Перевоспитатели
Соединенные Штаты намерены полностью перестроить свою политику на постсоветском пространстве. К чему это все может привести?
Юрий Сигов, Вашингтон
Смена верховной власти в Белом доме в Вашингтоне породила уже много прогнозов и оценок будущего курса США. Причем если внутренние дрязги между республиканцами и демократами тех, кто живет в других странах, меньше всего волнуют, то изменения во внешней политике Соединенных Штатов могут очень даже сильно аукнуться даже самым удаленным географически от них государствам.
Считается, что новая администрация, особенно в том, что касается отношений с ключевыми противниками Вашингтона, сформирована из рядов крайне агрессивно настроенных ненавистников что России, что Китая. Между тем, было бы наивно думать, что назначение только одного или двух в принципе рядовых чиновников (пусть даже и высокопоставленных) может как-то поменять общепринятый американскими элитами курс, с одной стороны, на ликвидацию России как государства и на максимальное сдерживание по всем позициям Китая.
Да, в перископе внешнеполитических интересов США остаются по-прежнему и Иран, и КНДР, и Куба с Венесуэлой. Но эти страны совершенно ничем Америке не угрожают, да и вряд ли смогут нечто подобное себе позволить на обозримую перспективу. А вот отношения с Москвой и Пекином, как с врагами-противниками будут для новой администрации Белого дома исключительно важными. С учетом же того, что Казахстан как раз между ними географически и расположен, то от этого противостояния он гарантировано будет нести немалые потери - в том числе и экономические.
Важно и то, что проведение подобной политики новой администрацией США имеет четко сформировавшийся консенсус внутренних элит. То есть в чем-то республиканцы и демократы могут, безусловно, переругаться, повздорить, даже угрожать друг другу протестами и митингами. Но как доходит дело до отношений с Россией и Китаем - так давно уже сформировавшееся единодушие по всем основным пунктам. И это - очень даже принципиальный момент, который надо принимать к сведению.
По России все понятно: сорвать выборы в Думу, помешать смене власти на президентском посту, и максимально ослабить Москву на постсоветском пространстве
Поскольку Казахстан входит с Россией во все ключевые постсоветские объединения (пусть во многие чисто формально, но тем не менее), от того, какой будет политика США в отношении Москвы во многом будут зависеть и американо-казахстанские отношения. Это особенно важно в преддверии парламентских выборов в России нынешней осенью и следующих президентских выборов, на которых пока неясно, будет ли баллотироваться нынешний президент РФ. Или он устроит некую комбинацию с передачей власти преемнику.
Так что же можно ожидать от «новых-старых» американо-российских отношений в самом ближайшем будущем? Что касается Госдепартамента США, то там из прошлых команд демократов собраны наиболее непримиримые специалисты по борьбе с Россией. Так, заместителем госсекретаря по полит-вопросам стала В. Нуланд, известная как основной организатор смены власти 2014 году в Киеве и как человек, который просто спит и видит, когда же в Москве произойдут точно такие же события.
Директором ЦРУ становится Билл Бернс, бывший посол США в России, а отвечать за отношения с Центральной Азией и Каспием будет Андреа Кендалл-Тейлор. Там же поблизости от выработки важнейших политических решений получат новые назначения Нэнси МакЭлдоуни, работавшая ранее в Азербайджане и Турции, и Аманда Слоут, директор Совета по национальной безопасности, отвечающая за отношения с закавказскими республиками.
Все эти люди полностью разделяют взгляды президента Дж. Байдена на то, что Россию как «существенную помеху» надо максимально сдерживать везде, где только можно. А если получится - то и подсобить ее внутреннему развалу.
Также стоит учесть тот факт, что у нового президента США есть особый интерес к тому, чтобы полностью переформатировать американскую политику и на Кавказе, и в районе Каспия. Особый интерес к этому региону у новой американской администрации связан с тем, что именно Дж. Байден до последнего поддерживал грузинские власти в 2008 году во время военного столкновения Тбилиси и Москвы. И именно новый президент США добился тогда выделения через Конгресс помощи Грузии в размере 1 млрд. долларов, против чего довольно активно выступал тогдашний хозяин Белого дома Б.Обама.
Замечу, что президенту США Д.Трампу по большому счету вообще было до фонаря, что там происходит на постсоветском пространстве. Потому как он не видел лично для себя каких-то существенных политических дивидентов, ради которых ему стоило бы ввязываться в какие-то региональные распри, или особо вызывать недовольство и противостояние со стороны и Москвы, и Пекина. У Дж. Байдена к этому региону – совершенно иной подход. И, судя по всему, те же страны Центральной Азии подобное станут ощущать уже в самом скором времени.
