баккожаев, который, ни много ни мало, обвинил блогеров в угрозе безопасности Казахстана. «Около 10 лет назад, когда слово «блогер» впервые вошло в казахстанское общество, мы воспринимали их как молодых специалистов, создающих качественный контент. Возможно, сначала так и было, но кто такой «блогер» в наши дни? Большинство из тех, кто претендует на звание блогера, - малограмотные люди, не проверяющие достоверность информации и не гнушающиеся клеветать на кого бы то ни было, чтобы разбогатеть легким путем, заработать вымогательством, жадные до славы, которые разрушают благополучие страны и угрожают ее безопасности», - заявил Баккожаев на заседании мажилиса. Впрочем, кроме того, что через них, по его мнению, распространяется ложная информация (привет уголовной статье № 274!), которая придает социальным конфликтам этнический оттенок, мажилисмена также раздражает и то, что активисты интернета следят за образом жизни государственных мужей: «…Есть еще одна группа блогеров, которая занимается киберзапугиванием в обществе, следя за тем, что едят и пьют частные лица, даже во что они одеты». В общем же мажилисмен все свел к тому, чтобы приравнять блогеров к журналистам и «усилить их ответственность» в новом законе о СМИ, законопроект которого надо поскорее принять.
Понятное дело, что с таким настроем в парламенте мы можем ожидать принятия правительственного варианта закона о СМИ в текущем или даже еще более ужесточенном виде. Власти получат еще больше рычагов контроля над информацией, а также освободят чиновников от ответственности за препятствие работе журналистов, так что, в итоге, мы получим еще более «выжженную поляну» вместо свободы слова. Кому от этого будет лучше – обществу, государству или чиновнику? Ответ, наверное, очевиден. Но вопрос тут не только в том, что бюрократы пытаются максимально защитить себя от общественности, а в том, что такие рейтинги – это не капсоревнование, а реальный показатель того, насколько страна надежна, как партнер, и интересна для инвесторов. Чем хуже будет ситуация со свободой печати, тем менее привлекательным Казахстан будет для инвестиций, ниже будут наши экономические рейтинги, бизнес-привлекательность. А как следствие и работа самих чиновников, которые уверяют нас, что борются за все это, будет исключительно контрпродуктивной. Что в условиях «геополитического шторма» вокруг Казахстана выглядит также разумно, как стрелять самому себе в ноги на охоте.