Отдельно администрация Дж. Байдена будет заниматься так называемыми территориальными конфликтами, оставшимися на постсоветской территории. Это касается в первую очередь Приднестровья и Донбасса. По Приднестровью вся работа по выдворению российского воинского контингента из региона будет возложена на Румынию, НАТО, а также правительства Молдовы и Украины. Америка поможет им оружием, советниками и политическим давлением на Москву. При этом в Вашингтоне уверены, что этого будет вполне достаточно для того, чтобы вывести оттуда российские войска в течение следующих двух-трех лет.
По Донбассу у Дж. Байдена есть особый интерес в возвращении территорий Донецкой и Луганской республик Украине. Как известно, во время предвыборной борьбы с Д. Трампом одним из основных элементов критики демократов со стороны республиканцев были темные делишки сына Байдена в нефтяном бизнесе на Украине. И хотя расследования пока ни к чему конкретному не привели (по крайней мере, они ничуть не помешали Дж. Байдену избраться президентом страны), именно «украинский след» в своей биографии ему очень хочется как можно быстрее прикрыть.
А военное решение проблемы Донбасса для этого - самый подходящий вариант. Не случайно, что руководство Госдепартамента США уже официально пообещало поставки боевого оружия на Украину, оказание помощи этой стране со стороны НАТО, постоянную поддержку военных кораблей США Киеву в акватории Черного моря - и полное дипломатическое содействие на всех уровнях. Разумеется, если военные действия в этом регионе вспыхнут с новой силой, то воевать американцы будут за свободу и независимость Украины исключительно руками украинских военнослужащих. Но факт остается фактом: ухудшение общей обстановки в этом регионе практически неизбежно.
Существуют некие нюансы и в позиции США по конфликту вокруг Нагорного Карабаха. Наверняка Вашингтон станет меньше поддерживать в этом противостоянии Азербайджан под влиянием очень сильного армянского лобби, базирующегося в основном в традиционно демократически-настроенном штате Калифорния. Между тем, Дж. Байдену очень не нравится присутствие там российских войск (как они называются - миротворцы или как-то иначе - не принципиально), и поэтому с американской стороны этому присутствию будут создаваться всяческие помехи.
А вот по Грузии у новой администрации Белого дома есть довольно четкая и понятная стратегия. Не секрет, что Тбилиси давно и официально просится в НАТО на любом уровне. Пусть не принимают как полноправного члена (пока), но пускай возьмут на каком-то положении «особого статуса». Пускай разместят в Грузии пару военных баз, пусть, наконец, распишут конкретный и четкий план по срокам, когда республику смогут принять в НАТО - а дальше уже следовать задуманному совместными усилиями.
«Друзья на особых условиях» - что в борьбе с Россией, что с Китаем
В этой связи у новой администрации США в отношении постсоветского пространства появляется довольно интересная формула привлечения на свою сторону «стратегических партнеров». Это - создание «особых условий» для вступления в НАТО или попадание в список «важных партнеров Соединенных Штатов в области безопасности». Под эту формулировку подходят действия правительств Украины и Молдовы, которые стремятся в НАТО и ЕС, но встречают на своем пути определенные препятствия и даже возражения со стороны отдельных стран-членов.
Тем не менее, даже самые спорные моменты вполне поддаются решениям. Та же Грузия вроде как не может официально стать членом НАТО пока не решит свои территориальные споры с Абхазией и Южной Осетией (а решить она их может только с Россией, и только новой войной, что маловероятно). Тем не менее, Генеральный секретарь НАТО предлагает Грузии войти в альянс на неких «особых условиях». Это означает вывод территорий Абхазии и Южной Осетии из-под мифической защиты натовских войск на случай военного конфликта с кем-то Тбилиси.
Для грузинского руководства подобный вариант все равно выгоден, потому как если он все же будет осуществлен (а влияния у США на принятие Грузии - для начала ее, а затем уже Украины и Молдовы в НАТО достаточно – по все тем же «особым условиям»), то вся политическая архитектура постсоветского пространства будет полностью изменена. Тогда потеряет какой-либо смысл в существовании ОКДБ, разного рода военных соглашений между Россией и Арменией – да и многие другие постсоветские реалии станут очевидно неактуальными.
Помимо этого, очень велика вероятность того, что Россия примет в свой состав и Абхазию, и Южную Осетию, а также в случае натовских приемов Украины и Молдовы – Приднестровье и Донбасс. А это - не просто новое напряжение по периметру российских границ, но и реальные предпосылки к новому, уже глобальному вооруженному конфликту. Которого все вроде бы побаиваются, но сами к тому упорно нашу планету подталкивают.
По тем же самым расчетам «особого взаимодействия» Соединенные Штаты намерены действовать в отношении «сдерживания» Китая. Здесь военное сотрудничество и его расширение до уровня «стратегического» вполне реально при новой администрации Белого дома с Индией, Вьетнамом, Южной Кореей, Японий и Австралией. Не обязательно включать какие-то из этих государств в НАТО или давать им какие-то особые гарантии в плане обороны со стороны единого западного сообщества. Вполне достаточно гарантий со стороны США – и этого, по оценкам экспертов новой администрации Белого дома, будет вполне достаточно для недвусмысленного сигнала Пекину относительно формы и поддержания с ним отношений со стороны американского руководства.
И еще. Американцы будут особенно активно окучивать те постсоветские республики, включая Казахстан, которые входят вроде бы в постсоветские структуры, курируемые Россией, но желающие активно поддерживать и партнерские отношения с США. Соответственно, если при Д. Трампе Белому дому было все равно, что там и как в той же Центральной Азии происходит, то теперь на ее внешнюю политику в Вашингтоне будут смотреть сквозь призму тесных или не совсем отношений с Москвой. И чем многовекторнее будет политика этих республик, тем больше у них будет шансов теснее взаимодействовать с Соединенными Штатами.
Китай - соперник, с которым все-таки можно договариваться
Если Россия (наряду с Ираном и Северной Кореей) объявлены новой администрацией США врагами и угрозой безопасности страны, то Китай – это соперник, который опасен для Америки, но с которым все-таки предпочтительнее не воевать, а каким-то образом договариваться. Делать это будет сложно, но нужно - и Белый дом в принципе к такому смещению акцентов в своей политике в отношении Пекина готов.
Примечательно, что новый Госсекретарь США Э. Блинкен дал понять, что в принципе его команда не возражает против курса бывшего президента Д.Трампа на сдерживание Китая, и ведения с ним предельно жестких и активных переговоров по всему спектру двусторонних проблем. Между тем, новая администрация Дж.Байдена в этом курсе намерена действовать более дипломатично, с использованием элементов переговоров и консультаций. И минимально стремиться при любом случае демонстрировать свою силу и военное давление.
Напомню, что в предыдущей администрации Д.Трампа, при всей воинственной риторики с американской стороны, деловые отношения именно у его семьи с Китаем развивались весьма успешно. Несмотря на введение многочисленных пошлин и ограничений на торговлю с Китаем, личный бизнес, к примеру, дочери Трампа Иванки с КНР ничуть не пострадал. Напротив - он все последние четыре года только процветал.
Судя по всему, есть личные коммерческие интересы в Китае и у семейства Дж. Байдена. В то же время Китай, как уже было неоднократно заявлено самим новым президентом США, им не угрожает. Соответственно по тем темам, где имеются серьезные разногласия (к примеру, кража китайцами американских технологических секретов и вопросы кибер-безопасности) Вашингтон готов вести с Пекином жесткие переговоры. Соблюдая при этом строгий принцип защиты своих интересов там, где китайские товарищи, по оценкам американцев, будут «переходить красную черту».
Особый интерес в этом плане представляют отношения США и Китая в гуманитарной сфере и по проблемам соблюдения прав человека. Любимая тема предыдущей администрации Соединенных Штатов - положение уйгуров в Синцзяне, будет будироваться и новой командой Дж. Байдена. Это значит, что на Китай будут накладываться все новые и новые санкции. А тема притеснения уйгуров станет ключевой при выработке курса в отношении Китая не только американцами, но странами Евросоюза. Что, разумеется, будет неизбежно вызывать жесткую ответную негативную реакцию с китайской стороны.
Намерены американцы мешать Китаю по всем позициям и в осуществлении проекта «Один пояс-один путь», а также препятствовать любым попыткам Китая и России как-то взаимодействовать в энергетической сфере. В частности, США готовы вводить санкции против тех компаний, которые будут помогать КНР осуществлять инфраструктурные проекты в рамках стратегии Нового Шелкового Пути для КНР, и пытаться сорвать сооружение и запуск любых газопроводов и нефтепроводов, ведущих из России в Европу.
Кстати, при всей жесткой риторике со стороны новой американской администрации, руководство Китая выразило уже желание наладить диалог с Белым домом. И попытаться разрешить имеющиеся спорные вопросы переговорами, а не взаимным введением новых пошлин и ограничений. К тому же китайская сторона дала понять американцам, чтобы они прекратили называть коронавирус «китайским». И если есть желание, то попробовать совместными усилиями решить проблему этой всемирной заразы на уровне кооперации медиков двух стран.
Таким образом, со сменой власти в Вашингтоне участие и вовлечение американцев в события, происходящие на постсоветском пространстве и в Китае явно возрастет. Соединенные Штаты будут намного активнее и предметнее вмешиваться в дела этих стран и регионов, сделают ставку на то, чтобы подобным взаимодействием с партнерами и на постсоветском пространстве, и в Азии максимально ослабить своих врагов и конкурентов. А тем в свою очередь (Казахстан это касается особенно) придется проявлять очень неслабую изворотливость, чтобы и с Пекином-Москвой не попортить отношения, и использовать Америку с ее интересами там, где от этого можно будет получить какие-то даже самые минимальные дивиденты.